Учимся жить без конфликтов
план-конспект урока по теме

Виденева Светлана Николаевна

Воспитательное занятие для детей 12-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.odt29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие "Учимся жить без конфликтов».

Воспитатель: Виденева С.Н.

Цель: Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в семье.

Задачи:

  1. Дать характеристику понятия «конфликт».
  2. Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.
  3. Познакомиться с методами выхода из конфликта.
  4. Развивать коммуникативные способности детей
  5. Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;
  6. Развивать умения производить самоанализ и самооценку.

Оборудование: анализ анкетирования «Конфликтный ли я человек», проектор, магнитофон, карточки для проведения упражнений.

Ход занятия

- Добрый день ребята и наши уважаемые гости! Своё сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать одной хорошей притчей.

1. Чтение притчи «Коробочка». (Показ слайда № 1)

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

3.Знакомство с темой занятия.

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству,  есть одна, совершенно необходимая. Это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один. Поэтому необходимоусвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, удобно, приятно.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Учимся жить без конфликтов» (Показ слайда №2)

4.Целеполагание.

 - Усвоить сущность понятия  «конфликт».

 - Усвоить основные правила предупреждения конфликтов.

  1.  - Развивать умения производить самоанализ и самооценку. (Показ слайда №3)

5.Определение слова «конфликт».

Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ответы детей:  Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

  1. Какие чувства испытывают люди при возникновении конфликта? Ответы.

(Показ слайда №4)

6. Игра «Модели конфликтных реакций».

  1.  - Каждый из нас бывал в конфликтных ситуациях и испытал на себе неприятные чувства. А сейчас мне бы хотелось познакомить вас с моделями конфликтных реакций и каждый выберет свой стиль поведения. Перед вами 5 картинок.

1. Вулкан (у меня непредсказуемые вспышки).

2. Глиняный горшок (я разогреваюсь медленно).

3. Волна (если спорный вопрос кажется уже решенным, поднимаю его снова).

4. Собиратель (могу копить в себе много обид и не реагировать, пока не накопиться достаточно).

5. Реактор (прихожу к внезапным решениям и не думаю о последствиях).

На доске крепятся выбранные картинки. Анализ.

  1. Ребята для типов конфликтных реакций существуют рекомендации как управлять собой и окружающими. (Показ слайда №5)
  2. Как вы помните мы проводили анкетирование «Конфликтный ли я человек?». Где мы определили для каждого проявления его личности в конфликтной ситуации. Свои результаты каждый из вас помнит , а на их основае я сделала анализ и составила портрет нашей семьи.

(Показ слайда №6)

  1. 7. Беседа. Знакомство с понятием «разрешение конфликта» и «методами выхода из конфликтной ситуации». (Показ слайда №7, №8).

8. Ролевая игра «Решение конфликтных ситуаций.

- Сейчас предлагаю вам разделиться на мини групп и попробовать разыграть ситуации, которые происходят в повседневной жизни  нашей семь, используя методы разрешения конфликтных ситуаций. После (Показ слайда №9)

9. Рекомендации и раздача памяток детям. (Показ слайда №10)

10. Релаксация.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Приложение №1

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.

  1. 1.Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

  1. Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
  2. Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
  3. Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
  4. Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
  5. Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

  1. «А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
  1. «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
  1. «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
  1. «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.
  1. «Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.