ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЛОТО «ОТ СЛОГА К ПРЕДЛОЖЕНИЮ»
статья

Безродная Юлия Александровна

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования звукового состава слова и ее коррекции при помощи дидактической игры «Логопедическое лото». В статье говорится о том,  какую роль игра занимает в обучении младших школьников и ее эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_loto.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЛОТО «ОТ СЛОГА К ПРЕДЛОЖЕНИЮ»

Фамилия, имя, отчество автора:  Безродная Юлия Александровна

Организация: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 235»

Должность: учитель-логопед

e-mail: Juliya0325@mail.ru

Школа является необходимым этапом в жизни каждого человека. В настоящее время школы предъявляют высокие требования к обучающимся. Существует ошибочное мнение, что если ребенок умеет читать, то он готов к обучению в школе. Но это не так. Пока у детей не развиты навыки звукового анализа и синтеза, не желательно переходить к обучению грамоте, так как многие обучающиеся воспринимают слово целиком. Поэтому важным этапом  является обучение детей навыкам звукового анализа и синтеза: дифференцировать любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять различные звуки из состава слова, делить слова на слоги, а слоги на звуки, соединять слоги и звуки в слове, определять последовательность звуков в слове, делить предложение на слова. Чтобы занятие стало интересным, увлекательным, занимательным, удивительным, для этого необходимо на занятиях играть. С.Т. Шацкий, известный педагог, называл игру настоящей лабораторией детства и предлагал включать ее в программу обучения: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз такого оживления».

Игра   является один из самых эффективных способов, воздействующих на высшие психические функции обучающихся, на эмоционально-волевую сферу, и не вызывает монотонности, скуки. Если у учащихся будет вызван интерес к занятию, это эффективно скажется на закреплении знаний, умений и навыков, а так же будет способствовать развитию психических процессов. Поэтому все это  можно достичь в игре.

Обучая детей в игре, необходимо соблюдать ряд требований:

- Игра должна быть доступной, правила понятные.

- Во время игры необходимо осуществлять как дифференцированный подход, так и индивидуальный.

- Важную  роль играет вызванный дух соперничества.

Игру необходимо строить с постепенным усложнением игровых и учебных задач.

Когда учащихся обучают фонетическому анализу и синтезу, необходимо соблюдать определенную последовательность:

‒ определение наличия или отсутствия звука в слове;

‒ определение позиции звука в слове (в начале слова);

‒ определение позиции звука в слове (в конце слова);

- определение позиции звука в слове (в различных частях слова); ‒   умение считать звуки по порядку;

‒ умение делить слова на части;        

- умение осуществлять полный звуковой состав слова.
         Опыт  коррекционной работы показывает, что работа по  звуковому составу слова достаточно  из сложных задач с младшими школьниками. Данная проблема ведет в дальнейшем к дисграфии и к дислексии.

Нарушение звукового состава слова может быть по разным причинам:

1. Нарушение количества слогов в  слове:

а) Элизия – это значит учащиеся не могут целиком части слова, сокращают даже простые слова.

б) Итерации - здесь наоборот обучающиеся увеличивают, добавляют лишние слоги.       

2. Нарушение последовательности частей в слове:

- перестановка звукового состава слова;        

3. Искажение звукового состава, когда в словах со стечением согласных, некоторые согласные опускаются.

4. Антиципации, это. уподобления одного слога другому

5. Персеверации. Это повторение несколько раз одного из слогов

6. Контаминации – когда объединяются две части.

Данные нарушения звукового состава слова часто встречаются у младших школьников.

Поэтому заниматься коррекцией этой проблемы необходимо начинать, как можно раньше.

Для коррекции слоговой структуры слова, разработано множества методик.

Создатели разнообразных методик предлагают начинать работу по развитию у обучающихся сенсорных возможностей, а затем переходить к работе по формированию слоговой структуры слова. Необходимо детей научить слышать свое произношение слов и сравнивать его с произношением педагога и других учащихся, тем самым попытаться найти свои ошибки и исправить их.  А также показать детям как изменится смысл  слова, если пропустить какой либо слог или переставить слоги местами.

Поэтому необходимо научить учащихся: делить слова на слоги (сначала совместно с педагогом, затем самостоятельно), сосчитать на сколько частей разделили на слова, придумывать слова на определенное количество слогов.

Используя в работе различные методики к ним  желательно прикреплять различные слоговые игры, для эффективной отработки звукового состава слова.

В современном мире для детей дошкольного возраста игр по развитию звукового состава слова и формированию структуры предложения очень много, а найти игру, которая бы соответствовала потребностям и интересам младших школьников не просто.

Исходя из личного опыта работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы разработали речевое лото «От слога … к предложению», целью которого является развитие и совершенствование как слоговой структуры слова, грамматического строя речи, так и процесса чтения.

Лото состоит из основы в виде рыбы и кругов (пузырьков),  на которых записывается речевой материал. Обучающиеся могут составлять слоги, слова, фразы и предложения.

Лото можно использовать как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Задачи:

 -автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки;

-обогащать словарный запас;

-развивать и совершенствовать звуковой состав слова;

-учить составлять разнообразные  предложения;

- учить выделять из предложения языковую единицу;

- развивать пространственную ориентацию;

-развивать высшие психические функции.

Варианты игр.

Игра «Найди заданную букву»

Цель: Автоматизация звуков.

Ход игры. Логопед последовательно называет слова различной структуры, обучающиеся на игровом поле делают соответствующие записи и подчеркивают заданную букву. Затем называют слова, четко выговаривая автоматизируемый звук. 

Игра «Куда спрятался звук?»

Цель: способствовать развитию звукового анализа.

Ход игры: обучающимся дается задание определить место нахождения звука в слове (первый, в середине, последний).

Игра «Раздели слова на части».

Цель: Способствовать умению школьников делить слова на слоги.

Ход игры: Детям даётся задание определить и назвать слова с одним слогом, с двумя, с тремя и т.д. Можно использовать схемы слоговой структуры слов, или предложить детям определить количество слогов с помощью хлопков.

Игра «Жадина»

Цель: Закрепление рода и числа существительного.

Ход игры: школьникам необходимо определить род имени существительного. 

Игра «Скажи ласково».

         Цель: формирование грамматического строя речи; обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

         Ход игры: Ученики должны назвать заданные слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Игра «Один-несколько-много»

Цель игры: формирование грамматического строя речи; способствование  умению образовывать множественные числа существительных в И.П и Р.П.

Ход игры: Обучающиеся необходимо назвать слова в множественном числе в И.П и Р.П.

Игра «Собери предложение».

Цель: Способствование грамматического строя и связной речи.

Ход игры: учащимся дается задание составить предложение из слов, заданных в начальной форме.

         Игра «Что изменилось».

Цель: Способствовать развитию зрительной памяти.

Ход игры: обучающимся предлагается запомнить буквы, слоги или слова. Затем закрыть глаза. Логопед  в это время убирает одну (две) карточки. Затем предлагает вспомнить и назвать то, что было записано на карточке. 

Игра «Посчитай до 5».

Цель: учить согласовывать существительные с числительными.

Ход игры: обучающимся предлагается прочитать слово  и согласовать с числами, которые расположены в пузырьках в порядке возрастания и убывания.

Игра «Какой?, какая?, какие?».

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: обучающимся предлагается согласовать имена существительные различного рода с именами прилагательными.

Игра «Что делает?».

Цель: учить согласовывать существительные с глаголами.

Ход игры: обучающимся предлагается согласовать имена существительные  с глаголами в роде,  числе и времени.

Игра «Узнай букву».

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ход игры: обучающимся предлагается найти среди зашумлённых или наложенных друг на друга букв.

Игра «Собери слово».

Цель: обучение звуко-буквенному синтезу.

Ход игры: обучающимся предлагается из заданных букв, которые записаны на «пузырьках» в кружках, собрать слово.

Применение логопедического лото «От слова … к предложению»  в совместной деятельности логопеда с обучающимися помогло превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность учеников  в ходе всего занятия, а также увеличить скорость запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.  Итогом  целенаправленной и систематической работы стало повышение уровня речевого развития обучающихся. Улучшились все показатели устной речи: фонетика, лексика, грамматика, связная речь и её оформление. Оценивая качественные результаты коррекционно-развивающей работы, можно выделить положительные изменения: повышается речевая мотивация; обогащается словарь всех частей речи; развивается смысловая сторона речи; компенсируются недостатки в развитии речи; увеличивается скорость запоминания и улучшается речевое прогрессирование; активизируются и восстанавливаются у детей психические функции (мышление, внимание, память, воображение); развиваются творческие способности каждого ребенка.

Источники:

  1. Большакова С.Е., Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. / С.Е. Большакова // М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.
  2. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. / Г.В Бабина// .М.: ПАРАДИГМА, 2010. 96 с.
  3. Воробьев В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи/В.К. Воробьев//. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. -- 158[2] с. -- (Высшая школа).
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Хлоп-Топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. / В.В. Коноваленко//- М.: Издательство «ГНОМ и Д» 2003. - 20с (Практическая логопедия)
  5. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. /Т.А. Ткаченко// М., Книголюб, 2008. 48 с.
  6. Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. / Т. А. Ткаченко// - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 112 с., ил.
  7. Ясонова, А.В. Руководство игровой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях [Текст] / А.В. Ясонова//. - Калуга: Фаби, 2008. - 125 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Подгрупповое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях"

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».

Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация О-А в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия направлен на коррекцию оптической дисграфии у школьников с интеллектуальной недостаточностью....