Кружок ЮИД
рабочая программа

Чавыкина Виктория Александровна

Кружок ЮИД для пришкольного лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuid_kruzhok.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

К сожалению, во многих случаях, участниками и жертвами дорожно-транспортных происшествий с наиболее тяжкими  последствиями   являются дети. Действия  ребенка на дороге часто непредсказуемы, нелогичны и беспомощны, конечно, такое поведение ведет к возникновению дорожно-транспортных происшествий, увеличению травматизма на дорогах и эта проблема беспокоит людей не только в нашей стране и в нашем регионе, но и во всех странах мира.

Проанализировав мировую статистику по количеству несчастных случаев с детьми, было выяснено, увеличение детской смертности и повреждения здоровья в большей степени происходит в результате дорожно-транспортных происшествий.  

Некоторая осознанность в поведении ребенка  на дороге и при обращении с пожароопасными окружающими предметами появляется только к 10-12 годам. И, следовательно, чем раньше  ребенку оказать  помощь в овладении  умениями и навыками безопасного поведения, тем спокойнее мы будем  за его будущее. Такая работа будет эффективной в том случае, если она  системна и целенаправленна.  Поэтому, педагогический коллектив МКОУ СОШ№5 в период летних каникул продолжит свою деятельность по профилактике ДТП, создав  в летнем лагере  условия для формирования у детей,   как участников дорожного движения,  активной жизненной позиции и устойчивых навыков безопасного поведения.  

Основными задачами в работе с детьми в период проведения смены летнего лагеря  педагогический коллектив МКОУ СОШ№5  считает формирование  у детей  устойчивых навыков соблюдения и выполнения Правил дорожного движения, обучение их  практическим методам предупреждения детского дорожно-транспортного  травматизма (через проведение  тематических мероприятий: акций, игр, конкурсов, патрулирования на дорогах и др.).  

Данная программа рассчитана на детей 6,5-14 лет, и направлена на  то, чтобы соблюдение ими правил безопасного поведения в современных условиях дорожного движения было осознанным и естественным.

Отличительной особенностью программы является то, что реализация программы «ЮИД» позволит  детям  усвоить  на познавательном и эмоциональном уровне Правила дорожного движения, Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Поможет в формировании умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах села,  увеличит  количество детей и подростков, активно работающих по пропаганде безопасного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также позволит снизить количество дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций  с участием детей, в том числе и воспитанников лагеря.

Актуальность программы.

В настоящее время серьезную озабоченность  у сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, органов образования, здравоохранения, общественности вызывает постоянно возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей.  Цифры статистики дорожно–транспортных происшествий, к сожалению, не становятся меньше. А дети, как малоопытные участники дорожного движения, нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Проявляя невнимательность, недисциплинированность при переходе проезжей части, на шумных перекрестках, загородных дорогах, оказавшись в аварийной уличной ситуации, они не умеют принять разумного решения, обезопасить себя. Из-за отсутствия практических навыков безопасного поведения на дорогах, наши маленькие пешеходы и велосипедисты допускают нарушения правил дорожного движения, поэтому мы стоим перед необходимостью формирования навыков безопасного поведения и их соблюдения, активизации пропагандистской деятельности, увеличения количества мероприятий, результатом которых явилось бы приобретение детьми практических умений и навыков безопасного поведения на улицах.

Учитывая современные требования и нормативно-правовые документы (Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 г.ст. 29 «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах»; приказ Министерства образования РФ № 354 от 09.09.1996г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»; Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, от 01.06.2012г. № 761; Федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".)

МКОУ СОШ№5  ведет активную и содержательную работу по пропаганде Правил дорожного движения, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и организация  летнего оздоровительного лагеря в период летних каникул  является логическим продолжением  этой системной деятельности.

Содержание программы

Программа  предполагает  постепенное  расширение  и  существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения. Ребята не только  обучаются сами, но и ведут пропагандистскую деятельность: участвуют в различных соревнованиях, выступают с представлениями, защищают честь лагеря, работают с младшими отрядами. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием творческих программ, изготовление рисунков, плакатов. В этой  работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Особое внимание по изучению правил дорожного движения,  ППБ уделяется совместной работе с инспекторами ГИБДД, сотрудниками МЧС и родителями. Благодаря этой работе   закладываются   основы   формирования   культуры   общения, толерантности.

        Программа направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения. Дети обучаются ПДД, поведению на улице и непредвиденных ситуациях, оказанию первой медицинской помощи. Таким образом, овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья, привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Содержание программы состоит из трех уровней сложности: 
Первый уровень: дается общее значение правил дорожного движения, правил поведения в  экстремальных ситуациях.

Второй уровень: углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды.

Третий  уровень  (практический)- умение применить правила дорожного  движения, правила поведения в экстремальных ситуациях.

        Научить  применять правила дорожного  движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную,  экстремальную ситуацию и найти правильное решение.
Методы, используемые при реализации программы:

  • В обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, наглядный (изучение правил на улицах,  наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр фильмов, обучение).
  • В воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
    Опыт практической деятельности по реализации программы позволит сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых лагерных мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:
  • Игровая программа «Красный, жёлтый, зелёный»;
  • Игра по станциям «Волшебный автобус»;
  • Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, рисуем плакаты, выпускаем информационные листки, изготовление наглядных пособий, поделок-сувениров и т. д).
  • Аукцион знаний (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.

Мотивация детей и подростков к деятельности обеспечивается:
- личным интересом детей и подростов;

- стремлением к самореализации и творчеству.

Направления деятельности

Информационное - обучение детей ПДД, ПЧС формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах, в общественных местах и экстремальных ситуациях.

Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить  собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ, в ЧС.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;
  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, правил в ЧС как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников

дорожного движения;

  • здорового образа  жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

Учебно – тематический план  

п/п

Название разделов, тем

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1

Занятие № 1. Введение.
Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда.
Задание: изготовление стенда «Вперёд, ЮИД».

2

1

1

2.

Занятие № 2История автомототранспорта.
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. 

2

1

1

3.

Занятие № 3. Знакомство с Правилами дорожного движения.

 Основные термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина.

1

1

4

Занятие № 4. Обязанности пешеходов.

 Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов.

Пешеходные переходы.

 Виды пешеходных переходов. Задание: нарисовать рисунки. 

2

1

1

5.

Занятие № 5. Светофор.
Задание: Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Патрулирование отряда ЮИД по улицам посёлка.

2

1

1

6.

Занятие № 6. Дорожные знаки. 

Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные,  знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.

2

1

1

7.

Занятие № 7. Обязанности водителей.

Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом.

Подготовка выступления агитбригады

2

1

1

8.

Занятие № 8. Перекрестки и их виды.
Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов.

Игра-викторина «Знатоки ПДД»

2

1

1

9.

Занятие № 9. Основы доврачебной помощи. Травмы. Первая помощь Правила переноски пострадавшего.
Задание: наложение шин.
Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечения. Наложение повязок. Задание: наложить различные виды повязок.

2

1

1

10.

Занятие № 15. Проверка ЗУН в игровой форме.

Игра «Безопасность.ru»

3

1

2

По итогам освоения программы обучающиеся должны знать:

  • Историю развития Правил дорожного движения, правил в ЧС;
  • О первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
  • Серии дорожных знаков и их представителей;
  • Новые формы агитации и пропаганды ПДД, правил в ЧС;

уметь:

  • работать с Правилами дорожного движения, ПЧС, выделять нужную информацию;
  • читать информацию по условным знакам;
  • оценить дорожную, экстремальную  ситуацию,
  • участвовать в конкурсах;

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;
  • взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.

Список литературы

  1. Титов С.В. «Здравствуй лето!» г. Волгоград «Учитель» 2010г.
  2. Карпушина Т.Н. «Летний отдых детей». М. 2011г.
  3. Лунина А.Д. «Коллективные творческие дела» М., 2010г.
  4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «Кипарис» Педагогическое общество России, М., 2009г.
  5. Козак О.Н. «Игры и забавы во время каникул», «Союз» г. С-Петербург., 2010г.
  6.  Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе.  - Ростов – на – Дону: Феникс, 2009год.  Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.
  7. Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2010 год.
  8. Ковальчук В.И. Игровой  курс по ПДД или Школьник вышел на улицу.  – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению  школьников  с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.
  9.  Официальный сайт ГИБДД МВД России www.gibdd.ru/regions/show/75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

Кружок "Историческая мозаика"

Пояснительная записка.           План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...

Кружок "Юные инспекторы движения"

В целях привлечения внимания широкой общественности  к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...

Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...

Кружок "Уроки здоровья".

Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....

кружок "Диалог"

календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...

Кружок "Школьный корреспондент"

Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....