Рабочая программа "Культура здоровья"
рабочая программа (8 класс)

Программа по внеурочной деятельности для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vneurochka_kultura_zdorovya_8_kl_fgos.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2»                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                       

                                                                                                                                                                                 Утверждено

                                                                                                                  Директор ___________Ларионов Н.В.

                                                                                                                                                                               Приказ № ____ от ___________ 2019г.

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Культура здоровья»

(социальное направление)

  VIII класс

2019/20 учебный год

Составитель:

Игнатова Ю.С.,

г.о. Котельники

2019 г.

 

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной  деятельности в 8 классе «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов среднего общего образования  и авторской программы О.Ф.Жукова  «Культура здоровья» 2011г.

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Дети 13-15 лет наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам профилактики заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

      Программа рассчитана на учащихся 8 класса, 1 час в неделю, всего 34 ч.

2. Планируемые результаты.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на занятии.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации.

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

1. Умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.

2. Слушать и быть внимательным к другим.

3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

3. Содержание программы.

1. Введение. Культура здоровья. (6 ч.)

Охрана и укрепление здоровья и здоровья окружающих людей. Вредные привычки. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания.  Средства личной гигиены. Основные правила противопожарной безопасности. Профилактика ожогов и обморожений.

2. Физическая активность (7 ч.)

История игр. Спортивный квест. Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движение и здоровье». Эстафета здоровья.

3. Питание (10 ч.)

Питание – необходимое условие для жизни человека. Золотые правила питания. Жиры, белки и углеводы - что важнее? Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием. Пищевые добавки в нашей жизни.  Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Мое любимое блюдо».  

4. Режим дня (6ч.)

Творческое задание «Планируем день». Сон – лучшее лекарство. Игровой проект «Советуем литературному герою». Творческое задание «Мой выходной день». Неправильный режим дня и его последствия.  Режим дня в разное время года

5. Гигиена (5 ч.)

Викторина по правилам личной гигиены. Вредные привычки.  Исследование «Самая полезная зубная паста»

 


4. Тематическое планирование

п/п

  1. Разделы программы
  1. Количество часов
  1. 1

Введение. Культура здоровья.

  1. 6
  1. 2

Физическая активность

  1. 7
  1. 3

Питание

  1. 10
  1. 4

Режим дня

  1. 6
  1. 5
  1. Гигиена
  1. 5

5. Календарно-тематическое планирование.

                                                                   

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Планируемые результаты

1. Введение. Культура здоровья.

6

Личностные

Предметные

Метапредметные

1

Здоровье человека

Первичный инструктаж о правилах работы на занятиях

1

формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

объяснять какое влияние оказывает климат на здоровье; предлагать рекомендации отдыхающим, выбирающим для отдыха места, отличные по своим климатическим условиям от мест их постоянного жительства; объяснять, от чего зависит возникновение перегрузок; объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека;

развитие экологического мышления учащихся.

знать: предмет изучения культуры здоровья; правила укрепления здоровья,  о средствах гигиены; правила безопасности

умение использовать дополнительные источники информации при решении учебных задач; работать с текстами (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

 корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

2

Охрана и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей

1

3

Овладение основными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания

1

4

Средства личной гигиены

1

5

Основные правила противопожарной безопасности

1

6

Профилактика ожогов и

 обморожений.

1

2. Физическая активность

7

7

История игр.

1

формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

знать факты об истории развития спортивных игр; уметь делать основные виды физических упражнений,

объяснять, как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека.

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе.

8

Спортивный квест.

1

9

Творческий проект «Игротека».

1

10

Исследовательский проект «Движение и здоровье».

Обсуждение проекта

1

11

Поиск информации

1

12

Защита проекта

1

13

Эстафета здоровья

1

3. Питание

10

14

Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания.

знать факторы, влияющие на пищеварительную систему; пути поступления в пищу вредных веществ; некоторые заболевания, вызываемые болезнетворными организмами; различных факторов, влияющих на формирование опорно-двигательной системы; делать основные виды физических упражнений.

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.

15

Золотые правила питания.

1

16

Жиры, белки и углеводы - что важнее?

1

17

Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием

1

18

Пищевые добавки в нашей жизни

1

19

Исследование «Почему нужен завтрак». Составление плана

1

20

Поиск информации

1

21

Защита исследовательской работы

1

22

Творческий проект «Моё любимое блюдо».

Выполнение проекта

1

23

Защита проекта

1

4. Режим дня

6

24

Творческое задание «Планируем день».

1

формирование у учащихся

осознания необходимости в соблюдении режима дня, соблюдении правил чередования труда и отдыха

знать способы правильного планирования режима дня, фазы сна, последствия неправильного режима дня

уметь работать в группе, парах; пользоваться справочной литературой;

выделять главную информацию.

25

Сон – лучшее лекарство.

1

26

Игровой проект «Советуем литературному герою».

1

27

Творческое задание «Мой выходной день».

1

28

Неправильный режим дня и его последствия

1

29

Режим дня в разное время года

1

5. Гигиена

5

30

Викторина по правилам личной гигиены

1

объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека

знать причины заболеваний,  

правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

основные принципы лекарственной помощи;

факторы здоровья и факторы риска болезни.

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях

31

Вредные привычки

1

32

Исследование «Самая полезная зубная паста»

Поиск информации

1

33

Защита исследования

1

34

Подведение итогов. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

1

       

6. Перечень учебно-методического обеспечения

             Основные источники

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья:  8 класс:    учебное пособие для учащихся     общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.

2. Воронина Г.А.,  Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья:  8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с.

           Методическая литература

(Список рекомендуемой литературы для учителя)

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.
  1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
  1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
  2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
  3.   Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.
  4. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 1996.  

                   

                      "Согласовано"                                                                                                                  "Согласовано"

                     Руководитель ШМО                                                                                                     Зам. директора по УВР

                  ____________________________                                                                                   ___________________ Быкова Л.И.

                "_____" ____________ 2019 г.                                                                                          "_____" _____________ 2019 г.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 5 класс VIII вид

Рабочая программа разработанная на учебный год по предмету Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, с перспективным планированием....

Рабочая программа спортивной секции для 5х классов по ФГОС "В здоровом теле - здоровый дух"

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивной секции «В здоровом теле-здоровый дух» составлена  в соответствии:·        с требованиями Федерального госуд...

Рабочая программа «Здоровей-ка»»

Данный курс предназначен для обучающихся 1 классов и рассчитан на 17 часов. Содержание данного курса направлено на становление ценностного отношения у учащихся начальной школы к здоровью и здоро...

Рабочая программа «ЗДОРОВЬЕ»

Рабочая программа "Здоровье"....

Рабочая программа "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8(2)

Рабочая программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...

Рабочая программа "Здоровье. Сила. Грация"

Рабочая программа "Здоровье. Сила. Грация"...