Выбор подкреплений в работе с учащимися с РАС
статья

Ключевые слова: учащиеся (дети с РАС), подкрепление, поощрение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Ю. Сорокина, тьютор

Санкт-Петербург

Выбор подкреплений в работе с учащимися с РАС.

Ключевые слова: учащиеся (дети с РАС), подкрепление, поощрение.

Из-за искаженного восприятия мира ребенок с РАС не имеет мотивации ко многим видам деятельности. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипизации деятельности и т.д.

Поощрение детей с РАС служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и работе с нежелательным поведением.

Награда или «подкрепление» — это инструмент, с помощью которого мы признаем и сохраняем правильное поведение ученика. «Подкрепители», то есть то, что мы предоставляем в качестве награды, могут быть самыми разными, в зависимости от предпочтений и нужд самого ученика.

Первый этап коррекции подразумевает использование первичных простейших подкреплений:

  • любимая еда;
  • игра любимой игрушкой;
  • прослушивание любимой песни и т.д.

Второй этап предполагает награждение предметами, отражающими достижения:

  • стикер или значок с изображением или указанием достижения;
  • одна из фишек, которые нужно собрать в определенном количестве для обмена на приз и т.д.

На третьем этапе предполагается обретение статуса за правильные действия:

  • передача ребенку полномочий, в которых он обычно ограничен (привилегированные действия);
  • назначение его главным по решению какого-то вопроса (за ним последнее слово) и т.д.

На четвертом этапе мы можем перейти к утрированной форме социального одобрения в виде устной похвалы.

На пятом этапе мы можем формировать принятие самостоятельных решений:

  • об изменениях в окружающей обстановке;
  • о порядке изучения какого-то материала и т.д.

На последнем этапе мы приходим к самостоятельному преодолению возникающих задач и способности оценивать свою деятельность:

  • оценка своих действий с позитивной и негативной точки зрения;
  • постановка целей;
  • самостоятельное установление порядка действий и т.д.

Важно понимать, что подкрепляющие стимулы подбираются к каждому ребенку индивидуально.

Некоторые правила работы с поощрениями:

  • Подкрепление в виде стимула из списка должно следовать незамедлительно после правильного действия ребенка. У него должна выработаться ассоциация. Это повышает шанс повторения необходимого действия в следующий раз.
  • Использовать стимулы можно несколько раз в день. Необходимо аккуратно пользоваться пищевыми наградами во избежание перенасыщения. Это важно не только на физиологическом, но и на эмоциональном, психологическом уровне.
  • Для мотивации не нужно начинать с самого эффективного поощрения. Необходимо постепенно уходить от простейших поощрений к более сложным. Не стоит расстраиваться из-за того, что в какой-то момент придется прибегнуть к вознаграждениям из прошлого этапа. Такой регресс возможен при введении нового вида деятельности, физической или эмоциональной усталости ребенка и т.д.

Что бы осуществлять переход от одного этапа к другому, следует использовать стимулы из текущего этапа с постепенным добавлением к ним стимулов из следующего. Так подготавливается почва для положительной оценки награды из следующего этапа. Переход происходит плавно. Постепенно уменьшается значимость наград более низкого уровня. Уменьшается их предоставление и увеличивается количество и качество вознаграждений того уровня, на который в итоге переходит ребенок.

В целом методика поощрений должна пройти путь от предоставления материальных объектов до естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а в конце до самостимуляции, оценки своих действий и способности принимать решения.

Возможный план подбора подкрепления:

  • Спросите ребенка, чего бы ему/ей хотелось. Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему/ей нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажете ему/ей картинки ( предметы) и предложите выбрать.
  • Узнайте у других предпочтения ребенка: спросите родителей, опекунов, учителей, с чем ребенок предпочитает играть или какую еду он любит. Попросите их проранжировать предпочтения ребенка от самых любимых до самых нелюбимых.
  • Наблюдайте: Наблюдая за игрушками или видами игровой деятельности, к которым тяготеет ребенок, можно составить представление о том, что будет для него/нее подкреплением.
  • Проведите оценку предпочтений: если больше ничего не получается, вы можете провести мульти-стимульную оценку предпочтений, для чего вам нужно будет расположить перед ребенком различные виды подкреплений и дать ему/ей, выбирая по одному предмету, расположить их по привлекательности — от самых привлекательных до наименее интересных.

Список использованной литературы

  1. Англо-русский глоссарий терминов прикладного анализа поведения из книги: «Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. — М.: Практика, 2016.
  2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.
  3. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

"Психология и выбор профессии"- рабочие материалы для учащихся

Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора даль­нейших путей получения образования, определ...

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...

Рабочая программа курса по выбору «Информатика и ИКТ» ( индивидуальная работа с учащимися) 10 класс.

Рабочая программа курса по выбору « Информатика и ИКТ» соответствует программе базового курса « Информатика и ИКТ» среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение тем образовательного...

ПРОГРАММА КУРСА профориентационной работы с учащимися 9 класса "мой выбор"

Данная программа составлена на основе программы "Мой выбор" "Студенческого научного сообщества" школьных психологов. Внесены изменения в аудиторную нагрузку. В соответствии с «концепцией модерниз...

Выбор темы исследовательской работы учащихся по математике.

В статье рассматриваются сущность метода проектов, виды проектов, критерии оценивания работы учеников, рекомендации по выбору темы работы....

Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»

Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках  предпрофильной  подготовки учащихся.Проведение элективного курса предполагает п...