Юному исследователю о помощи от государственного музея
статья
Статья адресована школьникам, пишущим исследовательскую работу по истории. Содержит рекомендации как при сборе материала для своего исследования получить от государственных музеев информацию по интересующей теме и как самостоятельно работать с исторической литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юному исследователю
о помощи от государственного музея
Итак, ты выбрал (или выбрала) тему своего исследования и для этой работы тебе нужны сведения о каком-либо предмете прошлого, который хранится в одном из музеев города. Ты идешь в этот музей и – честно говоря, тебе очень повезло! – ты видишь его на экспозиции. (А можно поступить и наоборот: увидев на экспозиции какого-либо музея интересный экспонат, именно его сделать предметом своего исследования).
Если интересующий тебя предмет находится на экспозиции музея, то первым делом ты читаешь что написано о нём на этикетке (да-да, табличка, на которой содержатся сведения об экспонате, на музейном языке называется «этикетка», а сам текст – «этикетаж»). Но, как правило, на этикетке размещаются очень краткие сведения – 3-4 строчки. А этого тебе совсем недостаточно. И тогда у тебя есть два пути:
первый – послать на адрес музея просьбу предоставить как можно больше сведений об интересующем тебя предмете или человеке (если ты собираешь сведения о какой-либо личности, деятельность которой проходила в той же сфере, к которой относится тематика музея). В этом письме тебе нужно будет как можно более точно указать, какой интересует тебя предмет и где он находится на экспозиции музея (а не так: «эта вещь выставлена у вас в очень большой витрине»). Но что еще более важно – сообщить, что тебе уже известно об этом предмете, а если тебе нужна информация о человеке, то перечислить как можно больше из того, что ты о нем знаешь (например, запрашивая сведения о военном, сообщить не просто «он был артиллеристом», а в какой артиллерийской части служил и в какое время, какое у него было воинское звание). Эти подробности, с одной стороны, покажут музею, что ты уже проделал (проделала) немалую работу по сбору сведений, а с другой, помогут музею быстрее и более обстоятельно ответить на твой запрос, не повторяя при этом уже известное тебе;
а второй путь – попросить руководство музея разрешить тебе самому собрать необходимые сведения, пользуясь библиотекой и архивом музея (не знаю, надо ли тебе объяснять, что архивами называются хранилища документов – старинных и не очень?). Свои библиотеки и архивы имеют многие, если не все, музеи. Библиотеки собирают книги, журналы и другие публикации «по профилю», т.е. по теме, музея и хранят старые издания – появившиеся 100, 200 и более лет назад, многие из которых с тех пор не переиздавались, поэтому прочитать их можно только в музейной библиотеке. А в музейных архивах хранятся документы не только по истории музея, но и по теме музея (и такие документы составляют основную часть архивных коллекций музея). А какие именно документы хранит музейный архив, можно узнать из специальной книжки-путеводителя по архиву. Такие путеводители выпускают все архивы, и не только музейные.
Второй путь дольше и сложнее, но гораздо интереснее. Старые книги и документы интересно даже просто рассматривать: книги – в плотных обложках, красиво оформленные и снаружи и внутри, некоторые – с золотым обрезом (я специально не буду объяснять, что это такое, чтобы тебе захотелось увидеть такие книги), а документы прошлого, XX, века (с более ранними тебе вряд ли разрешат работать) – написанные чернилами (шариковых ручек еще не было!) или отпечатанные на пишущей машинке (может быть, знаешь или даже видел такое устройство, которое использовалось до появления компьютеров и программы Word), на совершенно не такой как сейчас бумаге – желтоватой, шершавой, иногда очень тонкой, чуть ли не прозрачной… А если эти документы очень внимательно читать, сопоставлять имеющиеся в них сведения, то можно сделать и небольшое историческое открытие. Но даже если открытия не получится, а ты найдешь интересный документ, который до тебя никто не использовал, и используешь в своей работе, то всё равно сделаешь большое дело – «введешь в научный оборот» (так это называется у историков) новые исторические сведения.
Первым путем, т.е. обращаться в музей с просьбой предоставить те или иные сведения, тебе придется идти и в том случае, если интересующего тебя предмета или информации о человеке на экспозиции нет, но они (предмет или информация) могут находиться в фонде музея. Независимо от того, есть то, что тебя интересует, на экспозиции или нет, в запросе следует указать, для какой цели тебе нужны эти сведения. В соответствии с правилами оформления деловых документов (а твое письмо – тоже деловой документ) запрос должен быть адресован самому главному человеку в музее – его директору, поэтому не поленись узнать, как его зовут (фамилия, имя и отчество), чтобы начать письмо с обращения к нему, как то требуют нормы вежливости. Кроме того, в запросе надо, естественно, сообщить и то, на чьё имя и по какому адресу отправлять ответ.
Конечно, в наше время есть такая вещь как интернет, а в нем Википедия и множество других «сборников» самой разнообразной информации. Но обращаясь к интернету, следует иметь ввиду, что в нём есть далеко не всё, и твоя попытка найти нужную тебя информацию может закончиться полной неудачей. Но не это главная проблема использования интернета. Более существенно то, что далеко не все содержащиеся в нем сведения достоверные. Бывают неточности, происходящие из-за недостаточной изученности в исторической литературе того или иного вопроса или из-за нежелания автора интернетовского текста досконально разобраться в той теме, на которую он пишет. Бывают случайные ошибки и опечатки (что также говорит не в пользу автора текста, его добросовестности). А бывают и сознательные искажения или вообще полный полет авторской фантазии. Правда, с подобными неточностями, ошибками и искажениями можно столкнуться и в печатных книгах и журналах, особенно издающихся в наше время. И совет здесь может быть только один – доверять лишь тем публикациям (и бумажным, и виртуальным), в которых имеется то, что в науке называется ссылками, т.е. указания на источники (документы или другие исследования на эту тему) откуда взяты сведения – даты, цитаты, числовые данные… Если же таких ссылок нет, а книга или статья пестрят наукообразными фразами со словами «историки утверждают», «как пишут в старинных книгах», «по данным археологии» и т.п., то будь очень осторожен при использовании сведений из таких «исследований», а лучше вообще не трать время на их чтение.
И не удивляйся, что по мере того, как ты будешь узнавать всё больше и больше по своей теме, у тебя будет появляться всё больше и больше неясностей и вопросов – ведь давно известно, что чем больше человек знает, тем больше он понимает, что знает далеко не всё, лишь часть. И это понимание «толкает» его к продолжению исследовательской работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/11/picture-40976.jpg)
Рабочая тетрадь "Юный исследователь"
Рабочая тетрадь "Юный исследователь" содержит в себе основы для мини исследования учащихся как на уроке, так и дома. (7 класс)...
Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории
"Новые формы краеведческой деятельности или создание сайта юных исследователей истории" методический материал по истории и краеведческой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/19/picture-49671.jpg)
Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.
Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59385.jpg)
Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь
Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь" имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся, вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-266190-1384116326.jpg)
Сборник рекомендаций для обучающихся "В помощь юному исследователю"
Пакет рекомендации “ «В помощь юному исследователю» (Сборник учебного материала (памяток, алгоритмов работы) для учащихся) хранится на видном месте в кабинете биологии, он в любой момент д...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-1202124-1586091409.jpg)
В помощь юному исследователю
Исследование- это увлекательное занятие, в процесс которого вовлекается все большее число обучающихся и даже целых семей. Но написание самой исследовательской работы требует некоторых знаний и навыков...