Статья на тему: «Педагогические технологии организации режиссерских игр».
статья

Ветрова Анастасия Олеговна

Режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_rezhisserskim_igram.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Педагогические технологии организации режиссерских игр».

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова).

Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности.

Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие.

 Отличительные особенности режиссерской игры: режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

1) Ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры.

2) Ребенок в этой игре придумывает, чем что будет.

3) Ребенок придумывает мезансцены.

4) Ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.

 Этапы   становления   режиссерской   игры

  • На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе.
  • Второй этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек.

Наступает период образно-ролевой игры!

Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра - характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами".

  • Четверый этап. Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает

коллективный характер - дети вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей.

Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В.

В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.

а. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

Этапы педагогической технологии.

1 этап.   Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.

2 этап.  Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.

3 этап. Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.

б. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.

Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная своспитателям деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей  (3-6 человек), реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.

Для развития субъективной позиции к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе блика к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая этим детей. В свою очередь сюжет игры представляет собой последовательность взаимосвязанных событий и в этом смысле аналогичен любому повествовательному тексту.

Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.

Этапы педагогической технологии.

1 этап.   Обогащение игрового опыта  детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).

3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).

Режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка"

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка" освещает вопросы, связанные с использованием современных педагогических технологий на уроках английского языка....

Статья на тему: Новые технологии в организации работы по развитию познавательной активности у детей с ограниченными возможностями.

Новые технологии в организации работы по развитиюпознавательной активности у детей с ограниченными возможностями....

Статья «Использование новых педагогических технологий в организации самостоятельной работы в процессе личностно – ориентированного воспитания»

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество ...

Научная статья по теме "Педагогические технологии на уроках истории и обществознания"

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ НАСТОЯЩЕГО В ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ Е.И. Филиппова,учитель истории и обществознания,ГБОУ СОШ №511 Пушкинского района Санкт-ПетербургаВ...