Рабочая программа по учебному предмету Этика 7 класс
рабочая программа (7 класс)

Людмила Анатольевна Диппель

Программа разработана в соответствии с нормативными документами. Предназначена для обучающихся 7 класса с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_7kl.docx60.81 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Этика» для учащихся 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • Учебный план образовательной организации.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Цель: целенаправленное обучение и усвоение определенных нравственных знаний, норм, навыков культуры поведения и речи.

 Задачи:

  • формирование  представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий  с другими;
  • формирование  сознательной оценке  своих поступков и себя в целом,
  • формирование элементарных сведений о правилах взаимоотношений между людьми,  принятых в обществе;
  • формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельно моральный выбор в житейских ситуациях,
  • изучение  причин возникновения социальных норм поведения человека,  понимание законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
  • формирование стремления к достижениям в учебе, поиску друзей, стремления задуматься  о будущем веры в свои силы, в возможность стать лучше;

Программа предусматривает проведение традиционных уроков,  на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  

При проведении уроков этики предполагается использование следующих методов:

- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

- методов исследования (наблюдение, анкетирование);

2.Общая характеристика учебного предмета

Программа по этике в 7 классе включает следующие разделы:

1. Введение

2. Понять самого себя

3. Отношение товарищества

4. Раздел «Понять самого себя»

Введение

      Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

Понять самого себя

      В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления:
      человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле;
      представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);
      представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;
      представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.
      
Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям. (Материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов.)

Отношение товарищества

      В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие:
      формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;
      формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;
      формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 7 класса имеется предмет «Этика». На изучение данного предмета в учебном плане в 7 классе отводится 1 часа в неделю.

В учебном году на курс русского языка отводится  часов.

Итого за год:

в I четверти -          во  II четверти -           в  III четверти -            в IV четверти –

4. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1 уровень:

Учащиеся должны знать

  • знать  понятия  этика,
  • индивидуальные особенности человека
  • объяснять понятия: дружба, порядочность, доверие, честность, трудолюбие,  
  • правила взаимоотношений между друзьями
  • причины возникновения конфликтов и способы их преодоления

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать взаимосвязь человека и природы
  • давать оценку собственным действиям и действиям других людей
  • анализировать  чувства, поступки людей
  • проявлять стремление к добрым делам и поступкам
  • соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе;
  • проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу;
  • избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций,
  • объяснять смысл пословиц и поговорок

2 уровень:

Учащиеся должны знать:

  • понимать значение понятия этика,
  • понимать значение понятия: дружба,
  • правила между друзьями

Учащиеся должны уметь

  • проявлять стремление к добрым делам и поступкам
  •  дружески общаться в коллективе;
  • избегать конфликтов

5. Содержание программы

Введение

      Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей

Темы для изучения и обсуждения

      1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.
      2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил (см. социокультурные разделы по программе истории).

Понять самого себя

      Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
      2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.
      3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
      развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;
      условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
      4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.
      5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
      6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

Отношение товарищества

      Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью

Темы для изучения и обсуждения

      1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.
      2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:
      коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;
      дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении.
      3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
      4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
      5. Типы дружеских отношений:
      истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.);
      дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);
      дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
      6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
      7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).

6. Тематический план этика (7 кл)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Наглядность

Введение (2 ч)

1

Общее представление о предмете  «Этика»

(системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей)

1

Этика

Презентация, словарь  

2

Этические представления людей в разные эпохи

(знакомство с историей происхождения этических правил)

1

Этика

Презентация, словарь,

энциклопедия

Понять самого себя (13 ч)

3

Человек как биологический вид

(строение тела, особенности психической деятельности)

1

Биологический вид

Презентация, иллюстрации, словарь, энциклопедия

4

Единство всех людей как социальная общность

(сходство, близость условий жизнедеятельности людей, ценности, интересы, нормы)

1

Ценности

Словарь, карточки

5

Индивидуальные особенности каждого человека

(индивидуальность, индивид)

1

Индивидуальность,индивид

Словарь, презентация, иллюстрации

6

Биологические характеристики человека

(цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела)

1

Раса

Словарь, презентация, иллюстрации, энциклопедия

7

Особенности психической деятельности

(восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент)

1

Восприятие  ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент

Презентация, словарь,

энциклопедия, схема

8

Социальные факторы в формировании личности

(в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности: развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека)

1

Социальный фактор

Презентация, словарь,

энциклопедия, схема

9

Условия для формирования интересов, привычек, взглядов

1

Привычка, взгляд

Презентация, словарь

10

Формирование человека как личности

1

Личность

Презентация, словарь,

энциклопедия

11

Ведущие виды деятельности личности на разных этапах развития  (игра, учение, труд)

1

Ведущая деятельность

Презентация, словарь,

энциклопедия

12

Влияние видов деятельности на развитие человека

1

Деятельность

Презентация, словарь

13

Активность личности

(желания, потребности, мотивы, интересы)

1

Активность личности

Словарь,   Презентация, словарь

14

Поведение, поступки человека

1

Поступок

15

Недостатки и достоинства человека

1

Недостаток, достоинство

Презентация, словарь,

Отношения товарищества (16 ч)

16

Дружба – чувство, присущее человеку

1

Дружба

Презентация, словарь,

энциклопедия

17

Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе

1

Коллектив

Презентация, словарь,

энциклопедия

18

Для чего человеку дружба

1

Презентация, тест

19

Выработка навыков коллективного  взаимодействия

(формирование прав личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными)

1

Взаимодействие

Презентация, словарь,

энциклопедия

20

Эмоциональная и деловая привязанность

(избирательность, устойчивость, психологическая глубина)

1

Эмоциональная привязанность

Словарь  

энциклопедия

21

Реализация потребностей в самоанализе

(возможность узнавать себя в другом человеке)

1

Самоанализ

Словарь

22

«Скажи мне, кто твой друг…»

1

Презентация, тест

23

Основа дружеских отношений

(согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность)

1

Убеждение, преданность

Презентация, словарь,

схема

24

Сотрудничество и партнёрство

1

Сотрудничество, партнёрство

Презентация, словарь,

энциклопедия

25

Узы товарищества

(честность, правдивость, взаимопомощь)

1

Узы

Презентация, словарь,

энциклопедия

26

Помощь настоящая и ложная

1

Помощь настоящая,

помощь ложная

Словарь, тест

27

Типы дружеских отношений: истинная дружба

(единство взглядов, интересов)

1

Истинная дружба

Презентация, словарь

28

Типы дружеских отношений: дружба – соперничество

(нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения)

1

Соперничество

Презентация, словарь

29

Типы дружеских отношений: дружба – компанейство

(отсутствие прочных связей, избирательность в отношениях)

1

Компанейство

Презентация, словарь

30

Возникновение конфликтов в отношениях друзей

1

Конфликт

Презентация, словарь

31

Причины возникновения конфликтов

1

Конфликт

Презентация, словарь

32-33

Способы преодоления конфликтов

2

Конфликт

Презентация, словарь

34-35

Этические правила в отношениях друзей

(друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый)

2

Этические правила

Презентация, словарь

7. Учебно – методическое обеспечение

  1. Е.Андреева «Времена и нравы»
  2. В.Пекелис «Как найти себя»
  3. Я.В.Соколов. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей – 9 издание. Научно-внедренческий Центр «Гражданин» 2003г
  4. Я.В.Соколов. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей – 9 издание. Научно-внедренческий Центр «Гражданин» 2003г
  5. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.
  6. Колбовская С. Г. Уроки этики. Яр; 1994г.

Ресурсы Интернета:

  1. http://wiki.ciit.zp.ua/index.php/_
  2.  http://pedsovet.su/load/183-1-0-15334
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/urok-po-opk-0
  4.  http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/743840        
  5. http://astersoft.net/konspekt-vneklassnogo-meroprijatija-na-temu-s-detstva-druzhboj-dorozhi
  6. http://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-urok-semi-i-semeinyh-cenostei.html
  7. http://www.myshared.ru/slide/174005/

  1. Материально-техническое обеспечение

Экранно-звуковые пособия

2.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

3.Презентации, соответствующие содержанию обучения.

Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Моноблок  intel Pentium

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  образовательное учреждение Омской области

«Калачинская  адаптивная школа – интернат »

(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)

________________________________________________________________________________________________________

        

                                        УТВЕРЖДАЮ

                                        Директор КОУ

                                «Калачинская адаптивная

                                                        школа-интернат»

_________________ Козицкая Н.В.

                                 (подпись) «   ___________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ЭТИКЕ

для 7ых классов

                                                 Составитель: учитель Диппель Л.А______________

                                                        (подпись)

                                                 Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

                                                «    » ___________ 20___ г., протокол № 1

                                                        Руководитель методического объединения Диппель Л.А____ _________

                                                                (подпись)

              Рабочая программа согласована на МС _______________

                                                                                (подпись)

        «    »___________  20__г., протокол №

Калачинск, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету основы светской этики 4-5 классы

рабочая программа по предмету основы светской этики 4-5 классы ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

Рабочая программа учебного предмета «География» 7класс, базовый уровень.

Рабочая  программа учебного предмета  «География»  7класс, базовый уровень....

Рабочая программа по предмету "Этика"

В материале представлена рабочая программа по предмету "Этика" для обучающихся 11 классов с нарушением интелекта (сложная структура дефекта)....

Рабочая программа учебного предмета физика 7класс

Рабочая программа учебного предмета Физика 7 класс базовый уровень...

Рабочая программа по предмету "Этика" 10 - 12 классы

Разработана в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа учебного предмета "Этика и психология семейной жизни" для обучающихся легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов

Данная  рабочая программа составлена на основании: - Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования  России от 5.03.2004г.№1089.-За...