Статья :"Развитие через игру"
статья

Дети с ментальными нарушениями нуждаются в игровой деятельности, так как через нее они могут научится чему-то новому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_cherez_igru.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие через игру.

Основная задача педагога состоит — в том, чтобы сформировать у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. В этом ведущая коррекционная задача при воспитании умственно отсталых детей данного возраста.Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и
примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях.

В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Целостное восприятие предмета, являясь важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности — предметной, игровой, трудовой и изобразительной. По-настоящему оно складывается только тогда, когда дети могут воспринимать окружающее не слитно, приблизительно, глобально, а видят в предмете форму, величину, могут выделить существенные части предмета, необходимые для действия с ними. У умственно отсталых детей формирование целостного образа задерживается, и без специального коррекционного воздействия оно фактически не происходит до конца дошкольного возраста. Это в свою очередь влияет на возникновение действий по самообслуживанию, предметно-игровых действий, которые развиваются поздно и дефектно. В то же время предметный рисунок дети не способны создать.

Игры оказывают большое влияние на формирование целостного
восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый — узнавание, здесь умственно
отсталые дети испытывают трудности; второй — создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность умственно отсталого ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

Построение процесса обучения игре на основе дидактических принципов:

- принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения;

- принцип систематичности и последовательности в процессе формирования знаний, умений и навыков у детей;

- принцип наглядности, учитывающий наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления обучающихся;

- принцип доступности, предусматривающий соответствие формируемых представлений, знаний, умений и навыков возрастным и индивидуальным возможностям детей;

- принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков;

принцип связи содержания обучения с жизнью и опытом детей;

- принцип воспитывающей и развивающей направленности процесса обучения;

- принцип руководящей роли педагога в процессе обучения.

Необходимо разучивать с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные программой, стремиться охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.

Таким образом, очевидно, что низкий уровень развития игры не может обеспечить реализации заложенных в ней развивающих возможностей для умственно отсталых детей. Без специального обучения игра у таких детей не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребенка. Привить умственно отсталому ребенку интерес к игре, научить его играть и попытаться через игру воздействовать на его психическое развитие - важнейшая цель учителя-дефектолога специального образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».

Статья была представлена на педагогическом совете с целью освещения проведения интегрированных занятий....

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"

Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.Ставя перед собой такую сложную задачу как раз...

Статья на тему: "Как сохранить интерес к предмету через игру у обучающихся с ОВЗ".

Я думаю, что эта статья будет интересна не только коллегам, работающим  с детьми с ОВЗ, но и учителям начальных классов....

Статья на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру"

Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру...