Программа по тестопластике "Город мастеров"
рабочая программа (6 класс)

Земцова Елена Анатольевна

Программа расчитана на детей 12- 13 лет, написана с учётом возрастных, психологических, познавательных особенностей  детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika_novaya.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа-интернат №1 Купинского района Новосибирской области

( МБОУ Купинская школа-интернат №1)

                 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Воспитателей

____________

Протокол №_____

От «____» _________2020_г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 МБОУ Купинской

школы-интерната №1

_____________________

« ____» _________2020_г.  

«Утверждено»

Директор МБОУ Купинской

школы-интерната №1

Кокарева О.В.

________________  

« ____» _________2020_г.

Программа по тестопластике « Город мастеров »

на 2020-2021 учебный год

Группа 6

Составила:  Земцова Елена Анатольевна

Воспитатель 1 категории

 

                                                             

                                                              г. Купино, 2020 г.

Программа  разработана на базе следующих законодательных актов:

  •  Конституция Российской Федерации;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года;
  •  Конвенция о правах ребёнка;
  •  Закон РФ «Об основных гарантах прав ребенка» (от 27.07.1996 №124-ФЗ);
  •  Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
  •  Типовое положение о специальном (коррекционном образовательном) учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  •  Локальными актами МБОУ Купинской школы- интерната
  • Уставом МБОУ Купинской школы- интерната

                                             Пояснительная записка

            Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

            Особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Данная программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности, даёт большой толчок для овладения такими творческими профессиями: художник, дизайнер, гончар, флорист.

В последнее время особую популярность обрели поделки из теста: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, выглядят как керамические, а работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
У тестопластики много положительных свойств. Это полезное и увлекательное занятие, которое активизирует мышление, память, внимание, успокаивает нервную систему, дарит положительные эмоции и поднимает настроение. Оно подходит для развития речи, мелкой моторики и глазомера, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение и многое другое. Еще один немаловажный момент: такое необычное творчество сближает и объединяет детей  за интересным делом, которое в дальнейшем может оказать решающее значение при выборе профессии.

Техника лепки из теста проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Традиционный рецепт: 200 гр.воды, 300 гр.соли, 300гр.муки. Полученное тесто очень эластично, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны, что дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.  Экологическая чистота и безвредность материала, его доступность и дешевизна позволяет широко использовать его в работе с детьми. 

 Лепка является одним из средств эстетического воспитания: помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают наблюдательность, фантазию, творческое воображение и мышление.

Фигурки, дома, шкатулки, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус, умелые руки. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый, ведь в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

Поэтому развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Цель:

вoспитание твoрческой личнoсти, развитие её  интересoв, наклoннoстей, спoсобностей.

Задачи:

• вooружить детей знаниями в изучаемой oбласти, вырабoтать необхoдимые практические умения и навыки;

  • изучить приемы лепки из соленого теста и технологии изготовления различных изделий;

• развивать творческие способности, фантазию, воображение;

• развивать мелкую моторику рук, глазомер

• помогать детям в их желании сделать свои работы общественно – значимыми.

  • воспитывать ценностное отношение к человеку, его труду, культуре;
  • развивать творческие навыки, необходимые для освоения профессий востребованных на рынке труда

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

 

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический

Формы:

Индивидуальные, подгрупповые, групповые.

Средства:

соленое тесто, гуашь, лак, шаблоны

     Программа рассчитана на детей 12-13 лет, наполняемость группы 10 воспитанников

 Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Программа написана с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья под девизом: растем и развиваемся через познание, творчество и игру.

Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НО.

      Работа с родителями.

  1. Ознакомить родителей с планом внеурочной работы.
  2. Приглашение родителей на открытое занятие, на выставки детских работ.
  3.  Проведение мастер классов совместно с родителями

 

                Предполагаемые результаты реализации программы.

  Программа будет способствовать:

-созданию условий для развития нравственных качеств, познавательных и творческих способностей детей;

-формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом; выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы;

-формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности;

 -Формированию профессионального самоопределения;

- развитию художественного вкуса, фантазии.

   Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.

Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.

Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.

Оригинальность предлагаемых художественных решений.

Окрепшая моторика рук.

Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в  выставках, а так же  призовые места, которые будут отданы их работам.

    В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

•    ценностное отношение к труду и творчеству,  трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•    осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

•    мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность,  ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• нравственно-этическое оценивание;

• действие смыслообразования;

• способность к самооценке на основе критериев успешности   деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение выражать свои мысли;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением  

Регулятивные универсальные учебные действия:

• целеполагание;

• волевая саморегуляция.

                                 

                                  Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие. Знакомство.

1

2.

Материалы и инструменты

1

3.

 Основные этапы изготовления изделий

1

4.

Лепка мелких деталей

1

5.

Макеты для домиков

4

6.

Конструкции для домиков

10

7.

Сбор конструкций

10

8.

Раскрашивание домиков

6

9.

Украшение домиков

6

10.

Лепка картин

8

11.

Конструкции для шкатулок

8

12.

Сбор шкатулок

8

13.

Раскрашивание шкатулок

4

14.

Украшение шкатулок

                  4

                                            Содержание программы

    72 часа (2 часа в неделю)

1. Вводное занятие (1 час)

Цель, содержание и форма занятий. Правила безопасности. Виды и назначение соленого теста.

2. Материалы и инструменты.(1 час)

Подбор муки, других ингредиентов (соль, вода) для теста. Инструменты для основных и отделочных работ. Организация рабочего места. Культура труда. Правила безопасности во время работы, краски, лаки для окончательной обработки изделий.

3. Основные этапы изготовления изделий (1 час)

Приготовление теста и его основной рецепт. Замес до пластического состояния. Окрашивание теста при помощи пищевых красителей. Способы сушки изделий из соленого теста. Глазирование. Окрашивание готовых изделий. Лакирование.

4. Лепка мелких деталей (1 час)

Мелкие детали – составные части больших композиций. Технология изготовления разных частей цветов и листьев, фруктов, ягод и овощей. Правила безопасности.

5. Макеты для домиков (4 часа)

Выполнение из бумаги и картона шаблонов деталей домиков для переноса на тесто.

6. Конструкции для домиков(10 часов).

Резьба деталей домиков на тесте по выполненным шаблонам. Сушка.

7. Сбор конструкций (10 часа)

Соединение деталей домиков с помощью теста. Сушка.

8. Раскрашивание домиков (6 часов)

Раскрашивание гуашью. Лакирование. Сушка.

9. Украшение домиков (6 часов)

Отделка готовых изделий объёмным декором. Сушка. Лакирование.

10. Лепка картин (8 часов)

Лепка основы для картин. Варианты объёмных украшений.  Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

11. Конструкции для шкатулок. (8 часов)

Лепка  форм для шкатулок. Варианты изделий.  Основные приемы работы. Проектирование будущего изделия. Сушка. Раскрашивание. Лакирование.

12. Сбор шкатулок (8 часов)

Соединение деталей шкатулок с помощью теста. Сушка

13. Раскрашивание шкатулок(4 часа)

14. Украшение шкатулок(1 час)

 Выбор варианта отделки. Изготовление мелких деталей. Декорирование. Раскрашивание. Лакирование.

                                                              Литература:

 Горичева В.С.. Изделия из соленого теста

 Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

 Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

 Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.

 Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.:    Педагогическое общество России, 2000.

 Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

 Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.

   Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:

- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;

- активизирует мыслительные процессы.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);

совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда, развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Город Мастеров"

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования в школе 8 вида....

Вариативная часть к рабочей программе 270802.08 Мастер сухого строительства

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по профессии начального  профессионального образования (дале...

Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения

Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения...

Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения

Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Программы учебной практики мастера производственного обучения Кацмана Ильи Енявича. Специальность: «Оператор котельной».

Учебная программа разработана с учетом знаний и трудовых умений обучающихся, имеющих среднее образование.В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и в...

Рабочая программа кружка "Город мастеров"

Программа составлена с учетом того, что на кружке будут заниматься учащиеся начальных классов. Они будут учиться работать с картоном, выполнять аппликаци., вышивать на картоне, делать поделки из ваты ...

Сценарий конкурсной программы "КЛУБ ВЕСЕЛЫХ МАСТЕРОВ"

ТЕМА: Клуб весёлых мастеров.ЦЕЛЬ: Закрепление полученных ранее знаний и умений. Продолжать учить детей социально бытовой ориентировки. Подготовка детей с ограниченными возможностями к самостояте...