«Роль гармонизации эмоциональной сферы педагогов учреждений интернатного типа». Тренинг с педагогами.
консультация на тему

Юлия Медведева

Создание благополучного психологического климата в группе;

 -снятие психоэмоционального напряжения в общении;

-накопление положительного эмоционального опыта;

 -формирование умения выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_trening_vospitateley.docx19.59 КБ
Office presentation icon trening.ppt954 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с педагогами.

Тема: «Роль гармонизации эмоциональной сферы педагогов учреждений интернатного типа».

Цель: гармонизация эмоциональной сферы педагогов.

Коррекционная цель: коррекция эмоционального мира педагогов: снятие страхов  в коммуникативной сфере, повышение уверенности в себе, коррекция тревожности.

Задачи: 

- создание благополучного психологического климата в группе;

 -снятие психоэмоционального напряжения в общении;

-накопление положительного эмоционального опыта;

 -формирование умения выражать свои мысли.

Оборудование: призентация, бланки писем, разноцветные листочки, мелок, цветные карандаши, мелодия.

                                                 

                                                      Ход занятия:

  1. Орг., момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего семинара: «Психологическая безопасность образовательного пространства организации интернатного типа».

Психологическая безопасность пространства интернатного учреждения характеризуется как состояние пространства, свободного от проявления насилия, ущемления чувства собственного достоинства воспитанников и педагогов во взаимодействии, способствующего удовлетворению их естественных и социальных потребностей, личностному развитию. Психологическая безопасность образовательного пространства интернатного учреждения находится в неразрывной связи с психологической безопасностью воспитанников и педагогов. А сейчас у нас с вами состоится практическая часть нашего семинара – тренинг, посвящённый эмоциональной разгрузке воспитателей.

 

I. Разминка.

1) «Выбор имени»

Инструкция: «В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни - выбрать себе имя. У вас есть двадцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, написать его на разноцветном листике и прикрепить к одежде. Все остальные члены группы - и ведущий тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени».

- Давайте теперь поприветствуем друг друга, обращая внимание на имя каждого участника. Для этого нам необходимо встать в круг.

 2) Упражнение «Приветствие»

 Цель упражнения: разминка, приветствие участников, зарядить группу положительной энергией.

Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, в круг и разделитесь на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Теперь каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": «европейцы»- пожимают руку, «японцы»- кланяются, «африканцы»- трутся спинами. Не забывайте обращаться к участникам по имени, которое написано на ваших листиках».

 - У нас хорошо получается! Давайте продолжим!

- На календаре уже 24 апреля, давайте с радостью вспомним сколько удовольствия она нам доставила и я предлагаю вам поиграть в «Снежки»!

 3) Упражнение «Снежки»

 - Материалы: старые газеты; мелок, которым можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

 Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, активизация участников, заряд положительными эмоциями.

Инструкция: «Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный комок. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать снежки на сторону противника.

Игроки каждой из команд должны как можно быстрее забросить снежки, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться снежками. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше снежков. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию». Время выполнения упражнения 2 минуты.

 - Итак, победила команда…! Вы прекрасно справились с этим заданием! Давайте продолжим!

- Пожалуйста, присаживайтесь за столы. На столах лежат бланки с письмами.

II. Основная часть.

4) Упражнение «Письмо другу.»

Материалы: Листы формата А4 бланки писем.

Инструкция: Нам часто не хватает времени для общения со своими друзьями, коллегами и поэтому я предлагаю вам написать ему письмо. Я вам раздаю готовые  бланки писем, вам нужно продолжить предложения  и в конце поменяться своими письмами, т.е. отдать письмо кому вы писали его.(не забываем о наших именах придуманных  вначале нашего занятия).

 Далее-  обсуждение по вопросам:

Что вызвало затруднения (в чем  трудность)?

Что было легко, не вызвало трудности? …

Насколько  легко или трудно в обычной жизни искренне разговаривать, общаться с другим человеком, открыто говорить ему о собственных мыслях и чувствах. Нужно ли это делать? Важна ли в общении искренность и нужно ли  открыто обсуждать взаимоотношения? Подвести к мысли о необходимости договариваться,   слушать и слышать собеседника, не бояться высказывать друг другу то, что беспокоит в отношениях и то что радует….

- Вам было интересно выполнять это задание? Хорошо! А теперь я предлагаю еще одно упражнение. Давайте попробуем?

- Для начала разделитесь на равные группы (по 5-6 чел.)

 

5)  Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

- Присаживайтесь, пожалуйста. А сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать и свершить небольшое путешествие. Удобно расположитесь на своих местах, примите комфортную для вас позу…

III. Заключительная часть

Релаксация- ( от лат. relaxation –ослабление)- 1) соединение ума и тела(мышц); (физиол.)- расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры.

6) Упражнение «Белое облако»

Материалы: текст, музыкальное сопровождение – В.А. Моцарт.

- «Закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по вашим мышцам. Представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день, поют птицы. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе. Понаблюдайте за собой со стороны некоторое время (30 секунд)… А сейчас пришло время возвращаться обратно, на землю. Сделайте вдох и глубокий медленный выдох, потянитесь. Медленно откройте глаза…  Мы с вами снова вместе в нашей комнате».  

- Кому из вас удалось свершить путешествие на Белое облако?

- Кто хотел бы поделиться своими впечатлениями?

- Какие чувства и ощущения вы испытали?

 

Рефлексия тренинга.

7) Упражнение «Мне сегодня...»

- «И в завершении нашего тренинга, я попрошу каждого участника, коротко завершить фразу: «Мне сегодня..........потому что…………».(Что понравилось или не понравилось на нашем тренинге? и т.д.)- «Большое вам спасибо за участие в тренинге!».

ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»

Семинар

Тема: «Роль гармонизации эмоциональной сферы педагогов учреждений интернатного типа».

Тренинг с педагогами.

Выполнила: воспитатель

Медведева Ю.Н.

2017 г.

«Письмо другу».    Бланк:

Здравствуй_____________________________________________

В этот особенный день я хочу признаться тебе в том,

Что_______________________________________________________________

Сегодня отличный день и я хочу___________________________________________________________

Я не всегда бываю__________________________________________________,

Но я всегда____________________________________________________________.

Я редко говорю тебе об этом, но сейчас я хочу сказать, что ты________________________________________________________________

Я рада быть твоим другом, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________

Твой друг__________________________________________________________

«Письмо другу».    Бланк:

Здравствуй_____________________________________________

В этот особенный день я хочу признаться тебе в том,

Что_______________________________________________________________

Сегодня отличный день и я хочу___________________________________________________________

Я не всегда бываю__________________________________________________,

Но я всегда____________________________________________________________.

Я редко говорю тебе об этом, но сейчас я хочу сказать, что ты________________________________________________________________

Я рада быть твоим другом, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________

Твой друг__________________________________________________________

«Письмо другу».    Бланк:

Здравствуй_____________________________________________

В этот особенный день я хочу признаться тебе в том,

Что_______________________________________________________________

Сегодня отличный день и я хочу___________________________________________________________

Я не всегда бываю__________________________________________________,

Но я всегда____________________________________________________________.

Я редко говорю тебе об этом, но сейчас я хочу сказать, что ты________________________________________________________________

Я рада быть твоим другом, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________

Твой друг__________________________________________________________

«Письмо другу».    Бланк:

Здравствуй_____________________________________________

В этот особенный день я хочу признаться тебе в том,

Что_______________________________________________________________

Сегодня отличный день и я хочу___________________________________________________________

Я не всегда бываю__________________________________________________,

Но я всегда____________________________________________________________.

Я редко говорю тебе об этом, но сейчас я хочу сказать, что ты________________________________________________________________

Я рада быть твоим другом, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________Твой друг__________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практико-ориентированное занятие с элементами тренинга . Выполнила: воспитатель Медведева Ю.Н. 2017г. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ .

Слайд 2

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: « з апах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Слайд 3

ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Снижение самооценки : исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстран ё нность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетвор ё нности . В озвращаясь домой, вс ё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Слайд 4

ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Одиночество : • возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

Слайд 5

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Эмоциональное истощение, соматизация : • притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; • глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серь ё зным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд 6

Тест «Состояние вашей нервной системы» н ет редко да часто 1. Часто ли В ы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? 0 3 5 10 2. Часто ли у В ас учащ ё нный пульс и сердцебиение? 0 2 3 6 3. Б ыстро ли Вы уста ё те? 0 2 4 8 4. Страдаете ли В ы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? 0 2 4 8 5. Бывают ли у В ас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетвор ё нности? 0 2 3 6 7. Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? 0 2 4 8 8. Страдаете ли В ы непроизвольным потоотделением? 0 2 3 6 9. Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли В ы непривычное щекотание, подергивание в суставах? 0 2 4 8 10. Страдаете ли В ы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? 0 2 4 8 11. Страдаете ли В ы от необъяснимой тревоги? 0 2 3 6 12. Необходимо ли В ам в В ашей работе быть всегда «на высоте»? 0 2 4 8 13. Часто ли В ы бываете в плохом настроении? Быстро ли теряете самообладание? 0 2 4 8 14. Копите ли В ы неприятности в себе? 0 2 4 8 15. Ощущаете ли В ы недовольство самим собой и окружающим миром? 0 2 4 8 16. Курите ли В ы? 0 2 5 10 17. Мучают ли В ас страхи? 0 2 4 8 18. Есть ли у В ас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе? 0 2 4 8 19. Есть ли у В ас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие? 0 2 4 8

Слайд 7

Проверьте себя 0- 2 5 баллов: эта сумма может В ас не беспокоить. Однако вс ё -таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места. 26-45 баллов : поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что В ы можете для себя сделать. 46-60 баллов : В аша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так В ы найд ё те направление необходимых перемен. Более 60 баллов : В аши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.

Слайд 8

Физиологическая саморегуляция «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и н ереализованных желаний. « М ышечный панцирь» образуется у людей, которые не умею т отдыхать, то есть снимать стресс.

Слайд 9

Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища. Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх. Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею. Затем начинайте вытягивать позвоночник. Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.

Слайд 10

«Растяжка» Чувство тревоги «живёт» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки. Потягивание. «Потягивание» Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

Слайд 11

Способы, связанные с воздействием слова Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определ ё нным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» – это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы. Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок – это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Слайд 12

Упражнение «Вокализация на выдохе» Звуки «А», «О» помогают настроиться на работу Звук «Н» улучшает интуицию и развивает творческие способности Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе Звук «Е» создаёт барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения Звуки «РЭ» помогают снять стрессы и страхи Звуки «ТЭ» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему

Слайд 13

Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда. Держите у себя на работе (в шкафу, в тумбочке, где угодно) несколько пар обуви, разной и удобной. На перемене на 5 минут в классе, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40 раз максимально высоко. Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику. Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты. Найдите возможность сделать себе самомассаж головы. Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам. Создайте и постоянно поддерживайте в своём рабочем кабинете красоту и уют. Всегда имейте на своём рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором медикаментозных средств. Соберите в своём кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет и ставьте на перемене кассету с любимой классической музыкой.

Слайд 14

Желаю удачи в борьбе с собственной усталостью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа

В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между  педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...

«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»

Статья к методическому объеденению воспитателей интерната....