Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Шахматы для начинающих»
рабочая программа

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty_dlya_nachinayushchih_1_god.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Вязьмы Смоленской области

                                     

        

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБУ ДО ДДТ

Протокол № 1

от «31»  08  2021 г.

                       УТВЕРЖДАЮ

                       Директор МБУ ДО ДДТ

                       ____________Л.П. Чинарёва

                       «01» сентября 20 21г.

                        Приказ № 164/01-09

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

спортивной направленности

«Шахматы для начинающих»

возраст  учащихся: 7-10 лет

срок реализации: 1 ГОД

                                                                                   

                                                               

Автор-составитель:

                     Балакирев Валерий Васильевич

                                              педагог дополнительного образования                                                                                                                        

 

   

г. Вязьма

2021

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Шахматы для начинающих»  разработана на основе научно-методических изданий «Шахматы – школе» под редакцией Б.С. Гершунского (1990) и «Полного курса шахмат» С.Б. Губницкого (2011)

Шахматы с давних времен привлекали внимание многих выдающихся людей – политических деятелей, военачальников и полководцев, писателей, музыкантов, ученых, которые видели в них не просто отдых и развлечение, но и своеобразную гимнастику ума, эффективное средство воспитания и развития человека.

Направленность программы – физкультурно-спортивная

Актуальность программы.  Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят все более весомый вклад во всестороннее, гармоничное развитие человека, независимо от его возраста и спортивной шахматной квалификации. Шахматы положительно влияют на развитие и совершенствование у детей психических процессов, памяти, внимания, пространственного воображения, логического мышления, воли и т.д.

Для детей, проживающих в сельской местности, возможно изучение некоторых тем программы в дистанционной форме. Материалы для  дистанционного обучения представлены на официальном сайте учреждения в разделе «Дистанционное обучение».

Дети с ОВЗ могут обучаться по данной программе с применением специальных методик преподавания.

Для детей, проявляющих выдающиеся способности, разработаны задания повышенной сложности.

 Занятия в секции «Шахматы для начинающих» не требуют дополнительных затрат, все необходимое для занятий предоставляется учреждением.  

Отличие этой программы в том, что в ней не ставится задача подготовки спортсменов высокой квалификации, прежде всего она направлена на развитие личности, расширение круга общения, полноценное самовыражение и реализацию способностей детей.

Адресат программы – дети в возрасте 7-10 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов –144.

Формы обучения и виды занятий

1. Практикум.

3. Сеанс одновременной игры.

4. Турнир.

5. Блиц-турнир.

6. Конкурс.

7. Лекция.

9. Беседа.

11. Анализ партий.

12. Консультационная партия.

Режим занятий: 4 часа в неделю: 2 раза по 2 часа.

1.2. Цель программы

Творческое  и интеллектуальное  развитие детей и подростков посредством обучения игре в шахматы

Задачи программы

образовательные:

  • познакомить учащихся с правилами шахматной игры;
  •   научить учащихся пользоваться шахматной нотацией и терминологией;

развивающие:

  • способствовать развитию у детей памяти, внимания, пространственного воображения, логики, восприятия, воли;
  • способствовать умственному и эстетическому развитию учащихся;
  • способствовать развитию умения самостоятельно принимать решения;

воспитательные:

  • приобщить детей к шахматной истории и культуре как части    

общечеловеческой  истории и культуры;

  • приучить детей к самостоятельной работе с книгой;
  • выработать навыки здорового образа жизни.

1.3. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теоретических

практических

1.

 Вводное занятие

2

2

-

Познавательная игра

2.

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

20

8

12

Опрос по теме

3.

Шахматные загадки и словарные игры.

20

4

16

Викторина

4.

Геометрия шахматной доски. Понятие о тактике.

24

6

18

Игры

5.

Связка в шахматной партии.

20

6

14

Шахматный турнир

6.

Знакомство с теорий открытых дебютов.

30

10

20

Игры

7.

Атака в шахматной партии.

28

6

18

Соревнование

      Итого

144

42

102

Содержание учебного плана

Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу. Семь рыцарских искусств. Проникновение шахмат в Россию. «Ферязь всяческая».

Пути-дороги шахматного королевства. Шахматная доска. Геометрия шахматной доски: горизонтали, вертикали, центр, края, углы.

Шахматная нотация – язык шахматных фигур. Запись шахматной партии и ходов.

Названия и начальная позиция шахматных фигур. Ход ладьи. Ход слона. Ход ферзя. Ход коня. Ход пешки. Ход короля.

Цель шахматной игры. Шах. Мат. Пат.

Шахматные загадки и шахматные задачи. Решение простейших шахматных задач (мат в 1 ход)

Сравнительная ценность фигур. Нападение и защита.

Как начинать шахматную партию. Основные принципы игры в дебюте. Три кита, на которых держится дебют: быстрая мобилизация, захват центра, пешечная конфигурация.

Рокировка и все о ней.

Взятие на проходе.

Мат одинокому королю 2-мя ладьями, ферзем, ладьей, 2-мя слонами.  Упражнения на мат. Мат в 2 хода.

Ничья. Различные случаи ничьей.

Как записывать шахматную партию. Дебютные ошибки и ловушки.

Простейшие пешечные окончания. Основные идеи и приемы в пешечных окончаниях: оппозиция, правило квадрата, король и крайняя (ладейная) пешка против короля.

Окончания ферзь против пешки. Ладья против легкой фигуры.

Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы. Двойной удар. «Вилка». Связка. Открытое нападение. Открытый и двойной шах. Отвлечение. Завлечение. Размен.

Понятие о дебютах. Борьба за центр в дебюте.  Открытые дебюты. Полуоткрытые дебюты. Закрытые дебюты.

Реализация материального преимущества. Другие виды преимущества.

Ладейные окончания. Активность короля и ладьи.

Шахматная композиция. Шахматные задачи. Шахматные этюды.

1.4. Планируемые результаты

Личностные результаты

  • сформирован интерес к шахматной истории и культуре как части    

общечеловеческой  истории и культуры;

  • сформирован навык   самостоятельной работы с книгой;
  • выработаны  навыки здорового образа жизни.

Метапредметные результаты

  •  развитие памяти, внимания, пространственного воображения, логики, восприятия, воли;
  • умственное и эстетическое развитию детей;
  •  развитие умения самостоятельно принимать решения.

Предметные результаты

Учащиеся будут знать:

  • правила шахматной игры и шахматную нотацию;
  • о  сравнительной ценности фигур;
  • планы и основные приемы матования одинокого короля;
  • об основных принципах разыгрывания дебютов;  
  • тактические приемы;
  • о пешечном окончании, правило квадрата и правило оппозиции;
  •  о тренировке шахматиста.

           Учащиеся будут уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • ставить мат одинокому королю 2-мя ладьями, ферзем, ладьей, 2-мя слонами;
  • реализовывать лишнюю пешку в пешечных окончаниях и лишнюю фигуру в остальных;
  • владеть приемом «лесенка» в окончании ферзь против пешки на предпоследней горизонтали;
  •   решать задачи с нахождением различных тактических ударов

2.1 Календарный учебный график

п/п

Дата проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

2

Вводное занятие. Знакомство с шахматами. Легенда о шахматах.

2

2

Волшебная доска. Горизонтали  и вертикали.

3

2

Диагонали. Центр.

4

2

Шахматное войско. Знакомство с шахматными фигурами

5

2

Шахматное войско. Начальная позиция.

6

2

Ладья. Ход ладьи. Взятие ладьёй.

7

2

Ладья. Нападение ладьёй. Двойной удар ладьёй.

8

2

Король – самая главная шахматная фигура. Ход королём. Взятие и нападение королём.

9

2

Шах. Способы защиты от шаха. Мат.

10

2

Слон. Ход слоном. Взятие слоном. Слон. Нападение  слоном. Двойной удар слоном. Мат слоном.

11

2

Слон. Что такое связка?

12

2

Ферзь – самая сильная фигура. Ход ферзём. Нападение и взятие ферзём.

13

2

Ферзь. Связка ферзём. Мат ферзём.

14

2

Конь. Ход конём. Взятие конём. Нападение конём. Двойной удар конём – «вилка».

15

2

Мат конём. Спёртый мат.

16

2

Пешка. Ход пешкой. Нападение и взятие пешкой. Превращение пешки в другие фигуры.

17

2

Взятие на проходе. Рокировка – что за ход?

18

2

Результат шахматной партии.

19

2

Сравнительная сила фигур. Тяжёлые и лёгкие фигуры.

20

2

Шахматная нотация – язык шахмат. 8 букв и 8 цифр.

21

2

«Морской бой»  на шахматной доске.

22

2

Шахматные загадки и словарные игры. Шахматные задачи.

23

2

«Урок для принца». Как записывать шахматную партию.

24

2

Дебютные ошибки и ловушки. «Детский мат».

25

2

«Не бойся детского мата» (Как играть в начале партии)

26

2

Короткие партии.

27

2

Мат одинокому королю двумя ладьями. Линейный мат.

28

2

Задачи на мат двумя ладьями. Мат ферзём. Пат.

29

2

Задачи на мат ферзём

30

2

Конкурс решения задач на мат в 1 ход.

31

2

Ничья. Некоторые случаи ничьей.

32

2

Угроза. Нападение на фигуры и пешки. Их защита.

33

2

Защититесь от нападения на фигуру. Позиции для решения.

34

2

Двойной удар. Позиции для решения.

35

2

Открытое нападение. Позиции для решения.

36

2

Сквозной удар. Позиции для решения.

37

2

Ловля фигуры. Позиции для решения.

38

2

Связка. Позиции для решения.

39

2

Создайте неотразимую угрозу мата, выигрыша материала.

40

2

Создайте неотвратимую угрозу проведения пешки в ферзи.

41

2

Геометрия шахматной доски. Понятие о тактике.

42

2

Основные тактические приёмы. Двойной удар.

43

2

«Вилка» - двойной удар пешкой или конём.

44

2

Открытое нападение. Открытый и двойной шах.

45

2

Конкурс нахождения тактических ударов.

46

2

Ферзь против пешки на предпоследней горизонтали, против слона и коня.

47

2

Пешечные окончания. Правило квадрата.

48

2

Король и некрайняя пешка против короля. Оппозиция.

49

2

Король и крайняя (ладейная) пешка против короля.

50

2

Конкурс решения позиций в пешечных окончаниях.

51

2

Типичные матовые финалы. Мат в 2 хода.

52

2

Понятие о комбинации. Простейшие комбинации.

53

2

Взаимодействие фигур при атаке на короля. Жертва ведёт к победе.

54

2

Конкурс решения матовых комбинаций.

55

2

Реализация материального перевеса.

56

2

Размен как способ перехода в выигранное пешечное окончание.

57

2

Конкурс решения позиций «Переход в выигранное пешечное окончание»

58

2

Как начинать шахматную партию.

59

2

Развитие фигур. (Мобилизация сил) Расстановка пешек. Захват центра.

60

2

Связка в шахматной партии. Полусвязка.

61

2

Понятие о шахматном этюде. Знаменитые шахматные этюды.

62

2

Итальянская партия.

63

2

Элементарные ладейные окончания. Некоторые технические приёмы в ладейных окончаниях.

64

2

Знакомство с теорией открытых дебютов. Защита 2-х коней. Партия-тест Полерио - Доминико.

65

2

Отдалённая проходная пешка. Защищённая проходная пешка.

66

2

Реализация лишней пешки в ладейных окончаниях.

67

2

Атака в шахматной партии.

68

2

Знакомство с теорией открытых дебютов.

69

2

Шотландская партия. Жертва пешки за инициативу.

70

2

Шотландский гамбит.

71

2

Конкурс решения шахматных задач.

72

2

Итоговое занятие.

144

2.2. Условия реализации программы

Кабинет для занятий;  шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х учащихся); демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур; шахматные часы; карточки с диаграммами для решения задач и упражнений.

2.3 Формы аттестации

Оценочный зачет, тестирование;  участие в соревнованиях, конкурсах;  контрольные игры, турниры.

2.4. Оценочные материалы

Для оценки результативности обучения по данной программе применяется методика выявления результативности образовательной деятельности  Н.В. Клёновой):

  •  Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
  •  Личностное развитие ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
  • Достижения воспитанника (на городском, районном, областном, российском уровне)

2.5. Методическое обеспечение.

№п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Введение

занятие объединения

рассказ, беседа, демонстрация

Шахматные доски и фигуры

Познавательная игра

2

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

занятие объединения

шахматный турнир

рассказ, беседа, демонстрация.

Продуктивный(анализ позиции - мотив - идея - расчёт – ход)

Магнитная шахматная доска

Игры

"Горизонталь", «Вертикаль», «Диагональ», "Волшебный мешочек".

Опрос по теме

3

Шахматные загадки и словарные игры.

Практическая игра. Теоретические занятия,

 шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

Продуктивный(анализ позиции - мотив - идея - расчёт – ход)

Игры

"Угадайка", "Секретная фигура","Что общего?"

Викторина

4

Геометрия шахматной доски. Понятие о тактике.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Частично-поисковый.

"Мешочек"."Да и нет".

Игры

5

Связка в шахматной партии.

Участие в турнирах и соревнованиях.

Частично-поисковый.

"Игра на уничтожение"  

Шахматный турнир

6

Знакомство с теорий открытых дебютов.

 Дидактические игры и задания, игровые упражнения

Частично-поисковый.

"Лабиринт"."Перехитри часовых".

Игры

7

Атака в шахматной партии.

Участие в турнирах и соревнованиях.

Метод проблемного обучения

"Атака неприятельской фигуры". "Защита от шаха"."Мат или не мат".

Соревнование

3. Список литературы

        Для педагога

        1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М Шахматная школа; М., ФиС, 1976

        2. Буйлова Л.Н., Кочиева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., ГИЦ «Владас», 2001

        3. Гершунский Б.С. и др. Шахматы – школе. М., «Педагогика», 1991

        4. Губницкий С.Б. Уникальный полный курс шахмат. М., Астрель, 2011

        5. Голинищев В. Программа подготовки шахматистов IY - III разрядов. М., 1969

        6. Зак В.Г. О маленьких для больших. М., ФиС, 1973

        7. Каждан М.В., Ботвинник И.М., Урок ведет тренер. Минск, «Полымя», 1992

        8. Костьев А.Н. Шахматы. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. М.,

            1979

        9. Пожарский В., Шахматный учебник. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002

       10. Пожарский Виктор. Шахматы. Начальная школа. Ростов-на-Дону, 2010

       11. Пожарский Виктор. Шахматы. Путь к мастерству. Ростов-на-Дону,2013

       12. Позин Сергей. 25 уроков шахмат. М., Русский шахматный дом, 2011

       13. Полгар Жужжа. Чемпионка мира учит шахматам. М., Астрель, 2010

       14. Шахматы. Энциклопедический словарь. М., 1990

         Для детей

        1. Авербах Ю, Бейлин Ю. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС,

            1988

        2. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1988

        3. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. Л., «Детская литература», 1980

        4. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев, 1988

        5. Калиниченко Н.М. 100 уроков шахматных маэстро.

        6. Костьев А.Н. Уроки шахмат. М., ФиС,1984

        7. Нейштадт Я.И. Шахматный практикум. М., ФиС, 1980

        8. Пожарский В. Шахматный учебник в этюдах. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007

        9. Полгар Жужжа. Шахматная тактика для будущих чемпионов. М., Астрель,

            2010

      10. Сухин Игорь. Приключения в шахматной стране. М., «Педагогика», 1991

      11. Хенкин В. Куда идет король? М., «Молодая гвардия», 1979

      12. Хенкин В. Последний шах. М., ФиС, 1979

      13. Хмельницкий Игорь. Шахматный экзамен. М., Рипол-Классик,2007

      14. Юдович М. Занимательные шахматы. М., ФиС, 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ТАНЕЦ»

Основные  средства хореографического  воспитания – физические  упражнения. Они  формируют  двигательные  умения и навыки, способствуют развитию двигательного  ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спортивное ориентирование"

В программе приводится учебный план,содержание программы,календарный учебный график туристического кружка "Спортивное ориентирование" МОБУ СОШ с.Удрякбаш,рассчитанный на 58 часов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ЮЛА»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Детский фитнес».  Cоставитель: Боровикова Евгения Александровна - педагог дополнительного образования  В...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные бальные танцы»

Дисциплина «Спортивные бальные танцы» занимает важное место в системе художественно-эстетического и физкультурно-направленного образования. Является первой ступенью в хореографическом обра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол»

     Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Игра в волейбол – это народная игра, т.е. в него играют все. Волейбол счастливо ...

Методические рекомендации для обучающихся по вопросам спортивной психологии по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».

Рассматриваются вопросы спортивной психологии на занятиях, при подготовке к конкурсам, непосредственно на конкурсе, отношения к результатам выступления, отношения родителей и детей....