Классный часа - «Скажи «Нет!» - наркотикам»
классный час (8 класс)
Цель занятия: предупреждение возможных отклонений в соматическом, психическом здоровье студентов, ориентация студентов на здоровый образ жизни.
- усвоение школьниками знаний о наркотической зависимости.
- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни.
- Показать вредное влияние наркотиков организму, наркоманов – обществу.
- Повышение творческой деятельности учащихся.
Задачи:
- Познакомить учащихся с опасностью, которую таят наркотики
- Выработать у детей стратегию безопасного поведения
- Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к наркотикам
- Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания
- Воспитывать умение работать в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_8_klass.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный часа - «Скажи «Нет!» - наркотикам»
Цель занятия: предупреждение возможных отклонений в соматическом, психическом здоровье студентов, ориентация студентов на здоровый образ жизни.
- усвоение школьниками знаний о наркотической зависимости.
- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни.
- Показать вредное влияние наркотиков организму, наркоманов – обществу.
- Повышение творческой деятельности учащихся.
Задачи:
- Познакомить учащихся с опасностью, которую таят наркотики
- Выработать у детей стратегию безопасного поведения
- Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к наркотикам
- Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания
- Воспитывать умение работать в группе
«Наркотики. Наркотическая зависимость»
Наркомания – это непреодолимая тяга к наркотику и ослабленный контроль над приемом наркотика, несмотря на опасные последствия. Пристрастие характеризуется озабоченностью по поводу приобретения наркотика, непреодолим желанием его принять, предрасположенностью к одолимым желанием его принять, предрасположенностью к рецидиву, потерей контроля и отрицанием существования проблемы.
Наркотики – это такие натуральные или синтетические вещества, которые при их употреблении оказывают влияние на сознание и восприятие человека и злоупотребление которыми представляет угрозу для личности и общества.
Рассмотрим одну из наиболее опасных форм аддиктивого поведения – химическую зависимость от наркотиков, т.е. наркотическую зависимость.
Социологические исследования 2,5 тыс. человек, свидетельствуют о том, что до 70% юношей в возрасте до 25 лет знакомы с нелегальными наркотиками, т.е. так или иначе приобщены к ним. У девушек этот показатель не превышает 30%. Одна четвертая часть от числа всех «приобщенных» к наркотикам страдает выраженной зависимостью. Количество приобщенных к анаше или другим производным конопли практически равно обей численности молодых людей. Четыре пятых всех активных потребителей наркотиков впервые встретились с ними в возрасте от 15 до 17 лет.
Злоупотребление нелегальными наркотиками редко встречается в возрасте до 14 лет. Возрастной пик приходится на 21 год. Очевидно, что употребление наркотиков несформировавшейся личностью порождает серьезнейшие социально-психологические проблемы: невозможность нормального психического и физического созревания, школьную дезадаптацию, проблемы выбора профессии и занятости, затруднения в создании партнерских отношений, асоциальность и т.д. По мнению специалистов, употребление наркотиков в России за последние 10 лет достигло уровня социальной катастрофы (Е.В. Змановская).
В основе наркотической зависимости лежит потребность продолжить прием наркотика с целью достижения чувства комфорта или устранения неприятных ощущений. Влечение к наркотику носит чрезвычайно сильный характер. Оно быстро разрушает личность и жизнь больного.
Б.В. Зейгарник отмечала, что в процессе развития зависимости формируются патологические изменения потребности, нарушается иерархия мотивов. Потребности зависимого человека становятся неуправляемыми и приобретают строение влечений. Так как интересы, переживания и стремления человека строятся в зависимости от его побуждений, то изменения в содержании потребностей означают собой и изменения строения личности человека. Одним из наиболее ярких проявлений нарушения личности является нарушение подконтрольности, критичности поведения. Зависимость искажает связь между организмом и психикой.
По вопросу соотношения биологического и психологического в развитии заболеваний Б.В. Зейгарник писала: «Хотя биологические особенности болезни и психологические закономерности развития постоянно участвуют в формировании патологических симптомов, их роль при этом принципиально различная… болезненный процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к искаженному патологическому развитию личности».
И.Н. Пятницкая выделила три синдрома, составляющие большой наркотический сидром, наличие которого отличает зависимого от здорового человека:
- синдром измененной реактивности организма к действию наркотика;
- синдром психической зависимости;
- синдром физической зависимости.
Кроме того, существуют и другие синдромы, которые обязательно присутствуют в процессе развития наркомании.
Сидром измененной реактивности включает в себя:
изменения формы потребления;
изменения толерантности;
исчезновение защитных реакций при передозировке;
изменение формы опьянения.
Синдром измененной реактивности проходит определенную динамику в течение болезни: на начальных этапах появляется изменение формы потребления. Снижаются защитные реакции и растет толерантность, а на исходной стадии меняется форма опьянения на фоне снизившейся толерантности.
Синдром психической зависимости включает в себя патологическое влечение к психоактивным веществам и способность достигать состояния психического комфорта в интоксикации.
Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления психоактивных веществ, иногда и после однократного их приема.
Для синдрома физической зависимости характерны следующие клинические признаки:
непреодолимое желание употреблять психоактивные вещества;
сниженный контроль за началом, окончанием или общей дозировкой их приема;
употребление с целью смягчить синдром отмены (абстинентный синдром);
повышение толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах);
снижение ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах);
игнорирование других удовольствий ради приема наркотиков;
психические расстройства или серьезные социальные проблемы вследствие употребления.
Синдром физической зависимости включает в себя компульсивное (непреодолимое) влечение к психоактивным веществам, способность достигать состояния физического комфорта в интоксикации и абстинентный сидром. Степень компульсивного влечения сопоставима с чувством голод и жажды.
В наркологии приято выделять три группы факторов, которые в той или иной степени влияют на возникновение химической зависимости в обществе. Это – социальные, психологические и медико-биологические факторы.
Социальные факторы, способствующие развитию зависимости, можно разделить на две группы – макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы, отношение к детям, семье, уровень терпимости к употреблению психоактивных веществ, мода и т.д. Существенную роль играет распространение сведений о психоактивных веществах и химической зависимости, которую получают дети и подростки. Проведенные опросы выявили следующие источники информации: интернет, художественные и документальные фильмы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, беседы со взрослыми, рассказы старших ребят и сверстников. У некоторых народов использование наркотиков имеет давние традиции и не приводит к наркомании у значительной части населения (так, у народов Средней Азии популярна марихуана, а у индейцев Латинской Америки – кока). В последнее время большинство исследователей склоняются к выводу, что именно микросоциальные факторы являются первостепенными в формировании химической зависимости. Ближайшее окружение и в первую очередь семья часто оказывают наиболее сильное влияние на наркотизацию. Родители-алкоголики или наркоманы, неполная семья, плохой контроль родителей за поведением ребенка и его окружением, отсутствие руководства со стороны родителей жизнью ребенка, малая забота о детях и недостаточная сплоченность семьи, плоха успеваемость, посещаемость в школе – это всегда повышенный фактор риска злоупотребления наркотиками у детей (В.Д. Москаленко, П.Д. Шабанов, В.С. Битенский, А.Е. Личко).
К медико-биологическим факторам исследователи относят генетические влияния, нервные и психические заболевания, при которых имеются органическая неполноценность мозга или расстройства личности, синдром минимальной мозговой дисфункции в детстве, эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, нарушения поведения в детстве, склонность к депрессиям, дефицит внимания (В.Д. Москаленко, И.П. Анохина, Н.Н. Иванец).
Рассмотрим последствия от употребления наркотических веществ.
J. Goelz предложил следующие последствия от злоупотребления психоактивных веществ:
Прямые последствия социального отделения наркопотребителей
затрудненный доступ к системе медицинской помощи;
неполноценное питание;
отсутствие жилья;
негигиенический образ жизни;
хронический стресс из-за нелегального существования;
ситуация гетто в популяции с чрезвычайно высоким заражением (ВИЧ, гепатиты, туберкулез, сифилис);
проституция по принуждению;
Основные заболевания как следствие образа жизни:
хронический бронхит;
хронические гранулемы зубов;
контагиозное импетиго;
чесотка;
абсцессы;
тромбофлебиты;
гепатиты;
ВИЧ/СПИД;
инфекции передаваемые половым путем;
травмы;
переломы.
Другие факторы:
иммунологические нарушения.
Наркозависимость, в отличие от других аддикций, всегда имеет высокий риск для жизни.
К смерти приводят:
передозировки;
неправильная дозировка при смешанном употреблении;
суицид;
остановка работы органов при хронической интоксикации;
стремительно протекающий эндокардит;
стремительно протекающий гепатит;
пневмония, не подвергавшаяся лечению;
пневмоторакс при туберкулезе без лечения;
оппортунистические инфекции при неконтролируемой ВИЧ-инфекции;
септические осложнения через невскрытые абсцессы.
Травмы, проводящие к смерти:
из-за интоксикаций (ожоги, некрозы от сдавливания как следствие длительной потери сознания с ампутациями конечностей, переломами, черепно-мозговыми травмами);
под воздействием прямого насилия в случаях торговли наркотиками и проституции.
Хронические инфекционные заболевания, которые приводят к смерти:
хронические гепатиты В, С (смерть вследствие отказа работы печени, карцинома печени или кровотечения из варикозных узлов пищевода);
эндокардит с разрывом сердечного клапана (смерть вследствие отказа работы сердца);
ВИЧ/СПИД;
туберкулез;
сифилис;
остеомиелит;
хронический пиелонефрит.
Психологи, работающие с наркозависимыми людьми, выделяют следующие общие признаки психосоциальных последствий зависимости:
тревога и беспокойство;
проблема доверия;
чувство вины;
чувство изолированности;
раздражительность, вспышки гнева;
множество контактов без проявления глубоких чувств;
пассивно-агрессивное поведение;
амбивалентность;
внутренняя опустошенность;
депрессии.
Основаниями для смертности в результате употребления наркотиков можно считать, следующие статистические данные:
20% – передозировка;
20% – осложнения при бактериальных инфекциях;
20% – последствия заболеваний печени;
20% – СПИД;
20% – другие причины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Скажем "нет" наркотикам!"
Классный час на тему: "Скажем "нет" наркотикам!"...
Разработка классного часа "Скажем войне "Нет!" с мультимедийной презентацией
материал содержит в себе рабочие программы по русскому языку и литературе, разработки классных часов...
Методическая разработка классного часа "Скажем матери: спасибо!"
Методическая разработка классного часа «Скажем матери: «Спасибо!» способствует воспитанию уважительного отношения к матери. Каждый день мать отдаёт частицу себя детям. Тема ...
Методическая разработка классного часа: "Скажем терроризму нет!"
Методическая разработка классного часа: "Скажем терроризму нет!"...
Классный час "Скажи нет наркотикам"
Классный час "Скажи нет наркотикам" (сценарий+презентация+ памятка)...
Классный час: ""Скажи "Нет" наркотикам!"
Цель: вооружить обучающихся знаниями о вреде наркотиков...
Текстовый материал на классный час "Скажи "нет" наркотику"
Данный текстовый материал будет полезен для классных руководителей, проводящих классные часы против наркотиков....