Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс)

Костиков Алексей Петрович

Спортивное ориентирование - вид деятельности, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу (дистанцию) через контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты определяются по времени прохождения дистанции (в определённых случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnoe_orientirovanie_1.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА  ЖЕЛЕЗНОГОРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Рассмотрена на заседании

Педсовета от «__».  .20__г.

Протокол № __

«Утверждаю»:____________

Директор МКУДО «ЦДТ»

Кошарова И.П.

Приказ от «__».   .20__г. № ___

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности 

   «СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 1 год

Авторы-составители:  

Криволапова Ольга

Васильевна, педагог

дополнительного

образования,

Криволапов Владимир

Николаевич, педагог

дополнительного

образования

Дополнения и изменения:

                                                                               Костиков Алексей

                                                                               Петрович, методист

Железногорск,  2020

СОДЕРЖАНИЕ

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.4. Модель выпускника. Планируемые результаты

2.Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

2.1.Условия реализации программы

2.2.Формы аттестации (контроля)

2.3.Оценочные материалы.

2.4.Методические материалы

3.Список литературы

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1.Пояснительная записка

Спортивное ориентирование - вид деятельности, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу (дистанцию) через контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты определяются по времени прохождения дистанции (в определённых случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Данная дисциплина оказывает разноплановое положительное влияние на ребенка, поэтому ее по-другому называют «шахматами на ходу». Ведь доказано, что при занятии ориентированием у детей развиваются аналитические, прогностические и другие умственные способности в такой же степени, как и в шахматах.  Качества, которые развивает ориентирование в ребенке:

- Физическую активность. Во время пересечения незнакомой местности у детей тренируются не только ноги, но и плечевой корпус. Кроме того, улучшается работа сердца.

- Аналитические и умственные способности. При занятии ориентированием детям приходится постоянно думать и принимать ответственные решения. Это помогает им в жизни.

- Умение работать с картой и компасом. Обучающиеся ориентируются по карте, на которой условными обозначениями показаны дороги, леса, поляны, болота, скалы, ямы и возвышенности, в некоторых случаях даже деревья. Мозг решает при этом сразу несколько задач.

Наряду с оздоровительным и спортивным ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему защитнику Родины.

Спортивное ориентирование включено в программы мировых спортивных мероприятий, включая Всемирные игры.

В России создана Федерация спортивного ориентирования, проводятся массовые соревнования «Российский азимут», которые собирают до 200 000 участников ежегодно.  Федерация работает под девизом: «Ориентирование – спорт для здоровья нации».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Спортивное ориентирование» туристско-краеведческой направленности разработана в соответствии с учетом законодательных и нормативных актов, действующих в системе дополнительного образования детей и Центра детского творчества:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
  • Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196;
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
  • Программа развития образования  Курской области;
  • Положение о порядке разработки и утверждении дополнительной общеразвивающей программы МКУДО «ЦДТ»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29.13.2016г. №ВК-641/09).     

 

Актуальность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивное ориентирование» соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

• созданию необходимых условий для личностного развития

учащихся, позитивной социализации и профессионального

самоопределения;

• удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в

интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической

культурой и спортом;

• формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

Развитие современного общества вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области науки и техники стимулируют

человека к постоянному совершенствованию, образованию на протяжении

всей жизни. От этого зависит успешность человека в современном обществе, его социальная и профессиональная востребованность.

Современный специалист – человек, обладающий самыми разнообразными качествами: «профессиональная мобильность», гибкость личности в профессиональной сфере, информационная культура, навыки ведения здорового образа жизни, высокий интеллектуальный и физический потенциал. Тем не менее, в последние годы, как отмечает большинство современных исследователей, наблюдается ухудшение физического и  психического состояния здоровья детей и подростков вследствие малоподвижного образа жизни, нерегулярных занятий спортом, увеличивающегося объема учебных нагрузок.

Очевидной является необходимость рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничного развития

личности без развития интеллекта и, одновременно, здоровья быть не может. Эта необходимость ставит актуальные задачи перед системой дополнительного образования, предполагает вовлечение детей в такие виды деятельности, в которых равноценно обеспечивалось как интеллектуальное, так и физическое развитие, стремление к ведению здорового образа жизни.

Они связаны с необходимостью расширения сферы благотворного влияния занятий физическими упражнениями и использования элементов спортивной интеллектуальной деятельности в формировании личности ребенка.

Таким образом актуальность данной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы позволяющие укреплять свой организм и здоровье, при этом совершенствуясь интеллектуально. Подобная деятельность способна удовлетворить высокую потребность обучающегося младшего школьного возраста в двигательной активности и умственной деятельности одновременно.

К вышеописанному можно добавить, что несомненным плюсом в спортивном ориентировании также является проведение занятий на свежем воздухе.  Ребенок перестает болеть простудными заболеваниями, закаляется, его иммунитет повышается.

 Спортивное ориентирование – всесезонный вид спорта. Во время занятий развиваются не только ноги, но еще и плечевой пояс, пресс, а самое главное - сердце. Ориентирование исключает заболевания связанные с малоподвижным образом жизни: проблемы с лишним весом, сердечную  недостаточность.

При тренировках на ровной местности организм постепенно привыкает к нагрузкам. Из-за этого снижается их эффективность. Ориентирование на местности каждый раз проходит в разных условиях, поэтому выработать определенный стереотип движений нельзя.

Кроме физического здоровья, у ребенка появляется чувство ответственности, развивается уверенность в себе, он учится логически мыслить. А это так необходимо в современном быстроменяющемся мире.

Соревнования дают возможность ребенку почувствовать себя настоящим членом команды, завести новых друзей. Всё это благотворно влияет на эмоциональный интеллект обучающегося.

Помимо бега ребенку необходимо планировать маршрут, держать в голове большие объемы информации и концентрировать внимание. Без этих составляющих даже хорошая физическая подготовка не сможет стать гарантом победы. Это позволяет развивать навыки работы в режиме многозадачности.

Отличительные особенности  программы:

    • научность, которая проявляется в соответствии изучаемых знаний достижениям научного, социального и культурного прогресса;

    • последовательность, которая состоит в планировании содержания по восходящей линии от простого к сложному, где каждое новое знание опирается на предыдущее;

    • систематичность, которая предполагает рассмотрение изучаемых знаний и формируемых навыков в системе построения всего образовательного пространства, которое входит в общую систему человеческой культуры;

    • связь с жизнью, как способ проверки действенности изучаемых знаний и формируемых навыков;

    • соответствие возрастным возможностям обучающихся, которым та или иная система предлагается для освоения;

    • доступность, которая определяется способом изложения знаний и оптимальным количеством изучаемых понятий и терминов.

Новизна программы. Новизна образовательной программы состоит в оптимальном сочетании физического и интеллектуального развития личности ребенка при занятиях спортивным ориентированием в условиях учреждения дополнительного образования детей.

     Спортивное ориентирование - это вид деятельности, которым могут заниматься дети разного уровня физического развития без перегрузок и потери интереса к занятиям. Это наиболее органическое сочетание  физического и умственного начал, исключительная эффективность  способа снятия нервных перегрузок, а также физкультурно-оздоровительного средства для ребенка любого возраста и уровня подготовки.

     При составлении данной программы учтен передовой педагогический опыт соседних регионов, а также педагогов города, реализующих программы туристско-краеведческой направленности.

Педагогическая целесообразность. Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами  спортивного ориентирования под руководством педагога таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную,  познавательную и эмоциональную сферы ребенка в непосредственном контакте с окружающей природной и социальной средой.

Ориентирование - это активная деятельность всего организма: длительный бег, до двух часов, при этом на отдельных участках работа в максимальном режиме; это прыжки, лазание, лыжи и так далее. Но доступно оно для детей с любым уровнем подготовки, так как только сам учащийся выбирает наиболее подходящий для его возможностей и умений темп движения.

Психологическую структуру спортивного ориентирования составляют такие познавательные процессы, как восприятие, воображение, память, внимание, мышление. В процессе ориентирования восприятие окружающей местности протекает в форме наблюдения - сознательного, преднамеренного, планомерного, активного процесса. В ориентировании развивается воссоздающее воображение - умение представлять незнакомую местность по отвлеченным условным знакам на карте, опираясь на образы, сохранившиеся в памяти от прошлого опыта.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление  - это последовательные ступени онтогенетического развития. Наглядно-действенное мышление постепенно выделяется из практической деятельности ребенка и принимает форму специальных пробующих действий. К числу важных условий возникновения наглядно-образного мышления  относится формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты и позволяющих ребенку представить себе скрытые стороны ситуации. Дети учатся оперировать образами произвольно, актуализируя их. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в тесной связи с формированием логического мышления.

Все эти виды мышления осуществляются в деятельности ориентировщика.

Для реализации интересов и способностей детей, более полного развития их природных задатков, педагоги на своих занятиях применяют элементы современных педагогических технологий: здоровьесберегающие технологии, развивающего обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся, игровой деятельности, технологии сотрудничества.

Адресат программы. Программа курса предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет. В объединения принимаются все желающие мальчики и девочки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Особенности организации образовательного процесса - усилия образовательного, воспитательного и тренировочного процессов объединены в трех направлениях: ориентирование, туризм и краеведение и физическая подготовка. Программа «Спортивное ориентирование» выявляет новые возможности в сочетании – ориентирование, туризм, краеведение. В существующих в системе дополнительного образования детей программах, в зависимости от поставленных педагогических задач, имеют место различные акценты на ориентирование, туризм, краеведение, физическую подготовку.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

Наглядные методы:

  • метод наглядного двигательного действия (показ двигательного действия);
  • репродуктивный;
  • опосредованные методы (демонстрация наглядных пособий: плакаты, рисунки, кинофильмы, презентации);
  • практические (работа с книгой, справочной литературой, дидактическим материалом, выполнение заданий, упражнений).

Словесные методы: (объяснение, рассказ, диспут, беседа, постановка задачи, разбор, комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания и др.).

При обучении спортивному ориентированию используются игровой и соревновательный методы, наиболее подходящие для младшего школьного возраста. Этот период является сензитивным для развития познавательных процессов. Любая спортивная деятельность, а особенно спортивное ориентирование, приводит к улучшению физического и психического состояния ребенка и благотворно влияет на интеллектуальное развитие.

Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса детей к обучению.

Типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и

систематизация изученного, практическое применение знаний, умений

(закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные

занятия.

Формы проведения занятий. Форма обучения по программе - очная. Учебные занятия проводятся в кабинете, а учебно-тренировочные занятия на местности. Занятия по общей физической подготовке и по специальной физической подготовке в спортивном зале и на местности. Кроме того, используются такие формы, как: соревнование, игра, конкурс, путешествие, игра, лекция, видеозанятие и др. Обучение проводится индивидуально, в группах, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

   

Срок освоения данной программы - 1 год, в объёме 216 часа. Программа рассчитана на стартовый уровень подготовки с минимальной         сложностью.

Объединение формируется из обучающихся возрастной группы от 7 до 11 лет.

Состав группы – постоянный. Рекомендуемый состав группы  - 15 обучающихся.

Набор обучения в группы проводится в конце августа – начале сентября. Ребенку не требуется специальная подготовка для зачисления в группу.

Режим занятий. Объем курса составляет 216 часа. Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) 6 часов в неделю (2 раза по 3 академических  часа, продолжительность академического часа – 45 минут).

Причем практические занятия составляют большую часть программы (70 %).

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: укрепление и сохранение здоровья обучающихся, обеспечение интеллектуального и физического развития социально-активной личности воспитанников через занятие спортивным ориентированием, формированию культуры здорового образа жизни, воспитание позитивных морально-волевых качеств ребенка.

Задачи программы:

образовательные:

- сформировать высокий уровень личной физической  и нравственной культуры учащегося, как элемента здорового, активного образа жизни;

- сформировать познавательные и творческие способности обучающихся;

- познакомить с правилами туристской деятельности в соответствии с требованиями данной программы;

- сформировать информационную грамотность, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;

- сформировать навыки туристской деятельности;

- сформировать навыки самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья с помощью оздоровительных упражнений.

Развивающие:

- развивать творческие, познавательные, физические способности ребенка;

- развивать у ребенка чувства собственного достоинства;

- развивать двигательные (кондиционных и координационных) способности;

-  развивать физические качества учащихся через общую и специальную

физическую подготовку;

- развивать психические процессы учащихся: мышление, память и внимание;

- развивать коммуникативные умения, включающие навыки работы в команде, умение слушать и слышать других.

Воспитательные:

- воспитывать морально-волевые качества, самостоятельности и ответственности;

- воспитывать патриотическое сознание обучающегося: любовь и бережное отношение к природе, к истории и культуре края, в том числе гордость за достижения соотечественников в спорте и туризме.

Валеологические:

- сформировать понятие «Здоровье»;

 - приобщать к здоровому образу жизни у учащихся, через систематические занятия спортивным ориентированием;

- совершенствовать физическое развитие;

-  прививать основные гигиенические навыки.


1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Спортивное ориентирование

123

34,5

88,5

1.1

История возникновения и развития спортивного ориентирования. Ориентирование, как интересная игра. Виды ориентирования.

3

1,5

1,5

Опрос, анкетирование.

1.2

Основы безопасности на

занятиях и соревнованиях.

Одежда и снаряжение

ориентировщика.

6

3

3

Педагогическое наблюдение

1.3

Топография. Условные знаки.

Спортивная карта.

20

7

13

Зачет по условным знакам в виде игры

1.4

Понятие о технике спортивного ориентирования

18

4

14

Сдача зачета на местности

1.5

Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции

9

2

7

Тестирование. Прохождение учебной дистанции

1.6

Основные положения правил соревнования по спортивному ориентированию

3

3

-

Опрос обучающихся

1.7

Техническая и тактическая подготовка

64

14

50

Прохождение учебной дистанции

2

Медицинский блок

9

3,5

5,5

2.1

Питание, режим, гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

3

1,5

1,5

Проверка дневника самоконтроля

2.2

Оказание первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка

6

2

4

Зачет в виде мини-соревнований по первой помощи

3

Физическая подготовка

66

4

62

3.1

Общая физическая подготовка

44

2

42

Сдача установленных нормативов

3.2

Специальная физическая подготовка

22

2

20

Сдача установленных нормативов

4

Соревнования

18

18

Всего часов:

216

42

174

Содержание программы

1.  Ориентирование

1.1 История возникновения и развития спортивного ориентирования. Ориентирование, как интересная игра. Виды ориентирования.

Организация работы группы в течение года, планы на учебный год.  Краткий исторический обзор развития ориентирования в России и за рубежом. Современное состояние спортивного ориентирования. Прикладное значение спортивного ориентирования. Особенности ориентирования. Виды соревнований по спортивному ориентированию. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования.

Практика

Беседа, опрос по общим вопросам по спортивному ориентированию. Анкетирование обучающихся. Игра на тему «Давай познакомимся».

1.2. Основы безопасности на занятиях и соревнованиях.

Одежда и снаряжение ориентировщика.

Поведение на улице во время движения к месту занятий, на учебно-тренировочном занятии, в спортивном зале. Техника безопасности при проведении занятий на местности. Контрольное время на тренировках и соревнованиях. Обеспечение безопасности участников (аварийный азимут, ограничивающие ориентиры, умение выходить из леса при потере ориентировки). Снаряжение спортсменов–ориентировщиков. Компас, карточка участника. Одежда и обувь ориентировщиков. Особенности одежды спортсменов в различных погодных условиях

Практика

Подготовка снаряжения и выбор одежды к тренировкам и соревнованиям.

1.3. Топография. Условные знаки. Спортивная карта.

Топографические карты и их особенности, отличие от спортивных карт. Спортивная карта, цвета карты, масштаб карты. Условные знаки. Виды условных знаков. Эволюция спортивных карт. «Старение» спортивных карт.

Практика: Визуальное знакомство с объектами местности, их словесное описание. Выполнение практических заданий и упражнений, направленных на запоминание условных знаков спортивных карт. Измерение расстояний по карте и на местности. Создание простейших планов и схем.  

1.4. Понятие о технике спортивного ориентирования.

Значение техники для достижения высоких спортивных результатов. Спортивный компас. Устройство спортивного компаса. Ориентирование карты по компасу. Приемы пользования спортивным компасом. Технико-вспомогательные действия. Отметка на контрольном пункте (КП). Правильное держание спортивной карты. Контрольная карточка и легенды КП. Типичные технические ошибки начинающих ориентировщиков.

Практика: 

Отработка технико-вспомогательных действий на практике: отметка на КП, заполнение и подготовка карточки к старту. Восприятие и проверка номера КП. Правильное держание спортивной карты. Ориентирование карты по компасу.

1.5. Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции

Взаимосвязь техники и тактики в обучении ориентировщиков. Последовательность действий ориентировщиков при прохождении дистанции. Взаимосвязь скорости передвижения и тактикотехничсеких действий. Действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником.

Практика: Тактика при выборе пути движения. Подход и уход с контрольного пункта. Раскладка сил на дистанции

1.6. Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию.

Правила соревнований. Виды соревнований по спортивному ориентированию. Права и обязанности участников. Возрастные группы. Контрольное время. Техническая информация о дистанции.

1.7. Техническая и тактическая подготовка.

Приемы и способы ориентирования. Держание карты и компаса. Снятие азимута. Классификация условных знаков: линейные, площадные, точечные, тормозные, опорные. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Выбор варианта движения между КП. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами.

Практика: отработка навыка правильного держания карты и компаса, измерение расстояния на местности парами шагов. Определение точки стояния. Сопоставление карты с местностью. Преодоление учебно-тренировочных дистанций по линейным ориентирам. Снятие азимута. Выдерживание азимута на коротких участках. Азимутальный бег по карте на расстояние 50-100 метров. Простейшая топографическая съемка местности вдоль линейных ориентиров. Планирование путей прохождения дистанции при использовании линейных ориентиров. Использование линейных ориентиров как тормозных. Выбор варианта движения между КП. Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.

2. Медицинская подготовка

2.1. Питание, режим, гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

 Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта. Отдых. Питание. Значение питания. Витамины и минеральные соли. Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение и работоспособность. Ведение дневника самоконтроля.

2.2. Оказание первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка

Гигиена обуви и одежды. Профилактика потертостей. Первая помощь при мелких травмах и заболеваниях. Походная аптечка. Состав. Хранение и транспортировка аптечки. Личная аптечка туриста

Практика: Составление личной аптечки. Оказание первой медицинской помощи

3. Физическая подготовка

3.1.  Общая физическая подготовка.

Роль обшей физической подготовки для достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании и туризме, средствами общей физической подготовки: общеразвивающие упражнения, занятия различными видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, лыжными гонками. Влияние общеразвивающих упражнений на функции сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем.

Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие и

воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок,

совершенствование координации движений.

Строевой и походный шаг.

Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе.

 Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание

рук, вращения, махи, рывки.

Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в

лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места,

с разбега, многоскоки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты

головы. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В

положении лежа - поднимание и опускание ног.

Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание,

сообразительность, координацию. Эстафеты с преодолением препятствий, с

предметами, прыжками и бегом в различной комбинации.

3.2. Специальная физическая подготовка.

Роль специальной физической подготовки в формировании физических качеств, специфических для спортсменов–ориентировщиков: общей выносливости, быстроты, ловкости, силы.

Практика. Упражнения для развития выносливости.

Бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности.

Бег с картой.

Упражнения для развития быстроты. Бег с высокого и низкого старта

на дистанции 30, 60 метров. Челночный бег. Бег на месте в быстром темпе с

высоким подниманием бедра.

Упражнения для развития ловкости. Ходьба по гимнастической

скамейке, кувырки на матах вперед и назад. Прыжки в высоту, прыжки

через скамейку, поваленное дерево с одной или с двух ног. Спрыгивание

вниз с возвышения. Упражнения на равновесие. Слалом между деревьями

или опорами.

Упражнения на развитие силы и силовой выносливости. Сгибание и

разгибание рук, лежа на полу. Поднимание туловища из положения лежа.

Приседание на двух ногах. Прыжки и многоскоки на одной и двух ногах.

4. Соревнования. Участие обучающихся в муниципальных соревнованиях спортивному ориентированию.

1.4. Модель выпускника.

(планируемые результаты)

В процессе освоения программы у учащихся будут сформированы социальные компетентности:

личностные: включающие готовность и способность учащихся к  самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально–личностные позиции, социальные компетенции, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;  формирование положительного отношения к учению; адекватное понимание причин успешности своей деятельности.

метапредметные результаты – сформированные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные:  развитие  устойчивой потребности к самообразованию;

умение анализировать, обобщать, применять полученные знания на практике, находить способы решения проблем и выход из сложившейся ситуации, формирование устойчивой потребности в изучении и исследовании родного края, страны;  

коммуникативные:  умение  сотрудничать с другими обучающимися и взрослыми,  общаться, анализировать свои действия, давать оценку  поступкам товарищей,  четко и логично излагать свои мысли, выступать с сообщениями и докладами.

регулятивные:    адекватно воспринимать оценку педагога, оценивать себя;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль; выполнять учебные действия в материале, в действии, в уме.

Предметные результаты:

по окончании стартового уровня  обучающиеся должны

Знать:

- краткую историю развития ориентирования в России и за рубежом;

- особенности ориентирования;

- виды спортивного ориентирования;

- правила поведения на улице во время движения к месту занятий, на учебно-тренировочном занятии, в спортивном зале;

- технику безопасности при проведении занятий на местности;

- снаряжение спортсменов–ориентировщиков;

- топографические карты и их особенности, отличие от спортивных карт;

- условные знаки. Виды условных знаков;

- значение техники для достижения высоких спортивных результатов;

- устройство спортивного компаса. Приемы пользования спортивным компасом;

- последовательность действий ориентировщиков при прохождении дистанции;

- действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником;

- виды соревнований по спортивному ориентированию, правила соревнований;

- права и обязанности участников соревнований;

- приемы и способы ориентирования;

- классификацию условных знаков: линейные, площадные, точечные, тормозные, опорные;

- понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта;

- значение питания;

-  роль гигиены физических упражнений, правильного питания и

самоконтроля;

- правила оказания  первой помощи при мелких травмах и заболеваниях;

- роль обшей физической подготовки для достижения высоких и стабильных результатов;

- роль специальной физической подготовки в формировании физических качеств, специфических для спортсменов–ориентировщиков: общей выносливости, быстроты, ловкости, силы.

Уметь:

  • применять правила техники безопасности;
  • подготавливать снаряжения и выбирать одежду к тренировкам и соревнованиям;
  • измерять расстояния по карте и на местности;
  • создавать простейшие планы и схемы местности;
  • правильно держать спортивную карту;
  • ориентироваться с помощью  карты по компасу;
  • ориентировать карту по компасу;
  • применять навыки правильного держания карты и компаса, измерение расстояния на местности парами шагов;
  • определять точки стояния;
  • сопоставлять карты с местностью;
  • преодолевать учебно-тренировочные дистанции по линейным ориентирам;
  • снимать азимут;
  • выдерживать азимут на коротких участках;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок;
  • выполнять упражнения для развития специальных упражнений ориентировщиков.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

Материально - техническое обеспечение. Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим  нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Практические занятия должны проходить в спортивном зале и на свежем воздухе (например, в лесопарковой зоне).

Перечень необходимого оборудования и  снаряжения:

  1. Ноутбук
  2. МФУ
  3. Электронный контрольный пункт с системой отметки SFR на 50 участников. В комплект входят:

станция SFR сопряжения с компьютером – 1 шт

станция стартовая SFR U-5 – 1 шт

станция финишная SFR U-5 – 1 шт

станция очистки чипов SFR U-5 – 1 шт

станция отметки на промежуточных контрольных пунктах SFR U-5 – 15 шт

карточка участника - чипы «Лепесток SFR - 122» системы отметки (на 122 отметки) – 50 шт

принтер сплитов влагозащищенный 80 мм – 1 шт

контрольный пункт (КП) оборудованный для летних соревнований (кол 90 см, верхняя планка с одним компостером и местом для установки станции SFR, номер, нижняя упорная планка) – 17 шт

призма КП 30х30см нейлоновая – 17 шт

  1. Учебные плакаты
  2. Секундомеры электронные
  3. Часы
  4.  Аптечка  медицинская в упаковке
  5. Весы напольные
  6. Каски
  7. Перчатки
  8. Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные)
  9. Мячи набивные
  10.  Скакалки
  11. Канцелярские принадлежности
  12. Канат
  13. Веревочная лестница
  14. Турники
  15. Контрольные пункты стандартные(кол+палка+призма+компостер)
  16. Контрольные пункты тренировочные
  17. Фонари налобные
  18. Держатель легенды для спортивного ориентирования
  19. Флажки ограждения
  20. Стол складной
  21. Стулья туристические раскладные со спинкой
  22. Очки защитные 
  23. Планшеты для карт
  24. Компасы: планшетные, спортивные на палец
  25. Шатер туристский
  26. Курвиметр- измеритель
  27. Жилеты судейские
  28. Генератор бензиновый
  29. Освещение старта-финиша-кп для ночного ориентирования

Информационное обеспечение

  1. Учебные фильмы
  2. Презентации
  3. Интернет -сайты

Кадровое обеспечение.  Педагоги МКУДО «ЦДТ», реализующие программы туристско-краеведческой направленности.

2.2. Формы аттестации.

Программа «Спортивное ориентирование» предусматривает  вводный, промежуточный и итоговый контроль знаний, умений и навыков (мониторинг) в период освоения программы, в основе которых лежит выполнение задания, наблюдение педагога, заполнение анкет, сдача установленных нормативов, зачетов в игровой форме, соревнований. Оценка результативности оценивается по 10-балльной системе и оформляется в диагностических картах. Немаловажным условием оценки результативности работы является участие обучающихся в соревнованиях различных уровней (городских и областных). Поощрением ребенка являются благодарственные письма, грамоты, дипломы, памятные подарки.

Главные требования при выборе формы - она должна:

- быть понятна детям;

- отражать реальный уровень их подготовки;

- не вызывать у них страха и чувства неуверенности;

- не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь успеха;

- применять тактику при выборе пути движения.

2.3. Оценочные материалы. Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и ориентирования в пространстве. Результативность выполнения учащимися дополнительной образовательной программы отслеживается в достижениях воспитанников, осуществляется по уровням (высокий, низкий, средний) и оформляется в таблицы.

Мониторинг результатов обучения

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка

1.1 Теоретические знания по основным разделам учебно- тематического плана программы

Способность ответить на простые вопросы по всем темам за год.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем 0,5 объема знаний.

1

Анкетирование, тестирование, контрольный опрос, зачеты в игровой форме и др.

Средний уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов.

5

 Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний.

10

2. Практическая подготовка

2.1.Ориентирование, соревнования

Владение техниками спортивного ориентирование на требуемом уровне

Минимальный уровень

1

Наблюдение, сдача зачетов в игровой форме, нормативов, соревнования

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.2. Медицинский блок

Умение оказывать первую доврачебную помощь (в том числе, самопомощь)

Минимальный уровень

1

Зачет в игровой форме, опрос

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

2.3.Физическая подготовка.

Установленные нормативы ОФП и СФП

Минимальный уровень

1

Зачеты, сдача установленных нормативов, мини-соревнования внутри группы

Средний уровень

5

Максимальный уровень

10

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1 Умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Минимальный уровень – ребенок испытывает серьезные затруднения в работе, нуждается в помощи педагога

1

Наблюдение

Средний уровень – работает с помощью педагога

5

Максимальный уровень -  работает самостоятельно, не испытывает затруднения.

10

3.2 Учебно- организационные навыки и умения

Способность самостоятельно подготовиться к занятию и убрать за собой.

Минимальный уровень – ребенок овладел менее чем ½ объема навыков

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10

3.3 Умение соблюдать правила безопасности во время занятий

  Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.

Минимальный уровень– ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности

1

Наблюдение

Средний уровень– объем усвоенных навыков более 1/2;

5

Максимальный уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период

10

                Для  фиксации полученных результатов на каждого ребенка применяется индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе. Она может быть выполнена в виде индивидуальной зачетной книжки, где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества, отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком. Допустимо использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация оценок позволяет более детально прослеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку.

          Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие дополнительного образования, стимулирующее и развивающее мотивацию обучения каждого ребенка.

         Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка, — это поддержит его стремление к новым успехам.

         Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.

         

         Большое значение для ребенка имеет оценка его труда родителями, поэтому педагог должен продумать систему работы с родителями, В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы по итоговым работам родители могли видеть рост своего ребенка в течение года.

         Немаловажным является  личностный аспект образовательных результатов, или механизм оценки личностных качеств ребенка.         На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. В педагогике получило распространение понимание воспитательного результата как перечня конкретных групп личностных образований, которые должны быть сформированы у обучающегося.

         Отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, можно по трем направлениям. Каждое направление — это соответствующий блок личностных качеств.

  1. блок — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося.
  2. блок — ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности.
  3. блок — поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе.

         

Предмет оценки здесь — личностные качества, формируемые в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.

Мониторинг личностного развития ребенка

Показатели оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возмож -ное число баллов

Методы диагностики

1.Морально - волевые качества

1.Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевая трудности.

Терпения хватает менее чем на ½ занятия;

 Более чем на ½ занятия

На все занятие

1

5

10

Наблюдение

2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

Волевые усилия ребенка побуждаются извне

Иногда- самим ребенком;

Всегда самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному действию)

Ребенок постоянно действует под контролем извне;

Периодически контролирует себя сам; Постоянно контролирует себя сам;

1

5

10

Наблюдение

2. Ориентационные качества

1.Самооценка

Способность оценить себя адекватно реальным достижениям

Завышенная

Заниженная

 Нормальная

1

5

10

Анкетиро- вание

2.Интерес к занятиям в детском коллективе

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Продиктован ребенку извне

Периодически поддерживается самим ребенком

Постоянно поддерживается самим ребенком

1

5

10

Наблюдение

3.Поведенческие качества

1.Конфликтность (отношение ребенка к  столкновению интересов (спору)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Периодически провоцирует конфликты;

Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

1

5

10

Наблюдение

2. Отношение  к общим делам

Умение воспринимать общие дела как свои собственные

Избегает участия в общих делах;

Участвует при побуждении извне; Инициативен в общих делах

1

5

10

Наблюдение

3. Тип сотрудничества

Умение работать в коллективе

Пассивен

1

Наблюдение

Сотрудничает иногда  

5

Активен

10

2.4. Методические материалы

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить из своей педагогической и туристско-краеведческой квалификации, необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала и  последовательное усложнение материала.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая  и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.

Занятия состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, лекции, объяснения, которые способствуют эффективному усвоению знаний. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно – деятельностную игру учащихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме.  При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, поисково - исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики, проводится рефлексия.

Занятия на свежем воздухе обеспечивают практическую работу учащихся по выполнению заданий, физической, спортивной подготовке. При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно - ориентированного и игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются интерактивные методики, особое внимание уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит участие в походах, в слетах, туристских конкурсах и соревнованиях.

Для плодотворной работы объединения необходимо:

- помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам с необходимым инвентарем;

- разработки  занятий, игр, бесед, походов, конкурсных соревнований и т. д.;

- демонстративный и раздаточный материал по каждой теме занятий;

- личное и групповое  снаряжение;

- медицинская аптечка.

Методические материалы

Методическое обеспечение по программе «Спортивное ориентирование»

Раздел или тема программы

Формы занятия

Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы проведения итогов

История возникновения и развития спортивного ориентирования. Ориентирование, как интересная игра. Виды ориентирования. 

Лекция; беседа;

диагностика в форме анкетирования; игра

  • Объяснение,
  • наблюдение,
  • показ фото, иллюстраций, презентаций, фильмов

Видеофильмы с различных соревнований по спортивному ориентированию, наборы карт по спортивному ориентированию различных местностей, одежда и обувь ориентировщика, компасы, презентация

Видео- и аудиоаппаратура

Наблюдение педагога, анкетирование

Основы безопасности на

занятиях и соревнованиях.

Одежда и снаряжение

ориентировщика.

Лекция;

беседа; практика;

консультация, контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов, презентаций
  • показ оборудования, его правильного применения

Карточки-задания, наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, литература, фото- и  видеозаписи, презентации,

журнал инструктажа обучающихся по охране труда и технике безопасности,  компаса (два вида), карточка, беговая форма и обувь

Видео- и аудиоаппаратура,

оборудование

Педагогическое наблюдение во время работы, проведения беседы, показа видеофильма, презентаций.

Топография. Условные знаки.

Спортивная карта.

Лекция;

беседа; практика;

консультация..

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;

Наборы топографических и спортивных карт, комплекты таблиц с условными знаками, учебная презентация по теме «Условные знаки». Простейшие карты и схемы. «Проверочные тесты и задания по спортивному ориентированию», «Рабочая тетрадь юного ориентировщика»

Видео и аудио аппаратура,

столы, стулья, маты, страховочные системы, личное и групповое снаряжение, маты, веревки инструменты и материалы

Педагогическое наблюдение во время работы, проведения беседы, показа видеофильма.

Зачеты в игровой форме на выявление уровня знаний по теме «Условные знаки». Тестирование.

Понятие о технике спортивного ориентирования

Лекция;

беседа; практика;

консультация; мастер-класс; контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов,
  • показ  двигательного действия;
  • упражнение.

КП (призма с компостером),  контрольные карточки для отметки КП, спортивные карты, компаса.  Учебные дистанции на местности для отработки простейших технических действий. Учебные презентации по темам, видеофильмы, фотоматериал.

Видео и аудио аппаратура,

столы, стулья, инструменты и материалы., оборудованный спортивный зал, учебная дистанция на местности.

Педагогическое наблюдение во время работы, проведения беседы, показа видеофильма.

Педагогический анализ результатов зачета на местности.

Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции

Лекция;

беседа; практика;

консультация; контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;
  • демонстрация способов прохождения дистанции, тактики при выборе пути движения

Видеофильмы с соревнований по спортивному ориентированию. «Проверочные тесты и задания по спортивному ориентированию». «Рабочая тетрадь юного ориентировщика». Учебные дистанции по спортивному ориентированию . Учебные презентации по темам.

Видео- и аудио аппаратура,

столы, стулья, маты, аптечка., оборудованный спортивный зал, учебная дистанция.

Педагогическое наблюдение во время работы, проведения беседы, показа видеофильма.

Педагогический анализ работы обучающихся на основе результатов   тестирования и прохождения учебной дистанции.

Основные положения правил соревнования по спортивному ориентированию

Лекция;

беседа; практика;

консультация;  контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;

 карточки-задания, наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, литература, фото- и  видеозаписи, презентации, правила соревнований по спортивному ориентированию, образцы технической информация с соревнований

Видео- и аудиоаппаратруа, столы, стулья

Педагогическое наблюдение во время работы, проведения беседы, показа видеофильма, презентаций.

Педагогический анализ работы по результатам опроса обучающихся.

Техническая и тактическая подготовка

Лекция;

беседа; практика;

консультация;  контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;

показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;

  • показ двигательного действия;
  • упражнение.

Карты различных участков местности, компасы; схема, объясняющая порядок снятия азимута; учебные  дистанции для отработки практических навыков по технической подготовке, учебные презентации по темам и видеофильмы.

Аудио- и видеоаппаратура, столы, стулья, учебные дистанции.

Педагогический анализ результатов прохождения учебной дистанции.

Питание, режим, гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена

Лекция;

беседа; практика;

консультация;  контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов.

Видеоролики и презентации, дневник самоконтроля.

Аудио- и видеоаппаратура, столы, стулья.

Педагогический анализ ведения дневников самоконтроля.

Оказание первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка

Лекция;

беседа; практика;

консультация;  контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;
  • демонстрация приемов оказания первой доврачебной помощи.

Видеоролики и презентации, наглядные пособия, аптечка

Аудио- и видеоаппаратура, столы, стулья, маты

Педагогический анализ уровня подготовки обучающихся по результатам зачета по оказанию первой помощи.

Общая физическая подготовка

Лекция;

беседа; практика;

консультация;

мастер-класс;  контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;

- показ двигательного действия;

  • упражнение

Карточки-задания, иллюстрации, презентации, видеоролики

Видео- и аудиоаппаратура, столы, стулья, маты, шведская стенка, скакалка, мячи, веревочная лестница, турники, канат

Педагогический анализ работы по результатам сдачи установленных нормативов

Специальная физическая подготовка

Лекция;

беседа; практика;

консультация;

мастер-класс;  контрольное задание

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;

- демонстрация выполнения действий;

- упражнения

Карточки-задания, иллюстрации, презентации, видеоролики

Видео- и аудиоаппаратура, столы, стулья, маты, одежда и обувь ориентировщиков, оборудованная учебная дистанция

Педагогический анализ работы по результатам сдачи установленных нормативов

Техническая подготовка.

Лекция;

беседа; практика;

консультация;

мастер-класс;  контрольное задание; соревнование

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;

- демонстрация выполнения действий;

- упражнения

Карточки-задания, иллюстрации, презентации, видеоролики

Видео- и аудиоаппаратура, столы, стулья, маты, искусственная скальная поверхность (скалодром), каски, страховочные системы, магнезия, подъемное устройство (например, жумар), спусковое устройство  (например, ФСУ — восьмерка), динамическая и статическая веревка, репшнур, гри-гри, рукавицы

Педагогический анализ работы по результатам сдачи зачета в виде соревнований

Тактическая подготовка

Лекция;

беседа; практика;

консультация;

мастер-класс;  контрольное задание; соревнование

  • Объяснение;
  • наблюдение;
  •  проведение бесед;
  • показ фото, иллюстраций, видеоматериалов;

- демонстрация выполнения действий;

- упражнения

Карточки-задания, иллюстрации, презентации, видеоролики

Видео- и аудиоаппаратура, столы, стулья

Педагогический анализ работы по результатам сдачи зачета в виде соревнований

Соревнования

Участие обучающихся в муниципальных соревнованиях по спортивному ориентированию

соревнования

Карточки-задания, иллюстрации, презентации, видеоролики, спортивные карты.

Ноутбук, МФУ, электронный контрольный пункт с системой отметки SFR на 50 участников,          Секундомеры электронные, часы,

аптечки  медицинские, каски, перчатки, канцелярские принадлежности, контрольные пункты стандартные(кол+палка+призма+компостер), фонари налобные, держатели легенды для спортивного ориентирования, флажки ограждения, стол складной, стулья туристические раскладные со спинкой, очки защитные, планшеты для карт, компасы: планшетные, спортивные на палец, шатер туристский, курвиметры- измерители, жилеты судейские, генератор бензиновый

Педагогический анализ работы по результатам соревнований

3. Список литературы

Список литературы для педагога

1. Алешин, В.М. Карта в спортивном ориентировании. ФиС, 1983

2. Болотов, С.Б. Программа для объединений дополнительного образования «Спортивное ориентирование» [Текст] / С.Б. Болотов. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. - Выпуск 3– 5с.

3. Воронов, Ю.С., Спортивное ориентирование: программа для ДЮСШОР [Текст] / Ю.С. Воронов, Ю. С. Константинов. – М.: ЦДЮТК, 2000. - 25с

4. Воронов, Ю.С., Николин М.В., Малахова Г.Ю. Методика обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам: Учебное пособие. – Смоленск, 1998.

5. Вяткин, Л. А, Сидорчук, Е. В., Немытов, Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование. Учебное пособие – Академия, 2004

6. Гришина, Ю. М. Общая физическая подготовка, Знать и уметь. - Феникс, 2012. 7.

7. Ингстрём, А. Книга по спортивному ориентированию «В лесу и наопушке» Для ученика, 1 [Текст] / А. Ингстрём. - Пер. со швед. – М.: Физкультура и спорт, 1979. - 32с.

8. Ингстрём, А. Книга по спортивному ориентированию «В лесу и на опушке» Для преподавателя, 2 [Текст] / А. Ингстрём. - Пер. со швед.

9. Кирчо, А. Н. Книга ориентировщика - М.: Физкультура и спорт, 1979. -20с.

10. Колесникова, Л.В. «Спортивное ориентирование с основами туризма и краеведения» [Текст] / Л.В. Колесникова. - г. Новокузнецк, 2007. -10-20с.

11. Колесникова, Л.В. Зрелищные виды спортивного ориентирования (методическое пособие) [Текст] / Л.В. Колесникова, г. Новокузнецк, 2007.- 20с.

12. Куприн, А.М. С картой и компасом М., ДОСААФ, 1981

13. Майоркина, И. В. Влияние занятий спортивным ориентированием на психическое развитие младших школьников с ЗПР

14. Попов, В.Б. 1001упражнение для здоровья и физического развития М., Астрель, 2002

15. «Содержание, структура и оформление программ дополнительного образования детей». Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.06 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [Текст] //Нормативные документы образовательного учреждения №3 2008 с.39-42

16.Тыкул, В.И. Пособие для руководителей кружков внешкольныхучреждений «Спортивное ориентирование» [Текст] / В.И. Тыкул. – М.: Просвещение, 1990. - 15с.

17.Фесенко, Б.И. Книга молодого ориентировщика. – М.: ЦДЮТур, 1997.

Список литературы для обучающихся

1. Воронов, Ю.С. Учебное пособие «Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков [Текст] / Ю.С.Воронов. – М. : Смоленск, СГИФК,

1998.-10-15с.

2. Иванов, Е.И. Начальная подготовка ориентировщика [Текст] / Е.И. Иванов. - М. : Физкультура и спорт, 1985.-15с.

3. Колесникова, Л.В. Рабочая тетрадь юного ориентировщика [Текст] / Л.В. Колесникова. - М. : Советский спорт, 2003.-3-20с.

4. Колесникова, Л.В. «Спортивное ориентирование с основами туризма и краеведения» [Текст] / Л.В. Колесникова .- г. Новокузнецк, 2007.10-15с.

5. Моргунова, Т.В. Обучающие контрольные тесты по спортивному ориентированию [Текст] / Т.В. Моргунова. – М.: ЦДЮТур, 2003.-12с.

6. Журнал «Азимут» Федерация спортивного ориентирования России.

Список литературы для родителей

1. Болотов, С.Б. Программа для объединений дополнительного образования «Спортивное ориентирование» [Текст] / С.Б. Болотов. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. - Выпуск 3– 5с.

2. Васильев, Н.Д. Спортивное ориентирование: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Васильев. – М.: Волгоград: ВГИФК, 1983.-4-6с.

3. Елаховский, С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах [Текст] / С.Б. Елаховский. – М.: Физкультура и спорт, 1981.-15с.

4. Колесникова, Л.В. Рабочая тетрадь юного ориентировщика [Текст] / Колесникова, Л.В. – М.: Советский спорт, 2003.-3с.

Интернет-ресурсы
https://rebenokvsporte.ru/sportivnoe-orientirovanie-dlya-detej-so-skolki-let-i-kakaya-polza/ | Ребенок в спорте! 

https://rufso.r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению: «Спортивные игры» (баскетбол 1 час в неделю)

Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 4-5х  классов общеобразовательной  школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Данная...

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования Спортивно-оздоровительного направления Спортивно-бальная студия «Хрустальная туфелька»

Данная программа ставит своей основной целью осуществление комплекса мероприятий, направленных на развитие хореографического движения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет в МБОУ «Г...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»

Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...

Рабочая программа по дополнительному образованию. Секция "Спортивные игры. Баскетбол". Направление: спортивно-оздоровительное 5-9 классы

Рабочая программа по дополнительному образованию (секция "Спортивные игры. Баскетбол") составлена на основе ФГОС ООО по физической культуре....

Методическая разработка Тема разработки: проведение занятия по спортивному ориентированию в заданном направлении в спортивном зале

Данная методическая разработка направлена на оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в проведении занятий по спортивному ориентированию в типовом спортивном школьном зале пр...