Урок эрзянского языка в 4 классе на тему "Родная сторона"
план-конспект урока

Буянкина Мария Николаевна

Открытый урок эрзянского языка в 4 классе на тему: "Тиринь ёнкс. Родная сторона".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок эрзянского языка в 4 классе.25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок эрзянского языка.(4 класс)

Тема: Родная сторона. Тиринь ёнкс.

Цель: 

Расширить знания учащихся об истории, культуре края.

Показать лексические и морфологические особенности мордовского языка, раскрыть пути языкового обогащения.    

Развивать навыки ознакомительного чтения .

1.Приветствие.  Определение темы урока.

Шумбрачи, эйкакшт!  Шумбрачи, вечкевикс оят, эрзянь келень вечкицят!

Ушодтано эрзянь келень урок.

-Эйкакшт, вансынек апокш  видеофильманть. (Просмотр отрывка из мультфильма о Мордовии).

-Ребята, кто скажет, о чём мы сегодня будем говорить?

(О родине, о Мордовии, о родном крае)

-Правильно.      

2.(Слово учителя о родном крае и о родном языке)

Анна Сульдина. «Ули мастор…»

_____________________________________________________________

-Течи минь карматано кортамо тиринь ёнксто, вечкевикс эрзянь мастордо.

Сёрмадсынек течинь чинть ды течинь теманть тетрадьс.

3.Проверка домашней работы. Чтение стихотворений на эрзянском языке.

-Ванносынек кудонь тевенть. Кудосо тынь анокстыде артовкст тиринь ёнкссто ды тиринь веледе, тонавтниде  валмеревкст ды стихотвореният.

Данила:

Мон чачинь масторсо,

Косо мазыйть виртне,

Косо сюпав паксят,

Косо валдот читне.

Косо эрить эрзят,

Кортыть эрзянь кельсэ,

Важодить ды оймсить,

Тонавтнить ве кельсэ.

Ксюша:

Эрьвась вечксы эсь велензэ

Те вечкемасонть покш вий.

Эрьванть истямо мелезэ:

Сынст ёнксось сех пек мазый.

Монгак вечкса тиринь ёнксом,

Вечкса весе—пестэ пес!

Истя, кода васень ёвксонть,

Конань авам тень ёвтнесь.

Маша:

 Эрзянь мастор, тиринь мода                                                                  

Минь сюконятано теть,

Тон минек аванок, содак,                                    

Минь тонь вечкема эйдеть»

Ваня : Тиринь мастор, вечкень велем,

Седеем кецни тонь кис:

Мон пек вечкса эсень келем,

А стувтса меельце чис.

Катя:  Мон вечкса эсенек веленть,

Сонзэ велькссэ сэнь менеленть,

Сонзэ перька виртнень, лейтнень,

Сюпав паксятнень, килейтнень,

Цецяв лушмотнень ды латктнэнь,

Весе пуртнезь китнень-янтнэнь

4.Работа по учебнику. Чтение и перевод текста.(стр 101)

1)Чтение   текста.

-Панжсынек книганок, ванносынек артовксонть.

-Мезе тесэ артозь? (Лей)

 -Кода арсетядо, кодамо те леесь?(  те леесь Сура)

-Виде.  Ловносынек текстэнть.

Ловны  Данила.

 2) Беседа по тексту

-Мезде  кортави? (о чём текст?)

Мезде кортави тесэ? ( Сура лейденть).

О чём этот текст. Правильно,   о реке Суре.)

3)задание по тексту:

А) найти предложение в тексте (я читаю на русском, вы находите в тексте соответствующее предложение)

 

В) Заданиясь: «Явшинк  валтнэнь ». Работа в группах. Запишите отдельно названия рыб(1 группа) и названия птиц(2 группа).

Какие-то слова остались? Можно ли их объединить в какую-нибудь группу? (Деревья)  Какое слово пропущено в таблице?(чувтот-деревья)

Сэней, тутко, пой, пизьгата, пиже озяз, ментюк, килей, письмар, тумо, цёков, ужгал, пиче,

калт

нармунть

     ?

сэней

цёков

пой

ментюк

письмар

килей

ужгал

пиже озяз

тумо

тутко

пизьгата

пиче

 Путодо ещё вейке-вейке вал эрьва столбикентень (нучко,шекшата,  куз)

   

5.Физкульминутка.

Оймсетяно!

Вейке,кавто- веревпандт,

Колмо, ниле- аловпандт,

Веете, кото – трокс, кувалт,

Сисем, кавксо- мекев, васов,

Вейксэ, кемень –скок менелев.

                        Маризь Кемаль.

 

 Мордва - очень гостеприимный народ .  Дорогих гостей сразу же приглашают к столу. Поиграем  в нашу любимую игру.

6.Игра «Съедобное-несъедобное»

-Эйкакшт минь ловнынек?  Сёрмадынек? Кортнинек? А ней налксетяно!

У каждого народа свой язык, своя культура, свои обычаи и традиции, а также свои любимые национальные блюда. Давайте поиграем,   вспомним названия продуктов питания .Налксема  «Ярсан-а ярсан»?

- Я называю слово, а вы, если это что-то  съедобное, поднимите ложку вверх и говорите—ярсан !  Если же нет, то говорите—а ярсан !

Слова: ловсо, пенч, сывель, вакан, кши, пачалгсе, кудо, топо, чакш, ям, сывель, тумо, пряка, умарь, ой,     Панжакай.

Объяснение слова Панжакай.

-Кто знает, а что такое панжакай?  Найдите  в словаре это слово.( чтение по словарю).

-А у  русского народа тоже есть любимые блюда. Выпечка

7.Работа по карте Мордовии.

 1) Города Мордовии.

На слайде—карта Мордовии.  

Что это?(карта Мордовии) . Тесэ оштне невтнезь? Ёвтынк сынст.

( Здесь показаны города?  Как вы их определили?- на карте названия городов написаны крупными буквами. Назовите города.

Саранск, Рузаевка,   Краснослободск,

Темников,   Ардатов,  Ковылкино,  Инсар.

2) ответы на вопросы по карте.

Какую ёщё информацию даёт эта карта?- даны сведения о расстоянии между городом Саранском и другими городами;  указан год  основания;

численность населения.)  Сейчас я  буду задавать вопросы по этой карте, постарайтесь на них ответить.

Кодамо ошось сехте покш?  Сехте покш Саранск ошось.

Кодамо ошось сехте  вишкине? Сехте вишкине Темникова ошось.

Кодамо ошось сехте ташто?  Сехте ташто Темникова ошось.

Кодамо ошось сехте од? Сехте од Краснослободск ошось.

Кодамо ошось сехте  васоло Саранск ошонть эйстэ? Сехте  васоло Темникова  ошось.

Кодамо ошось сехте  маласо Саранск ошонтень? Сехте маласо Рузаевка ошось.

(Назовите самый большой город.

Назовите самый маленький город.

Какой город дальше всех от Саранска?

Какой город ближе остальных к Саранску?

3) Работа в парах. Антонимы. Обратите внимание на выделенные слова.

Как называются  слова противоположные по значению? Правильно, антонимы. Назовём их ещё раз.  А теперь вы самостоятельно подберите антонимы к словам:

Валдо-(чопода)

Ашо-(раужо)

Кувака-(нурькине)

Вадря-(берянь)

Покш-(вишкине)

Сэрей-(алкине)

Келей-(теине)

В случае затруднения обращайтесь к словарю.

Светлый-тёмный

Белый-чёрный

Длинный-короткий

Хороший-плохой

Большой-маленький

Высокий-низкий

Широкий-узкий

Проверка работы.

 .

8. Образование слов при помощи суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Ребята,

«Покш-вишине»?(сравнение предметов по величине, образование слов при помощи суффиксов)

Кудо—кудыне

Чувто—чувтыне

Эрьке—эрькине

Цеця—цецине

Пряка—прякине

Пакся—паксине

Пире—пирине

Киска—кискине

Катка—каткине

Цёра—цёрыне

Тейтерь—тейтерне

-Ребята, действительно, наша родная сторонушка очень красива и богата. Но богата она не только лесами, полями, реками и озёрами. Самое главное достояние нашей республики—конечно же люди.   Это известные писатели и поэты, художники, скульпторы, учёные, спортсмены.  Кто-нибудь может назвать   имена.

-Художник Сычков,

скульптор Эрьзя,

 писатель Абрамов,

Люлякина С.М.

-Сегодня мы поговорим ещё об одном известном земляке . Этот человек жил более 200 лет назад. (Рассказ о Ф.Ф.Ушакове)

-Работа по учебнику. Д/З Дочитать текст до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок эрзянского языка в 3 классе по теме «Телень кеняркст» («Зимние забавы»)

Тема урока: «Телень кеняркст»       («Зимние забавы»). Цели урока: 1. Обучение элементарной разговорной эрзянской речи....

Разработка урока эрзянского языка во 2 классе

Разработка урока эрзянского языка по теме "Весна" во 2 классе с русскоязычным составом учащихся...

Урок эрзянского языка во 2 классе

Урок эрзянского языка...

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...

Урок эрзянского языка 3 класс

Урок эрзянского языка3 классТема урока: Идем ракшат. (Дикие животные)....