В помощь исследователю
статья

Методичка "В помощь исследователю" подскажет и поможет как привильно написать исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_issledovatelyu.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Изучение литературы и других источников информации по теме

Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч. сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты.

Наблюдение

Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

Анкетирование

Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн.

Готовясь к опросу, четко сформулируй вопросы, на которые ты хочешь получить ответы, и определи, кому ты будешь их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Помни: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены.

Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Основные части работы

1. Титульный лист, пример оформления:

http://temagenerator.ru/wp-content/uploads/2014/06/example1.gif

2. Содержание, отражающее все главы и подглавы (1.1. Понятие текста. 1.2. Типология текстов и т.д.). В содержании также должно быть отражено введение, заключение, список использованных источников.

Содержание создается автоматически следующим образом:

Заголовки и подзаголовки выделяются как «Заголовок 1».

Далее: Вставка – Ссылка — Оглавление и указатели — Создать оглавление (в Word 2003); Вставка – Оглавление — Автособираемое оглавление (в Word 2007).

Заголовки и подзаголовки оказываются в оглавлении гиперссылками. Это очень удобно при изменении текста, т.к. номера страниц обновляются автоматически!

3. Введение. Включает в себя обоснование выбора темы, актуальность, новизну проблемы, формулировку цели работы и задач, которые необходимо решить для достижения данной цели (изучить литературу, провести опрос, сравнить, сделать выводы и т.д.), краткую характеристику самой работы, ее структуры: указывается кол-во страниц, кол-во глав и краткая информация о том, чему посвящены главы. Описание объема изученного материала (нашел 106 примеров, сравнил, провел опрос среди учащихся 2-4 классов нашей школы и т.д.).

4. Глава 1. В ней рассматриваются основные термины и понятия, дается анализ изученности данной проблемы, реферативно излагается теоретический материал по теме, необходимый для выполнения исследовательской части работы. Главное в 1-ой главе – грамотно отделять свои мысли от чужих и давать ссылки. Например, пишем: «Проблема влияния Кока-Колы на здоровье кажется мне очень интересной. Для ее изучения сначала обратимся к истории. Иванов В.В. в книге «История газированных напитков» пишет о том, что … (даем информацию своими словами). Далее ставим в тексте ссылку [Иванов, 2008: 28-29]. Это значит: материал взят из книги Иванова В.В. из списка литературы, год издания 2008, страницы 28-29).

Или:

На сайтах в Интернете можно найти информацию о том, что… (и даем информацию своими словами со ссылкой, например [www.literatura.ru и др.]

Если дословно цитируем чьи-то слова – заключаем их в кавычки.

Источник информации дается полностью в разделе «Список использованных источников».

При работе с электронными ресурсами категорически запрещается использовать банки готовых рефератов. Рекомендуется использовать электронные библиотеки, где представлены книги в цифровом формате, специализированные исторические, лингвистические, математические и др. сайты, сайты общественных организаций, занимающихся выбранной темой.

Исследовательские работы учащихся обычно проверяются системой «Антиплагиат». При степени уникальности текста менее 75% работа до защиты не допускается.

5. Выводы по главе 1.

6. Глава 2. Непосредственно исследовательская часть: выдвижение гипотезы, описание и представление данных опытов, экспериментов, наблюдений, опросов, собственный анализ исследуемого материала, в т.ч. текстов, свои сравнения, доказательства, классификации и т.д. Приветствуются фотографии, графики, диаграммы, и т.д., Текстовая часть главы 2 содержит собственные рассуждения, анализ, доказательства, сравнения и т.д.

7. Выводы по главе 2.

8. Заключение. В нем излагаются полученные результаты, описываются перспективы дальнейшего исследования проблемы («На мой взгляд было бы интересно исследовать/рассмотреть также …»), формулируется назначение работы («исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются биологией, а также садоводам и работникам, занятым в области сельского хозяйства»). Прописывается, что дала работа самому исследователю «узнал, научился, понял …».

Цитат в заключении и выводах по главам быть не должно, это только собственные мысли.

9. Список использованных источников. Рекомендуется использовать в качестве основных источников книги, изданные в последнее десятилетие.

Использование материалов с сайтов сети Интернет разрешено и приветствуется со ссылками.

Оформление:

Сначала указываются книги в алфавитном порядке (по фамилии автора), потом Интернет-источники.

Если это книга, ее описание дается так:

Тепляшина А.Н. Жанры и формы комического: Монография. – СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006.

Если это статья, ее описание дается так:

Гончарова Е.А. Поэма // Литературоведческий словарь. – СПб.: Изд-во «М-Пресс», 2001. – С. 59-62.

Если это электронный ресурс, пишем автора и название работы или официальное название сайта, например:

Иванов В.В. Школа и общество. Режим доступа: http://www.text-express.ru/еса098;

Или:

Официальный сайт Российского экологического общества Режим доступа: http://www.ecologia.ru.

На каждый источник из списка должна быть ссылка в тексте.

10. Приложения. В приложениях могут быть: список основных терминов и понятий (дается в алфавитном порядке: понятие – его определение), иллюстративный материал большого объема; анкеты, результаты анкетирования (ответы опрошенных) и др.

СТАНДАРТНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Расположение листа вертикальное, бумага белая, без «файлов», чтобы рецензент имел возможность делать заметки на полях; шрифт Times New Roman, 14 размер, междустрочный интервал полуторный, поля справа не менее 2-х см.; введение, заключение, список литературы, новые главы и выводы по главам с новой страницы; нумерация страниц обязательна, внизу по центру.

Рисунки (к рисункам относятся фотографии, схемы и т.д.) – по центру страницы, подписываются внизу по центру и нумеруются (рис. 1, рис. 2, рис. 3).

На каждый рисунок должна быть ссылка в тексте. Например: «Как видно на рисунке 1, …», «На рисунке 1 представлена фотография хризантемы, которая …» и т.д.

Таблицы также подписываются и нумеруются (табл. 1, табл. 2 и т.д.).

Объем работы 15-40 страниц в зависимости от темы и наличия в тексте рисунков, таблиц, диаграмм.

Рекомендуемое количество использованных источников – не менее 10.

Работа сдается в печатном (текст) и электронном виде (текст + презентация на диске).

ФРАЗЫ-ШАБЛОНЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …

Мне всегда было интересно, почему …

Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …

Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …

В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.

Я заинтересовалась … после того, как однажды …

Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …

В современном мире … имеет большое значение, так как …

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …

Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …

Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …

Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …

Тема является предметом оживленных дискуссий …

Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность

Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …

В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …

… всегда вызывало у людей множество вопросов …

На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …

Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …

Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Задачи работы:

К задачам работы относятся:

Изучить литературу по теме

Выяснить значение терминов …

Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …

Провести опрос / эксперимент / наблюдение

Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты

Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)

Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….

… называется …

На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»

Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …

Петров В.В. понимает под термином …

Сидоров С.С. рассматривает … как …

Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …

… — это …

Сайт … предлагает следующее определение понятия …

В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …

Принято считать, что …

Общеизвестным считается …

Вначале обратимся к истории вопроса …

История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….

Из книги … мы узнали, что …

Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …

По мнению Иванова В.В. …

Возможно, это связано …

Кроме того, …

Интересно, что …

Распространённым является мнение, что …

При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.

Респондентам были заданы следующие вопросы: …

Исследование проводилось на материале …

В качестве материала для исследования мы взяли ….

Источником примеров стали …

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

На рисунке 2 вы можете видеть …

На рисунке 3 представлены …

В данном случае мы видим … / имеем дело с …

При этом нельзя не отметить …

Обращает на себя внимание тот факт, что …

Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …

Таким образом, мы видим …

Следовательно …

Очевидно, что …

Как видно из всего, сказанного выше …

Из вышесказанного следует, что …

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …

Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …

Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …

В результате проведенного исследования мы выяснили, что …

В заключении необходимо отметить …

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …

Главный вывод, который я сделал: …

В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …

Таким образом, мы убедились …

Все вышесказанное доказывает, что …

На основании вышесказанного логично предположить, что …

Все вышесказанное убеждает нас в том, что …

Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …

Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение

Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …

В перспективе было бы интересно …

На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …

Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …

Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …

Работа может представлять интерес для …

Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….

Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …

Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …

Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …

В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …

Результаты исследования заставили меня задуматься …

Больше всего сложностей вызвало у меня …

Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

СОВЕТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ

План выступления при защите исследовательской работы

Фамилия, имя учащегося; ФИО научного руководителя, тема работы;

Обоснование выбора темы, ее актуальности и новизны;

Цели и задачи работы;

Структура работы (сколько и какие главы, кол-во страниц);

Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию);

Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части);

Описание собственного исследования (представление практической части);

Полученные результаты, выводы;

Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился);

«Спасибо за внимание».

Регламент выступления и рекомендации

Время на представление работы – 7 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты.

Форма одежды – деловая.

Выступление должно быть четким, содержательным, лаконичным.

Речь должна быть четкой, логичной, продуманной, грамотной, достаточно громкой.

Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.

Выступление сопровождается презентацией. Пункты 1, 2, 3, 5, 8, 10 рекомендуется представить в презентации каждый на одном отдельном слайде. Пункты 6-7 могут быть представлены на 3-5 слайдах каждый.

Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративные материал.

В процессе выступления рекомендуется обращать внимание слушателей на слайды, используя лазерную указку. Например: «Как проводился этот опыт — вы видите на слайде»; «Результаты проведенного опроса представлены в диаграмме на слайде», «Как мы видим, схема …» и т.д.

Отвечая на вопросы, выступающий должен показать знание материала, умение рассуждать, вести дискуссию и соблюдать научную этику. Используемая форма самопрезентации — «мы», например «Проведенное нами исследование …» (мы = я, мой научный руководитель, слушатели, ученые, книги которых я взял за основу).

В ответах на вопросы рекомендуется и возможно использование фраз «Спасибо за вопрос», «Как нам кажется …», «Мы полагаем …», «Можно предположить, что …», «Я затрудняюсь ответить, однако обязательно обращусь к изучению этого вопроса» и т.д.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Актуальность и новизна выбранной темы;

Соответствие заявленной темы и содержания работы;

Соответствие цели, задач и результатов работы;

Степень знакомства автора с литературой по теме;

Количество, актуальность и достоверность источников, использованных при подготовке работы;

Целесообразность выбранных методов, приемов и подходов к решению поставленных задач;

Объем практической (непосредственно исследовательской) части работы;

Умение анализировать полученные результаты;

Сформированность и аргументированность собственного мнения;

Язык изложения;

Уровень владения терминологией;

Грамотность оформления работы;

Качество подготовки речи и презентации для защиты исследования;

Умение отвечать на вопросы по теме исследования, вести дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...

Как мы стали исследователями

Рассказ о том, как детское объединение сменило профиль работы...

Структура исследовательской работы. Помощь начинающим исследователям.

В презентации представлены требования к содержанию исследовательской работы, введение к  ней, перечислены методы исследования,а также требования к оформлениюработы....

Сборник рекомендаций для обучающихся "В помощь юному исследователю"

Пакет  рекомендации “ «В помощь юному исследователю» (Сборник учебного материала (памяток, алгоритмов работы) для учащихся) хранится на видном месте в кабинете биологии, он в любой момент д...

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»

Удостоверение. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи по программе РКК «Первая помощь»...

В помощь юному исследователю

Исследование- это увлекательное занятие, в процесс которого вовлекается все большее число обучающихся и даже целых семей. Но написание самой исследовательской работы требует некоторых знаний и навыков...

Юному исследователю о помощи от государственного музея

Статья адресована школьникам, пишущим исследовательскую работу по истории. Содержит рекомендации как при сборе материала для своего исследования получить от государственных музеев информацию по интере...