Конспект интегрированного логопедического занятия "Теремок приглашает друзей"
план-конспект

Царитова Елена Владимировна

Конспект занятия по развитию речи, лексическая тема "Посуда". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teremok.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

«ТЕРЕМОК» ПРИГЛАШАЕТ ДРУЗЕЙ

Конспект интегрированного логопедического занятия

в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель: Совершенствование лексико-грамматической стороны речи на материале лексической темы «Посуда» с использованием материала сказки «Теремок»; формирование у дошкольников положительного эмоционального отношения к речевой деятельности

Задачи: 1. Развивать умение слушать и воспринимать стихотворный текст, воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям;

2. Совершенствовать способность детей выражать характер с помощью интонационных средств;

3. Развивать владение обобщающими словами и понятиями;

4. Развивать словесно-мыслительные операции;

5. Развивать умение использовать существительные в родительном падеже с предлогом «без»;

6. Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные от существительных с предлогом;

6. Формировать умение анализировать образец, выражать словами (слева, справа, вверху, внизу) пространственные отношения;

7. Воспитывать умение взаимодействовать с другими детьми при выполнении заданий;

8. Формировать аккуратность при выполнении задания, развивать мелкую моторику руки;

9. Формировать предпосылки правильного речевого дыхания;

10. Развивать умение координировать речь и движения.

Оборудование: декорации «Теремок», маски героев сказки; корзинка, набор посуды (игрушечной и настоящей), картинки с изображением посуды; мячи; аппликация «Чайник», детали для изготовления аппликации, клей в баночках, кисточки для клея, закрепленный лист для аппликации, контурные изображения чашек красного, зеленого и коричневого цветов.

  1. Организация начала занятия

СКАЗОЧНИЦА:

В мире много сказок – грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится. Скажем гостю: «Заходи». (стихи Ю. Энтина).

Дети, все сюда вниманье, сказку я хочу начать.

Этой сказочки названье поспешите угадать.

(Дети со сказочницей рассматривают иллюстрации)

-Догадайтесь, в гости к героям какой сказки мы отправимся

ДЕТИ - «Теремок»

СКАЗОЧНИЦА: -Как закончилась сказка?

ДЕТИ: -Звери построили новый теремок вместо того, который сломал медведь.

СКАЗОЧНИЦА: - И скажу вам по секрету, звери в новом теремке живут очень хорошо, но они попросили нас помочь, потому что они звери и не умеют делать то, что могут делать люди и пригласили нас в гости. Давайте сядем на волшебный самолет и отправимся в сказку!

  1. Дыхательная гимнастика

(Логопед проводит дыхательную гимнастику «Самолет»)

Произносимый текст

Движения

Самолётик – самолёт отправляется в полёт

(руки в сторону, ладошками вверх - вдох) 

Я направо полечу

(поворот направо)

С-с-с-с-с

(длительный выдох «с-с-с-с»)

Постою и отдохну

(встаем прямо, опустили руки)

Я налево полечу

(руки в сторону ладошками вверх, вдох, поворачиваемся влево)

С-с-с-с-с

 (длительный выдох «с-с-с-с»)

Постою и отдохну

(встаем прямо, опустили руки)

ЛОГОПЕД: Прилетели! А вот и мышка прибежала!

(Выбегает мышка)

  1. Ход занятия

МЫШКА: Маленькая мышка, шустрая малышка, 
В травке мелькает, зерна собирает. 
Сумочку набьет - в норку отнесет. 
Чтоб зимой холодной не быть голодной. (Стихи И. Сударевой)

ЛОГОПЕД: – Мышке нужно приготовить угощение для зверюшек и для гостей и накрыть на стол, для этого ей нужно выбрать из корзинки всю посуду, но мышка запуталась. Давайте поможем мышке перебрать предметы в корзине и выбрать посуду, чтобы мышка могла готовить обед. (У мышки в корзине предметы, дети отбирают предметы посуды, остальное называют обобщающим словом и откладывают).

ЛОГОПЕД: Молодцы, дети. Вы быстро помогли мышке, все правильно сделали. А вот лягушонок! Какой он веселый! (Выбегает лягушонок).

ЛЯГУШОНОК:

Лягушка-квакушка, улыбка до ушей!
Веселая подружка всех малышей!
Попрыгает по суше - поплавает в воде,
Веселая лягушка не пропадет нигде! (Стихи Р. Алдониной)

ЛОГОПЕД: Веселый лягушонок принес нам что-то. Это игра, она называется «Какая это посуда?». Дети, вспомните, как называется посуда, в которой мы готовим?

ДЕТИ: Кухонная

ЛОГОПЕД: А как мы назовем посуду, из которой едим? И посуду для чаепития?

ДЕТИ: Столовая, чайная.

ЛОГОПЕД: Каждый из вас возьмите по картинке, назовите, что изображено, а потом определите, какой это вид посуды: кухонная, столовая или чайная. Поиграли? Понравилось?

ЛОГОПЕД: А кто же бежит к нам?  Лисичка? Здравствуй, лисичка. (Выходит лисичка)

ЛИСИЧКА:

Я в рыжем платьице из ситца
Я раскрасавица лисица.
Ем цыплят, говорят,
Ем утят, говорят.
Да ведь это петухи
Наболтали чепухи! (Стихи Л. Сашиной).

ЛОГОПЕД: У лисички волшебный мешочек, в нем лежат какие-то предметы, и сейчас мы поиграем в игру: «Из чего сделано?». (Дети в мешочке на ощупь находят предмет посуды, называют его и определяют, из какого материала изготовлен этот предмет.) А из чего еще можно сделать посуду?

(Расставлены посуда из других материалов, дети с помощью наводящих вопросов логопеда рассматривают ее и называют, из чего сделана посуда: Чашка из фарфора, значит она фарфоровая. Чашка из стекла -  стеклянная, стакан из глины – глиняный, ваза из хрусталя - хрустальная).

ЛОГОПЕД: Скажите, посуда из пластмассы может разбиться?

ДЕТИ: Нет!

ЛОГОПЕД: А посуда из фарфора? Это хрупкая посуда, она может разбиться! Да, есть посуда, которую очень легко разбить, помните об этом!

ЛОГОПЕД: Поблагодарим лисичку за интересную игру! А вот веселый заяц-спортсмен тоже хочет поиграть с вами! (Зайчик скачет с мячиком)

  1. Физкультминутка

ЗАЙЧИК:

По лужайке скачет зайчик, скачет ловко, словно мячик.

Нужно быть всегда в порядке -
Делать по утрам зарядку,
Бегать, прыгать - не лениться - 
Танцевать и веселиться! (Стихи О. Квитка)

ЛОГОПЕД : заяц напоминает вам, дети, что с посудой нужно обращаться очень и очень осторожно.

(Проводится игра с мячом: дети делятся на пары, перебрасывают мяч и одновременно рассказывают стихотворение)

Беру посуду осторожно –
Ведь разбить посуду можно.
Я носить  и ставить буду
Аккуратно всю посуду!

ЛОГОПЕД:  Да, действительно, посуду можно легко повредить, и какой-то части посуды не будет. А к нам прибежал еще один герой сказки (Выбегает волк).

ВОЛК:

Я – серый волк. Я – добрый волк.
Ну, кто сказал: «Зубами щёлк».
Не ел утят и поросят, не ел я семерых козлят.
Питаюсь апельсинами, морковкой, мандаринами,
Конфетами, печеньем, тортами и вареньем.
Но почему никто не верит этому? (Стихи Н. Исаевой).

ЛОГОПЕД: Посмотрите, здесь картинки посуды, но, видите, некоторых частей у посуды не хватает. Скажите, пожалуйста, что без чего? (Дети рассматривают картинки, называют «Чашка без донышка», «Кастрюля без крышки» и т. д.).
ЛОГОПЕД: Молодцы! Все правильно назвали! А вот и медведь появился. (Выходит медведь).

МЕДВЕДЬ:
С черной кнопкой на носу
Я медведь,  живу в лесу,
Весь лохматый, цветом бурый,
На лицо немного хмурый.

У меня кривые лапы,

Неуклюжий, косолапый. (Стихи А. Чурилова).

ЛОГОПЕД:  Что у тебя в лапах, медведь? (у медведя картинка разбитого чайника. Медведь показывает картинку).

ЛОГОПЕД: Что же ты, медведь, разве ты не знаешь, что есть посуда, которая может разбиться, с посудой нужно быть осторожным. Дети, помогите медведю. Как мы скажем о посуде, которая разбилась? Правильно, разбитая. А теперь поможем медведю и склеим разбитый чайник. (Логопед предлагает детям перейти к столу и продолжить работу с воспитателем)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята поможем медведю склеить разбитый чайник?

ДЕТИ: Да! Поможем!

Воспитатель показывает разбитый чайник, предлагает каждому ребёнку взять по одной части от чайника и приклеить по образцу на полотно, уточняет детали (носик, донышко, крышечка, ручка и т. д.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Денис, у тебя какая часть чайника?

- Стенки

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Куда приклеишь стенки?

- В центре

ВОСПИТАТЕЛЬ: Соня, а у тебя какая часть чайника?

- Носик.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Куда приклеишь носик?

- Слева

(Аналогичным образом проговаривается работа остальных детей)

Педагог хвалит детей по окончанию работы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: (обращаясь к медведю) Медведь, тебе нравится твой новый чайник?

МЕДВЕДЬ: -Да, нравится.

  1. Организация окончания занятия

Воспитатель предлагает детям приклеить рядом с чайником чашечки разного цвета (если понравилось путешествие в сказку – красную чашечку, если не очень – зелёную, а если совсем не понравилось – коричневую чашечку)

Дети наклеивают самостоятельно чашечки рядом с чайником и проговаривают какого цвета наклеивают. Затем любуются своей работой и прощаются с медведем и со сказочницей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного логопедического занятия" Сорок сороков"

конспект интегрированного логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по обобщающей теме "Весна" - "Сорок сороков". Цель которого: развитие чувства ритма, слухового внимания...

конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"

Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...

Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в страну Звукляндию" для детей старшего дошкольного возраста

Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой...

Конспект интегрированного логопедического занятия

Интегрированное логопедическое занятие по теме "Звук Зь в начале и середине слова на материале лексической темы "Зима"(индивидуальное занятие для старших дошкольников)...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в зимний лес»

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе«Путешествие в зимний лес»...

Конспект интегрированного логопедического занятия «Приметы весны» (с детьми 1 класса с ОНР).

Знанятие для учащихся 1 класса с ОНР.Цель занятия - развитие высших психических функций, словарного запаса по теме "Весна", формирование языкового анализа и синтеза....