Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Коршунова Елена Анатольевна

Программа кружка предназначена для обучающихся 8 – 11 кл., интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследования.

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение обучающихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.

Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

       Кружок «Юный исследователь» будет одной из таких форм. Программа кружка предназначена для обучающихся 8 – 11 кл., интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

       Актуальность программы   в том, что во время работы в кружке дети углубляют свои знания о родном крае, осознают значение изучения и сохранения истории своей семьи для будущих поколений. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности по различным предметам и тематике в соответствии с интересами и предпочтениями учащихся как в гимназии, так и в колледжах и в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Результаты исследования оформляются в виде исследовательских работ и презентации на компьютере в программах: MS Word, PowerPoint, Excel.

Цель программы:  

  Формирование различных видов одаренности обучающихся на основе организации исследовательской деятельности и проектирования.  

Цель кружка: содействовать приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины, формированию духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

  • приобщение школьников к научно-исследовательской работе;
  •  воспитание бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой родины;
  • формирование духовно-нравственных ценностей через сохранение традиций школы;
  • развитие интеллектуального уровня обучающихся;
  • участие в областных и районных краеведческих конкурсах;
  • формирование навыков организации самостоятельной работы

Планируемые результаты:

  1) В образовательной сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории своей школы, своего края; приобретение умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с избранной темой; формирование навыков оформления исследований.

 2)  В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории России, гордости за ее славное прошлое; уважения и преклонения перед людьми, не только защищавшими ее свободу и независимость, но и внёсшими свой вклад в развитие страны.

 3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы в процессе поиска и научной обработки исследовательских материалов; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование гражданского сознания.

4)  В социальной сфере – сформированность умений представить свою работу на конкурсах и олимпиадах разного уровня; обоснованно доказывать собственную позицию на заданную тему; общаться с людьми разного возраста.

Срок реализации программы – 1 учебный год

Количество часов – 70 (2 часа в неделю)

Критерии оценки научных и исследовательских  работ школьников.

1. Актуальность поставленной задачи:

  • имеет большой практический и теоретический интерес
  • носит вспомогательный характер
  • степень актуальности определить сложно
  • не актуальна

2. Новизна решаемой задачи:

  • поставлена новая задача
  • решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
  • задача имеет элементы новизны
  • задача известна давно

3. Оригинальность методов решения задачи, исследования:

  • решена новыми, оригинальными методами
  • имеет новый подход к решению, использованы новые идеи
  • используются традиционные методы решения

4. Новизна полученных результатов:

  • получены новые теоретические и практические результаты
  • разработан и выполнен оригинальный эксперимент
  • имеется новый подход к решению известной проблемы
  • имеются элементы новизны
  • ничего нового нет

5. Научное и практическое значение результатов работы:

  • результаты заслуживают опубликования и практического использования
  • можно использовать в учебном процессе
  • можно использовать в научной работе школьников
  • не заслуживают внимания

6. Достоверность результатов.

7. Уровень проработанности исследования, решения задач:

  • задача решена полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования
  • недостаточный уровень проработанности решения
  • решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

8. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области:

  • использование известных результатов и научных фактов в работе
  • знакомство с современным состоянием проблемы
  • полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования ученых, занимающихся данной проблемой
  • ясное понимание цели работы
  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.

Содержание программы:

Введение: Что такое  научное исследование?                         ( 2 ч.)

Цель, задачи, специфика занятий, общие требования.    

Тема 1: Работа над Введением научного исследования    (6 ч.)

Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса.

 Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.

Тема 2. Работа над основной частью исследования (14 ч.)

Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература.

 Сбор первичной информации и ее организация.

 Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

 Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.

 Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика (8 ч.)

 Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии. Правила оформления документов, фотографий, заявки для работы в Архиве.

Тема 4. Оформление научной работы (22 ч.)

 Композиция научной работы. Титульный лист. Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ.

Структура работы. Работа над основной частью исследования. Источники и литература. Требования к оформлению. Сноски. Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями. Составление тезисов. Требования.

Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации (8 ч)

Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала. Оформление стенда. Создание презентации, буклетов, листовок. Подготовка к выступлению. Ораторское искусство.

Тема 6. Представление и защита исследовательских работ

 учащихся                                                                                                          (8 ч.)

Итоги работы кружка                                                                                  (2 ч.)

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Вид деятельности

учащихся

1. Введение: Что такое  научное исследование?

2

Тема 1: Работа над Введением научного исследования 

6

1.1. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность.

1

Выбор темы, отбор материала.

Составление маршрута исследований

Работа с литературой для исследований

1.2. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ-победителей Всероссийского конкурса. Теория + практическое задание на дом: Сформулировать цель и определить задачи своего исследования.

2

1.3. Структура работы. Теория. Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ.

1

1.4. План работы. Теория. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.

1

Тема 2. Работа над основной частью исследования 

14

2.1. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Требования к оформлению раздела: «Источники и литература». Понятия: источник, литература.

4

Работа в библиотеке

Работа в архиве

Беседы с ветеранами, свидетелями, изучаемых событий.

Запись интервью.

Сканирование фотографий и документальных материалов

Работа с литературой для исследований

Систематизация собранных материалов

Знакомство с технологией описания фотографий

2.2. Сбор первичной информации и ее организация.

2

2.3. Практическое занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».

2

2.4. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.

4

2.5. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

2

Тема З. Краеведение, как научная дисциплина: актуальность, специфика 

8

3.1. Методы работы по краеведению. Интервью и рассказы, воспоминания, правила оформления. Знакомство с интервью из работ-победителей Всероссийских конкурсов. Теория + практическое задание на дом: составить воспоминания родственников, знакомых в соответствии с указанными требованиями.

4

Работа в библиотеке

Работа в архиве

Запись интервью

Работа с литературой для исследований

Систематизация работы краеведческого музея

3.2. Архивы. Работа с архивными материалами, фотографии. Правила оформления документов, фотографий, заявки для работы в Архиве… Теория + практическое задание на дом: составить заявку для работы в Архиве ст. Казанской

2

3.3. Практическое занятие в Архиве ст. Казанской

2

Тема 4. Оформление научной работы 

22

4.1. Композиция научной работы. Титульный лист. Теория + практическое задание на дом: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования.

2

Работа с архивами школьного музея.

Консультирование.

Создание текста работы.

Работа с текстами исследований в соответствии с  требованиями к ним

Введение. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. Теория + практическое задание на дом: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию.

4

Структура работы. Повторение теории + практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования.

4

4.2. Работа над основной частью исследования. Индивидуальные консультации.

8

4.3. Источники и литература. Требования к оформлению. Повторение теории + практическое задание на дом: оформить раздел «Источники и литература» в соответствии с требованиями. Сноски. Теория + практическое задание на дом: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта). Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями.

2

4.4. Составление тезисов. Требования. Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями.

2

Тема 5. Подготовка научной работы к публичной презентации

8

Вычленение структурных элементов исследовательской работы. Отбор демонстрационного материала.

2

Подготовка к публичному представление работ. Создание электронной версии работ

Оформление стенда. Создание презентации, буклетов, листовок.

4

Подготовка к выступлению. Ораторское искусство.

2

Тема 6. Представление и защита исследовательских работ

 учащихся  

8

Историческое краеведение

4

Защита собственных презентаций

Предоставление печатных вариантов работ для создания сборника

Социологическое исследование

2

История моей семьи

2

Итоги работы кружка

2

Литература

1.Кружковая работа  по истории и обществоведению.

М.- Просвещение, 1984.

2. Научное общество учащихся Дворца детского и юношеского творчества

 им.А.А. Алексеевой. - Череповец, 2002.

3. Маленькое окно в большой мир. Школьный музей. (Методические рекомендации) – Вологда, 2004.

4. Школьный музей: жизнь в творчестве.- Вологда, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа « Школьник – исследователь»

Предлагаемая авторская программа нацелена на выявление и развитие исследовательских умений и навыков , грамотное и целесообразное сочетание их с общеучебными , сосредоточение их в процессе обучения по...

Программа кружка "Исследователи природы"

Кружок рассчитан для детей 11-15 лет...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Рабочая программа клуба "Исследователь" для 5 класса

Курс построен в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте, и направлен на решение следую...

Программа "Я-исследователь" (5-6 кл.)

Программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов первого года обучения.В основу положены материалы Савенкова для основной школы....

Рабочая программа "Я-исследователь 8 класс 2015-2016

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, для 8 классов. В программе отражены практические и проектные работы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Юный исследователь

Дополнительная общеразвивающая программа...