Воспитательные технологии в работе с детским коллективом
статья

Тарасова Елена Александровна

Статья адресована педагогам, работающим с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

       Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

       К современным воспитательным технологиям относятся:

- технология проектного обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- здоровьесберегающая технология;

- технология учебной деловой игры;

- технология развития критического мышления;

- технология КТД И.П. Иванова;

- технология создания ситуации успеха;

- шоу-технологии;

- ситуативные технологии.

      В работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних используем следующие воспитательные технологии:

          личностно-ориентированная технология в воспитании

         Личностно-ориентированный подход можно определить как базовую ценностную ориентацию педагога, определяющую его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностно-ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях. Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику как к личности.
      Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств; максимально опирался на собственную активность личности; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

         В личностно-ориентированном подходе используются следующие методы:

  • рефлексии;
  • педагогической поддержки;
  • диагностические и самодиагностики;
  • создание ситуации выбора и успеха.  

    Выделяют следующие личностно-ориентированные технологии:

  • постановка в центр всей образовательной системы личности обучаемого;
  • обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития;
  • реализация её природных потенциалов.

        Здоровье-сберегающая технология.

     Здоровье-сберегающая технология - направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры воспитанников.

        Вид здоровье-сберегающей технологии - физкультурно-оздоровительная.

        Цель – обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Работа ведётся по двум направлениям жизнедеятельности:

1. Спортивно-оздоровительная деятельность.

2. Санитарно-просветительская деятельность.

        Формы организации спортивно-оздоровительной деятельности, используемые в работе с воспитанниками: 

  • физкультурные занятия,
  • спортивные соревнования,
  • спортивные викторины,
  • конкурсы,
  • праздники физкультуры (с привлечением родителей),
  • День здоровья (с привлечением родителей),
  • походы на природу (с привлечением родителей).

        Развитие двигательной активности детей формируется посредством:  утренней гимнастики, подвижных игр, физкультурных упражнений на прогулке, самостоятельной двигательной активности детей, спортивных праздников.

Цель таких мероприятий – создание ситуации успеха, оздоровление воспитанников, формирование чувства ответственности за коллектив, формирование у родителей и детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, уважение к народным традициям.

   Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по направлениям:

  • популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения;
  • обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста;
  • пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

        Методы и приёмы, используемые при реализации технологий:

- игровые,

- практические,

- словесные (художественное слово, объяснение).

               Игровые технологии воспитания

         В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности.

           Под игровой технологией следует понимать последовательную совокупность игровых действий, ведущую к получению запланированных результатов. Это четкое описание процесса игры, направленного на достижение поставленной цели. Данное понятие тесно связано с методикой. Но в отличие от нее предполагает разработку содержания и способов организации игровой деятельности воспитанников.

           Таким образом, понятия игры и игровой технологии взаимосвязаны. Игра – это своеобразный вид деятельности. Игровая технология представляет собой цепочку этапов организации этой деятельности.

                 Игровая технология может выстраиваться по следующему алгоритму:

– выбор игры;

– предложение варианта игры потенциальным участникам;

– подготовка игрового оборудования и оснащения;

– распределение ролей, создание групп;

– рассмотрение условий проведения игры, правил и инструкций;

– развитие игровой ситуации;

– отслеживание хода игры, внесение необходимых корректив;

– завершение игровой деятельности;

– подведение итогов, анализ результативности игры, определение «вклада» игры в решение поставленных образовательных проблем.

       К игровым технологиям, наиболее эффективно развивающим ценностную сферу личности, относятся такие, как ситуационные, ролевые, деловые, имитационные, интерактивные и т.д.

           Солнышко – арт-терапевтическая игра

Цель:

  • создание доброжелательной атмосферы;
  • повышение внутригруппового доверия.

        Для его выполнения необходимо вырезать круг и расчертить его на части. Чем больше диаметр круга, тем лучше, а число частей должно быть равно количеству детей.

        Также понадобятся лучики. Нарежьте полосы белой бумаги. Каждая полоска шириной от двух до пяти сантиметров. Каждому ребенку должно достаться не менее двух полос.

        Солнышко – коллективная работа, и не всем детям нравится работать сообща. Во время коллективной работы необходимо, чтобы дети рисовали только на своем кусочке листа, а если они хотят нарисовать еще где-то, то придется спросить разрешения. Это дает возможность оценить место ребенка в коллективе. Сразу видно, стремится ли воспитанник быть лидером или нет, старается ли он захватить чужое пространство, умеет ли отстаивать свое.

        Солнышко – дает возможность объяснить ребенку его местоположение в социуме. Хочет он или нет, но ему приходится учитывать мнение других, отстаивать свои интересы, делить пространство и краски, договариваться и предлагать новые решения.

        Ситуативные технологии

        Во время реабилитации детей часто возникают сложности, связанные с непредвиденными ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае используем ситуативные технологии.

        Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением воспитанников в проблемной ситуации.

        Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в группе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует сверстниками и даже взрослыми.

        Социальный педагог, педагог-психолог специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (взрослый) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

        Например, ситуационный групповой час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.

        Технология проведения ситуационного группового часа включает в себе следующие компоненты:

  • осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;
  • наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
  • рефлексия всего события;
  • свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
  • обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» с социальными нормами;
  • мониторинг изменений отношения воспитанников к обсуждаемому процессу

        Разбор ситуаций помогает воспитанникам прогнозировать свои поступки и действия другой стороны, помогает избежать возможных конфликтов, а при их возникновении искать пути выхода из конфликта.

        Детям в данном случае можно предложить ролевую игру. Один из воспитанников выполняет роль специалиста, другой — виновника конфликта, остальные — очевидцев. Причём, виновник конфликта – воспитанник, не являющийся таковым на самом деле. Мы разыгрываем ситуацию, сложившуюся в группе, и каждый участник высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем выход и альтернативное поведение. Далее оцениваем своё поведение в данной ситуации. Такая работа на групповом часе помогает увидеть себя со стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения товарищей.

        Воспитательные технологии имеют огромное значение в образовательной деятельности сегодня, но при выборе той или иной технологии педагог должен ориентироваться на индивидуальные особенности детей, специфику их восприятия окружающей действительности, уровень воспитанности.

        Исходя из всего выше сказанного, мы можем говорить о том, что все воспитательные технологии работы с детскими коллективами преимущественно направлены на организацию совместной деятельности и конечный результат, что помогает определить эффективность социально- педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ С КЛАССНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ НА 2012-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Особенности работы с детским коллективом "Вокальный ансамбль JOY" (English sining) ( из опыта педагога ГБОУ № 628 "Александринская гимназия", Санкт-Петербург

Автор рассуждает на тему об актуальности, эффективности, востребованности, результативности образовательной программы "Ансамблевое пение на английском языке"...

Методы вокально-ансамблевой работы в детском коллективе

Статья о специфике обучения вокально-ансамблевому пению, об общедидатических и специальных методах обучения в детском вокальном ансамбле....

"Работа с детскими коллективами"

Выступление  на методическом объединении 10.12.2011 г....

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...

Значение групповой и парной работы в детском коллективе предшкольной подготовки.

В статье представлен материал о значении групповой и парной работы в детском коллективе в предшкольной подготовке....

Исследовательская и творческая деятельность учащихся как одна из форм работы с детским коллективом

Одно из самых важных направлений коллектива – исследовательская деятельность. Для того чтобы воссоздать колорит эпохи, народный костюм, воспроизвести песни и народные танцы, нужно обратиться к д...