В помощь юному исследователю
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Сетракова Светлана Александровна

Исследование- это увлекательное занятие, в процесс которого вовлекается все большее число обучающихся и даже целых семей. Но написание самой исследовательской работы требует некоторых знаний и навыков. Данное пособие - это навигатор и план действий от проведения исследований  до защиты исследовательской работы. Я желаю успехов и побед на исследовательском поприще!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_issledovatelya.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК

ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема __________________________________________

Автор__________________________________________

Руководитель___________________________________

201___ г.

Этап 1. Подготовка к проведению исследования

1. Выбери объектную область для изучения

Что такое объктная область?

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объектная область исследования ___________________________

__________________________________________________________________

2. Определи объект исследования

Возьми на заметку:

Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность (неживой предмет, живое существо, процесс или явление).

Объект исследования:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Определи предмет исследования

Возьми на заметку:

Предмет  конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.

Предмет исследования:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Возьми на заметку:

Примеры объекта и предмета исследования

Объект

Предмет

Песок

свойства  и причины образования

Меловые горы

легенды и мифы , растения и причины образования

Озеро Байкал, озеро Круглое

Вода и её обитатели.

глаз

свойства  и  структура  глаза  как

оптического инструмента

микроклимат учебных помещений

условия  микроклимата  в  учебных

помещениях

4. Определи тему исследования

Возьми на заметку:

Тема – это визитная карточка исследования. Тему определяет предмет исследования.

  1. Обоснуй актуальность темы исследования

  • процессе обоснования актуальности темы исследования попытайся ответить на следующие вопросы:

Почему именно эта тема и именно на данный момент является актуальной?__________________________________________ 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Кратко освети причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях________________________________________________________

6. Для уточнения темы изучи научную литературу

  1. Начни с изучения работ общего характера, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже веди поиск узкоспециального материала.

  1. В конце книг обычно публикуются списки литературы, что может помочь в поиске и составлении собственного списка по твоей конкретной теме. Кроме этого в учебниках указываются основные монографии по вопросу, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы.

 

Возьми на заметку.

  заголовок в научной литературе указывает на тему;

  • аннотация расположена на обороте титульного листа и представляет содержание работы;

  • оглавление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, её общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации;

  • предисловие излагает задачи, поставленные автором; более подробно характеризует структуру издания и ориентирует в ней читателя. Оно предваряет изложение основного материала и дает установку на его восприятие;

  • послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;

  • справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам, которые нуждаются в пояснении.

Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответ на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

Изучающее чтение используй для получения необходимой информации, понимания логики доказательств, поиска ответов на поставленные перед тобой вопросы. Данный вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям.

  1. Записывай данные каждого издания с точной фиксацией всей информации (полные данные называются библиографической ссылкой).
  2. Делай выписки всего, что может тебе пригодиться в твоем учебном исследовании: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения.

Избегай реферативности изложения.

Возьми на заметку:

Отличия исследовательской работы от реферативной:

Исследовательская работа

Реферативная работа

Сопоставление

данных

Выбор

материала

из

Первоисточников

первоисточников

Наличие

Творческого

анализа

Анализа нет

Первоисточников

Содержит  сравнения,  рассуждения,

Не отражает субъективных взглядов

оценки

на излагаемый вопрос

7. Определи цель исследования

Возьми на заметку:

Цель исследования – это конечный результат, которого ты хотел бы достичь при завершении своей работы.

При формулировании цели используй традиционно употребляемые в научной речи клише:

  • определить характеристики явлений, не изученные ранее;

  • выявить взаимосвязь неких явлений;

  • изучить развитие явлений;

  • описать новое явление;

  • обобщить общие закономерности;

  • создать классификацию;

  • и т.д.

Цель  твоего исследования - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Обозначь задачи исследования

Возьми на заметку:

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Из формулировок задач будут рождаться заголовки разделов твоей работы.

При формулировании задач используй традиционно употребляемые в научной речи клише:

  • установить …;

  • уточнить …;

  • обосновать …;

  • разработать …;

  • и т.д.

Задачи твоего  исследования

1)__________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________________

9. Выбери методы исследования

Возьми на заметку:

Метод - это способ достижения цели исследования.

Теоретические методы:

  • Моделирование

  • Абстрагирование

  • Анализ и синтез

  • Восхождение от абстрактного к конкретному

Эмпирические методы:

  • Наблюдение

  • Сравнение

  • Эксперимент

Математические методы:

  • Статистические методы

  • Методы и модели теории графов и сетевого моделирования

  • Метод визуализации данных (функции, графики и т.п.)

 

Обратись за помощью к учителю, который расскажет тебе о каждом методе подробнее.

Методы  твоего исследования

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________

Твои вопросы учителю.вопросы_____________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Твои  заметки_____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ВАЖНО!!!

Сделать

Подумать

Прочитать

Обсудить

Итоги этапа 1.

Наличие введения к работе, которое содержит обоснование актуальности исследования, тему, объект, предмет, цель и задачи, а также методы исследования.

Дата «_____»__________________201___ г.

Подпись руководителя: __________________________/__________________/

Этап 2. Проведение научного исследования

  1. Составь общий план и поэтапную программу выполнения исследования

Глава I. Название_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Название___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Краткое описание последовательности шагов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Название___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Краткое описание последовательности шагов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Название___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Краткое описание последовательности шагов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Выводы

Глава II. Название_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Название____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Краткое описание последовательности шагов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Название____________________________________________________

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________

Краткое описание последовательности шагов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Название____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Краткое описание последовательности шагов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Выводы

Заключение

Возьми на заметку:

Удобство составления предварительного плана-проспекта очевидно: путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательного объема работы.

Кроме этого, наличие плана-проспекта, представляющего всю работу целиком, позволит предварительно провести анализ ее результатов, проверить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррективы в ту или иную часть работы.

Этап 3. Оформление исследовательской работы

  1. Оформи свою исследовательскую работу в соответствии с основными структурными элементами

Возьми на заметку:

Правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы

Титульный лист.

Является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Указывается автор работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества руководителя.

Оглавление.

Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, заключение, список литературы, приложения.

Введение

Представляет собой наиболее важную часть научной работы. Оно содержит в сжатой форме ве основные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение включает в себя формулировку цели, задачи, методов исследования, проблему.

Основная часть работы.

Может содержать несколько глав, после каждой главы дается заключение своего исследования. Дается описание практических этапов и результаты.

Заключение.

Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований. При этом должна быть подчёркнута самостоятельность выводов, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов.

Библиографич еский список   

Группировки   литературных   источников.  В   список   литературы   входят  все   использованные   в   работе источники.

Приложения.

Основные требования при оформлении приложений :

размещаются после библиографического списка;

каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу. содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом.

Этап 4. Защита результатов исследования

  1. Подготовься к защите своего учебного исследования

  • Подготовку доклада начни с продумывания его структуры.

Возьми на заметку:

Структура доклада

Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть кратко повторяет введение твоего исследования: здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются основные методы.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Не забудь после краткого изложения содержания глав отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже сделаны в ходе изложения содержания по главам.

  • Подготовься к выступлению перед аудиторией: выдели в тексте доклада основные смысловые куски, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени, распредели время на изложение каждого вопроса и определи темп изложения.

  • Особое внимание обрати на речь. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

  • Продумай вступление – очень важно правильно настроить слушателей с самого начала выступления.

Возьми на заметку:

Способы привлечения внимания аудитории в начале доклада

Начать выступление с

V  приведения примера,

V  интересной цитаты,

V образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, V с истории,

V  случая,

  1. задания проблемы или оригинального вопроса.

  • Продумай, как ты будешь привлекать и удерживать внимание слушателей.

Возьми на заметку:

Способы привлечения внимания слушателей по ходу доклада

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные

V  схемы,

V  чертежи,

V  графики,

V  таблицы,

V видеоролики, V слайды,

  1. видеофильмы.

  • Грамотно составь презентацию

Выступление.

  • Заучи значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

  • Не бойся аудитории – твои слушатели дружески настроены.

  • Выступай в полной готовности – владей темой настолько хорошо, насколько это возможно.

  • Сохраняй уверенный вид – это действует на аудиторию и преподавателей.

  • Делай паузы так часто, как считаешь нужным.

  • Не торопись и не растягивай слова. Скорость твоей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.

  • Подумай, какие вопросы могут задать слушатели, и заранее сформулируй ответы.

  • Если тебе нужно время, чтобы собраться с мыслями, то наличие заранее подготовленных схем, диаграмм, фотографий и т.д. поможет выиграть драгоценное время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.

Желаю успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Рабочая тетрадь "Юный исследователь"

Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)...

Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории

"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь

Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь"  имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся,  вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...

Сборник рекомендаций для обучающихся "В помощь юному исследователю"

Пакет  рекомендации “ «В помощь юному исследователю» (Сборник учебного материала (памяток, алгоритмов работы) для учащихся) хранится на видном месте в кабинете биологии, он в любой момент д...

Юному исследователю о помощи от государственного музея

Статья адресована школьникам, пишущим исследовательскую работу по истории. Содержит рекомендации как при сборе материала для своего исследования получить от государственных музеев информацию по интере...