Юному исследователю о помощи от государственного музея
статья

Статья адресована школьникам, пишущим исследовательскую работу по истории. Содержит рекомендации как при сборе материала для своего исследования получить от государственных музеев информацию по интересующей теме и как самостоятельно работать с исторической литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ocherk_muzei_v_pomoshch_-_red_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юному исследователю

о помощи от государственного музея

Итак, ты выбрал (или выбрала) тему своего исследования и для этой работы тебе нужны сведения о каком-либо предмете прошлого, который хранится в одном из музеев города. Ты идешь в этот музей и – честно говоря, тебе очень повезло! – ты видишь его на экспозиции. (А можно поступить и наоборот: увидев на экспозиции какого-либо музея интересный экспонат, именно его сделать предметом своего исследования).

Если интересующий тебя предмет находится на экспозиции музея, то первым делом ты читаешь что написано о нём на этикетке (да-да, табличка, на которой содержатся сведения об экспонате, на музейном языке называется «этикетка», а сам текст – «этикетаж»). Но, как правило, на этикетке размещаются очень краткие сведения – 3-4 строчки. А этого тебе совсем недостаточно. И тогда у тебя есть два пути:

первый – послать на адрес музея просьбу предоставить как можно больше сведений об интересующем тебя предмете или человеке (если ты собираешь сведения о какой-либо личности, деятельность которой проходила в той же сфере, к которой относится тематика музея). В этом письме тебе нужно будет как можно более точно указать, какой интересует тебя предмет и где он находится на экспозиции музея (а не так: «эта вещь выставлена у вас в очень большой витрине»). Но что еще более важно – сообщить, что тебе уже известно об этом предмете, а если тебе нужна информация о человеке, то перечислить как можно больше из того, что ты о нем знаешь (например, запрашивая сведения о военном, сообщить не просто «он был артиллеристом», а в какой артиллерийской части служил и в какое время, какое у него было воинское звание). Эти подробности, с одной стороны, покажут музею, что ты уже проделал (проделала) немалую работу по сбору сведений, а с другой, помогут музею быстрее и более обстоятельно ответить на твой запрос, не повторяя при этом уже известное тебе;

а второй путь – попросить руководство музея разрешить тебе самому собрать необходимые сведения, пользуясь библиотекой и архивом музея (не знаю, надо ли тебе объяснять, что архивами называются хранилища документов – старинных и не очень?). Свои библиотеки и архивы имеют многие, если не все, музеи. Библиотеки собирают книги, журналы и другие публикации «по профилю», т.е. по теме, музея и хранят старые издания – появившиеся 100, 200 и более лет назад, многие из которых с тех пор не переиздавались, поэтому прочитать их можно только в музейной библиотеке. А в музейных архивах хранятся документы не только по истории музея, но и по теме музея (и такие документы составляют основную часть архивных коллекций музея). А какие именно документы хранит музейный архив, можно узнать из специальной книжки-путеводителя по архиву. Такие путеводители выпускают все архивы, и не только музейные.

Второй путь дольше и сложнее, но гораздо интереснее. Старые книги и документы интересно даже просто рассматривать: книги – в плотных обложках, красиво оформленные и снаружи и внутри, некоторые – с золотым обрезом (я специально не буду объяснять, что это такое, чтобы тебе захотелось увидеть такие книги), а документы прошлого, XX, века (с более ранними тебе вряд ли разрешат работать) – написанные чернилами (шариковых ручек еще не было!) или отпечатанные на пишущей машинке (может быть, знаешь или даже видел такое устройство, которое использовалось до появления компьютеров и программы Word), на совершенно не такой как сейчас бумаге – желтоватой, шершавой, иногда очень тонкой, чуть ли не прозрачной… А если эти документы очень внимательно читать, сопоставлять имеющиеся в них сведения, то можно сделать и небольшое историческое открытие. Но даже если открытия не получится, а ты найдешь интересный документ, который до тебя никто не использовал, и используешь в своей работе, то всё равно сделаешь большое дело – «введешь в научный оборот» (так это называется у историков) новые исторические сведения.

Первым путем, т.е. обращаться в музей с просьбой предоставить те или иные сведения, тебе придется идти и в том случае, если интересующего тебя предмета или информации о человеке на экспозиции нет, но они (предмет или информация) могут находиться в фонде музея. Независимо от того, есть то, что тебя интересует, на экспозиции или нет, в запросе следует указать, для какой цели тебе нужны эти сведения. В соответствии с правилами оформления деловых документов (а твое письмо – тоже деловой документ) запрос должен быть адресован самому главному человеку в музее – его директору, поэтому не поленись узнать, как его зовут (фамилия, имя и отчество), чтобы начать письмо с обращения к нему, как то требуют нормы вежливости. Кроме того, в запросе надо, естественно, сообщить и то, на чьё имя и по какому адресу отправлять ответ.

Конечно, в наше время есть такая вещь как интернет, а в нем Википедия и множество других «сборников» самой разнообразной информации. Но обращаясь к интернету, следует иметь ввиду, что в нём есть далеко не всё, и твоя попытка найти нужную тебя информацию может закончиться полной неудачей. Но не это главная проблема использования интернета. Более существенно то, что далеко не все содержащиеся в нем сведения достоверные. Бывают неточности, происходящие из-за недостаточной изученности в исторической литературе того или иного вопроса или из-за нежелания автора интернетовского текста досконально разобраться в той теме, на которую он пишет. Бывают случайные ошибки и опечатки (что также говорит не в пользу автора текста, его добросовестности). А бывают и сознательные искажения или вообще полный полет авторской фантазии. Правда, с подобными неточностями, ошибками и искажениями можно столкнуться и в печатных книгах и журналах, особенно издающихся в наше время. И совет здесь может быть только один – доверять лишь тем публикациям (и бумажным, и виртуальным), в которых имеется то, что в науке называется ссылками, т.е. указания на источники (документы или другие исследования на эту тему) откуда взяты сведения – даты, цитаты, числовые данные… Если же таких ссылок нет, а книга или статья пестрят наукообразными фразами со словами «историки утверждают», «как пишут в старинных книгах», «по данным археологии» и т.п., то будь очень осторожен при использовании сведений из таких «исследований», а лучше вообще не трать время на их чтение.

И не удивляйся, что по мере того, как ты будешь узнавать всё больше и больше по своей теме, у тебя будет появляться всё больше и больше неясностей и вопросов – ведь давно известно, что чем больше человек знает, тем больше он понимает, что знает далеко не всё, лишь часть. И это понимание «толкает» его к продолжению исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный исследователь "

Программа кружка эколого-географического направления ....

Рабочая тетрадь "Юный исследователь"

Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)...

Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории

"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь

Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь"  имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся,  вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...

Сборник рекомендаций для обучающихся "В помощь юному исследователю"

Пакет  рекомендации “ «В помощь юному исследователю» (Сборник учебного материала (памяток, алгоритмов работы) для учащихся) хранится на видном месте в кабинете биологии, он в любой момент д...

В помощь юному исследователю

Исследование- это увлекательное занятие, в процесс которого вовлекается все большее число обучающихся и даже целых семей. Но написание самой исследовательской работы требует некоторых знаний и навыков...