Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спортивное ориентирование"
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

В программе приводится учебный план,содержание программы,календарный учебный график туристического кружка "Спортивное ориентирование" МОБУ СОШ с.Удрякбаш,рассчитанный на 58 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turizm_2018_rp.doc987.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Муниципальное автономное   учреждение дополнительного образования  «Детский оздоровительно образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии» муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан

ПРИНЯТА                                                                           УТВЕРЖДАЮ

на заседании пед. совета                                                  Директор  МАУ ДО ДООЦТКиЭ

 ДО  МАУ ДО ДООЦТКиЭ                                                    

                                                                                                        Байбурин  Н.Ш. ___________                                                                                                                      

Прот. №  ___от_______                                                                       Приказ   №___      от.________    

                                     

                                                                           

             

                                                                 

        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

 « Спортивное ориентирование »

Срок реализации программы  3 года

Возраст обучающихся – 12-16 лет

                                                              Составил: педагог дополнительного

                                               образования Баширов Р.А.

                                первая категория

2018год

Пояснительная записка

«Спортивное ориентирование» - дополнительная общеобразовательная программа туристско - краеведческой направленности. Программа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях туризмом и краеведением, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.

Актуальность программы в том, что занятия ориентированием содействует умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и любить природу. Также ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.

Цель программы: формирование здоровой всесторонне-образовательной, развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.

Задачи: Обучающие:

  • Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье обучающихся через занятия туризмом и краеведением
  • Совершенствовать общую, физическую, техническую и тактическую подготовки обучающихся.

Развивающие:

  • Развивать умения работать в команде.
  • Развивать активность участия обучающихся в судействе различных соревнований. Воспитательные:
  • Изучать культуру и природу района через туристские походы, посещение памятников истории и природы.
  • Воспитывать любовь к окружающей природе.

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы в том, что она состоит из разделов, включающих сведения по туризму, экологии, топографии и ориентированию на местности, сведения по оказанию первой медицинской помощи, сведения по судейству, по краеведению. Большое внимание уделяется общей и специальной физической подготовке, совершенствованию навыков по технике и тактике ориентирования. Поэтому увеличено время на проведение практических занятий в помещении, на местности. Программа рассчитана на детей с 11 лет.

Срок реализации программы 3 года. Первый годичный цикл (приобретение знаний, умений и навыков) предусматривает объём учебно-тренировочной нагрузки 58 часов, по 2 часа в неделю .

Второй (закрепление и отработка знаний, умений и навыков) и третий (совершенствование знаний, умений, навыков) годичные циклы предусматривают объём учебно-тренировочной нагрузки 58 часа, по 2 часа в неделю .

Ожидаемые результаты - развитие у детей самостоятельности, решительности, настойчивости при достижении цели, умения эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстроты реакции; укрепление здоровья; приобретение обучающимися знаний, умений и навыков по туризму, экологии, топографии и ориентированию, по оказанию первой медицинской помощи, по судейству, по краеведению.

Подведения итогов: выполнение контрольных нормативов, соревнования, конференции, слёты, викторины, конкурсы.

За основу взята программа «Спортивное ориентирование» (Программы для детско- юношеских спортивных школ и для объединений дополнительного образования детей / под дедакцией Ю.С.Константинова, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения: Федерация спортивного ориентирования России - М.: Советский спорт, 2005 - 216 с.: ил.), которая была переработана и дополнена.  

                                 Учебный план

                                                          1й год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности. История спортивного ориентирования, его значение.

2

1

1

2

Общая физическая подготовка.

6

1

5

3

Роль и значение специальной физической подготовки.

2

1

1

4

Снаряжение ориентировщика.

6

2

4

5

Основы технической подготовки.

6

2

4

6

Основы тактической подготовки.

6

2

4

7

Основы топографии.

2

1

1

8

Краеведение. Охрана природы.

2

2

9

Основы туристической подготовки.

2

1

1

10

Контрольные нормативы.

4

-

4

11

Значение медико-санитарной подготовки. Гигиена спортсмена.

2

1

1

12

Участие в соревнованиях. Тренировочные походы.

8

1

7

13

Участие в массовых мероприятиях МАУ ДО ДЦООТиК.

8

-

8

14

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

58

15

43

Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности. История спортивного ориентирования, его значение.

Теория: Организационное занятие объединения. Планирование деятельности объединения в учебном году. Обзор развития ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом. Ориентирование - средство от гиподинамии, средство оздоровления и закаливания. Техника безопасности на занятиях.

Практика: Знакомство с материалами наглядной агитации. Встреча со спортсменами - ориентировщиками. Моделирование нестандартных ситуаций на занятиях и демонстрация техники безопасности в этих ситуациях.

2. Общая физическая подготовка

Теория: Задачи общей физической подготовки. Круглогодичный тренировочный процесс. Взаимосвязь физической, технической, тактической подготовок. Разминка, её значение и содержание.

Практика: Ходьба. Бег. Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц ног; для шей и туловища. Гимнастические упражнения с предметами. Акробатика. Упражнения на гимнастических снарядах. Лёгкая атлетика. Планирование. Лыжная подготовка. Спортивные игры. Походы выходного дня, туристическая полоса препятствий.

3. Роль и значение специальной физической подготовки.

Теория: Значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщика. Характер и методика развития специальных физических качеств, необходимых ориентировщику.


Практика: Беговая подготовка с учётом зон интенсивности тренировочных нагрузок. Развитие специальных качеств, необходимых ориентировщику. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и прыгучести, силы.

4. Снаряжение ориентировщика

Теория: Компас, планшет, лыжное снаряжение, одежда, обувь. Правила эксплуатации и хранения. Вспомогательное снаряжение.

Практика: Устройство, изготовление, подборка и установка снаряжения.

  1. Основы технической подготовки.

Теория: Понятие о технике ориентирования, её значение для достижения высоких результатов. Особенность топографической подготовки ориентировщика. Разновидности карт, их общие черты и различия.

Практика: Изменение расстояний на местности. Развитие глазомера. Приёмы пользования компаса. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Изучение технических приёмов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Определение направлений при помощи компаса и карты.

  1. Основы тактической подготовки

Теория: Понятие о тактике. Значение тактики для достижения наилучших результатов. Взаимосвязь техники и тренировки в обучении ориентировщика.

Практика: Тактические действия на соревнованиях. Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры. Подход и уход с контрольного пункта. Раскладка сил на дистанции.

7. Основы топографии

Теория: Основы топографии. Способы изображения земной поверхности. Топографические карты. Масштаб карты. Условные знаки топографических карт.

Практика: Рисовка топознаков. Упражнения с масштабами топокарт. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Изменение расстояний до недоступных предметов.

8. Краеведение. Охрана природы

Теория: История города и области. Край в годы Великой Отечественной войны. Музей и экскурсионные объекты района. Важность охраны природы. Физико - географическая характеристика края, её особенности (климат, растительность, животный мир, реки, озёра). Практика: Экскурсии по городу и области. Просмотр фото- и видеоматериалов. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Участие в краеведческих викторинах. Работа по охране природы.

9. Основы туристической подготовки.

Теория: Туризм как средство общефизической подготовки спортсмена - ориентировщика. Туризм - один из видов активного отдыха. Виды туризма.

Практика: Знакомство с туристическим снаряжением, устойчиво, уход и ремонт. Укладка рюкзака. Установка и сборка палатки. Разбивка и снятие бивака. Уборка территории. Назначение и применение туристических узлов.

10. Контрольные нормативы.

Практика: Сдача теоретических и практических умений и навыков по спортивному ориентированию, лёгкой атлетике, лыжным гонкам. Сдача нормативов по общей и специальной физической подготовке.

11. Значение медико-санитарной подготовки. Гигиена спортсмена.

Теория: Значение врачебного контроля и самоконтроля. Аптечка. Спортивные травмы и их предупреждение. Режим дня. Гигиена тела, одежды, обуви.

Практика: Оказание первой доврачебной помощи - способы остановки кровотечения. Транспортировка пострадавших.

12. Участие в соревнованиях. Тренировочные походы.

Теория: Виды соревнований. Их значение. Условия проведения. Права и обязанности участников. Основы безопасности в походах, на соревнованиях.

Практика: Отработка действий участников перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, после финиша. Участие в соревнованиях. Проведение тренировочных походов в разное время года.

13. Участие в массовых мероприятиях Дворца детского творчества.

Практика: Коллективно-творческие дела, праздники, соревнования.

14. Итоговое занятие.

Теория: Анализ работы за год. Поощрение детей. Задания на лето. Практика: Спортивные игры на воздухе.

Прогнозируемые результаты

К концу первого года обучения по программе обучающиеся:

№ п/п

Название тем

Должны знать

Должны уметь

1

2

3

4

1

Вводное занятие.

Техника

безопасности.

История

спортивного

ориентирования, его

значение.

Место и время проведения занятий. Правила техники безопасности на занятиях.

Участвовать в планировании деятельности объединения. Применять на практике правила техники безопасности.

2

Общая физическая подготовка.

Значение тренировочного процесса. Технику лыжных походов. Технику бега, прыжков. Комплексы общеразвивающих упражнений.

Выполнять различные общеразвивающие упражнения. Передвигаться на лыжах.

3

Роль и значение специальной физической подготовки.

Значение специальной физической подготовки для роста мастерства.

Выполнять специально-беговые упражнения. Выполнять упражнения на развитие быстроты, гибкости, ловкости, прыгучести, силы.

4

Снаряжение ориентировщика.

Вспомогательное снаряжение, лыжное снаряжение, правила эксплуатации и хранения снаряжения.

Эксплуатировать снаряжение. Хранить снаряжение. Подбирать и устанавливать снаряжение.

5

Основы технической подготовки.

Разновидности карт, их общие черты и отличия. Понятия: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Устройство компаса.

Пользоваться компасом. Определяется расстояние на карте. Измерять расстояние на местности. Двигаться по азимуту.

6

Основы тактической подготовки.

Взаимосвязь техники и тактики. Понятие: опорные, тормозные, рассеивающие, ограничивающие, линейные ориентиры.

Правильно распределить силы на дистанции. Выполнять действия по подходу и уходу с КП, по выбору пути движения. Правильно использовать ориентиры.

1

2

3

4

7

Основы топографии.

Способы изображения земной поверхности. Понятия «топографическая карта», «масштаб», «крутизна склона». Типы топографических знаков.

Читать масштабы карт. Читать основные топознаки. Определять крутизну и высоту склона.

8

Краеведение. Охрана природы.

Историю города. Историю края в годы Великой Отечественной войны. Памятные и исторические края.

Рассказать об истории города. Рассказать о земляках - участниках Великой Отечественной войны. Участвовать в акциях.

9

Основы

туристической

подготовки.

Виды туризма. Знать применение и назначение 5-6 туристических узлов. Групповое и личное снаряжение. Требования к месту бивака. Противопожарные меры в походе.

Укладывать рюкзак. Осуществлять простой ремонт снаряжения. Устанавливать палатки. Разжигать костры.

10

Контрольные нормативы.

Методы проведения (зачёт, соревнования). Нормативные требования по ориентированию, лёгкой атлетике, лыжным гонкам.

Выполнять теоретические и практические нормативы по ориентированию, лёгкой атлетике, лыжным гонкам.

11

Значение медико- санитарной подготовки. Гигиена спортсмена.

Правила гигиены тела, одежды, обуви. Состав аптечки. Способы и приёмы оказания первой медицинской помощи. Правила транспортировки пострадавшего.

Соблюдать меры личной гигиены. Соблюдать режим дня. Оказать первую помощь пострадавшему. Транспортировать пострадавшего. Изготавливать носилки.

12

Участие в соревнованиях. Тренировочные походы.

Виды соревнований. Их значение. Условия проведения соревнований. Права и обязанности участников. Основы безопасности на соревнованиях, в походах.

Проходить дистанцию соревнований. Применять полученные знания и умения в полевых условиях.

13

Участие в массовых мероприятиях Дворца детского творчества.

Виды и формы мероприятий.

Участвовать в праздниках, КТД, викторинах, конкурсах.

14

Итоговое занятие.

Свои достижения за год.

Анализировать работу свою и объединения в целом.

     


Учебный план

2 й год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Обзор развития ориентирования.

2

1

1

2

Общая физическая подготовка

6

2

4

3

Специальная физическая подготовка

6

2

4

4

Устройство, изготовление, установка снаряжения ориентировщика.

2

1

1

5

Техническая подготовка.

4

1

3

6

Тактическая подготовка.

6

2

4

7

Топографическая подготовка.

2

-

2

8

Краеведение. Охрана памятников истории и культуры.

2

1

1

9

Пешеходный туризм и ориентирование.

4

2

2

10

Врачебный контроль, самоконтроль ориентировщика.

2

1

1

11

Контрольные нормативы.

2

-

2

12

Правила соревнований по другим видам спорта. Судейская практика.

2

1

1

13

Участие в соревнованиях. Тренировочные походы.

8

8

14

Участие в массовых мероприятиях МАУ ДО ДЦООТКиЭ.

8

-

8

15

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

58

15

43

Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Обзор развития ориентирования.

Теория: Планирование деятельности объединения. Рост индивидуальных результатов обучающихся. Определение задач и целей на новый учебный год. Правила пожарной безопасности. Анализ выступления российских ориентировщиков на международных соревнованиях.

Практика: Составление графиков роста спортивных результатов, показанных в течение прошедшего учебного года. Тушение мнимого пожара.

2. Общая физическая подготовка

Теория: Физиологические основы спортивной тренировки. Мышечная деятельность - необходимое условие физического развития, поддержания здоровья и работоспособности. Принципы постепенности, повторности, разносторонности, индивидуализации в процессе тренировок.

Практика: Гимнастические упражнения. Подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости, выносливости, упражнения на расслабление. Спортивная ходьба.

3. Специальная физическая подготовка

Теория: Психологические и морально-волевые качества ориентировщика. Роль и значение специальной физической подготовке для роста мастерства ориентировщика. Характер и методика развития физических и специальных качеств, необходимых спортсмену ориентировщику: выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, силы.

Практика: Специальные беговые и прыжковые упражнения. Упражнения с отягощениями. Спринтерский бег. Спортивные игры. Ходьба на лыжах.

4. Устройство, изготовление, установка снаряжения ориентировщика.

Теория: Оборудование учебных полигонов для проведения тренировочных занятий на местности.

Практика: Изготовление, установка снаряжения.

  1. Техническая подготовка

Теория: Техника кроссового бега по различному грунту, по разной местности. Специализированные качества ориентировщика (чувство расстояния, направления, чтение карты). Изучение понятия: дополнительная привязка, задняя, последняя.

Практика: Чтение карты. Слежение за местностью с одновременным чтением карты. Измерение расстояний на карте и местности. Контроль направления с помощью компаса, карты, по солнцу, по объектам местности. Контроль высоты. Выход на КП. Отметка на КП. Уход с КП.

  1. Тактическая подготовка

Теория: Действия ориентировщика на различных участках трассы. Последовательность действий при прохождении дистанции.

Практика: Применение на практике приёмов ориентирования. Подготовка к соревнованиям по ориентированию: параметры дистанции, параметры карты, характер местности, стартовые параметры, параметры района соревнований, сведения о КП, опасные места, стартовые данные соперника.

7. Топографическая подготовка

Практика: Подбор картографического материала к походу. Ориентирование по местным признакам. Игра «Знаки идут по следу». Рисовка карточек с топознаками. Движение по азимуту. Нахождение КП при помощи карты и компаса.

8. Краеведение. Охрана памятников истории и культуры.

Теория: Географическое положение края. Геологическое прошлое. Растительный и животный мир. Население. Значение памятников природы. Памятники истории и культуры края. Практика: Участие в краеведческих викторинах, конкурсах, мероприятиях по исследованию памятников природы истории и культуры и их охране.

9. Пешеходный туризм и ориентирование.

Теория: Распределение должностей: костровой, дежурный по лагерю, дежурный по кухне, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению. Меню для походов. Хранение продуктов. Упаковка продуктов.

Практика: Составление графика дежурств, меню. Приготовление пищи в полевых условиях. Обучение пользованию топором, пилой. Организация полевой постели, места для отдыха. Организация дневки (досуг, игры, развлечения).

10. Врачебный контроль, самоконтроль ориентировщика.

Теория: Понятие о заразных заболеваниях. Меры профилактики. Утомление. Приёмы массажа. Практика: Упражнения по предупреждению переутомления. Выполнение основных приёмов спортивного массажа (поглаживания, растирания, потряхивание).

11. Контрольные нормативы.

Практика: Сдача теоретических и практических умений и навыков по спортивному ориентированию, туризму, лёгкой атлетике, лыжным гонкам. Сдача нормативов по общефизической подготовке.

12. Правила соревнований по другим видам спорта. Судейская практика.

Теория: Основные положения правил соревнований, их организация и проведение. Разрядные требования. Судейские бригады: судья на старте, на финише, судья - хронометрист. Обязанности судей.

Практика: Составление протоколов. Подсчёт командных результатов. Участие в работе судейских бригад на соревнованиях.

13. Участие в соревнованиях. Тренировочные походы.

Теория: Условия проведения соревнований. Техника безопасности.

Практика: Участие в различных соревнованиях. Анализ ошибок. Участие в первенствах города, области. Проведение тренировочных походов в разное время года.

14. Участие в мероприятиях Дворца детского творчества.

Практика: Коллективно-творческие дела, праздники, соревнования.

15. Итоговое занятие.

Теория: Анализ работы за год. Поощрение детей. Задания на лето.

Практика: Оформление фотоотчёта о работе объединения. Подвижные и спортивные игры.

Прогнозируемые результаты

К концу второго года обучения по программе обучающиеся:

№ п/п

Название тем

Должны знать

Должны уметь

1

2

3

4

1

Вводное занятие. Техника

безопасности. Обзор развития ориентирования.

Место и время проведения занятий. Результаты за прошлый год. Правила пожарной безопасности. Необходимые действия при обнаружении возгорания. Достижения российских ориентировщиков.

Пользоваться первичными средствами пожаротушения. Правильно действовать, при обнаружении возгорания.

2

Общая физическая подготовка

Особенности бега в лесу, по пересечённой местности. Технику лыжных походов. Гимнастические упражнения, подвижные игры, спортивные игры.

Передвигаться на лыжах, выполнять повороты, подъёмы, спуски и торможения. Владеть приёмами техники бега. Выполнять набор гимнастических упражнений.

3

Специальная

физическая

подготовка

Методику развития специальных качеств, необходимых спортсмену - ориентировщику.

Выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивности тренировочных нагрузок. Выполнять упражнения на развитие быстроты, гибкости, ловкости, прыгучести, силы.

4

Устройство,

изготовление,

установка

снаряжения

ориентировщика.

Вспомогательное снаряжение, лыжное, личное. Снаряжение для проведения занятий на местности.

Участвовать в оборудовании учебных полигонов.

5

Техническая подготовка.

Понятия: дополнительная привязка, последняя привязка, задняя привязка. Технику кроссового бега по разной местности.

Определять и контролировать направление с помощью карты и компаса. Выполнять приёмы чтения карты. Производить отметку на КП.

1

2

3

4

6

Тактическая подготовка.

Характеристику действий ориентировщика на различных участках трассы. Характеристику действий при прохождений дистанций.

Применять на практике приёмы ориентирования.

7

Топографическая подготовка.

Географическое положение края, растительный и животный мир.

Работать с картографическим материалом перед походом. Ориентироваться по местным признакам. Рисовать и читать топознаки. Двигаться по азимуту. Находить КП при помощи карты и компаса.

8

Краеведение. Охрана памятников истории и культуры.

Методы исследования качества воды. Местонахождение памятников природы, истории и культуры района.

Рассказывать о своём крае. Принимать участие в викторинах. Исследовать качество воды.

9

Пешеходный туризм и ориентирование.

Правила хранения продуктов в полевых условиях. Правила упаковки продуктов. Принципы составления меню для походов. Обязанности кострового, дежурных, завхозов. Правила техники безопасности при работе с топором и пилой.

Составлять меню, график дежурств. Готовить пищу в полевых условиях. Пользоваться топором и пилой. Проводить бивачные работы. Оказать первую медицинскую помощь при кровотечениях, переломах, вывихах.

10

Врачебный контроль, самоконтроль ориентировщика.

Меры профилактики заразных заболеваний. Приёмы массажа.

Снимать переутомление. Выполнять основные приёмы спортивного массажа.

11

Контрольные нормативы.

Выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке. Применять на практике умения и навыки по ориентированию, лёгкой атлетике, лыжным гонкам.

12

Правила соревнований по другим видам спорта. Судейская практика.

Основные положения правил соревнований. Правила организации и проведения. Разрядные требования. Обязанности судей.

Участвовать в судействе различных соревнований.

13

Участие в соревнованиях. Тренировочные походы.

Условия проведения соревнований. Технику безопасности на соревнованиях, в походах.

Применять полученные знания и умения в полевых условиях.

14

Участие в массовых мероприятиях ДДТ.

Участвовать в праздниках, КТД, викторинах, конкурсах.

15

Итоговое занятие.

Свои достижения за год.

Оформить фотоотчёт о работе объединения.


Учебный план

3 й год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Международная федерация ориентирования.

2

1

1

2

Общая физическая подготовка. Физиологические основы спортивной тренировки.

4

4

3

Специальная физическая подготовка. Психологические и морально-волевые качества ориентировщика.

6

2

4

4

Анализ тренировок и соревнований. Дневник ориентировщика.

2

-

2

5

Совершенствование технической подготовки.

4

2

2

6

Совершенствование тактической подготовки.

4

4

7

Совершенствование топографической подготовки.

4

-

4

8

Краеведение. Этноэкология, топонимика родного края.

2

-

2

9

Совершенствование туристической подготовки. Виды спортивных соревнований по туризму.

6

6

10

Медико-санитарная подготовка.

2

1

1

11

Контрольные нормативы.

2

-

2

12

Правила соревнований по спортивному ориентированию. Судейская практика.

2

1

1

13

Участие в соревнованиях. Тренировочные походы.

8

8

14

Участие в массовых мероприятиях МАУ ДО ДЦООТКиЭ.

8

-

8

15

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

58

8

50

Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности. Международная федерация ориентирования.

Теория: Определение задач и целей на новый учебный год. Техника безопасности проведения занятий в спортивном зале, на местности. Деятельность международной федерации ориентирования.

Практика: Знакомство с фотоматериалами летней работы отдела. Поиск условного заблудившегося по карте.

2. Общая физическая подготовка. Физиологические основы спортивной тренировки.

Теория: Роль разминки перед соревнованиями. Организация и планирование индивидуальных тренировок. Симптомы утомления после физических нагрузок. Приёмы массажа. Воспитание и выработка основных физических качеств ориентировщика.

Практика: Спортивная ходьба, кроссы, бег с препятствиями по пересечённой местности. Лыжная подготовка. Игры на местности. Езда на велосипеде. Массаж до и после тренировок. Выполнение упражнений на снятие усталости.

3. Специальная физическая подготовка. Психологические и морально-волевые качества

ориентировщика.

Теория: Выносливость - как средство противостояния усталости. Силовой компонент выносливости. Скоростной компонент выносливости. Средства и методы воспитания быстроты движений, координации движений, амплитуды движений.

Практика: Совершенствование общей выносливости ориентировщика: упражнения, направленные на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Передвижение на лыжах, пешие походы, прогулки, спортивные игры. Упражнение на повышение мощности усилия мышц ног, на увеличение силы мышц плечевого пояса. Спортивные и подвижные игры. Участие в эстафетах. Преодоление полосы препятствий.

4. Анализ тренировок и соревнований. Дневник ориентировщика.

Практика: Ведение дневника ориентировщика. Анализ тренировок и соревнований.

  1. Совершенствование технической подготовки

Теория: Изменение расстояний на заболоченной, труднопроходимой местности. Направление. Контроль направления с помощью компаса и карты, по солнцу, по объектам местности. Контроль высоты. Понятие «легенда КП».

Практика: Создание «карты» определённой местности. Нахождение на карте той или иной точки. Передвижения по заданному маршруту на карте. Участие в знаковой эстафете. Чтение легенд КП. Конкурс на лучшую карту. Отработка техники ориентирования на реальной местности, участие в соревнованиях.

  1. Совершенствование тактической подготовки.

Теория: Тактика прохождения дистанций в соревнованиях по ориентированию в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе. Выбор пути, выбор скорости, реакция на соперника.

Практика: Движение на местности с учётом рельефа, параллельный заход, бег по ориентирам, удлинение ориентиров. Изучение предстартовой информации, параметров карт, характера местности, стартовых параметров, параметров района соревнований. Отработка тактических приёмов на соревнованиях различного ранга.

7. Совершенствование топографической подготовки.

Практика: Рисование на карточках всех изученных топографических знаков. Чтение топографических знаков. Работа с компасом.

8. Краеведение. Этноэкология, топонимика родного края.

Теория: Этноэкология, топонимика родного края. Работа с литературой. Оформление собранного материала.

Практика: Участие в краеведческих конкурсах и викторинах различного ранга.

9. Совершенствование туристической подготовки. Виды спортивных соревнований по

туризму.

Теория: Виды соревнований по туризму. Дистанция соревнований. Страховка и самостраховка. Техника безопасности.

Практика: Организация страховки. Применения на практике страховочной системы, регулировка и уход, блокировка. Усы самостраховки. Применение на практике верёвок, карабинов. Крепление верёвки на опоре. Совершенствование навыков и умений на соревнованиях по туризму разного ранга.

10. Медико-санитарная подготовка.

Теория: Лекарственные растения края и их применение. Практика: Заготовка и применение лекарственных растений.

11. Контрольные нормативы.

Практика: Сдача теоретических и практических умений и навыков по ориентированию, туризму, лёгкой атлетике, лыжным гонкам. Сдача нормативов по общефизической подготовке. Сравнение результатов с результатами контрольных нормативов 1-го и 2-го годов обучения.

12. Правила соревнований по спортивному ориентированию.

Судейская практика.

Теория: Основные положения. Правила организации и проведения. Участники соревнований. Обеспечение безопасности.

Практика: Участие в соревнованиях по туристическому многоборью. Участие в работе судейских бригад.

13. Участие в соревнованиях. Тренировочные походы.

Теория: Техника безопасности. Действия участников.

Практика: Участие в соревнованиях согласно календарному плану. Участие в походах в разное время года.

14. Участие в мероприятиях Дворца детского творчества.

Практика: Коллективно-творческие дела, праздники, соревнования.

15. Итоговое занятие.

Теория: Анализ работы за год. Поощрение детей.

Практика: Оформление фотоотчёта о работе объединения. Подвижные и спортивные игры.

Прогнозируемые результаты

К концу третьего года обучения по программе обучающиеся:

Название тем

Должны знать

Должны уметь

п/п

1

2

3

4

1

Вводное занятие.

Результаты за прошлый год. Назначение

Выполнять требования по технике

Техника безопасности.

международной федерации ориентирования. Требования по технике

безопасности на занятиях.

Международная

безопасности на занятиях.

федерация

ориентирования.

2

Общая физическая подготовка. Физиологические основы спортивной тренировки.

Приёмы массажа. Симптомы утомления.

Выполнять массаж. Выполнять упражнения на снятие усталости, напряжения.

3

Специальная

Силовой компонент выносливости.

Выполнять упражнения,

физическая

Скоростной компонент выносливости.

направленные на развитие сердечно-

подготовка.

сосудистой и дыхательной системы.

Психологические и

морально-волевые

качества

ориентировщика.

4

Анализ тренировок и соревнований. Дневник ориентировщика.

Как вести «Дневник» ориентировщика.

Вести дневник ориентировщика. Анализировать тренировки и соревнования.

5

Совершенствование

Понятия: «легенда КП». Механизм

Создавать «карты» определённой

технической

измерения расстояний на заболоченной,

местности. Находить на карте ту или

подготовки.

труднопроходимой местности.

иную точку. Передвигаться по заданному маршруту на карте.

6

Совершенствование

Тактику прохождения дистанций в

Выбирать путь движения с учётом

тактической

различных видах соревнований по

местности, метеоусловий.

подготовки.

ориентированию. Зависимость качества ориентирования от скорости бега.

Выполнять различные приёмы ориентирования. Пользоваться предстартовой информацией.

7

Совершенствование топографической

Изображать изученные топогорафические знаки. Читать

подготовки.

карту.

8

Краеведение.

Понятие «этноэкология»,

Пользоваться литературой.

Этноэкология,

«топонимика». Требования к

Оформить собранный материал.

топонимика родного

оформлению собранного материала.

края.

9

Совершенствование

Виды соревнований по туризму.

Правильно пользоваться

туристической

Понятия: «страховка», «самостаховка».

индивидуальной страховочной

подготовки. Виды

Способы преодоления препятствий.

системой. Блокировать

спортивных

Способы крепления верёвки на опоре.

страховочную систему. Пользоваться

соревнований по

усами самостраховки. Пользоваться

туризму.

карабинами, верёвками. Организовать командную страховку.

10

Медико-санитарная

Лекарственные растения края и их

Заготавливать и применять

подготовка.

значение.

лекарственные растения.

11

Контрольные

Выполнять нормативы по туризму,

нормативы.

ориентированию, лёгкой атлетике,

лыжным гонкам, общефизической подготовке.

12

Правила

Основные положения соревнований.

Участвовать в составе судейских

соревнований по

Правила безопасности. Правила

бригад. Соблюдать права и

спортивному

организации и проведения. Виды

обязанности участников

ориентированию. Судейская практика.

соревнований.

соревнований. Производить жеребьевку. Составлять заявку на участие.

13

Участие в

Положение о соревнованиях. Условия

Применять полученные знания и

соревнованиях.

проведения. Техника безопасности на

умения в полевых условиях.

Тренировочные

соревнованиях, в походах.

походы.

14

Участие в массовых мероприятиях ДДТ.

Участвовать в праздниках, КТД, викторинах, конкурсах.

15

Итоговое занятие.

Свои достижения за год.

Составлять творческий отчёт о работе объединения.

Календарный учебный график 1 года обучения

                Тема занятия  

Всего

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие.Инструктаж по ТБ

2

1

1

2

 Общая физическая подготовка.Роль разминки перед соревнованиями

2

1

1

3

Спортивная ходьба,бег,игры на местности

2

2

4

Гимнастические упражнения.Легкая атлетика

2

2

5

 Специальнаяфиз.подготовка.Беговая подготовка

2

1

1

6

Снаряжение ориентировщика.Компас,планшет

2

1

1

7

Лыжное снаряжение,одежда,обувь

2

1

1

8

Вспомогательное снаряжение

2

2

9

Основы тех.подготовки,техника ориентирования

2

1

1

10

Топографическая подготовка

2

1

1

11

Измерение расстояния,определение азимута

2

2

12

Основы тактической подготовки.Тактика при выборе пути движения

2

1

1

13

Виды ориентиров

2

1

1

14

Подход и уход с КП

2

2

15

 Основы топографии.Топографические карты,упражнения с масштабами топокарт

2

1

1

16

Краеведение,история района,музеи.

2

2

17

Основы туристской подготовки,знакомство с туристским снаряжением

2

1

1

18

Контрольные нормативы.Сдача теор. и прак.умений по спортивному ориентированию

2

2

19

Сдача нормативов по общей и специальной физюподготовке

2

2

20

Значение врачебного и самоконтроля.Аптечка

2

1

1

21

Участие в соревнованиях.

2

1

1

22

Отработка действий участников перед стартом

2

2

23

Действия участников на дистанции

2

2

24

Тренировочные походы

2

2

25

Участие в массовых мероприятиях МАУ ДО ДЦООТКиЭ

2

2

26

Ориентирование по заданному маршруту

2

2

27

Пешеходные связки

2

2

28

Преодоление препятствий

2

2

Итого:

58

15

47

Календарный учебный график 2 года обучения

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие.Планирование деятельности объединения.Техника безопасности

2

1

1

2

Общая физ.подготовка.Мышечная деятельность.Гимнастические упражнения

2

1

1

3

Принцип постепенности.Спортивные игры

2

1

1

4

Упражнения на развитие быстроты,силы

2

2

5

Спецальная физ пдготовка.Психологические качества ориентировщика.Спец.беговые упражнения

2

1

1

6

Характер и методика развития физ.и спец качеств

2

1

1

7

Спринтерский бег,ходьба на лыжах

2

2

8

Устройство снаряжения ориентировщика

2

1

1

9

Техническая подготовка.Техника кроссового бега

2

1

1

10

Чтение карты,контроль направления и высоты

2

2

11

Тактическая подготовка.Действия ориентировщика на трассе

2

2

12

Приемы ориентирования

2

2

13

Подготовка к соревнованиям по ориентированию

2

2

14

Топографическая подготовка.Движение по азимуту

2

2

15

Краеведение.Географ.положение края. Краеведческие викторины

2

1

1

16

Пешеходный туризм.Должности в группе.Меню.

2

2

17

Приготовление пищи.Организация дневки

2

2

18

Врачебный и самоконтроль.Спортивныймассаж.

2

1

1

19

Контрольные нормативы.

2

2

20

Правила соревнований по другим видам спорта.Судейская практика

2

1

1

21

Участие в соревнованиях.

2

2

22

Анализ ошибок.

2

2

23

Преодоление препятствий в лесу.

2

2

24

Тренировочный поход в лес.

2

2

25

Участие в массовых мероприятиях МАУ ДО ДЦООТКиЭ.Обозначенный маршрут

2

2

26

Ориентирование по карте

2

2

27

Туристическая техника

2

2

28

Преодоление полосы препятствий

2

2

29

Итоговое занятие.Анализ работы за год.Оформление фотоотчета.

2

1

1

Итого:

58

15

43

Календарный учебный график 3 года обучения

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие .Техника безопасности

2

1

1

2

Общая физ.подготовка.Спортивная ходьба,кросс.

2

2

3

Игры на местности,упражнения на снятие усталости

2

2

4

Специальная физ.подготовка,Выносливость-как средство противостояния усталости

2

2

5

Совершенствование общей выносливости ориентировщика

2

2

6

Преодоление полосы препятствий

2

2

7

Анализ тренировок и соревнований

2

2

8

Совершенствование технической подготовки

2

2

9

Создание карты местности

2

2

10

Совершенствование тактической подготовки.Прохождение маркированной трассы

2

2

11

Движениена местности с учетом рельефа

2

2

12

Совершенствование топографической подготовкиЧтение топознаков

2

2

13

Работа с компасом

2

2

14

Краеведение .Энтоэкология. Участие в краеведческих конкурсах

2

2

15

Совершенствование тур.подготовки.Организация страховки

2

2

16

Применение страховочной системы

2

2

17

Крепление веревки на опоре.Карабины

2

2

18

Медико-санитарная подготовка.Применение лекарственных растений

2

1

1

19

Контрольные нормативы .Сдача нормативов по ориентированию,туризму,ГТО

2

2

20

Правила соревнований по спортивному ориентированию.Судейская практика

2

1

1

21

Участие в соревнованиях

2

2

22

Прохождение маршрута в связках

2

2

23

Подъем и спуск с самостраховкой

2

2

24

Преодоление водных препятствий

2

2

25

Участие в массовых мероприятиях МАУ ДО ДЦООТКиЭ

8

8

26

Итого:

58

8

50

Материально-техническое обеспечение

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с  учащимися  необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:

- проектор, ноутбук;

- наличие учебного кабинета; - стулья.

- грудная обвязка- 4 шт.

- поясная обвязка-4 шт

- карабины- 6 шт

- палатка-1 шт

Литература

Нормативные документы:

  1. Конвенция о правах ребенка: Принята Генеральной Ассамблеей        Организации Объединенных наций, 20 ноября 1989 г. - ЮНИСЕФ, 1999
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Для педагогов:

  1. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена - ориентировщика - Минск: Полылия, 2012.
  2. Елаговский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. - М.: ФИС, 2011.
  3. Константинов Ю.С. Туристические соревнования учащихся - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2013
  4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических Слётов и соревнований учащихся. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2011
  5. Правила соревнований по спортивному ориентированию - М.: Федерация спортивного ориентирования РФ, 2013

        Для детей:

  1. Жихарев А.М. Собираемся в поход - Ярославль: Академия развития, 2014.
  2. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: ФИС, 2012.
  3. Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии - М.: УДЮТиК, 2014.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

Спортивное ориентирование - вид деятельности, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу (дистанцию) через контрольные пункты (КП), расположенные на ...