Как повысить стрессоустойчивость? (тренинг для педагогов)
материал

Базарова Гэлэгма Будаевна

              В данной статье размещены различные тренинговые упражнения для  педагогов с целью обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжения приемлемыми для каждого участника способами. Я призываю  ознакомиться и выполнять всем  педагогам данные упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как повысить стрессоустойчивость

(тренинг для педагогов)

Цель тренинга: обучить приемам и способам снятия внутреннего напряжения приемлемыми для каждого участника способами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Знакомство с целью, задачами тренингового занятия, изготовление бейджиков четырех цветов.

2. Игра «ССВУ (сильные, слабые, возможности, угрозы)»

Цель: анализ положительных сторон участия в конкурсе.

Инструкция. Каждое мероприятие для каждого участника может характеризоваться с четырех сторон. Сильная сторона — то, что помогает участнику достичь успеха в мероприятии. Слабая сторона то, что может помешать. Возможности — то, что можно получить хорошего, полезного в ходе и по результатам мероприятия. Угрозы — какие неприятные для нас последствия могут быть.

Разбейтесь на четыре подгруппы по цвету бейджиков. Возьмите лист с одной «стороной» (сильная, слабая, угрозы, возможности) и раскройте свою сторону относительно участия в конкурсе «Воспитатель года».

Обсуждение результатов в последовательности: сильная, слабая, угрозы, возможности.

З. Упражнение «Мыльные пузыри»

Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.

Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».

Слева

Справа

Я не могу это сделать

Я это сделаю

Я не буду, это слишком сложно

Я попробую это сделать

Я никогда не сделаю этого хорошо, зачем пытаться

Я все понимаю, поэтому сделаю это хорошо

Я не могу это сделать, когда...

Я ... чтобы сосредоточиться, когда...

На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа — позитивные. Это б дет выглядеть так:

4. Упражнение «Шаги к успеху»

Цель: овладение методом устранения напряжения, вызванного подготовкой к открытому мероприятию; отработка навыка решения проблемы.

Инструкция

  • 1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы). Например, ваша цель — подготовка к открытому занятию, тогда пять шагов будут какими? Пример: выбор темы,
  • составление необходимых этапов занятия,  составление плана занятия,  написание работы по плану,  редактирование окончательного варианта.

2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: «пишу за столом». Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.

З. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли.

5. Упражнение «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция

1. Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.

2, Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?

З. Следующий цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

  1. Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
  2. Зеленый — цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие?

Попробуйте также увидеть другие цвета.

Анализ

  • Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?
  • Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

Упражнение «Вредные советы»

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

Анализ

  • Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?
  • Каковы были последствия? Примеры «советов»

1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя — значит, голова все время работает.

2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.

З. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закон чить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

Упражнение «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.

  • выбор темы,
  • составление необходимых этапов занятия,  составление плана занятия,  написание работы по плану,  редактирование окончательного варианта.

2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: «пишу за столом». Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.

З. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли.

5. Упражнение «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция

1. Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.

2, Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?

З. Следующий цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

  1. Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
  2. Зеленый — цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие?

Попробуйте также увидеть другие цвета.

Анализ

  • Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?
  • Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

Упражнение «Вредные советы»

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

Анализ

  • Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?
  • Каковы были последствия? Примеры «советов»

1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя — значит, голова все время работает.

2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.

З. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закон чить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

Упражнение «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.

Психологи решили взять на себя ответственность и попробовать восполнить этот пробел в российской системе педагогического образования. В этом деле нет ничего сложного. Главное — наше желание. Мы можем предложить учителям нехитрые способы, как можно стать счастливым и успешным человеком.

От кого или чего устали наши учителя больше всего?

  • Да от самих себя, любимых и неповторимых.
  • От того, что они сами не могут организовать свою собственную жизнь или изменить ее.
  • Устают от того, что у них нет привычки отвлекаться от работы и иметь хобби.
  • От того, что ленятся заниматься своим здоровьем.
  • От того, что не умеют отказываться от навязываемых нашим обществом и культурой сомнительных идеалов, боятся быть самими собой, не оправдать тем самым ожидания общества.
  • Сами взваливают на себя СЛИШКоМ много нагрузки, не умеют отдыхать и почти разучились радоваться жизни.
  • Устали от психологической неграмотности — не учатся общению, не спосббны взглянуть на себя со стороны.
  • Увязли в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонут в негативе, постепенно опускаются в хронический пессимизм и депрессию.

Вот это и подтверждает, что больше всего они устали от самих себя.

Давайте призовем их к борьбе с собственной усталостью.

Знакомство

Участникам семинара предлагается написать имя на бейджике, затем, называя свое имя, ответить на вопрос: «Почему я решил стать учителем?»

Беседа психолога

Как оказывается, учителя должны всё и всем. А известно ли вам, каким должен быть учитель? (Участники семинара дают свои ответы.)

Идеал учителя складывается из самых разных составляющих: нравственной, духовной, профессиональной, интеллектуальной, этической и др. Вот какой список качеств и требований к учителю получается:

  • высокий профессионализм;  глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;
  • интеллигентность;  любовь и уважение к детям вообще и к своим ученикам в частности;  высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело,        принципиальность и самокритичность;  порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;
  • гуманное отношение к детям, доброта, индивищальный подход к каждому ребенку, демократизм в отношениях с людьми, чуткость, внимательность, щшевная щедрость;
  • высокая работоспособность и трудолюбие; постоянное стремление к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; творческий подход к делу, владение

методикой, глубокие знания педагогики; педагогическая наблюдательность;  высокий уровень психологической грамотности; выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям; корректность в ОТНОШЕНИЯХ со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни; доброжелательность, человеколюбие;

  • полная объективность в оценках;
  • личная скромность;
  • воспитанность, высокая культура и нравственность;
  • эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного; - артистичность;
  • естественность, отсутствие фальши и наигранности;

-организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

  • четкая дикция, приятный голос и внешность, умение одеваться и способность выглядеть в соответствии с модой;
  • чувство юмора, умение шутить; аккуратность и точность.

Перечитывая требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, можно ли представить реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого это получится.

Воображение в данном случае может рисовать красивую картинку нежно голубого неба с роскошными облачками и ангела с ослепительно белыми крыльями.

И здесь хочется зачитать цитату из книги Ю.Л. Львовой «Творческая лаборатория учителя»: «Учитель маг, виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, врачеватель, духовник, и он же тягач и трудяга».

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Определение способности к распределению внимания

Задания для участников:

  1. Напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте ее буквы в обратном порядке.
  2. Напишите на доске цифры от 1 до 20, одновременно считая вслух в обратном порядке (от 20 до 1).

З. Напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом одновременно правой ногой на полу и левой рукой на доске окружность.

4. Считая вслух от 1 до 30, после каждой второй цифры называйте женское имя, после каждой четвертой — мужское.

  • Упражнение 2. «Рисование по инструкции»

Выбирается пара участников. Один участник в паре получает карточку с изображением, его задача инструктировать партнера таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

с обратной связью        рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

  • без обратной связи — никакие вопросы задавать нельзя.

методикой, глубокие знания педагогики; педагогическая наблюдательность;  высокий уровень психологической грамотности; выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям; корректность в ОТНОШеНИЯХ со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни; доброжелательность, человеколюбие;

  • полная объективность в оценках;
  • личная скромность;
  • воспитанность, высокая культура и нравственность;
  • эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного; - артистичность;
  • естественность, отсутствие фальши и наигранности;

-организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

  • четкая дикция, приятный голос и внешность, умение одеваться и способность выглядеть в соответствии с модой;
  • чувство юмора, умение шутить; аккуратность и точность.

Перечитывая требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, можно ли представить реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого это получится.

Воображение в данном случае может рисовать красивую картинку нежно голубого неба с роскошными облачками и ангела с ослепительно белыми крыльями.

И здесь хочется зачитать цитату из книги Ю.Л. Львовой «Творческая лаборатория учителя»: «Учитель маг, виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, врачеватель, духовник, и он же тягач и трудяга».

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Определение способности к распределению внимания

Задания для участников:

  1. Напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте ее буквы в обратном порядке.
  2. Напишите на доске цифры от 1 до 20, одновременно считая вслух в обратном порядке (от 20 до 1).

З. Напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом одновременно правой ногой на полу и левой рукой на доске окружность.

4. Считая вслух от 1 до 30, после каждой второй цифры называйте женское имя, после каждой четвертой — мужское.

  • Упражнение 2. «Рисование по инструкции»

Выбирается пара участников. Один участник в паре получает карточку с изображением, его задача инструктировать партнера таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

с обратной связью        рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

  • без обратной связи — никакие вопросы задавать нельзя.
  • 8. Так, хватит искать виноватых! Что я смогу сделать в данной ситуации ...
  • Психолог. Как можно избавить себя от навешивания ярлыков на учащихся? Например, такого: Петя — застенчивый тихоня, ему НИЧЕГ0 нельзя поручить, он не справится.
  • Просто надо отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события.
  • Надо помнить, что мы ВИДИМ лишь одну сторону ребенка, какую-то часть его личности. Это — как айсберг, многое срыто от наших глаз, а СУДИМ мы обо всей личности в целом, обобщаем, МЫСЛИЛ тотально, делаем глобальные выводы.
  • игра 2. НАШ «РОЛЕВОЙ ВЕЕР» В КЛАССЕ
  • Психолог. Учителя постоянно и много общаются с учениками. В этом режиме общения мы играем разные роли, кстати сказать — не всегда отдавая себе в этом отчет.
  • Счастливые и успешные учителя играют свои лучшие роли, а несчастные и неуспешные — наоборот. Кате же роли мы играем? В процессе обсуждения с участниками заполняется таблица. Ниже приведен ее возможный вариант.

Наши лучшие роли

Наши не лучшие роли

вр аг

наставник

итель

по

овитель

ца рь-деспот

сор атник

сопе ник

вдохновитель

всезнайка

адвокат

обвинитель (судья, прокурор)

советник

диктато

помощник

недоб ожелатель

п едмет ажения

объект неп иязни

па тне

жер тва        еник

главный режиссер

мариоионетка

  • Психолог. Конечно, школьная жизнь настолько многообразна, что говорить о какой-то одной роли учителя в межличностных отношениях с учениками было бы примитивно. Психологи считают, что калсДому человеку присущ «ролевой веер», то есть набор, целая комбинация различных психологических ролей.
  • Только надо помнить, что от выбранной нами комбинации, от составленного «ролевого веера» во многом будет зависеть счастье и психическое здоровье ваших учеников.
  • Совместно с участниками заполняется следующая таблица:

Мы представляем себя такими

Наши ученики воспринимают нас такими

великий мыслитель, несущий исти детям

царь-деспот

талантливый лидер, ведущий детей за собой

пастух с кнутом

человек, посвятивший себя педагогике

жертва, которой все должны

д ый воспитатель

диктатор

гениальный акте

кло

бдительный фиксатор ошибок, оплошностей и пр омахов детей

палач

оригинальная неординарная личность

обыкновенная посредственность

знаток детской психологии

нудный вдалбливатель знаний

ПсИХолоГ. Свой разговор на Данную тему хочется завершить словами: Школа — это большой театр. И в ней нет ничего сложней, чем выбрать себе спектакль и роль среди сотен ролей.

игра З. ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ «погод», В КЛАССЕ»

ПсИХоЛоГ. Учителям надо помнить, что в классе далеко не «всякая погода — благодать». А из погоды в массе складывается климат в школе Тип погоды очень важен для подрастающего поколения, и он зависит от людей, находящихся там. Задание

Психолог. Предлагаю кажДому из вас нарисовать заданный вам тип погоды в классе, описать его и ответить на вопрос: «Что, по вашему мнению, для него характерно?»

  • Мороз и холод;
  • пасмурно, прохладно, влажно;
  • буря, ГРОМ и МОЛНИЯ;
  • туман;
  • град;
  • высокое Давление;
  • снегопад;
  • ясное, спокойное утро;
  • дождь;
  • солнечно.

Участники в течение 5-7 минут рисуют при ПоМоЩИ красок или цветных каранДашей тип погоды и отвечают на вопрос, затем иДет обсуждение.

 Психолог. Погоду в классе Делаем мы, МЫСами. Так Давайте Делать ее разумно и качественно, И Давайте 4 Делать только хорошую, солнечную погоду.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЮ Относительно работы

Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства учителей наблюдается синдром «отличника». Они все стремятся сделать именно на «отлично».

Мы можем на это предложить аксиому нормального учителя: «Человек имеет право на ошибку, а я — человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации — это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это

— жизнь. Это моя естественная среда обитания». Учитесь управлять собственным временем.

Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

Создайте на своем рабочем месте как МожНо более комфортные условия труДа.

Относительно самого себя и своей жизни

БуДьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем чтото должны,

Организуйте себе свой День эгоиста.

Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

Составьте расписание неотложных дел после работы.

Например:

ПОНЕДЕЛЬНИК — аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.

ВТОРНИК — прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на глазах.

СРЕДА — разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.

ЧЕТВЕРГ — немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую передачу.

ПЯТНИЦА — посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.

СУББОТА — днем — вылазка на природу, вечером — семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью .

ВОСКРЕСЕНЬЕ (впишите самостоятельно).

Относительно мира вокруг

Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека — самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или б уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

-мудрости;

-терпения;

  • храбрости;
  • работоспособности;
  • оптимизма;
  • преданности своему делу;
  • вольнодумия и свободомыслия;
  • доброты;
  • отдыха и заботы о здоровье;
  • доброго юмора;
  • такта;
  • веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Слещйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!

СПОКОЙСТВИЕ, только СПОКОЙСТВИЕ!

Тренинг общения пеДагогов с роДителями

Установление и поддержание сотрудничества воспитателей с родителями важны и актуальны в образовательном процессе.

Цель тренинга: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.

Задачи:

  • обучение педагогов общению друг с другом и родителями;  развитие открытости, доверия, эмпатии, умения воспринимать других (родителей, педагогов) такими, какие они есть;  развитие способности педагога безоценочно, с позиции партнера, воспринимать родителей воспитанников;
  • формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога;  обучение методам снятия ПСИХОЭМОЦИОНаЛЬНОГО напряжения.

По результатам обратной связи общение при выполнении упражнений помогло участникам познать собственные тенденции поведения, проанализировать ситуации общения, понимать другого человека (в данном случае — родителя), прогнозировать и проектировать его поступки.

В основу тренинга положены теоретические и практические материалы О.Л. Зверевойт ТВ. Кротовой, использовались игры и упражнения из различных источников.

Трудности при провеДении тренинга

  • Отсутствие у педагогов на начальном этапе мотивации для активной работы; доминанта предвзятого отношения к общению с родителями (затруднения в выполнении упражнения «Комплимент родителям», «Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями?»).
  • Частичное отсутствие коммуникативных навыков, способное вызвать скованность, страх. Стремление к легким играм и упражнениям с элементами развлечения. (По результатам обратной связи первичное нежелание углубляться в серьезные проблемы было компенсировано осознанием их пользы для внутреннего развития.)
  • Различная активность педагогов: одни — отдохнувшие перед второй сменой, другие — уставшие после первой смены.

День первый

1. Приветствие «Скажи, как тебя зовут»

Участники сидят в кругу. По очереди говорят, как бы они хотели, чтобы их называли в течение всего цикла занятий.

2. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель» цель: осознание эмоционального восприятия родителей и воспитанников.

Воспитателям предлагается в группах по З 4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен в разных техниках.

Затем создается портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

 Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? Какие качества вы отразили в портрете? Встречали ли вы таких родителей?

— Что вы чувствовали при создании портрета приятного родителя? Есть ли в вашей группе такие родители?

— Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, котррые вам неприятны?

З. Упражнение «Приглашение»

Участникам нужно разбиться на лары и внутри пары распределить роли «воспитателя» и «родителя», сесть напротив друг друга. Разговаривать и обмениваться знаками запрещено.

«Родителю» передают неполную информацию о том, что в группе готовится какое-то мероприятие. Форму мероприятия и время необходимо угадать самому, написав об этом в записке. «Воспитатель» должен написать свой вариант.

Отмечаются пары, которые написали приблизительно одинаковый текст.

Анализ упражнения

— Что было для вас сложнее: передать информацию или воспринять ее?

4. Осознание уровня удовлетворенности общением с родителями

Цель: выяснить степень удовлетворенности воспитателей общением с родителями воспитанников и ее причины.

Педагоги представляют идеального родителя, с которым было бы приятно и легко общаться. Затем отмечают и записывают в столбик пять самых важных качеств, которыми должен обладать такой родитель.

После этого необходимо в воображении воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко. Приняв полную выраженность каждого из пяти качеств за 10096, оценить в процентах степень выраженности каждого свойства у этого родителя. Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя.

Затем педагог воссоздает в воображении образ того родителя, общение с

• которым наименее приятно, и аналогичным образом проводит оценку его качеств, записав их справа.

Далее воспитателям предлагается сложить все процентные данные по родителю, который нравится больше других, разделить их на 5, тем самым получив условный средний процент удовлетворенности родителем, общение с которым наиболее приятно.

То же самое следует сделать в отношении родителя, который нравится менее других.

Педагоги сравнивают средние проценты, находят разницу между ними.

Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится более всего, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности общением с родителем, который нравится менее других. Чем ВЫШе полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретных родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 4096.

Затем воспитателям предлагается выделить качество (или качества) личности, по которому расхождение индексов наибольшее.

Ведущий. Такое различие свидетельствует о том, что, вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют вашим советам, вы удовлетворены, Другими удовлетворены в меньшей степени. Подумайте, не бывает ли так, что родитель, который не соответствует вашему идеалу, вызывает у вас раздражение, и поэтому к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству вы приДаете такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом? Например, с родителем, который во всем соглашается с вами, общаться проще, такой роДитель Доставляет вам меньше отрицательных эмоций. Подумайте, не важнее ли для вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживания по повоДу того, что вам не нравится в роДителе. Желающие могут поДелиться своими наблюдениями.

Анализ упражнения

— Зависит ли ваше общение с родителями от того, как вы воспринимаете

 Проще ли вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые вы цените в людях?

— Можно ли, по вашему мнению, изменить ситуацию?

Рефлексия

Педагогам предлагается, используя только мимику и жесты, выразить отношение к трещину.

День второй

  1. Приветствие

Приветствуем друг друга по-японски, по-болгарски, по-русски, по-китайски.

  1. Упражнение «Список претензий к родителям»

Цепь: осознать невозможность построения общения на взаимных претензиях.

В ходе этого упражнения участники должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. Тем более не следует постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой, поэтому надо разрешить родителям воспитанников быть такими, какие они есть.

ВеДущий. Наша работа предполагает постоянное, ежедневное общение с родителями Детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг Другом, иногда Даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше недовольство и назовем это списком претензий, которые Дожжены быть четкими и конкретными. Претензии нужно внести в таблицу напротив фамилии роДителя.

На работу отводится 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными, а таюке отмечает: чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают.

На втором этапе участники объединяются в микрогруппы по 4—5 человек и обсуждают результаты между собой. Участники группы помогают друг другу разобраться в том, чем же каждого из них не устраивают родители.

Анализ упражнения

— Что вы испытывали, выполняя упражнение?

— Есть ли у родителей, по вашему мнению, претензии к вам?

 Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

З. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!» цель: научить педагога принимать отличающуюся от его собственной точку зрения, общаться, не пытаясь изменить собеседника.

«Спокойствие, только спокойствие!» эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одними из основных компонентов безоценочного общения.

Педагогам предлагается подумать и определить, что общего и что различного в таких понятиях, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость». Надо привести примеры ситуаций общения с родителями, в которых они проявили бы терпение и терпимость.

Ведущий просит вспомнить, не приходилось ли сталкиваться с точной зрения, воспитательной позицией родителей, совершенно неприемлемой: например, что физическое наказание детей допустимо и даже полезно.

Свою позицию педагог должен проанализировать по следующему алгоритму:

 принять чужое мнение как свое собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;

—вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам:

— скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;  найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность согласиться с некоторыми позициями другого человека;

— попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;

—попросить оппонента переубедить вас весомыми доводами;         попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;

— если ни то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения„ с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления.

Затем педагоги определяют, что такое терпимость к другому человеку. Как правило, люди нетерпимы к тому, кто их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости. К каким родителям наиболее нетерпимы педагоги? Воспитателям следует выделить тех родителей, к которым они нетерпимы, и попытаться отнестись к ним по-другому, используя следующий алгоритм:

 сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;

— реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать. осознание мотивов помогает снять раздражение;

— на этой основе принять родителя таким, каковым он является;  попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью ее изменения.

Анализ упражнения

— Что в этом упражнении было для вас самым трудным?

 Проще ли будет общаться, если не пытаться изменить другого, а принять возможность наличия у него взглядов, не совпадающих с вашими?

4. Диагностика:

определение стиля общения с родителями

(на основе опросника ВТ. Маралова,В.А. Ситарова)

Инструкция

Вниманию педагогов предлагаются утверждения, касающиеся взаимодействия с родителями воспитанников, которые необходимо оценить. Если педагог полностью согласен с тем или иным утверждением, он ставит 5 баллов напротив утверждения. Если согласен в большей степени, чем не согласен, — 4 балла. Если согласен и не согласен в равной степени— З балла. Если в большей степени не согласен, чем согласен, — 2 балла. И если полнрстью не согласен с приведенным утверждением — 1 балл. Затем баллы необходимо суммировать. Утверждения

  1. Деловое общение с родителями лучше, чем неформальное.
  2. Воспитатель— главная фигура, от него зависят успех и эффективность воспитания ребенка.

З. Родителям следует выполнять все рекомендации и пожелания педагога.

  1. Общение с родителями приносит только отрицательные эмоции: они не хотят ничего знать и слушать.
  2. Основная цель общения с родителями научить их правильно воспитывать детей.
  3. Глубокие знания, умения и навыки ребенка — в большей степени заслуга педагога.
  4. Главное в общении педагога с родителями — показать им значимость дошкольного учреждения в воспитании ребенка.
  5. Общение с родителями— это тяжелый и неблагодарный труд.
  6. Конфликты — не лучшая форма общения с родителями, но если иначе нельзя убедить их изменить воспитательную позицию, то они необходимы.

10. Родителям постоянно нужны рекомендации воспитателей, чтобы не допустить ошибок в воспитании детей.

  1. Деятельность родителей по воспитанию детей нуждается в постоянном контроле.
  2. Родителей отличает бестактность и низкий уровень педагогической культуры.
  3. Всегда проще объяснить что-то ребенку, чем родителю.
  4. Следует поощрять стремление родителей выполнять рекомендации воспитателей.

        Полученные результаты суммируются. Примерные нормативы

48 баллов и выше — выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

47-43 балла — умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями.

42—38 баллов — умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями.

37 баллов и ниже выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями,

5. Упражнение «Войди в круг»

Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Участники тренинга встают в круг и крепко держатся за руки — это круг родителей. Один участник остается за кругом — воспитатель. Он должен так убеждать играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это. То есть необходимо подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ упражнения

—Что вы испытывали, выполняя упражнение?

—Легко ли вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

—Как вы считаете, общаясь с родителями вашей группы, находитесь ли вы в кругу или за кругом?

Рефлексия

Предлагается выбрать из лежащих перед участниками схематических изображений эмоциональных состояний (грусть, радость, удивление, гнев) сначала то, которое они соотносят со своим состоянием в начале занятия, затем то, что появилось в конце занятия.

День третий

  1. Приветствие «На что похоже настроение»

Участники сидят в кругу. По очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Например: «Мое настроение похоже на белое, пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Ведущий обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: веселое, грустное, злое и т.д.

  1. Упражнение «Я и родители моих воспитанников»

Цепь: концентрация внимания воспитателей на анализе взаимоотношений с родителями воспитанников.

Предлагается в форме рисунка, аппликации, коллажа создать образ, отражающий взаимоотношения педагога с родителями воспитанников с последующим обсуждением в кругу.

        З. Упражнение «Слалом»        

Цель: помощь педагогам в решении от имени своих героев жизненно важных вопросов с Г использованием различных стилей общения. Ситуация Педагог должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый человек, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а таюке особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, приближается время визита к врачу. Его останавливают родители, коллеги, дети с различными вопросами и делами, которые надо решить на ходу.

Возможные примеры препятствий

  • Заместитель заведующего по АХЧ: «В 10 часов обязательно нужно получить моющие средства».
  • Мама самого активного воспитанника: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что вы к нему несправедливы».
  • Воспитанник: «Вы обещали сегодня провести на прогулке опыты со снегом» и т.д.
  • Задача воспитателя — решить все вопросы по существу за короткий срок (5 минут), используя стили: авторитарный, демократический.
  • Анализ упражнения
  • — Используя какой стиль, вам было проще разрешить все ситуации?
  • — Этот стиль общения характерен для вас?
  •  Возникают ли в процессе общения с родителями ситуации, в КОТОРЫХ вам приходится решать множество вопросов в короткий срок?
  • 4. Упражнение «Разведка»
  • Цель: развитие непроизвольности в общении.
  • Упражнение проводится в форме диалога между двумя участниками. Допускается одновременное участие любого количества пар. Каждый участник получает записку с заданием выяснить что-либо у партнера (например, есть ли у ребенка любимая игрушка, почему ребенок пришел расстроенный, сдадут ли родители деньги на театр и т.д.). Он должен, не допуская, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос и, кроме того, узнать мнение о нем партнера. Диалог ведется в течение 5 минут. Оценивается степень непринужденности беседы.
  • Анализ упражнения
  • — Легким или сложным показалось вам это упражнение? — Удалось ли получить необходимую информацию?
  •  Могли ли вы прочувствовать, какую информацию пытается получить у вас партнер?
  • 5. Рефлексия занятия
  • Педагогам предлагается образным выражением передать эмоции, испытанные ими в начале и конце занятия. Возможно использование метафор, поэтических строк.
  • День четвертый
  • 1. Молчаливое приветствие
  • Все участники по очереди приветствуют друг друга молча: можно пожать руку, обнять, кивнуть головой и пр.
  • 2. Упражнение «Кто эта маска?»
  • Цель: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
  • Педагогам предлагается разыграть роли родителей. В качестве ролей для инсценирования предлагается ряд вариантов: «рубаха-парень», «вечно недовольный», «сомневающийся».
  • Группа педагогов делится на две равные подгруппы: одни играют роль зрителей (их задача: разгадать образ), другие — актеров (их задача: создать понятный образ). На подготовку группе «актеров» отводится пять минут. Они покидают помещение, а затем по одному возвращаются и демонстрируют заданный образ. На демонстрацию образа отводится одна минута. Зрители могут задавать вопросы при затруднении с раскрытием образа. В конце упражнения зрители выставляют оценки актерам по 5-балльной шкале. Затем группы меняются ролями. Анализ упражнения
  • — Что бЫЛО для вас проще: создать образ или угадать его?

— Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?

Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

З. Упражнение «Желаю вам...» цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями.

Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова о ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

Анализ упражнения

— Что вы чувствовали, высказывая пожелания?

— Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

— Какие трудности возникли при выполнении задания?

4. Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями

Цель: развивать умение «вчувствоваться» в смысл словесного обращения к собеседнику (собеседникам).

Следует проранжировать (рассортировать) фразы для воображаемой беседы с родителями.

Правила ранжирования

Фразы для начала беседы выбираются такие, в которых: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; у инициатора беседы отсутствует неуверенность в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Выподхода».

Варианты фраз

  1. Извините, если я помешала...
  2. Я бы хотела...

З. Вероятно, вы об этом еще не слышали...

  1. Вам будет интересно узнать...
  2. Я бы хотела еще раз услышать...
  3. Мне представляется интересным то, что...
  4. Я пришла к такому выводу, что..
  5. Вы хотите..
  6. Думается, ваша проблема заключается в том, что..
  7. Давайте с вами быстро обсудим.
  8. Как вы знаете...
  9. Хотя вам это и неизвестно....
  10. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...
  11. Вы, конечно, об этом еще не знаете..
  12. А у меня на этот счет другое мнение...
  13. Конечно, вам уже известно..
  14. Вы, наверное, об этом слышали...

Последовательность выполнения

Найти в предложенном перечне пять неудачных фраз, которые не следует употреблять.

 Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним («желательные»).

Ответы

Неудачные фразы: 1,5, 10, 13, 15. Нежелательные фразы в паре с желательными: 2-8, 3-17,6-4,7-9, 12-16, 14-11.

5. Рефлексия

Педагогам предлагается выразить отношение к тренингу путем создания лозунга.

День пятый

  1. Приветствие «Европейский город»

Участники группы оказываются на площади одного из европейских городов, имеющих прочные традиции. Жители этого города каждый день в определенное время собираются на площади и приветствуют друг друга в соответствии с количеством ударов колокола. На один удар колокола участники должны поприветствовать друг друга, прикасаясь ладонями, на два удара прикасаясь коленями, на три удара — прикасаясь друг к другу спинами.

  1. Упражнение «Апчхи»

Цель: активизация внимания педагогов.

Участники делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание: громко крикнуть определенное слово («спички», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик» и др.). Проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем по сигналу ведущего все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «апчхи», на что ведущий может ответить: «Будьте здоровы!» Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.

Упражнение может быть использовано педагогами при организации коллективного общения с родителями для их объединения.

З. Решение проблемной задачи методом «развивающейся кооперации»

Цель: поиск верных способов решения проблемной ситуации, прогнозирование дальнейших действий педагога, анализ событий, предваряющих рассматриваемую ситуацию.

Подобного рода упражнения обогащают опыт общения с родителями, способствуют предупреждению ошибок в общении с ними. Приведем пример.

Воспитатель обратилась к матери одного из воспитанников с просьбой поделиться с другими родителями опытом физического воспитания своего ребенка. Та удивилась, смутилась и от выступления отказалась.

Задание: сначала каждый воспитатель самостоятельно, не советуясь с коллегами, обдумывает способ своего поведения, с его точки зрения наиболее верный. Затем воспитатели разбиваются на пары, пытаясь убедить друг друга в разумности своего варианта. Вырабатывается общее мнение в паре. Затем пары объединяются по две и уже в четверках вырабатывают конструктивные способы поведения в данной ситуации. Во время обсуждения каждая группа называет и обосновывает свои способы действия.

4. Ролевая игра «Конкурс педагогических ситуаций»

Цель: развитие умений педагога понимать природу конфликта, находить и реализовывать удачный вариант поведения в конфликтной ситуации.

Играющие делятся на две команды. Каждая инсценирует педагогическую ситуацию конфликтного общения педагога с родителями, оборвав ее показ в кульминационный момент.

Тема может быть взята как из личного опыта, так и из литературы. Команда-соперница за определенное время (3-5 минут) находит оптимальное решение и проигрывает развязку ситуации.

Решения ситуаций обосновываются с позиции педагогической целесообразности.

При подведении итогов анализируются типичность ситуаций, разумность их разрешения и мудрость предложенных позиций, творческий подход к решению педагогических задач, мастерство инсценировки.

5. Рефлексия. Анкета обратной связи.

Литература

Андреева ОС. Организация и проведение тренинговых занятий. Учебное пособие. — Тюмень, 2008.

Арнаутова Е. Самоанализ опыта общения с родителями. Практикум для воспитателей Н Воспитание и обучение 2006.         о.

Большаков В.Ю. Психотренинг, социодинамика, упражнения, игры. — СПб. 1996.

Зверева О.Л, КротоваТВ. Общение педагогов с родителями в ДОУ. — М., 2005.

Практические упражнения по групповой психотерапии и психокоррекции. Омск, 1995.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

«Роль гармонизации эмоциональной сферы педагогов учреждений интернатного типа». Тренинг с педагогами.

Создание благополучного психологического климата в группе; -снятие психоэмоционального напряжения в общении;-накопление положительного эмоционального опыта; -формирование умения выражать сво...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"

Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролиро­вать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа тре­бует ...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"

Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...