Системно-деятельностный подход при обучении предмета "Химия"
статья

Суворова Тамара Алексеевна

Системно-деятельностный подход при обучении предмета "Химия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sistemno-deyatelnostnyy_podhod_pri_obuchenii_himii.ppt301 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ СУВОРОВА Тамара Алексеевна, учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения Гимназии № 4 города Смоленска

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ Важными приметами современного общества являются его техногенность, мобильность и всеобъемлющая информатизация. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

Слайд 3

ОПОРА НА УЧЕНЫХ Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Дж. Дьюи . Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Деятельностный аспект функций учителя в деятельностной модели обучения проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечает Л.С.Выготский , «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения…В основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика».

Слайд 4

МОИ МЫСЛИ О СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании помогает мне нацелить работу на формирование жизнеспособной и образованной личности выпускника третьего тысячелетия. Выпускник школы в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнения других людей, систематически и непрерывно пополняя свои знания путем самообразования, т.е. обладать способностью к самостоятельной познавательной деятельности. Системно-деятельностный подход, по моему мнению , заключается в организации участия школьников в разнообразных видах учебной деятельности и постепенно расширяющихся отношениях – от отношений в классе до включения в общественную жизнь социума; включает в себя личностно-деятельностный подход – в центре обучения и воспитания находится личность, ее мотивы, цели, потребности, условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост.

Слайд 5

ЦЕЛЬ образования при системно-деятельностном подходе Развитие творческой, способной к самостоятельной познавательной деятельности, социально ориентированной и умеющей делать профессиональный выбор личности.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий; формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности; формирование естественнонаучной картины мира , адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Слайд 7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Для решения задач и целей системно-деятельностного подхода в обучении химии я использую различные современные образовательные технологии : ТПФУЗ технология поэтапного формирования умственных знаний ТМО технология модульного обучения ТПО технология проблемного обучения ТП-ИС технология проектно-исследовательской деятельности ТРИЗ технология решения исследовательских задач ИКТ информационно-коммуникационные технологии ИИТ интерактивные игровые технологии КСО коллективная система обучения ТД технология «Дебаты»

Слайд 8

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ Придерживаюсь следующих принципов образования: ПРИНЦИПЫ Деятельности Целостности Непрерывности Минимакса Комфортности Вариативности Творчества

Слайд 9

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОНЯТИЯ «ВЕЩЕСТВО» ВЕЩЕСТВО- системообразующее понятие состав строение свойства применение

Слайд 10

ПОЯСНЕНИЕ К СХЕМЕ В процессе изучения понятия «вещество» у обучающихся должны сформироваться три блока взаимосвязанных знаний: о составе, строении и свойствах вещества. На основе этих блоков формируются знания о применении веществ. Раскрытие понятия «вещество» происходит на всем протяжении изучения химии. Знания о веществе помогают заложить фундамент формирования естественнонаучной картины мира. Обучающиеся при системно-деятельностном подходе получают знания в деятельности и постоянном творческом поиске.

Слайд 11

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Урок Внеклассная кружковая работа, элективные предметы Индивидуальная и групповая работа по предмету Массовая внеклассная работа по предмету ТЕХНОЛОГИИ ТПФУЗ ТМО ТПО ИИТ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИИ ТПФУЗ ТМО ТПО ИИТ ИКТ КСО ТЕХНОЛОГИИ ТП-ИС ИКТ ИИТ КСО ТЕХНОЛОГИИ ТП-ИС ИИТ ИКТ КСО ТД Разработан дидактический комплект: опорных таблиц, схем, наглядных пособий, тестовых и развивающих упражнений по темам: «Атом», «Химическая связь», «Кристаллические решетки». Кружок «Химия для всех и для каждого» 9 класс; Кружок «Знатоки химии» 10 класс; Кружок «Химия в задачах и упражнениях» 11 класс Элективный предмет «Практикум по химии» 11 класс Творческие работы обучающихся: минипроекты: химические сказки, загадки, изготовление наглядных пособий по темам «Атом», «Химическая связь»; проектные и исследовательские работы, мультимедиа презентации о веществах. Недели химии, предметные викторины, турниры, внеклассные мероприятия. КВН «Парад элементов»; инсценированное представление «Самое удивительное вещество»; химическое и компьютерное шоу «Вода и ее аномалии». ЗАДАЧИ Выработка прочных УУД «как стартовой площадки» для развития интеллектуального и творческого роста обучающихся; Активизация познавательной деятельности; Стимулирование обучающихся на творческую деятельность. ЗАДАЧИ Расширение и углубление знаний, умений и навыков по предмету; Перенос изученного в новые условия; Формирование метапредметных знаний, отражающих естественнонаучную картину мира; Воспитание экологически грамотной личности; Знакомство с профессиями, требующими химических знаний; Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской, проектной и творческой деятельности; Выявление и поддержка одаренных и талантливых ребят; Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах и конференциях для привлечения общественного внимания к проблемам развития творческого и интеллектуального потенциала общества. ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ, СПОСОБНОЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ И УМЕЮЩЕЙ ДЕЛАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЛИЧНОСТИ. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ на примере формирования понятия «ВЕЩЕСТВО»

Слайд 12

ПОЯСНЕНИЕ К СХЕМЕ Множественность видов деятельности , а главное – переходы между различными по типу регламентации и типу ответственности видами деятельности, создают условия для развития у обучающихся способности: выделять собственную цель, соотносить поставленную цель и условия ее достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями; различать виды ответственности внутри собственной учебной работы, что является условием формирования творческой, способной к самостоятельной деятельности личности .

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Применение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании имеет положительные результаты, отраженные в аналитической справке: наблюдается положительная динамика успеваемости и «качества знаний» у обучающихся по химии; происходит усиление «внутренней», познавательной мотивации учения; добиваются успехов во Всероссийской олимпиаде школьников по химии на муниципальном и региональном уровнях; в олимпиада школьников по химии в ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» занимаются творческой, проектной, исследовательской деятельностью;

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА с лучшими проектами выступают на открытой гимназической научно-практической конференции с международным участием НОУ «Эврика» с успехом принимают участие в Межрегиональном творческом конкурсе для старшеклассников РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФАРМАЦЕВТОВ во Всероссийском химическом диктанте, организованном МГУ имени М.В. Ломоносова обучающиеся успешно проходят государственную итоговую аттестацию в форме ОГЭ и ЕГЭ, связывают свою жизнь с профессиями, требующими химических знаний

Слайд 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы живем в обществе, которое непрерывно развивается и трансформируется. Это требует от педагогов периодического переосмысления всех составляющих образовательно-воспитательного процесса, а также активного поиска инновационных методов в решении возникающих проблем в сфере образования. В перспективе планирую активно использовать имеющийся методический опыт работы и продолжить совершенствование системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании для формирования творческой, способной к самостоятельной деятельности, социально ориентированной и умеющей делать профессиональной выбор личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении математики

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Системно-деятельностный подход в обучении

Системно - деятельностный подход в обучении химии с разработкой урока...

Статья "Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии"

Статья раскрывает актуальность системно-деятельностного подхода в обучении школьников, содержит описание принципов системно-деятельностного подхода, примеры их применения на уроках....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...