Конспект занятия «Домовушка Маняша» (3-ий год обучения)
материал

Зубарева Татьяна Валентиновна

Конспект занятия

«Домовушка Маняша»

(3-ий год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovushka_manyasha.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Конспект занятия

«Домовушка Маняша»

(3-ий год обучения)

Разработала:

Зубарева Татьяна Валентиновна

педагог дополнительного образования

т\о «Сказка»

г.Ярцево

2019 год

Цель занятия: научиться изготавливать куклу из мешковины.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • обучение навыкам выполнения  игрушки;
  • знакомство с историей появления мифологических персонажей.

Развивающие:

  • создание  условий для развития умения коллективно работать;
  • развитие образного мышления, художественного вкуса; навыков культуры труда, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности.

Воспитательные:

  • воспитание  социально – активной  личности;
  • воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся;
  • воспитание  потребности в творческом труде.

Перечень материалов и инструментов:  образец изделия, технологическая карта «Последовательность изготовления «домовушки», ножницы, мешковина, шнурок, цветная ткань, пуговица, клей «Момент», швейные нитки, игла, шаблоны.

Технологические сведения: организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования, правила безопасности труда. Особенности материала «мешковина».

Практическая работа: изготовление куклы «Домовушка Маняша»

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, практическая работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая (работа в парах)

Тип занятия: мастер-класс.

План занятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  2. Сообщение нового материала.
  3. Практическая работа: выполнение куклы «Домовушка Маняша» обучающимися  под руководством педагога.
  4. Заключительная часть.
  5. Итог: выставка готовых работ.

Ход занятия

Вступление

Педагог: Сегодня вы познакомитесь с мифологическим персонажем - домовым, узнаете об истории возникновения этого героя, о его привычках и желаниях. Но, самое главное, научитесь сами делать куклу. Перед каждым из вас стоит задача сделать вашего любимого домовичка красивым, внести в его оформление что-то свое, новое и продемонстрировать его друг другу и гостям.

Историческая справка

Для крестьянина в темный зимний вечер, когда свет был только от лучины, каждая вещь была одушевленной. В такие долгие зимние вечера девушки занимались рукоделием: ткали, вышивали, плели, но самым любимым занятием был пошив кукол в образе того или иного духа, чем задабривали «ненужного». А уж выдумщицы они были отменные! За рассказами рождались Вострухи и Бабаи, Ведуны и Русалки, Переполохи и Банники, Дремы и Волосатки, Болибошка и Обида, Домовые и Лешаки, да и наша знаменитая Баба Яга тоже славянская выдумка от слова “Яшка”, а Яшкой в древних песнях называли ящера – некогда жившее на земле животное.

Сегодня мы остановимся на одном из персонажей русской мифологии. Это – домовой. Спросите любого, кто такой домовой, и вам тут же расскажут про старый деревенский дом со скрипучей лестницей, с хлевом, где живут домашние животные, с русской печкой. Про них, домовых, говорят всякое. Они маленького роста, никогда не носят головных уборов. Людям стараются не показываться. Если кто-то застанет домового врасплох, они тут же обернутся игрушками или домашними животными – пусть все вокруг думают, будто их и вовсе на свете нет. А то вдруг осмелеют и погладят человека теплой рукой!

Домовой – главный помощник в любом деле. Без него в избе все идет не так: вещи ломаются, продукты портятся, цветы вянут. Но если разозлится домовой, то может навредить своему хозяину: посуда бьется, вещи теряются, по ночам стучит и возится в углах, а то и вовсе все вверх дном перевернет. Тогда хозяева просят домового: «Шиш, шиш, пошути, да и на место положи!». И поговорка в народе сложилась: «Бога люби, а нечисть не дразни».

По хозяйству помогает, никого в дом не пускает. Только увидеть его не каждому удается. Говорят, если хочешь, чтобы домовой появился, его надо непременно позвать на новоселье. А хотите с ним ладить – не ссорьтесь, сохраняйте мир и покой в семье. Можно и угощение домовому оставить: хлеб с солью или кусок пирога. Уж полакомиться они любят.

Русское народное творчество убеждает нас, будто домовые живут по двое. Один за хозяйством следит, живностью командует, а другой за порог избы не выходит.
Вот он какой, славянский домовой, добрый образ древности и современности, хранитель домашнего очага, заботливый незримый помощник, веселый озорник.

Практическая работа

Сейчас я познакомлю вас с этой милой домовушечкой Маняшей и с тем, как ее сделать. Каждый должен сделать своего домовенка сам, вложить в него частицу своей души, тепло своих рук. При изготовлении игрушки мы с вами выбрали один из чудесных натуральных материалов – мешковину.

Мешковина – это грубая прочная ткань, выполняется из толстой пряжи полотняным переплетением нитей. Пряжа для мешковины изготавливается из грубостебельных волокон джута, кенафа, канатника, льна-очеса.
Мешковина имеет равномерную структуру, приятный светло-коричневый цвет, легко отбеливается и красится, проста в обработке, хорошо сочетается с природными материалами.

Раньше мешковина считалась бросовым материалом, а теперь все чаще применяется в декоративно-прикладных целях.

Тут сразу закладывается особый смысл: мешковина – символ счастья и достатка

Нам необходимо взять 2 круга диаметром 15 см. Из первого изготовим голову, из второго платье.

Голова: в середину круга положим плотный шарик, скатанный из ваты, соберем в виде луковички и завяжем резинкой. Получаем такой мешочек – символ богатства. А еще он ассоциируется с домом. Он большой, плотный, а там, где-то глубоко внутри, целый мир.

Берем цветную ткань для платка, подвязываем, оставив сверху концы. Платье: берем второй круг. Складываем в виде конуса, закрепляем несколькими стежками, затем пришиваем пуговицу.

Ручки, ножки: подбираем шнурок (бельевая веревка, вяжем крючком) 15 см, на концах завязываем узлы. Из мешковины вырезаем квадраты со стороной 5см и, собрав каждый вокруг узла, обвязываем – получаем ножки. Так же делаем ручки.

Сборка: складываем веревочку для ножек пополам и приклеиваем внутри платья «Моментом». Ручки, сложив пополам , приклеиваем к голове. Затем голову приклеиваем к платью, нужно подержать какое-то время.

Лицо: глаза из бумаги, нос – бусинка, рот рисуем, щечки подрумяниваем.

Наша Маняша готова. Простая домовушка будет чудесным талисманом-подарком для вас и ваших близких.

Итог занятия. Выставка работ

Технологическая карта.

  1. Вырезаем из мешковины 2 круга (диаметр 15см)
  2. Из первого круга изготовить голову: в центр круга положить
  3. плотный шарик из ваты, собрать края в виде луковички и связать нитью.
  4. Вырезать из цветной ткани прямоугольник 20х4см для платочка.
  5. Повязать платок вокруг полученной головы.
  6. Из второго круга делаем платье. Для этого круг складываем в виде конуса,
  7. закрепляем несколькими стежками, затем пришиваем пуговицу.
  8. От шнурка отрезаем 2 куска по 20- 25см, на концах каждого завязываем узлы.
  9. Это заготовки для рук и ног.
  10. Из мешковины вырезаем 4 квадрата со стороной 5см. Каждый квадрат, собрав
  11. вокруг узлов на шнурке, закрепляем нитью – получаем руки и ноги.
  12. Складываем «шнурок-ноги» пополам и приклеиваем клеем «Момент» внутри
  13. платья.
  14. Также складываем «руки» и приклеиваем к голове снизу.
  15. Приклеиваем или пришиваем голову к платью.
  16. Оформляем лицо: глаза из бумаги, нос – бусинка, рисуем рот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Рождество». Технология эффективного обучения посредством ролевой игры. Класс: «3»

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Рождество», музыкальная фонетика, формирование навыков работы на сцене. Ролевые игры. Развиваю...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте ПТИЧЬИ ТАРАТОРКИ

Конспект комплексного  логопедического занятия по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе....

Конспект урока развития речи в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Цели.Учащиеся должны знать:понятия тема, идея текста, ключевые слова, микротема, абзац,композиционные части текста,приемы компрессии текста (исключение, обобщение, упрощение);понимать:о чем...