Классный час "О милосердии"
классный час (6 класс)
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц
- Помнящий добро никогда не сотворит зла.
- Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
- Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
- Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
- Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_miloserdii.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
"О МИЛОСЕРДИИ"
(беседа)
Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".
Зигфрид Ленц
- Помнящий добро никогда не сотворит зла.
- Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
- Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
- Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
- Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее".
Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
Как вы понимаете значение слова "милосердие"?
Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.
Воспитатель
Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие - традиционная черта россиян.
"Вернемся" на столетие назад.
В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:
- в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;
- в Москве - 1813060 рублей;
- в Одессе - 709863 рубля;
- в Риге - 504556 рублей.
Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:
- 7- 9 рублей стоила корова;
- 3 - 5 рублей - костюм тройка;
- 25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.
В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
А сколько их интересно сегодня?
Кому они помогают?
Воспитатель
Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (чтение очерка Д. Гранина «О милосердии).
«О МИЛОСЕРДИИ» Д. Гранин
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
- Почему мог произойти такой случай?
- Откуда же в людях равнодушие?
- Почему бездушие, жестокость стали нормальными?
- Почему утрачивается чувство милосердия?
Воспитатель
- Какую проблему поднимает Д. Гранин?
- По какому поводу собирается он бить тревогу?
- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).
- Как вы понимаете значение этого слова?
(несколько ответов)
- Найдем синонимы к слову «милосердие»
- Подбор антонимов
- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».
Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»
- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?
- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?
- Нужно ли милосердие в наше время?
- В чем оно проявляется? Примеры.
- В чем причины людского равнодушия и невнимания?
- Можно ли воспитать милосердие в себе?
Домашнее задание учащимся: Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко рассказать о них.
Мать Тереза
Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)
Движение сестер милосердия
Красный крест
Доктор Л. Рошаль
Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- Нужно ли милосердие сегодня?
Воспитатель
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".
Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.
- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
Воспитатель
Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.
стихотворение Э. Асадова.
Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека – обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
флажка
Выбросила тоска
Измена? Мечты ли разбитой зов?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случилась катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.
А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска –
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет, к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
- А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
- Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?
Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.
ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»
- Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
- Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
- Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
- Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
- Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
- Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
- Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...
Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»
Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...
Презентация классному часу "Мы-за любовь и милосердие"
Давайте изменим наш мир все вместе!Вместе нам легче по жизни идти,Вместе пройдем через все неудачи,Вместе для счастья открыты пути,Вместе нам лучше, ну как же иначе.Вместе дорогу мы к счастью на...
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Разработка классного часа в 8 классе «Профессии добра и милосердия»
Тема: Профессии добра и милосердияЦель: способствовать осознанному выбору учащимися своей будущей профессии, а также им правильные ценностные ориентации в выборе профессии. Задачи классного...
Разработка классного часа в 9 классе «Профессии добра и милосердия»
Классный час в 9 классе...