Индивидуальный образовательный маршрут для учащегося из социально-неблагополучной семьи.
методическая разработка

Коркина Наталья Михаловна

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся из социально-неблагополучной семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyysots_neblagopol_semey.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом РФ № 120-ФЗ «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних», Законом РА № 353 «Об отдельных мерах о защите прав ребенка», решением коллегии Министерства образования РФ «Об опыте взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения» в интересах семьи и ребенка разработан индивидуальный маршрут  по работе с детьми из социально-неблагополучных семей.

Социально-неблагополучная семья – это семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Работу с семьей осуществляют: классный руководитель, социальный педагог, педагог психолог, завуч по УВР.

Цель: является организация действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:
1. Выявление социально-неблагополучных семей.

2. Сбор и анализ информации о несовершеннолетних и их семьях для создания базы данных.

3. Осуществление наблюдения за условиями жизни и воспитания, здоровьем, учебой несовершеннолетних.

4. Оказание социальной и психолого-педагогической помощи.

Адресат: Индивидуальный маршрут разработан для учащейся 6 класса. Контроль за поведением Дарьи П. отсутствует вследствие ненадлежащего исполнения по ее воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей.

Функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьей

Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.

1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.

2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

3. Планировать работу с неблагополучными семьями.

4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.

5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.

6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.

8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.

9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

  • Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
  • Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

Срок обучения: сентябрь - май

План работы с учащимся

Дата

Наименование

мероприятия

Ответственные

Форма проведения

Сентябрь

1.Выявление детей из неблагополучных семей.

2.Составление списков.

3.Посещение на дому. Организация банка данных о занятости уч-ся во внеурочное время.

Классный руководитель,

Педагог-психолог (Социальный педагог)

Посещение на дому. Обследование жилищно-бытовых условий.

Индивидуальное собеседование.

Октябрь

1. Профилактическая работа с подростком оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

2.Проведение классных часов

«О правах ребенка»

Классный руководитель

Педагог-психолог (Социальный педагог)

Индивидуальные беседы.

Демонстрация фильма с последующим обсуждением.

Ноябрь

1.Организация досуга учащихся на каникулах.

Классный руководитель,

Зам. директора по ВР

Мониторинг занятости детей в спортивных секциях и кружках.

Беседа с родителями. Рекомендации, индивидуальные беседы

Декабрь

1. Диагностическая работа:

характер взаимоотношений в семье;

позиция ребенка в семье;

отношение ребенка к матери;

2. Анализ полученных результатов.

Классный руководитель

Педагог-психолог (Социальный педагог)

Участие учащихся из социально неблагополучных семей в подготовке Новогодней сказки.

Январь

1.Консультации «Беседа по проблемам профилактики наркомании и табакокурения»

Классный руководитель

Приглашение работников правоохранительных органов и медработников на встречи с учащимися, родителями

Отчет о проделанной работе.

Февраль

Беседа « Будь ответственным за свои поступки»

Классный руководитель

Приглашение работников правоохранительных органов.

Март

Участие ребенка из социально-неблагополучной семьи в проведение мастер-классов.

Классный руководитель

Изготовление поделок, подарков для мам, бабушек и учителей.

Апрель

Участие ребенка из социально-неблагополучной семьи в «Неделе добра».

Классный руководитель

Подведение итогов работы, награждение.

Май

1.Подведение итогов учебного года

Классный руководитель

Беседа о планах на летний отдых

Июнь-

август

1.Летний оздоровительный лагерь на базе МБОУ Павинская СЩШ

2. Контроль за поведением учащихся во время летних каникул

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

Составление плана по организации летнего отдыха и практики.

Индивидуальные беседы

План работы с семьей учащегося

п\п

Проводимые мероприятия

Дата исполнения

Ответ-

ственный

1.

Обследование условий проживания семьи

сентябрь

Кл. рук, спец. по соц раб.

2.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с матерью с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

Ежемесячно

Кл. рук.,  пед.,зам. дир. по ВР

3.

 - Беседа « Режим дня для подростка»

 

октябрь

Кл.рук

4.

Беседа «Взаимоотношения в семье»;

Ноябрь

Кл. рук.

5.

- Беседа «Роль семьи в воспитании детей»

Декабрь

Кл. рук.,  .

6.

-  Беседа «Стили семейного воспитания»

Январь

Кл. руков.

7.

Привлечение матери к участию в родительских собраниях  (по отд. плану)

по плану

Кл. руков.

8.

-  Беседа «Возрастные изменения детей».

Март

Кл. рук

9.

Консультации  учителями-предметниками.

постоянно

Учителя-предметники.

10.

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

11.

Беседа с матерью об ответственности родителей за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей, о реализации Закона КК №1539.

постоянно

Соц. пед.,

Кл.рук.

12.

Анализ результата работы с семьей.

июнь

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР

Литература.

 

1) Научно –методический журнал «Воспитание школьников» №1,2006 Москва, "Школа пресс"

2) Г. С. Семёнов "Методика работы социального педагога", Москва, "Школа пресс", 2013 г.

3) Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга и др. "В помощь соц.педагогам образовательного учреждения", Москва, 2012 г.

4) Т. А. Шишковец "Справочник социального педагога", Москва, 2014 г.

5) Г. М. Потапкин "Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков", Москва, 2015 г.

6) М. А. Галагузова "Социальная педагогика", Москва, "Владос", 2000 г.

7) Р. В. Овчарова "Справочная книга социального педагога", Москва, "Сфера", 2004 г.

8) Методический журнал "Работа социального педагога в школе и микрорайоне", №№ 1, 2, 3, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуального образовательного маршрута для учащихся инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении.

Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, гр...

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса

Индивидуальные образовательный маршрут предназначен  для обучающихся 9 класса МБВ(с)ОУ О(с)ОШ №1, которые имеют отставание в учении, большой перерыв в обучении и совмещающие учебу с работой. Обос...

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 11 класса по подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Индивидуальный образовательный маршрутдля учащихся   11 классапо подготовке к ЕГЭ по английскому языку...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ для учащейся с ОВЗ (ЗПР) АДТ «Маленькие феи»

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с задержкой психического развития....

индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса по подготовке к огэ по биологии

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса по подготовке к огэ по биологии...

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 7 класса по теме «Тип Моллюски»

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 7 класса по теме «Тип Моллюски»...