Беседа-обсуждение: "Давайте жить без конфликтов!"
материал

Уточнить значение понятия "конфликт" и рассмотреть его как общее понятие, определяющее отношение между людьми. Формировать навыки бесконфликтного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_davayte_zhit_bez_konfliktov.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа - обсуждение: «Давайте жить без конфликтов!»

Цель: 

уточнить значение понятия «конфликт» и рассмотреть его как общее понятие, определяющее отношение между людьми;

формировать навыки бесконфликтного общения.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам посмотреть м/ф и угадать какое у него могло быть название?

(Дети смотрят м/ф «конфликт». Если дети после просмотра затрудняются в названии м/фа, предлагаю им выбрать из групп слов слово, подходящие для названия)

• КОНФЛИКТ

• СОТРУДНИЧЕСТВО

• МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ.

Воспитатель: - Как выдумаете, о чём мы будем говорить? (О конфликтах)

Актуальна ли эта тема для нашей семьи?

Кто из вас может объяснить что такое конфликт?

Воспитатель: - В толковом словаре С.И Ожегова даётся определение «Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор»

Понятие «конфликт» можно встретить в разных сферах деятельности человека. Мы рассмотрим, как говорится о конфликте с точки зрения литературы, психологии, корпоративной культуры. Прочитайте на листочках перед вами определения и назовите выделенные в них слова. (выписать на доску)

Литература:

Конфликт — противоборство, противоречие между изображёнными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.

Психология:

Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами

Корпоративная культура:

Конфликт несет преобразование всех отношений в коллективе.

Воспитатель: - Итак, конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений.

- Почему возник конфликт у жителей спичечного коробка?

 (ответы детей: одна спичка отличалась от других).

-  По каким признакам можно определить в м/ф, что происходит конфликтная ситуация? (ответы детей :  установка границ, ссоры, драки)

-Чем закончился конфликт в мультфильме? (ответы детей)

Воспитатель: - Какой можно сделать вывод? ( ответы детей : конфликты – очень опасная ситуация, которая может привести к разрушению и гибели).

- Скажите, какие эмоции и чувства возникают во время конфликта:  

Я вам показываю букву, а вы приводите пример на эту букву:

А – агрессия, Г – гнев, С – страх, О – обида, З – злость, Р – раздражение, Г- грубость, В – вспыльчивость.

Воспитатель: - Какие это эмоции? 

(Ответы детей: отрицательные неприятные)

Воспитатель: - Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм жизни, вызывают только неприятные эмоции. Почему же люди, зная, последствия конфликта, всё равно создают конфликтные ситуации?

Воспитатель:  - Чтобы понять природу конфликтов. Я хочу предложить вам упражнение «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. У каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам;

  1. Оторвите правый верхний уголок;

  1. Опять сложите лист пополам;

  1. Снова оторвите правый верхний уголок;

  1. Сложите лист пополам.

6.Оторвите правый верхний уголок.

Воспитатель: - Теперь раскройте свои снежинки. Посмотрите у всех они разные. А почему? Как вы думаете? (Ответы детей: нет одинаковых людей, поэтому снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая)

Воспитатель: - Вот так и в жизни. Люди по - разному реагируют и по - разному ведут себя в различных ситуациях.

Теперь я предлагаю вам проблемные ситуации обсудив которые вы попробуете определить причину конфликта. (анализ ситуаций)

   1 ситуация.

Вова, я сломал твою ручку тихо и робко сказал Максим. Что ты наделал? И вообще ты мне не друг – закричал Вова и убежал. А Максим даже не успел сказать, что взамен сломанной, он купил новую и хотел отдать другу. 

Воспитатель: - Проанализируйте и определите по какой причине возникла конфликтная ситуация.

 (Ответ детей: неумение слушать)

   2 ситуация.

На соревнованиях мальчики проигравшей команде стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. Почему здесь возник конфликт? 

(Ответ детей: невоспитанность)

Анализ стихотворения «2 козла»

 Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля боднул,

Другой из них тихонечко приятеля лягнул.

Один боднул приятеля немножко посильней.

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос

Ну уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

       Воспитатель: - Знакома ли вам такая ситуация. Какое качество послужило причиной конфликта.

 (Ответы детей: Несдержанность)

Воспитатель: - Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества: - уверенности, решительности — 46 % , выдержки, уравновешенности — 30 % - целеустремленности, силы воли — 30 % - терпимости — 12 % - доброжелательности — 10 %

А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности — 50 % - честности, порядочности — 30 % - взаимопонимания, сочувствия — 22 % - терпимости — 16 % - щедрости — 12 %

Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний,   оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

 Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Воспитатель: - Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).  

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Воспитатель: - Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред?

В чем же вред конфликтов? (ответы детей)

Воспитатель: - Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук.

    В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Воспитатель: - Но как всякое общественное явление конфликт имеет свои положительные и отрицательные стороны. Попробуйте сами их определить: мальчики (-), девочки (+)

Задание 1.

- В конфликте выясняется истина;

- Падает настроение;

- Открываются вещи, которых мы раньше не замечали;

- Возникает желание не находится в данном коллективе;

- Конфликт – признак деятельности коллектива;

- Трудно сосредоточится на учёбе;

- Каждый человек может высказать свое мнение;

- Появляется раздражительность, это может отразиться на здоровье;

- Плохое настроение может привести к новому конфликту.

Воспитатель: - А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда - либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

Конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Прочитайте правила предупреждения конфликтов.

Правила предупреждения конфликтов:

1 .Не говорите сразу с взвинченным, возбуждённым человеком.

  1. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

  1. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами противника, постарайтесь «встать» на его место.

  1. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

  1. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Воспитатель: - Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще.    Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника — и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

- Некоторые считают, что предложить помириться первым, значит проявить слабость характера. Но, тот кто не боится идти на компромисс чаще выходят из конфликта. Самый лёгкий и общедоступный способ избежания конфликта – юмор. Можно обойти любой конфликт или ответить с улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют.

Воспитатель: - Каждый день нам приходиться решать те или иные сложные задачи. Давайте, посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях? Мальчики выбирают «скандальное» - окончание конфликта, а девочки «мирный» выход из ситуации, а ещё нужно в каждой ситуации определить причину конфликта.

  1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

Будете плакать;

Ударите его;

Сделаете ему замечание;

Не скажете ничего;

Пожалуетесь учителю;.

  1. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?

Будете плакать;

Пожмёте плечами;

Будете смеяться над ним;

Будете защищать товарища кулаками.

  1. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

Будете плакать;

Продолжите играть;

Начнёте злиться;

Ничего не скажите.

  1. Приятель на уроке схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

Будете кричать;

Пожалуетесь учителю;

Попытаетесь отобрать её;

Отлупите приятеля.

   Итог.

Воспитатель: - Разрешение конфликтов дело сложное. Я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни, как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное – чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да)

Воспитатель: - Я рада, что наше занятие не прошло зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по - доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее. (Е. Евтушенко.)

4.Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся жить без конфликтов

Воспитательное занятие для детей 12-15 лет....

Учимся жить без конфликтов

Воспитательное занятие для детей 12-15 лет....

Выступление на родительском собрании "Давайте жить без конфликтов"

Конфликты подстерегают нас на каждом шагу, даже в самой идеальной семье одни неизбежны. Из этого следует вывод, что нам нужно учиться не только, как избегать конфликтов, но и решать их. Это поможет ми...

Учимся жить без конфликтов

"Учимся жить без конфликтов" - небольшая лаконичная разработка, удобно использовать в виде раздаточного материала....

Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"

Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...

Классный час: "Учимся жить без конфликтов"

Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе одна из основных задач классного руководителя. Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде кон...

Конспект урока английского языка в 9-ом классе по теме: «Сможем ли мы научиться жить в мире? Конфликты»

Целью урока является совершенствование навыков устной речи по теме «Can we Learn to Live in Peace?», формирует и активизирует навыки монологической и диалогической речи. Урок обобщает тему: "Сможем ли...