'Эссе "Моя педагогическая инициатива"
статья

Помпеева Наталья Валериевна

В эссе представлено рассуждение о том, что является педагогической инициативой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pompeeva_esse_moya_pedagogicheskaya_initsiativa.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Новоаганский ДСПиО «Солнышко»

 ПОМПЕЕВА Наталья Валериевна, учитель-логопед

Много сказано о том, какими качествами должен обладать педагог.  Любовь и уважение к детям, профессиональные знания и умения... Однако среди многих качеств педагога, на мой взгляд, инициатива имеет особый смысл. Без преувеличения можно сказать, что без инициативы педагогической деятельности нет и быть не может. Инициативность - свойство, присущее понятию «педагог» по самой его природе.

Если мы возьмем «ядро» термина «initiative», а именно «initiate»,  то оно определяется так: 1) положить начало; 2) посвящать (в тайну); 3) вводить (в общество) [Англо-русский словарь. Сост. В.К. Мюллер, ОГИЗ, Государственное издание иностранных и национальных словарей, М., 1944]. Есть ли в моей работе место педагогической инициативе?
         Я логопед в детском саду. Идет обычное рядовое занятие. В кабинете шесть ребят, таких разных, но объединенных одним логопедическим заключением, жестким и грубым - ТНР, тяжелое нарушение речи. Оно тяжелое  для всех: для Юли, которая только вернулась в детский сад после операции по ринопластике; для Никиты, который только начинает говорить; для Димы, которому так трудно справиться с собственным языком; для их родителей, которым необходимо принять своего ребенка, увидеть его самого, а не собственные представления о нем; воспитателям, которым надо выполнить программные задачи, учитывая особенности этих детей, трудно мне - их логопеду...
          Идет обычное рядовое занятие. Шесть ребят и я сидим в кругу, вспоминаем названия профессий людей, работающих в детском саду.
«Воспитатель!» - «Конечно! - соглашаюсь я. - Это самый главный человек в саду». «Повар, медсестра, заведующая...» Мяч катится от меня к детям и обратно. И вдруг заминка, тишина. Решаю помочь: «Как называется моя профессия?» И вдруг слышу робкое: «Человек?»
Конечно, мы отрабатываем обобщающее понятие «профессии», и это явная ошибка, но сейчас для меня нет ничего дороже этого ответа. Пусть ребенок и не вложил в него того смысла, что услышала я. Но это есть и будет для меня главным в моей профессии - быть Человеком в самом лучшем смысле этого слова.
Перефразируя высказывание В. Яна о том, что писать для детей нужно, как для взрослых, только лучше, хочется сказать: «Коррекционная педагогика должна быть как обычная, только немного лучше».
       Когда я представляла свою будущую работу в детском саду, все дети казались мне одинаковыми, а работа с ними виделась простой, ведь в любимой с детства «Педагогической поэме» главный герой всегда легко находит правильные слова.  Великие мыслители, размышляя о воспитании детей, говорят о прописных истинах, известных, казалось бы, каждому человеку.
      Но, придя в детский сад, я сделала такое предсказуемое открытие - все дети разные. Как прав был Ушинский, говоря: «Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически». Только теперь стало понятным для меня высказывание Януша Корчака: «Нет детей - есть люди с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».
      В юриспруденции есть понятие «презумпция невиновности». Думаю, в педагогику необходимо ввести понятие «презумпция гениальности или одаренности». Воспитание с опорой на это подтверждает Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с риском ошибиться. О том же говорит Пришвин: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».
      Дети - мое зеркало. Кто-то сегодня отмолчался, был с нами только физически... Значит, что-то я упустила, не сумела коснуться детской души... Если же ребята летят ко мне, наперебой рассказывая о своих бедах, радостях, размышлениях, значит, вижу себя в них состоявшимся педагогом.
      Родион научился делить слова на слоги. Ура! Пока это то немногое, что у него получается безошибочно. Сегодня у меня нет в плане такой задачи, но Родион будет выручать нас во всех сложных ситуациях по определению количества слогов в словах. А я постараюсь, чтобы проблемных ситуаций для него было как можно больше! Попробуй вкус успеха!
Я положила начало его пути к вершинам.
      Вика тихо просидела все занятие, а ведь ребятам было так интересно! Мы вместе писали письмо о весне, ее приметах и радости, с которой ждем первых теплых дней...
И вдруг Викин голос:
- А когда говоришь «капель», слышно, как капли капают!
Ура! Состоялось посвящение в тайны родного языка!
       Юля - непростой характер, часто обижается и ссорится с ребятами. Спрашиваю: «Ребята, придумаем загадку?». «Конечно! - отвечают хором. - Давайте Юлю позовем с нами! У нее самые красивые загадки получаются!»        Значит, не зря я столько раз удивлялась и восхищалась ее необыкновенными сравнениями, любимым словом «будто»: почки на ветках будто кулачки, проталины будто следы весны...
Я помогла увидеть окружающим сильные стороны Юли. Общество принимает ее, ценит ее способности.
      Вспомним отмеченное выше значение термина «initiate»: 1) положить начало; 2) посвящать (в тайну); 3) вводить (в общество). В этом, наверное, и заключается моя педагогическая философия: помочь ребенку положить начало поиска себя, осознав свои возможности; приоткрыть ему тайну наук, дав почувствовать удовольствие от открытия; ввести в общество со всеми его социальными нормами и ценностями.
       Проявление педагогической инициативы - своего рода обряд инициации, пройдя который человек может быть Педагогом.
Думаю, главное положение моей педагогической философии заключено в артикуляционном упражнении, которому я учу детей, и с которого начинается каждый мой рабочий день, каждая встреча с ребенком: «Посмотри в зеркало, улыбнись себе, улыбнись мне, улыбнись миру - и мир улыбнется тебе».

P.S.  По мнению американских социологов, в списке самых счастливых профессий на пятом месте находятся преподаватели, занимающиеся специальным, коррекционным образованием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ

Творческий Интернет-конкурс "Поколение. РФ". 2010г....

моя педагогическая инициатива

 Есть кровное понятие «малой родины» места, где ты родился или где родились твои отец и мать. Наша душа издали стремится к тому краю, в котором прошли ее самые нежные детские дни. Мы не можем равнодуш...

Моя педагогическая инициатива

Создание клуба интернациоанльной дружбы "Кораблик" для младших школьников...

Презентация "Моя педагогическая инициатива"

Тема: "Создание КИД для младших школьников"...

Моя педагогическая инициатива "Создание этнографического музея в школе"

Целью инициативы является изучение традиций, обычаев и культуры народов, проживающих в нашем селе, воспитание толерантности, вовлечение в поисковую деятельность....

«Моя педагогическая инициатива»

«Моя педагогическая инициатива»...

Педагогическая инициатива

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности.  Неуклонное снижение числа практически ...