ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ для учащейся с ОВЗ (ЗПР) АДТ «Маленькие феи»
рабочая программа

Блинова Елена Юрьевна

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_sinishina_lana.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово

        

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

для учащейся с ОВЗ (ЗПР)

АДТ «Маленькие феи»

Возраст 11 лет

Срок реализации:  2 месяца

составитель:

Блинова Е.Ю.

педагог дополнительного образования

               

г. Павлово

2022 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Под термином «задержка психического развития» (ЗПР) понимаются

синдромы временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Наиболее общеупотребительное определение было дано В.В. Лебединским, который под задержкой психического развития понимает замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

 Среди большого числа видов эстетического и художественного

воспитания детей – хореография занимает особое место. Как никакое другое

искусство, она обладает большими возможностями, так необходимыми для

полноценного гармоничного и физического развития ребенка. Кроме

физического воспитания, занятия хореографией положительно влияют на

развитие творческих способностей.

  Суть танцевальных занятий, основанная в частности на коллективных

действиях, является соединением пластических, изобразительных,

музыкальных и других средств художественной выразительности.

Для детей с задержкой психического развития характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития:

– незрелость эмоционально-волевой сферы;

– дезадаптивные формы общественного поведения;

– сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

Имеются особенности и в  формирования двигательной сферы: наблюдается  несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость,  координация, заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей основных жизненных навыков.

Хореография используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а   её применение для работы с детьми с задержкой психического развития определяет ещё и коррекционные задачи.

Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, СМ. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными хореографии.  

  Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан специально для учащейся с задержкой психического развития ………….Ланы и является составной частью комплексной хореографической подготовки учащихся.

  1.  Цели и задачи

Цель: создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия ребенка с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости.

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:

  • укрепить физическое и психическое здоровье, в том числе эмоциональное благополучие;
  • Вырабатывать чувство ритма, баланс, красивую осанку, умение свободно и изящно двигаться;
  • способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;

1.2. Принципы и подходы.

Работа по ИОМ  строится с учетом следующих принципов:

  • Принцип единства развития и коррекции, который означает, что индивидуальная  работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;
  • Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;
  • Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;
  • Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;
  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения, т.к. ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений, и успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

  1.  Планируемые результаты

По окончании реализации индивидуального маршрута ребёнок должен знать и уметь:

  • сможет принимать и сохранять в памяти учебную цель и задачу, планировать её реализацию;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • научиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развита крупная и мелкая моторика; ребенок подвижен,  владеет основными танцевальными движениями по  программе обучения, может контролировать свои движения и управлять ими.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ИОМ.

Тема

Кол-во

часов

Сроки

Краткое содержание

Результат

1

Ритмопластика.

3

04.10.2022

11.10.2022

18.10.2022

Упражнения на развитие и

коррекцию психофизических функций, развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств, преодоление мышечных защемлений.

Двигательный автоматизм движений, развитие точности реакции на звуковые сигналы, грамотное восприятие и анализ характера музыкального материала.

2

Специальная коррегирующая гимнастика

3

09.10.2022

16.10.2022

23.10.2022

1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Упражнения на ускорение и замедление движения.

4. Отработка непринуждённости движения в соответствии с музыкальными образами,

Улучшается осанка. Увеличивается скорость двигательной реакции на звуковой сигнал.

Сможет практически самостоятельно, без подсказки, выполнять все заученные  движения и танцевальные

композиции.

3

Игровой стрейчинг.

2

01.11.2022

03.11.2022

Упражнение «Кошечка», «Лягушка», «Бабочка», танцевальная импровизация,

Корректировка работы опорно-двигательного аппарата, осуществляется процесс «вживания» в определённый образ, доступный для понимания

любому ребёнку.

4

Тренировка в запоминании последовательности движений.

3

06.11.2022

08.11.2022

10.11.2022

Игра «Зеркало»

Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

•   Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

•   Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

Улучшение когнитивной и мышечной памяти.

5

Слушание музыки и ее анализ

3

13.11.2022

15.11.2022

17.11.2022

  1. Слушаем одно музыкальное произведение и работаем с ним несколько занятий: вальс, марш, народная мелодия, спокойная мелодия, все с проговариванием (счет).  Учимся различать ритм.
  2. Далее берем упражнения под эту мелодию: ходим, бегаем, приседаем, прыгаем, плавно машем руками, топаем, хлопаем.
  1. Ребенок учится различать ритм произведения, темп произведения, учатся определять музыкальный метр с помощью метронома, хлопков.

  1. Учится выполнять движения в соответствии с музыкальным сопровождением.

6

Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.

4

20.11.2022

22.11.2022

27.11.2022

29.11.2022

Упражнение 1.  Начать маховые движения правой рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движения при ходьбе).

Упражнение 2. Начать движение вверх, вниз правой рукой, сгибая ее в локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наоборот.

Упражнение 3.  Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения противоположные.

Для развития координации рук и ног применялись следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

Увеличение активности скелетной мускулатуры.

Формирование понятия о течении движения согласно вербальному описанию.

Улучшение координации.

Учащийся___________

Родитель____________

Педагог___________

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
  • Специальная литература (список прилагается);
  • Компьютер;
  • Музыкальный материал.

  1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ.

В результате проведенной работы Лана стала активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками. Научилась управлять своими эмоциями, Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорства в достижении целей. Самостоятельно может обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, отбор и исправлять их. Сформирован анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий. Выполняет ритмические комбинации на высоком уровне, развита музыкальность, скорректировано чувства ритма, умение характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

  Таким образом,  работа по ИОМ показала, что занятия хореографией являются эффективной коррекционной технологией и её можно рекомендовать к использованию  другим учащимся,  с аналогичной аномалией развития.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. —— М.: Советский спорт, 2002.
  2. Л. Смит «Танцы – начальный курс», Москва «Астрель» - 2001 г.
  3.   Бутко Г. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития / Г.А. Бутко // Коррекционная педагогика. - 2006. - N 6. - С. 33-57.
  4.   Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студ. высш. учеб, заведений. - М.:  ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  5.   Деревянкина Н.А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР.-М.: Книга, 2004 - 324с.
  6.     Задержка психического развития // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2003. - 800 с.

2.2. Личные данные

Ф.И.О. родителя

(законного представителя) ____________________________

Педагог  Блинова Елена Юрьевна

Заключение ТПМПК__________________________________________

Рекомендации________________________________________________

Приложение

  1. Сведения о ребенке

Ф.И.О ребенка _________________________

Дата рождения ______________2011 г.

Характеристика учащейся по итогам диагностики

Синишина Лана,11  лет, является учащейся ансамбля детского танца «Маленькие феи». Лана является ребенком с задержкой психического развития и обучается в коррекционной школе. В процессе наблюдения за Ланой во время занятий было отмечено:

  • плохо сохраняет в памяти учебную цель и задачу, не может планировать её реализацию;
  • в отличие от остальных учащихся Лана не сразу приступает к выполнению заданий, т.к. не всегда понимает смысл сказанного;
  • плохо развита мелкая и крупная моторика, нарушена координация движений.
  • испытывает трудности в общении с остальными учащимися;
  • слабо развита волевая сфера;
  • программный материал усваивает не в полном объеме.

 К индивидуальным особенностям учащейся следует отнести: эмоциональность, трудолюбие, огромное желание научиться танцевать.

 Для совершенствования танцевального мастерства необходимо обратить внимание на развитие восприятия ритма, развитию устойчивости и баланса,  увеличение количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения.

  1. Контактная информация о родителях:

    Мать:  _______________________________________________________

Запрос родителей: мама Ланы обратилась с просьбой принять дочь в ансамбль детского танца «Маленькие феи», обратив внимание на то, что ребенок с задержкой психического развития. _____________интересовало сможет ли Лана заниматься хореографией в общей группе, что нужно чтобы ребенок в полной мере мог осваивать учебный материал.

  1. Цель сопровождения:  развитие танцевально-исполнительских способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обогащение его социального опыта, развития танцевальных способностей  и гармоничного включения в коллектив сверстников.

  1. Возможные риски:

  • Утомляемость ребенка;
  • Снижение интереса.

  1. Ресурсы учреждения: предоставлена  возможность реализации ИОМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение индивидуального образовательного маршрута для учащихся инвалидов по зрению с большим перерывом в обучении.

Главная задача тифлопедагогов и психологов Центра - помочь человеку , потерявшему зрение, адаптироваться , дать новые знания и умения, научить правильно оперировать ими в своей деятельности, гр...

Индивидуальный образовательный маршрут для учащегося из социально-неблагополучной семьи.

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся из социально-неблагополучной семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса

Индивидуальные образовательный маршрут предназначен  для обучающихся 9 класса МБВ(с)ОУ О(с)ОШ №1, которые имеют отставание в учении, большой перерыв в обучении и совмещающие учебу с работой. Обос...

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 11 класса по подготовке к ЕГЭ по английскому языку

Индивидуальный образовательный маршрутдля учащихся   11 классапо подготовке к ЕГЭ по английскому языку...

индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса по подготовке к огэ по биологии

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 9 класса по подготовке к огэ по биологии...

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 7 класса по теме «Тип Моллюски»

Индивидуальный образовательный маршрут для учащихся 7 класса по теме «Тип Моллюски»...