Основы туристского мастерства
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Чесноков Павел Александрович

Современное узкоспециальное и теоретизированное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.

Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

 

Программа объединения рассчитана на учащихся 7-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний:

- о сво­ем крае; 

- технике и тактике туризма;

- ориентирования на местности; ведения краеведческих наблюдений и исследований;

- оказания первой медицинской помощи;

- инструкторской деятельности;

- необходимых знаний, умений и навыков для получения спор­тивных разрядов по спортивному туризму.

 

Программа рассчитана на 2 года обу­чения и является базисной. Программа предусматривает закрепление и совершенствование  общих знаний по туризму и специальную физическую подготовку. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы туристского мастерства27.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Рассмотрена

Принята

Утверждена

на заседании

   Общим собранием работников

Приказом директора

Педагогического Совета

МУ ДО «КЦ ДОД»

МУ ДО «КЦДОД»

Протокол № 1

Протокол № 6

Приказ № 1

от «31» августа 2018 г.

от «31» августа 2018 г.

от « 02» сентября 2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО МАСТЕРСТВА»

Возраст обучающихся

 14-17 лет

Срок реализации 2 года

Чесноков Павел Александрович

педагог дополнительного образования

Красноселькуп

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Несмотря на сложную внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты. Правда, туризм сегодня не только самый массовый вид, но и один из наиболее дорогих. Но люди находят средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в  мир  природы.

Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.

Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного городского жителя может стать экстремальным даже поход за грибами в пригородный лесопарк, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, укус змеи, травма и т.п.

В повседневном быту городского жителя навыки выживания в природе тоже далеко не лишние. Вот лишь некоторые случаи, когда мы остро ощущаем свою зависимость от повседневных благ цивилизации: перебои с водой, газом, электроэнергией, отоплением; техногенные аварии, стихийные бедствия в условиях населенной местности и т.п. Во всех этих случаях лучше обратиться к природе, покинув на время, ставшую враждебной, привычную среду обитания.

К сожалению, современное узкоспециальное и теоретизированное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.

Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

Программа объединения рассчитана на учащихся 7-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний:

- о своем крае;  

- технике и тактике туризма;

- ориентирования на местности; ведения краеведческих наблюдений и исследований;

- оказания первой медицинской помощи;

- инструкторской деятельности;

- необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по спортивному туризму.

Программа рассчитана на 2 года обучения и является базисной. Программа предусматривает закрепление и совершенствование  общих знаний по туризму и специальную физическую подготовку. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Основные цели программы:

- физическое и духовное развитие личности;

- воспитание в ребенке любви к окружающему миру;

        - формирование чувства патриотизма и гражданственности;

        - формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);

        - овладение учащимся основными и специальными спортивно-техническими профессиональными навыками в данной области;

        - развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений;

Задачи программы:

       - пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;

       - пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;

       - участие в туристских соревнованиях;

       - формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения.  Первый год – программа специальной спортивной и туристской подготовки. Второй  год обучения предполагают совершенствование  знаний, компетенции воспитанников, повышение их спортивной квалификации.

Программа рассчитана на обучающихся 14-17 лет, завершивших трехгодичную программу «Спортивный туризм»  и обладающих знаниями спортивно-туристской подготовки для участия в мероприятиях спортивно-туристской направленности.

Самыми важными разделами программы являются  специальные упражнения, совершенствующие технические и тактические приемы и способы, используемые на маршрутах и дистанциях, самые  необходимые и обязательные элементы действий в туристских походах. А главной основной  ступенью обучения, по сути, является подготовка инструкторских туристских кадров.  

         Ожидаемым результатом и формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются:

- промежуточная и итоговая аттестация воспитанников на каждом году обучения;

- учебно-контрольные соревнования;

- соревнования участников, проводимых в рамках туристических слетов и соревнований на уровне района, округа,  России;

     

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения.

Наименование

Количество часов

всего        

теория  

практика

1.

Физическая подготовка

66

-

66

2.

Техническая подготовка

50

4

46

3.

Тактическая подготовка

50

8

42

4.

Инструкторская подготовка

34

6

28

5.

Специальные упражнения

72

6

66

6.

Поход выходного дня (ПВД)

16

-

16

7.

Учебно-контрольные соревнования

24

-

24

8.

Соревнования

12

-

12

ИТОГО:

324

24

300

Содержание тем первого года обучения.

1. Физическая подготовка. Раздел предусматривает физические упражнения на развитие выносливости, мышц пресса, рук, кроссовая подготовка.

2. Техническая подготовка. Основные требования к использованию снаряжения. Карабины, зажимы, спусковые устройства. Блоки и полиспасты. Индивидуальные страховочные системы. Экипировка участника на маршрутах и дистанциях.

3. Тактическая подготовка.  Специальные узлы, используемые на маршрутах и дистанциях. Тактические приемы и способы в индивидуальной и командной работе при преодолении препятствий.

 4. Инструкторская подготовка.  Дистанции и условия их прохождения. Технические этапы и блоки этапов. Классификация маршрутов. Безопасность на маршрутах и дистанциях.

5. Специальные упражнения. Упражнения для отработки навыков работы с туристским снаряжением, карабинами, веревками, спусковыми и подъемными устройствами, взаимодействие в командной работе.

6. Поход выходного дня (ПВД). Организация ПВД. План подготовки похода. Разработка маршрута, распределение обязанностей. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Организация питания в походе. Топография и ориентирование. Организация временных укрытий и стоянок.

7. Учебно-контрольные соревнования (УКС).  Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.

8. Соревнования. Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения.

Наименование

Количество часов

всего        

теория  

практика

1.

Физическая подготовка.

69

-

69

2.

Техническая подготовка

72

6

66

3.

Тактическая подготовка

72

8

64

4.

Инструкторская подготовка

45

6

39

5.

Медицинская подготовка

14

4

10

6.

Поход выходного дня (ПВД)

16

2

14

7.

Учебно-контрольные соревнования.

24

-

24

8.

Соревнования.

12

-

12

ИТОГО:

324

26

298

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

1. Физическая подготовка. Упражнения на развитие выносливости, мышц рук и пресса. Кроссовая подготовка. Физические разминки.

2. Техническая подготовка. Отработка техники движения через препятствия, технические навыки командной работы на маршрутах и дистанциях.

3. Тактическая подготовка. Способы решения тактических задач. Тактика работы с одной и несколькими веревками. Индивидуальная тактическая подготовка. Транспортировка снаряжения через препятствия.

4. Инструкторская подготовка. Безопасность при организации и проведении спортивно-туристских мероприятий. Классификация пешеходных маршрутов. Подготовка технических этапов.

5. Медицинская подготовка. Оказание первой медицинской помощи в туристском походе. Транспортировка пострадавшего. Переправа пострадавшего через препятствия.

6. Поход выходного дня (ПВД). Организация ПВД. План подготовки похода. Разработка маршрута, распределение обязанностей. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Организация питания в походе. Топография и ориентирование. Организация временных укрытий и стоянок.

7. Учебно-контрольные соревнования (УКС). Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков. 

8. Соревнования. Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.

Методическое обеспечение.

           Для реализации образовательного процесса по программе используются различные формы занятий, как в помещении (кабинет площадью 60,5 кв. м.), в спортивном зале «Динамо», на специально оборудованной площадке  и в природных условиях: физические разминки, специальные упражнения, беседы,  походы выходного дня

Использованная литература.

  1. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. К приказу министерства образования Российской Федерации.
  2. 2.Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
  3. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М., ЦДЮТур РФ, 1994.
  4. Волович В.Г. Академия выживания. - М., ТОЛК, 1996.
  5. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов ЮА. Туристские слеты и соревнования. - М., Профиздат, 1984.
  6. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.
  7. КострубАА. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1997.
  8. Кошельков С А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
  9. Юные инструкторы туризма. Программа для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК, 2002.
  10. Федотов В.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: «Советский спорт», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Рабочая программа «Основы художественного мастерства»

1.Рабочая программа «Основы художественного мастерства» (вышивка, композиция) 5-6-7 классы Срок реализации 3 года Автор Болсунова Н.Н. учитель технологии МОУ СОШ р.п. Сулея...

Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение. "Цветик - семицветик"

Занятие "Цветик-семицветик" являетмя вводным занятием театральной студии. Дети узнают. что такое театр, когда он появился, знакомятся с разнообразием его форм....

Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение.«Ярмарка»

"Занятие "Ярмарка" предназначено для отработки сценического движения. Дети, пытаясь воспроизвести различные образы, учатся изображать различные типажи людей и характеры животных. В ходе игры развивает...

Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».

Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....

основы туристской подготовки и тренировки

как грамотно организовать и провести туристское мероприятие...

Основы туристской подготовки и тренировки

1. Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму.2. Содержание туристской подготовки и ее этапы.3. Структура трени...