Рабочая программа «Основы художественного мастерства»
методическая разработка по технологии на тему

Болсунова Найля Назиповна

1.Рабочая программа «Основы художественного мастерства» (вышивка, композиция) 5-6-7 классы Срок реализации 3 года Автор Болсунова Н.Н. учитель технологии МОУ СОШ р.п. Сулея

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ р.п. Сулея

Рабочая программа

«Основы художественного мастерства»

(вышивка, композиция)

5-6-7 классы

Срок реализации 3 года

Автор Болсунова Н.Н. учитель технологии

МОУ СОШ р.п. Сулея

2009г.

Пояснительная записка.

Программа «Основы художественного мастерства» (вышивка, композиция) предполагает долгосрочное обучение школьников  (3 года) и состоит из двух разделов.

Первый раздел программы «Вышивка» формирует у детей технические навыки и приемы в выполнении различных швов и изделий.

        Второй раздел «Композиция» развивает способности детей к художественному творчеству, дает возможность реализации собственных идей в создании композиций для вышитых изделий.

        Каждый раздел программы состоит из разноуровневых программ, логично следующих одна за другой, с учетом накопленных знаний и навыков в области народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения художественного опыта.

В основе концепции программы лежат духовное становление личности ребенка, практическое освоение юным поколением культурного и художественного наследия народа, воспитание любви к родной земле

Цель данной программы: Приобщение детей к национальной культуре народа, его художественному наследию и различным ремеслам.

Задачи:

  • Дать представление о всех основных видах вышивки;
  • Сформировать умение и навыки учащихся по ее техническому исполнению;
  • Воспитывать в детях творческий подход к работе

  особенностью данной дополнительной образовательной  программы является то, что особое внимание уделено искусству различных регионов страны.

Продолжительность обучения в соответствии с данной программой  3 года  (2 года - вышивка и 1 год - композиция).

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Форма занятий: -теоретические занятия

                            -практические занятия

Ожидаемые результаты:

Умение подростков отличать настоящую красоту от лживой «красивости»

Умение детей полнее представлять художественное творчество и ремесла народов России, знать приемы различных видов вышивки, характер орнаментов, разнообразие техник исполнения.

Выполнение творческих заданий по выбору. Уметь получать удовольствие от своего творчества

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы  - выставки творческих работ детей.

Учебно-тематический план

(1 год занятий - вышивка)

п/п

Тема

Общее

количество часов

В том числе

теоретические

занятия

практические

занятия

1

Вводное занятие. Счетные вышивки и их региональное распространение.

4

2

2

2.

Счетные вышивки. Рязанская область. Сувенир погремушка.

30

4

26

3

Вышивка  южных регионов России. «Орловский спис». Грелка на чайник.

30

5

25

4

Белая гладь Мстеры. Платочек.

30

4

26

5

Золотое шитье Торжка. Кошелек- украшение.

30

4

26

6

Выставки

2

1

1

Итого:

126

19

108

Учебно-тематический план

(2год занятий - вышивка)

п/п

Тема

Общее

количество часов

В том числе

теоретические

занятия

практические

занятия

1

.Простейшие и контурные швы, элементы глади. Салфетка.

16

2

14

2.

Цветная гладь. Сувенир панно.

18

2

16

3

Владимирские швы. Фартук.

22

4

18

4

Вышивка Ришелье. .Воротник.

32

4

28

5

Аппликация (по мотивам вышивок Сибири).

26

2

24

6

Вышивка шитье Заонежья. Панно

10

2

8

7

Выставки

2

1

1

Итого:

126

17

109

Учебно-тематический план

(3год занятий - композиция)

п/п

Тема

Общее

количество часов

В том числе

теоретические

занятия

практические

занятия

1

Основы построения композиции

Вводное занятие. Содержание работы. Понятие о композиции

4

4

-

2.

Исторические сведения об орнаменте. Стилевые особенности орнамента

4

4

-

3

Зарисовки и стилизация растительных мотивов. Трансформация природных мотивов в орнаменте.

12

4

8

4

Виды орнаментов. Составление композиции в полосе, квадрате, круге. Композиция угла.

16

2

14

5

Цветоведение. Техника заливки и лисировки поверхности

8

2

6

1

Специальная композиция.

Разработка композиции изделия по теме: народное искусство Центральной России. Владимирская область

4

4

-

2

Сбор изучение материалов по истории художественных промыслов Владимирской области. Зарисовки народного орнамента

8

1

7

3

Разработка эскизов изделия в масштабе

4

1

3

4

Разработка утвержденного эскиза в натуральную величину.

8

2

6

5

Выполнение контурного рисунка. Подготовка сколка.

4

1

3

6

Цветовое решение. Выполнение проекта в цвете.

4

1

3

Работа с тканью.

1

Выбор и подготовка ткани. Перевод рисунка. Запяливание.

8

2

6

2

Выполнение вышивки изделия. Подбор ниток

30

4

26

3

Сшивание и оформление изделия.

4

1

3

4

Краткая информация о народном искусстве Владимирской области

8

2

6

7

Выставки

2

1

1

Итого:

126

36

90

        

(1 год занятий - вышивка)

Содержание

1 Вводное занятие. Счетные швы. Беседа о народной вышивке. Распространение счетных вышивок на территории России-Архангельск, Каргополь, Вологда, Рязань, Тамбов, Воронеж, Средняя Волга. Характер, способы выполнения счетных швов. Ткани, необходимые для выполнения счетных вышивок. Сочетание различных техник. Демонстрация изделий в счетной технике шитья, выполненные учащимися.

2. Счетные вышивки Рязанской области. Сувенир- погремушка. Рязанская вышивка и рязанский народный костюм. Сочетание различных видов декорирования костюма – вышивка, цветное кружево, ткачество, цветная тесьма, узорные ткани. Образование мотивов рязанской вышивки «денежка», крест, роспись. Счетные вышивки других областей России. Конструкция объемной формы сувенира.

Практическое занятие. Зарисовка мотивов рязанской народной вышивки. Краткая запись основных понятий. Рисование узора из элементов рязанского орнамента. Выполнение схемы узора на миллиметровке. Работа с тканью – раскрой, прокладка центровых линий. Определение масштаба клетки для выполнения одного крестика. Практическое выполнение вышивки сувенира. Раскрой деталей из ткани и каркаса из картона. Соединение деталей из картона с тканью. Сшивание деталей. Оформление изделия.

3.Вышивка южных регионов России. Грелка на чайник. Знакомство учащихся с вышивкой южных регионов – Орловской, Воронежской, Тамбовкой областей. Художественные особенности орнамента орловский «спис». Вышивка смешанного типа, свободное построение орнамента и счетные швы при заполнении мотивов внутри различными наборами «бранками». Колорит орловской вышивки.

Практическое занятие. Зарисовка мотивов народного орнамента. Выполнение узора для украшения грелки в соответствии с ее конструкцией. Выполнение контурного рисунка. Подготовка трафарета. Перевод рисунка. На ткань. Подбор ниток по цвету. Запяливание ткани. Практическое выполнение вышивки. Раскрой вышитых деталей. Их соединение и сшивание. Оформление изделия.

4.Белая гладь Мстеры. Платочек .Вышивка Центральной России Мстеры- художественный центр белой глади и лаковой миниатюры. Самобытный мастер мстерской глади – Татьяна Мефодиевна Шульпина. Ткани для вышивания этой вышивки.

Практическое занятие. Зарисовка мотивов белой глади. Краткая запись основной информации и названия различных элементов вышивки. Рисование узоров для украшения платочка. Подготовка контурного рисунка. Перевод рисунка на ткань способом «на просвет». Запяливание ткани. Выполнение вышивки простых и сложных элементов. Оформление изделия. Просмотр и оценка изделия.

5.Золотое шитье Торжка. Кошелек – украшение. Золотая вышивка России – Торжок, Каргополь, Нижний Новгород, Москва. История золотого шитья в городе Торжке. Традиции золотной вышивки России. Наиболее распространенные швы. Демонстрация изделий по теме. Материалы для выполнения вышивки.

Практическое занятие. Перевод рисунка на ткань. Вышивка золотой нитью. Применение при вышивании бусинок, бисера, блесток. Соединение частей изделия и его оформление.

6. Выставка творческих работ.

2 год обучения

Содержание

1. Простейшие контурные швы, элементы глади. Салфетка.

Понятие композиции. Виды Орнаментов. Основная ткань для вышивки- структура, переплетение, плотность, цвет. Нитки для вышивания, цветовая гамма, правила раскроя.

Практическое занятие. Рисование растительного и геометрического орнамента в полосе, квадрате, круге. Копирование рисунка для салфетки. Выполнение трафарета. Перевод рисунка на ткань, альбомный лист. Перерисовка узоров в цвете, запись основных названий швов. Запяливание  ткани. Закрепление рабочей нити Практическое выполнение вышивки:» шов вперед иголку.» Стебельчатый, тамбурный, «козлик», элементы глади. Оформление вышитой салфетки. Подшивка ткани. Просмотр и анализ выполненных работ.

2.Цветная гладь. Сувенир-панно.

Художественный облик цветной глади. Растительные мотивы. Другие виды глади: плоская, рельефная, контурная гладь.

Практические занятия. Рисование узора для панно. Выбор рисунка. Выполнение трафарета. Перевод рисунка на ткань и на альбомный лист. Цветовое решение. Запялка ткани. Выполнение вышивки панно. Оформление. Просмотр и анализ.

3. Владимирские швы. Фартук.

Родина владимирской вышивки – Мстера. Декоративный характер швов. Основная особенность технического исполнения владимирских швов –«верхошов» односторонняя декоративная гладь крупными стежками в 6-8 сложений ниток мулине.

Практическое занятие. Зарисовка мотивов владимирской вышивки. Рисование узоров и формы фартука. Графическое изображение швов в альбоме. Запись основных названий. Работа с тканью. Раскрой, перевод рисунка на ткань способом «припорох». Запяливание. Практическое выполнение вышивки. Раскрой вышитых деталей. Соединение их. Сшивание частей. Оформление фартука. Просмотр и оценка работы.

4.Вышивка Ришелье. Воротник История возникновения вышивки Ришелье. Красота и элегантность данной вышивки. Воротничок – нарядное украшение любого платья. Ткани для вышивки.

Практическое занятие Зарисовка мотивов. Запись основных швов. Выбор ткани. Раскрой воротника Оформление его вышивкой Ришелье. Перевод рисунков на воротник. Выполнение вышивки. Повторение основных правил вышивальщицы. Оформление работы.

5.Аппликация *(по мотивам орнаментов народов Сибири и Дальнего Востока). Декоративная подушка.

Искусство народов Сибири и Дальнего Востока. Условия жизни этих народов. Выполнение декоративных изделий из меха, кожи, замши .Образы природы в меховых мозаиках чукчей, ненцев, эвенков, якутов; аппликации в узорах народов Приамурья – нанайцев, ульчей, нганасан. Цветовая гамма.

Практическое занятие. Зарисовка мотивов меховой мозаики и аппликации. Запись основных названий узоров. Работа над рисунком для подушки. Использование готовых элементов орнамента. Выполнение контурного рисунка м трафарета. Перевод рисунка на ткань. Подбор тканей для аппликации. Укрепление деталей аппликации на основную ткань. Приметывание каждой детали и оформление ее контуров швом «в прикреп» пасмой пушистых шерстяных ниток. Утюжка вышивки. Соединение деталей подушки. Просмотр выполненных работ.

6. Выставка творческих работ . 

Список литературы.

Барадулин В.А, Танкус О.В. Основы художественного ремесла –М., 1978.

Богуславская И.Я. Русская народная вышивка –М., 1972.

Богуславская И.Я Творческие проблемы современных народных художественных промыслов –Л., 1981.

Дурасов Г.П., Яковлева Г.А.Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990.

Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево – М., 1982.

Климова Н.Т., Ручная и машинная вышивка. – М., 1980.

Молотова Л.Н. Народное искусство РФ

Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М., 1975-1988.

Хилевская К.В. Золотой узор: рассказ о торжокских золотошвеях. –М., 1959.

Работнова И.П. Вышивка в современной квартире. – М. 2009

Максимов Ю.В. У истоков мастерства.

Молотобарова О.С Учите детей вышивать. М., 2003.

3 год обучения.

Содержание.

1. Основы построения общей композиции

  1. Вводное занятие Содержание работы. Понятие о композиции.

Беседа о содержании работы. Сообщение темы года. Понятие о композиции декоративно- прикладного произведения в отличие от станкового. Композиционное пространство, пропорции, симметрия, ритм, линия пятно. Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного искусства.

  1. Исторические сведения об орнаменте. Стилевые особенности орнамента. Орнамент первобытного периода.

Наскальные росписи. Символический язык орнамента. Стилевые  особенности орнамента Египта, Греции, Византии, периода готики, барокко, классицизма, стиль модерн.

Практические занятия. Запись основных понятий. Зарисовка

орнаментов.

     3. Зарисовка и стилизация растительных мотивов.  

        Трансформация природных мотивов в орнаменты.

        Выполнение зарисовки комнатных растений и растений на  

        природе карандашом, фломастером, пером. Стилизация  

        отдельных мотивов в плоскостном виде – силуэт, контур,

        орнаментальная разработка формы.

        Практические занятия. Графические работы по зарисовке  

        растений. Упражнения по стилизации отдельных частей и

       орнаментальных композиций ветки, куста, дерева. Различные

       разработки плоскости одной формы. Природные мотивы в

       орнаменте разных народов- цветок лотоса в египетском,

       меандр- в греческом орнаменте. Изображения природных

       элементов в орнаменте народов Сибири и Дальнего Востока –

       «уши зайца», «чумики», «сполохи», «следы».

  1. Виды орнаментов. Составление композиции в полосе,

     квадрате, круге. Композиция угла.

  Практические занятия. Рисование геометрического и растительного орнамента в полосе, с использованием собственных зарисовок и орнаменты изделий народных промыслов – Хохлома, Гжель, Жостово, Павловский Посад и др.; орнамент в круге и квадрате обычно выполняется как узорный коврик или на тему русских сказок. Построение композиции угла на основе симметрии.

5. Цветоведение. Техника заливки и лисировки   плоскостей. Цвет – одно из главных средств художественной выразительности произведения. Цвета спектора, цветовой круг, группы цветов, основные и дополнительные цвета, локальный цвет, теплые и холодные цвета, цветовой контраст.

Практические занятия. Выполнение упражнений по заполнению таблиц различных цветовых групп и цветосочетаний. Выполнение цветового круга. Использование техники заливки, размывки и лисировки.

П. Специальная композиция.

 

  1. Разработка композиции изделия по теме: народное искусство Владимирской области. Зарисовки народного орнамента.                                                                            Краткий обзор народного искусства и основные художественные промыслы Владимирской области. Изделия мастеров Гусь-Хрустального, вышивки Мстеры, керамика, чеканка, архитектурные ансамбли Владимира, Суздаля, Боголюбова.                                                                      Практические задания. Краткая запись информации и список литературы по теме.
  2. Сбор и изучение материалов по истории художественных промыслов Владимирской области. Зарисовки народного орнамента.                                                                              Использование методического и дидактического материала для выполнения зарисовок; таблиц, альбомов, книг, наглядных пособий, изделий по теме владимирских швов, выполненных учащимися старших классов.                                                 Практические занятия. Выбор и зарисовка элементов узоров владимирской вышивки в карандаше и в цвете. Оформление зарисовок  по теме.
  3. Разработка эскизов изделия в масштабе.                           Цель этого задания – поиск лучшего решения своего художественного замысла, размещение узоров на плоскости, формы изделия, пропорций, анализ и выбор эскиза для дальнейшей разработки. Утверждение  эскиза.                       Практические занятия. Выполнение на листе бумаги несколько маленьких эскизов разного размещения орнамента, ( не менее 10 эскизов в карандаше и цвете). При обсуждении эскизов обратить особое внимание на оригинальность решения, новизну идеи, пропорции.
  4. Разработка утвержденного эскиза в натуральную величину. Определение размера и формы изделия.     Размещение основных пятен. Прорисовка элементов орнамента и их декоративная разработка.                   Практическая работа. Выполнение композиции, отрисовка узоров в карандаше, прорисовка отдельных частей.
  5. Выполнение контурного рисунка. Подготовка сколка.  Для выполнения вышивки гладевых швов необходимо подготовить контурный рисунок всех элементов орнамента, по которому подготовить сколок – трафарет.                     Практические занятия. Подготовка контурного рисунка с помощью кальки черной тушью, черным тонким фломастером или гелевой ручкой. По контурным линиям рисунка выполнить трафарет для перевода рисунка на плотные ткани. Для выполнения вышивки белой гладьюна тонких прозрачных тканях достаточно контурного рисунка.
  6. Цветовое решение. Выполнение проекта в цвете, цветовая гамма владимирских вышивок.                                           Эффект плотных узоров и создание полутонов белой глади. Практические занятия. Перевод рисунка на плотную бумагу. Выполнение фона способом заливки. Выполнение цветных или белых узоров, имитация техники вышивки.

Ш. Работа с тканью.

Выполнение изделия на материале.

  1. Выбор и подготовка ткани. Перевод рисунка. Запяливание.                                                                    Выбор ткани  для вышивки изделия по цвету и фактуре. Для владимирских швов – плотный гладкий лен или суровое полотно; для вышивки белой гладью – батист, маркизет, шифон и другие ткани современного производства. Повторение правил перевода рисунков на различные ткани, на плотные – способом  «припорох», на тонкие прозрачные – «на просвет». Правила запяливания ткани в пяльцы.                                                                     Практические занятия. Утюжка ткани. Раскрой ткани. Нанесение центровых линий посередине  детали швом вперед иголку. Перевод рисунка на ткань. Запяливание ткани в пяльцы.
  2. Выполнение вышивки изделия. Подбор ниток.           Организация рабочего места, последовательность выполнения  вышивки. Подбор цвета ниток.         Практические занятия. Подбор цвета ниток соответственно проекту; иногда требуется корректировка гаммы в связи с отсутствием ниток нужного цвета. Пяльцы устанавливаются . Вышивальщице нужно помнить, что работу нужно выполнять чисто и аккуратно, поэтому, кроме того, что периодически нужно мыть руки, необходимо также оберегать рукоделие от запыления – после работы надо прикрывать его или убирать в  чистый мешочек. Нельзя класть ножницы на работу. Выполнение вышивки всех элементов и контурных швов ведется по принципу усложнения. Закончив вышивку, ткань необходимо освободить из пялец. Остатки ниток убрать. Вышитую деталь предварительно отутюжить и окончательно раскроить.
  3. Сшивание и оформление изделия.                             Правила сшивания изделий и последовательность выполнения швейных работ. Раскроенные детали – блузок, фартуков, сумочек сметать и стачать. Изделие оформить. Края плоскостных изделий оформить соответственно эскизу: кайма, кант, чистый край, при необходимости прокладка.
  4. Краткая информация о народном искусстве Владимирской области.                                          В процессе занятий рассказываем о красоте и самобытности народного искусства, художественных промыслов, архитектуре старинных городов Владимирского края.
  5. Выставки творческих работ учащихся.              

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"

Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей ...

Рабочая программа "Основы актерского мастерства" (6-7 класс)

Это не моя разработка, а моей замечательной коллеги Ильченко Н.И. Публикация здесь согласована с ней....

Рабочая программа кружка "Художественное мастерство" (подходит для 5-8 классов)

Основной целью курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.Формы и методы работы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (показ видео и...