Рабочая программа "Культура здоровья"
рабочая программа (8 класс)
Программа по внеурочной деятельности для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochka_kultura_zdorovya_8_kl_fgos.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждено
Директор ___________Ларионов Н.В.
Приказ № ____ от ___________ 2019г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Культура здоровья»
(социальное направление)
VIII класс
2019/20 учебный год
Составитель:
Игнатова Ю.С.,
г.о. Котельники
2019 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности в 8 классе «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов среднего общего образования и авторской программы О.Ф.Жукова «Культура здоровья» 2011г.
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Дети 13-15 лет наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам профилактики заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
Программа рассчитана на учащихся 8 класса, 1 час в неделю, всего 34 ч.
2. Планируемые результаты.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на занятии.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации.
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
1. Умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.
2. Слушать и быть внимательным к другим.
3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
3. Содержание программы.
1. Введение. Культура здоровья. (6 ч.)
Охрана и укрепление здоровья и здоровья окружающих людей. Вредные привычки. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания. Средства личной гигиены. Основные правила противопожарной безопасности. Профилактика ожогов и обморожений.
2. Физическая активность (7 ч.)
История игр. Спортивный квест. Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движение и здоровье». Эстафета здоровья.
3. Питание (10 ч.)
Питание – необходимое условие для жизни человека. Золотые правила питания. Жиры, белки и углеводы - что важнее? Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием. Пищевые добавки в нашей жизни. Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Мое любимое блюдо».
4. Режим дня (6ч.)
Творческое задание «Планируем день». Сон – лучшее лекарство. Игровой проект «Советуем литературному герою». Творческое задание «Мой выходной день». Неправильный режим дня и его последствия. Режим дня в разное время года
5. Гигиена (5 ч.)
Викторина по правилам личной гигиены. Вредные привычки. Исследование «Самая полезная зубная паста»
4. Тематическое планирование
№ п/п |
|
|
| Введение. Культура здоровья. |
|
| Физическая активность |
|
| Питание |
|
| Режим дня |
|
|
|
|
5. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||
1. Введение. Культура здоровья. | 6 | Личностные | Предметные | Метапредметные | ||
1 | Здоровье человека Первичный инструктаж о правилах работы на занятиях | 1 | формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания; объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства; объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок; объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; развитие экологического мышления учащихся. | знать: предмет изучения культуры здоровья; правила укрепления здоровья, о средствах гигиены; правила безопасности | умение использовать дополнительные источники информации при решении учебных задач; работать с текстами (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества. | |
2 | Охрана и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей | 1 | ||||
3 | Овладение основными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания | 1 | ||||
4 | Средства личной гигиены | 1 | ||||
5 | Основные правила противопожарной безопасности | 1 | ||||
6 | Профилактика ожогов и обморожений. | 1 | ||||
2. Физическая активность | 7 | |||||
7 | История игр. | 1 | формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи. | знать факты об истории развития спортивных игр; уметь делать основные виды физических упражнений, объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека. | использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе. | |
8 | Спортивный квест. | 1 | ||||
9 | Творческий проект «Игротека». | 1 | ||||
10 | Исследовательский проект «Движение и здоровье». Обсуждение проекта | 1 | ||||
11 | Поиск информации | 1 | ||||
12 | Защита проекта | 1 | ||||
13 | Эстафета здоровья | 1 | ||||
3. Питание | 10 | |||||
14 | Питание – необходимое условие для жизни человека. | 1 | формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания. | знать факторы, влияющие на пищеварительную систему; пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений. | использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях; следовать правилам безопасности при проведении практических работ; умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы. | |
15 | Золотые правила питания. | 1 | ||||
16 | Жиры, белки и углеводы - что важнее? | 1 | ||||
17 | Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием | 1 | ||||
18 | Пищевые добавки в нашей жизни | 1 | ||||
19 | Исследование «Почему нужен завтрак». Составление плана | 1 | ||||
20 | Поиск информации | 1 | ||||
21 | Защита исследовательской работы | 1 | ||||
22 | Творческий проект «Моё любимое блюдо». Выполнение проекта | 1 | ||||
23 | Защита проекта | 1 | ||||
4. Режим дня | 6 | |||||
24 | Творческое задание «Планируем день». | 1 | формирование у учащихся осознания необходимости в соблюдении режима дня, соблюдении правил чередования труда и отдыха | знать способы правильного планирования режима дня, фазы сна, последствия неправильного режима дня | уметь работать в группе, парах; пользоваться справочной литературой; выделять главную информацию. | |
25 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | ||||
26 | Игровой проект «Советуем литературному герою». | 1 | ||||
27 | Творческое задание «Мой выходной день». | 1 | ||||
28 | Неправильный режим дня и его последствия | 1 | ||||
29 | Режим дня в разное время года | 1 | ||||
5. Гигиена | 5 | |||||
30 | Викторина по правилам личной гигиены | 1 | объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека | знать причины заболеваний, правила гигиены, сохраняющие здоровье человека; основные принципы лекарственной помощи; факторы здоровья и факторы риска болезни. | кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях | |
31 | Вредные привычки | 1 | ||||
32 | Исследование «Самая полезная зубная паста» Поиск информации | 1 | ||||
33 | Защита исследования | 1 | ||||
34 | Подведение итогов. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». | 1 |
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Основные источники
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.
2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с.
Методическая литература
(Список рекомендуемой литературы для учителя)
- Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.
- Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
- Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
- Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
- Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 1996.
"Согласовано" "Согласовано"
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР
____________________________ ___________________ Быкова Л.И.
"_____" ____________ 2019 г. "_____" _____________ 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 5 класс VIII вид
Рабочая программа разработанная на учебный год по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, с перспективным планированием....
Рабочая программа спортивной секции для 5х классов по ФГОС "В здоровом теле - здоровый дух"
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «В здоровом теле-здоровый дух» составлена в соответствии:· с требованиями Федерального госуд...
Рабочая программа «Здоровей-ка»»
Данный курс предназначен для обучающихся 1 классов и рассчитан на 17 часов. Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоро...
Рабочая программа «ЗДОРОВЬЕ»
Рабочая программа "Здоровье"....
Рабочая программа "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8(2)
Рабочая программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...
Рабочая программа "Здоровье. Сила. Грация"
Рабочая программа "Здоровье. Сила. Грация"...