Статья "Мотивация как процесс"
статья

Самсонов Олег Викторович

В статье  жается характеристика этапам фформирования мотива и стадиальности мотивационного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_kak_protsess.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация как процесс

1. Понятие мотивации как психического явления

        До настоящего времени существуют дискуссии в различных подходах к определению мотивации. Одни авторы (К.Мадсен, Ж.Годфруа) рассматривают мотивацию как совокупность факторов, определяющих (поддерживающих и направляющих) поведение, другие – как совокупность мотивов (КК.Платонов), в иретьем случае мотивация рассматривается как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. М.Ш.Магомед – Эминов представляет мотивацию как процесс психической регуляции конкретной деятельности. И.А.Джидарьян - как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности. В.Вилюнас рассматривает мотивацию как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

        Исходя из вышеперечисленных примеров, можно выделить два направления определения понятия мотивация: рассмотрение мотивации со структурных позиций, как совокупности факторов или мотивов; второе направление рассматривает мотивацию как динамическое (не статичное) образование, как процесс, механизм.

        Несмотря на отсутствие единого подхода к пониманию определения мотивации и, её соотношения с мотивами в психологических исследованиях, тем не менее, можно сформулировать такое понятие, как «мотивация – это динамический процесс формирования мотива (как основания поступка)» (Е.П.Ильин).

        В исследованиях западных психологов можно найти разделение понимания мотивации по различительным признакам: экстринсивной и интринсивной .

        Е.Ильин  утверждает, что при всех противоречиях понимания внутренней и внешней стороны мотивации фактом остается её зависимость от влияния социального окружения, на основе которого автор выделяет виды зависимости мотивации: референтную, информационную, властную зависимости.

        На основе своих исследований Е.Ильин делает вывод, что мотивация и мотивы всегда внутренне обусловленны, но могут зависеть от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами, в связи с этим внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

        Ещё одним дискуссионным вопросом является двумодальное положительно – отрицательное строение мотивации. Спор возникает на основе приписывания различных эмоций побуждениям или самой деятельности.  Однако понятно, что в том и другом случае речь идет о сопровождении мотивационного процесса как положительными, так и отрицательными эмоциональными переживаниями. Данный вопрос интересен педагогам в связи с тем, что позитивную и негативную мотивацию связывают с такими методами подкрепления как поощрение и наказание. То есть, некоторые авторы указывают, что позитивная и негативная мотивации могут  быть внутренней и внешней, а также могут искусственно создаваться извне.

        

2. Этапы мотивационного процесса

        Многие психологи - исследователи обращали внимание на необходимость описания стадиальности мотивационного процесса. Каждый из ученых разрабатывал свой подход в описании стадий мотивации: структурно – психологический подход (А.Ковалев, О.Тихомиров, А.Файзуллаев); биологизированный морфо – функциональный подход, рефлекторный (Д.Колесов); гештальт – подход (Ж.-М. Робин). Разночтения в определении стадий, их количества и внутреннее содержание заключалось в зависимости от вида стимулов, под влиянием которых развертывается процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы классифицировались по таким признакам как: физические стимулы – внешние раздражители, стимулы - сигналы, внутренние стимулы. Однако, Е.Ильин, О.Тихомиров указывают, что стимулами могут быть и требования, и просьбы, чувства долга и прочие социальные факторы, заданные или принятые человеком и самостоятельно сформированные по желанию. В первом случае, утверждает О.Тихомиров, связь формируется как бы от цели к мотиву, а во втором случае – от потребности к цели.

        Из всех предложенных описаний стадиальности мотивационного процесса можно выделить модель А.Файзуллаева, который выделяет  5 этапов в мотивационном процессе:

  1. Осознание побуждения;
  2. Принятие мотива;
  3. Реализация мотива;
  4. Закрепление мотива;
  5. Актуализация побуждения

В зарубежных исследованиях стадиальность мотивационного процесса рассматривают с точки зрения гештальт – подхода, суть которого заключается в актуализации и удовлетворении потребности при взаимодействии человека с внешней средой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. Представители данного подхода выделяют шесть стадий (фаз): ощущение стимула – его осознание – возбуждение (решение, возникновение побуждения) – начало действия – контакт с объектом – отступление (возвращение к исходному состоянию).

В работах  Е.П.Ильина этапы формирования мотива раскрываются с точки зрения внутреннеорганизованной мотивации и внешнеорганизованной мотивации

В первом случае, при биологической потребности личности, автором выделяются такие этапы мотивационного процесса:

1 этап. Формирование первичного абстрактного мотива, где нужда (органическая потребность) превращается в потребность личности, значимой и осознанной человеком. Здесь важную роль играет поисковая внешняя или внутренняя активность, где внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором предметов и условий удовлетворения потребностей, а внешняя – осуществляется человеком в незнакомой обстановке или вынуждает к поиску реального объекта удовлетворения потребности.

2 этап. Определение субъективной вероятности  достижения успеха при различных способах поведения и деятельности. Такой прогноз человек осуществляет с учетом своих возможностей и ситуации, в которой он находится.

Предвидение (прогнозирование) последствий выбираемого пути достижения цели (Слайд 9).

3 этап. Выбор конкретной цели и формирование намерения её достичь.

        Таким образом, для инициации поведения, утверждает Е.П.Ильин, недостаточно иметь актуализированную потребность и предмет её удовлетворения, а необходимы наличие и учет многих внешних и внутренних факторов. В связи с чем, мотивацию целесообразно рассматривать не как сочетание одной причины и одного побуждения, а как совокупность и определенной последовательности ряда причин и побуждений.

        С педагогической точки зрения нам интересно мнение А.М.Матюшкина о ситуативной познавательной потребности. Автор отмечает, что ситуативная познавательная потребность появляется тогда, когда в ходе достижения поставленной задачи возникает нарушение сложившегося стереотипа деятельности. Новые условия порождают познавательную потребность (как достичь цели) и вызывают, по мнению автора, поисковую активность, направленную на обнаружение неизвестного, которое, в свою очередь, выступает как новая и первично неосознаваемая цель познавательной  потребности. Таким образом, человек приступая к поиску, ещё не знает, что найдет или что выберет. Данную ситуацию можно отнести и к случаям, когда условия деятельности - неопределенные.

        Здесь также важно отметить, что в процессе выбора вариантов удовлетворения потребности человек осуществляет сложную мыслительную деятельность, которая по существу и определяет, будет ли удовлетворяться потребность или нет, совершит человек тот или иной поступок или откажется.

        Исходя из анализа этапов формирования мотива как основания действия, поступка и побуждения к ним, можно сделать вывод: формирование мотива начинается с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели, если эта цель необходима человеку. Между этими двумя психологическими феноменами, по мнению Е.П.Ильина, располагается промежуточный этап мотивационного процесса, в котором актуализируются имеющиеся у человека психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор предмета и способа удовлетворения потребности (личностные диспозиции). Следовательно, мотивация – это процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив  - это продукт мотивации.

        Е.П.Ильин под внешнеорганизованной мотивацией понимает воздействие (в основном оперативное, срочное) на процесс мотивации субъекта А со стороны субъекта Б (или группы других лиц, или средств массовой информации) с целью инициации мотивационного процесса или вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения (мотива). С точки зрения педагогики данное определение мотивации означает, что формировать мотив извне нельзя, можно только способствовать этому процессу: мотив, по мнению автора, сложное психологическое образование, которое строит сам субъект. Воспитание  и социализация личности являются строительным материалом, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия и поступка. Этот материал представляет собой личностные образования: интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка. Таким образом, педагогом извне могут формироваться не мотивы, а мотиваторы (и вместе с ними – мотивационная сфера личности) . Воздействия и влияния могут иметь вид: просьбы, требования, совета, внушения, намека и принимать характер информирования, инструктирования, стимулирования и запрета – интердикции.

        Для педагогов выделение мотиваторов имеет принципиальное значение, так как часто многие под мотиваторами подразумевают мотивы. Е.П.Ильин указывает, что в исследованиях А.Н.Леонтьева появляются «знаемые» и «реально действующие» мотивы, а это, не что иное, как мотиваторы. Автор приводит пример, когда школьнику необходимо выполнить домашнее задание, так как учитель поставит двойку, будет ругать. Понимая эти причины (мотиваторы, а не мотивы), ребёнок реально начинает заниматься , но если за выполнение задания ему будет обещано что-то привлекательное – это становится «реально действующим» мотиватором (а не мотивом!), новым смыслом, ради которого необходимо выполнить задание. Ильин указывает, что в процессе мотивации, при выборе цели и способов её достижения многие мотиваторы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость и приводят к формированию побуждения. Сформированный мотив всегда действен, так как включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сейчас».

3. Неимперативные и императивные прямые формы организации мотивационного процесса

        К неимперативным прямым формам внешней организации мотивационного процесса (формам воздействия на субъекта), психологи относят: просьбу, предложение (совет), убеждение.

        Просьбу используют чаще всего как форму внешней инициации мотивационного процесса в случае, когда не хотят придавать воздействию официальный характер. Школьниками такой способ воздействия авторитетного педагога в большинстве случаев воспринимается значимо и положительно. Здесь важно, конечно, упомянуть о значении манеры обращения. Большее влияние на намерения субъекта оказывает просьба в вежливой формулировке, имеющая уважение к его праву отказать.

        Принятие субъектом  воздействия в форме предложения или совета во многом зависит от личности качеств самого субъекта (например, от типа темперамента: холерики обычно отвечают сопротивлением, сангвиники – любопытством, меланхолик – избеганием, а флегматик – отказом или затяжкой во времени), от авторитетности лица, предлагающего вариант решения проблемы, от степени безвыходности положения.

        Убеждение является методом воздействия на сознание личности через обращение к её собственному критическому суждению. Успех убеждения, как психологического воздействия на принятие субъектом решения, зависит от убежденности субъекта в правоте другого. Е.П.Ильин указывает, что убеждение осуществляется двумя методами: дидактическим и диалектическим (сократическим). При дидактическом методе инициатива в основном принадлежит убеждающему, при сократическом методе – в дискуссию вовлекается убеждаемый. Также известно, что формирование убежденности может осуществляться прямо или косвенно, не только словом, но и делом, собственным примером.

        К известным методам убеждения относятся: фундаментальный метод, метод противоречия, метод «извлечения выводов», метод «кусков», метод игнорирования, метод акцентирования, метод двустронней аргументации, метод «да, но…», метод кажущейся поддержки, метод бумеранга .

        Психологи указывают на эффективные и некорректные, манипулятивные способы убеждения. К последним относится аргументация, направленная: к авторитету; к верности; к выгоде; к жалости, к здравому смыслу, к личности, к невежеству, к публике, к силе, к тщеславию, к фикции, к человеку.

        К средствам воздействия на процесс формирования мотива психологи также относят внешнее внушение. На внушаемость влияют: отношения между суггестором и суггерентом; содержание внушения, способ его конструирования; обстоятельства, при которых происходит внушение; особенности личности суггестора; особенности личности суггерента; внушаемость, конформность; негативизм.

        К императивным прямым формам организации мотивационного процесса относятся: приказы, требования и принуждение. Особенность формирования мотива при заданной извне цели заключается в их двойственности: цель как конкретное наполнение мотива и цель, задаваемая другими людьми (или обществом). Во втором случае взаимоотношение цели с потребностями имеет особый характер, так как цель в этом случае не возникает из развития потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему потребностей, соответствуя ей в различной степени. Важный психологический момент заключается здесь в принятии этой цели как собственной, отвечающей его интересам, моральным установка, ценностям. Для педагога данный факт означает, что принятие цели как собственной происходит только в том случае, когда у человека сформирована внутренняя позиция (социальная установка) долженствования в отношении выполнения им определенной роли (например, ученика).

Литература

  1. Гребенюк,  О.С., Гребенюк, Т.Б. Основы    педагогики   индивидуальности:    Учеб.    пособие /О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.
  2. Грекова, В.А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический вестник 2008. - №6/3. – С.45-51.
  3. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М.:Педагогика, 1972. – 352с.
  4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П.Ильин – СПб.: Питер, 2002. – 512с.
  5. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 704с.
  6. Ромусик, Н.А. Методика диагностики мотивации учебной деятельности личности в юношеском возрасте //Психологический журнал, 2007. - №1. – С.43-49.
  7. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно – методическое издание /И.Н.Скрипкин. – Липецк, 2010. – 245с.
  8. Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие /Под общ. ред. С. Ю. Трапицына. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117

В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Информационный процесс. Виды информационных процессов

Разработка урока в условиях реализации ФГОС...