Классный часа - «Скажи «Нет!» - наркотикам»
классный час (8 класс)

Глазкова Наталья Петровна

Цель занятия: предупреждение возможных отклонений в соматическом, психическом здоровье студентов, ориентация студентов на здоровый образ жизни.

  • усвоение школьниками знаний о наркотической зависимости.
  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни.
  • Показать вредное влияние наркотиков организму, наркоманов – обществу.
  • Повышение творческой деятельности учащихся.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с опасностью, которую таят наркотики
  • Выработать у детей стратегию безопасного поведения
  • Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к наркотикам
  • Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания
  • Воспитывать умение работать в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_8_klass.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Классный часа - «Скажи «Нет!» - наркотикам»

Цель занятия: предупреждение возможных отклонений в соматическом, психическом здоровье студентов, ориентация студентов на здоровый образ жизни.

  • усвоение школьниками знаний о наркотической зависимости.
  • расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни.
  • Показать вредное влияние наркотиков организму, наркоманов – обществу.
  • Повышение творческой деятельности учащихся.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с опасностью, которую таят наркотики
  • Выработать у детей стратегию безопасного поведения
  • Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к наркотикам
  • Развивать умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания
  • Воспитывать умение работать в группе

«Наркотики. Наркотическая зависимость»

Наркомания – это непреодолимая тяга к наркотику и ослабленный контроль над приемом наркотика, несмотря на опасные последствия. Пристрастие характеризуется озабоченностью по поводу приобретения наркотика, непреодолим желанием его принять, предрасположенностью к одолимым желанием его принять, предрасположенностью к рецидиву, потерей контроля и отрицанием существования проблемы.

Наркотики – это такие натуральные или синтетические вещества, которые при их употреблении оказывают влияние на сознание и восприятие человека и злоупотребление которыми представляет угрозу для личности и общества.

Рассмотрим одну из наиболее опасных форм аддиктивого поведения – химическую зависимость от наркотиков, т.е. наркотическую зависимость.

Социологические исследования 2,5 тыс. человек, свидетельствуют о том, что до 70% юношей в возрасте до 25 лет знакомы с нелегальными наркотиками, т.е. так или иначе приобщены к ним. У девушек этот показатель не превышает 30%. Одна четвертая часть от числа всех «приобщенных» к наркотикам страдает выраженной зависимостью. Количество приобщенных к анаше или другим производным конопли практически равно обей численности молодых людей. Четыре пятых всех активных потребителей наркотиков впервые встретились с ними в возрасте от 15 до 17 лет.

Злоупотребление нелегальными наркотиками редко встречается в возрасте до 14 лет. Возрастной пик приходится на 21 год. Очевидно, что употребление наркотиков несформировавшейся личностью порождает серьезнейшие социально-психологические проблемы: невозможность нормального психического и физического созревания, школьную дезадаптацию, проблемы выбора профессии и занятости, затруднения в создании партнерских отношений, асоциальность и т.д. По мнению специалистов, употребление наркотиков в России за последние 10 лет достигло уровня социальной катастрофы (Е.В. Змановская).

В основе наркотической зависимости лежит потребность продолжить прием наркотика с целью достижения чувства комфорта или устранения неприятных ощущений. Влечение к наркотику носит чрезвычайно сильный характер. Оно быстро разрушает личность и жизнь больного.

Б.В. Зейгарник отмечала, что в процессе развития зависимости формируются патологические изменения потребности, нарушается иерархия мотивов. Потребности зависимого человека становятся неуправляемыми и приобретают строение влечений. Так как интересы, переживания и стремления человека строятся в зависимости от его побуждений, то изменения в содержании потребностей означают собой и изменения строения личности человека. Одним из наиболее ярких проявлений нарушения личности является нарушение подконтрольности, критичности поведения. Зависимость искажает связь между организмом и психикой.

По вопросу соотношения биологического и психологического в развитии заболеваний Б.В. Зейгарник писала: «Хотя биологические особенности болезни и психологические закономерности развития постоянно участвуют в формировании патологических симптомов, их роль при этом принципиально различная… болезненный процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к искаженному патологическому развитию личности».

И.Н. Пятницкая выделила три синдрома, составляющие большой наркотический сидром, наличие которого отличает зависимого от здорового человека:

  • синдром измененной реактивности организма к действию наркотика;
  • синдром психической зависимости;
  • синдром физической зависимости.

Кроме того, существуют и другие синдромы, которые обязательно присутствуют в процессе развития наркомании.

Сидром измененной реактивности включает в себя:

изменения формы потребления;

изменения толерантности;

исчезновение защитных реакций при передозировке;

изменение формы опьянения.

Синдром измененной реактивности проходит определенную динамику в течение болезни: на начальных этапах появляется изменение формы потребления. Снижаются защитные реакции и растет толерантность, а на исходной стадии меняется форма опьянения на фоне снизившейся толерантности.

Синдром психической зависимости включает в себя патологическое влечение к психоактивным веществам и способность достигать состояния психического комфорта в интоксикации.

Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления психоактивных веществ, иногда и после однократного их приема.

Для синдрома физической зависимости характерны следующие клинические признаки:

непреодолимое желание употреблять психоактивные вещества;

сниженный контроль за началом, окончанием или общей дозировкой их приема;

употребление с целью смягчить синдром отмены (абстинентный синдром);

повышение толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах);

снижение ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах);

игнорирование других удовольствий ради приема наркотиков;

психические расстройства или серьезные социальные проблемы вследствие употребления.

Синдром физической зависимости включает в себя компульсивное (непреодолимое) влечение к психоактивным веществам, способность достигать состояния физического комфорта в интоксикации и абстинентный сидром. Степень компульсивного влечения сопоставима с чувством голод и жажды.

В наркологии приято выделять три группы факторов, которые в той или иной степени влияют на возникновение химической зависимости в обществе. Это – социальные, психологические и медико-биологические факторы.

Социальные факторы, способствующие развитию зависимости, можно разделить на две группы – макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы, отношение к детям, семье, уровень терпимости к употреблению психоактивных веществ, мода и т.д. Существенную роль играет распространение сведений о психоактивных веществах и химической зависимости, которую получают дети и подростки. Проведенные опросы выявили следующие источники информации: интернет, художественные и документальные фильмы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, беседы со взрослыми, рассказы старших ребят и сверстников. У некоторых народов использование наркотиков имеет давние традиции и не приводит к наркомании у значительной части населения (так, у народов Средней Азии популярна марихуана, а у индейцев Латинской Америки – кока). В последнее время большинство исследователей склоняются к выводу, что именно микросоциальные факторы являются первостепенными в формировании химической зависимости. Ближайшее окружение и в первую очередь семья часто оказывают наиболее сильное влияние на наркотизацию. Родители-алкоголики или наркоманы, неполная семья, плохой контроль родителей за поведением ребенка и его окружением, отсутствие руководства со стороны родителей жизнью ребенка, малая забота о детях и недостаточная сплоченность семьи, плоха успеваемость, посещаемость в школе – это всегда повышенный фактор риска злоупотребления наркотиками у детей (В.Д. Москаленко, П.Д. Шабанов, В.С. Битенский, А.Е. Личко).

К медико-биологическим факторам исследователи относят генетические влияния, нервные и психические заболевания, при которых имеются органическая неполноценность мозга или расстройства личности, синдром минимальной мозговой дисфункции в детстве, эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, нарушения поведения в детстве, склонность к депрессиям, дефицит внимания (В.Д. Москаленко, И.П. Анохина, Н.Н. Иванец).

Рассмотрим последствия от употребления наркотических веществ.

J. Goelz предложил следующие последствия от злоупотребления психоактивных веществ:

Прямые последствия социального отделения наркопотребителей

затрудненный доступ к системе медицинской помощи;

неполноценное питание;

отсутствие жилья;

негигиенический образ жизни;

хронический стресс из-за нелегального существования;

ситуация гетто в популяции с чрезвычайно высоким заражением (ВИЧ, гепатиты, туберкулез, сифилис);

проституция по принуждению;

Основные заболевания как следствие образа жизни:

хронический бронхит;

хронические гранулемы зубов;

контагиозное импетиго;

чесотка;

абсцессы;

тромбофлебиты;

гепатиты;

ВИЧ/СПИД;

инфекции передаваемые половым путем;

травмы;

переломы.

Другие факторы:

иммунологические нарушения.

Наркозависимость, в отличие от других аддикций, всегда имеет высокий риск для жизни.

К смерти приводят:

передозировки;

неправильная дозировка при смешанном употреблении;

суицид;

остановка работы органов при хронической интоксикации;

стремительно протекающий эндокардит;

стремительно протекающий гепатит;

пневмония, не подвергавшаяся лечению;

пневмоторакс при туберкулезе без лечения;

оппортунистические инфекции при неконтролируемой ВИЧ-инфекции;

септические осложнения через невскрытые абсцессы.

Травмы, проводящие к смерти:

из-за интоксикаций (ожоги, некрозы от сдавливания как следствие длительной потери сознания с ампутациями конечностей, переломами, черепно-мозговыми травмами);

под воздействием прямого насилия в случаях торговли наркотиками и проституции.

Хронические инфекционные заболевания, которые приводят к смерти:

хронические гепатиты В, С (смерть вследствие отказа работы печени, карцинома печени или кровотечения из варикозных узлов пищевода);

эндокардит с разрывом сердечного клапана (смерть вследствие отказа работы сердца);

ВИЧ/СПИД;

туберкулез;

сифилис;

остеомиелит;

хронический пиелонефрит.

Психологи, работающие с наркозависимыми людьми, выделяют следующие общие признаки психосоциальных последствий зависимости:

тревога и беспокойство;

проблема доверия;

чувство вины;

чувство изолированности;

раздражительность, вспышки гнева;

множество контактов без проявления глубоких чувств;

пассивно-агрессивное поведение;

амбивалентность;

внутренняя опустошенность;

депрессии.

Основаниями для смертности в результате употребления наркотиков можно считать, следующие статистические данные:

20% – передозировка;

20% – осложнения при бактериальных инфекциях;

20% – последствия заболеваний печени;

20% – СПИД;

20% – другие причины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Скажем "нет" наркотикам!"

Классный час на тему: "Скажем "нет" наркотикам!"...

Разработка классного часа "Скажем войне "Нет!" с мультимедийной презентацией

материал содержит в себе рабочие программы по русскому языку и литературе, разработки классных часов...

Методическая разработка классного часа "Скажем матери: спасибо!"

     Методическая разработка классного часа «Скажем матери: «Спасибо!» способствует воспитанию уважительного отношения к матери. Каждый день мать отдаёт частицу себя детям. Тема ...

Методическая разработка классного часа: "Скажем терроризму нет!"

Методическая разработка классного часа: "Скажем терроризму нет!"...

Классный час "Скажи нет наркотикам"

Классный час "Скажи нет наркотикам" (сценарий+презентация+ памятка)...

Классный час: ""Скажи "Нет" наркотикам!"

Цель: вооружить обучающихся знаниями о вреде наркотиков...

Текстовый материал на классный час "Скажи "нет" наркотику"

Данный  текстовый материал будет полезен для классных руководителей, проводящих классные часы против наркотиков....