Диагностические материалы для определения уровня сформированности УУД
материал

Гудукас Ирина Михайловна

Психолого-педагогические диагностики для определения уровня сформированности УУД у обучающихся среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий

Аналитический отчет

по результатам социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено и уровня сформированности УУД

(заполняется на основе данных, полученных при диагностике по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)

Общее количество учащихся 5 классов ___________     Обследовано на УУД _______________

УУД

Показатель

Высокий

уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

Средний

уровень

кол-во и % от числа

прошедших обследование

Низкий

уровень

кол-во и % от числа прошедших обследование

 

Личностные

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2)

Эмоциональное благополучие (критерий 4)

 

Регулятивные

Целеполагание  (критерий 1, шкала 2)

Самоконтроль (критерий 1, шкала 3)

 

Познавательные

Учебная активность (критерий 1, шкала 1)

Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4)

 

Коммуникативные

Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1)

Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2)

Общий показатель адаптации к школьному обучению

УУД

Высокий

уровень (%)

Средний

уровень (%)

Низкий

уровень (%)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

ОБОБЩЕННЫЙ  ПОКАЗАТЕЛЬ

Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 5 классов на начало учебного года

Фамилия Имя

учащегося

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Александровская  критерий 1.1.

Александровская  критерий  1.4.

Ясюкова – Тест №1  Оценка сформированности навыка чтения

Ясюкова – Тест №2 Оценка самостоятельности мышления.

Итог

Александровская критерий 2.1.

Александровская критерий  4.

Дембо Рубенштейн

Лусканова

Итог

Александровская критерии  1.2.

Александровская критерии   1.3.

Александровская критерии 2.2.  

Счет по Крипелину

Итог

Александровская критерии 2.3.

Александровская критерии 3.1.

Александровская критерии  3.2.

Социометрия

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

ВЫСОКИЙ уровень

СРЕДНИЙ уровень

НИЗКИЙ уровень

Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 5 классов на конец учебного года

Фамилия Имя

учащегося

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Александровская  критерий 1.1.

Александровская  критерий 1.4.

Переслени

Итог

Александровская критерий 2.1.

Александровская критерий 4.

Гинзбург

Итог

Александровская критерии  1.2.

Александровская критерии  1.3.

Александровская критерии  2.2

Ясюкова – Личностный Кетелла (Волевой самоконтроль (фактор Q3))

Итог

Александровская критерии 2.3.

Александровская критерии 3.1.

Александровская критерии  3.2.

Ясюкова – Личностный Кетелла Активность в общении (факторы Н, F)

Ясюкова – Личностный Кетелла (Потребность в общении (фактор А)

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

ВЫСОКИЙ уровень

СРЕДНИЙ уровень

НИЗКИЙ уровень

Э. М. Александровская, Ст. Громбах

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся

(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Критерии

Бал-лы

Поведенческие индикаторы сформированности критерия

1.

Критерии эффективности учебной деятельности

1.1.

Учебная активность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– активность отсутствует;

– пассивен на уроке, часто дает неправильные ответы или не отвечает совсем, переписывает готовое с доски;

– активность кратковременная, часто отвлекается, не слушает;

– редко поднимает руку, но отвечает преимущественно верно;

– стремится отвечать, работает со всем классом, чередуются положительные и отрицательные ответы;

– активно работает на всех уроках, часто поднимает руку, отвечает преимущественно верно, стремится отвечать.

1.2.

Целеполагание

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что сделал или собирается сделать;

– осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, в теоретических задачах не ориентируется;

– принимает и выполняет только практические задачи, в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленные действия;

– охотно осуществляет решение познавательной задачи, регулирует процесс выполнения, четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения;

– столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит деятельность в соответствии с ней;

– самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы, выдвигает содержательные гипотезы.

1.3.

Самоконтроль

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников;

– контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не может обосновать своих действий;

– осознает правила контроля, но одновременно выполнять учебные действия и контролировать их не может, после выполнения может найти и исправить ошибки;

– ошибки в многократно повторенных действиях исправляет самостоятельно, контролирует выполнение учебных действий другими, но при решении новой задачи теряется;

– задачи, соответствующие усвоенному способу контроля выполняются безошибочно, с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задаче и внести коррективы;

– контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы до начала решения.

1.4.

Усвоение знаний, успеваемость

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– плохое усвоение материала по всем темам и предметам, большое количество грубых ошибок;

– частые ошибки, неаккуратное выполнение учебных заданий;

– плохое усвоение материала по отдельным темам и предметам;

– редкие ошибки, чаще связанные с невнимательностью, успеваемость на оценки «3» и «4»;

– единичные ошибки, усвоение знаний на «хорошо»;

– правильное и безошибочное выполнение практически всех учебных заданий.

2.

Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения

2.1.

Нравственно-этическая готовность

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не умеет выделять моральное содержание ситуации (нарушение/следование моральной норме);

– ориентируется на моральную норму (справедливое распределение, правдивость, взаимопомощь);

– понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое;

– учитывает при принятии решения объективные последствия нарушения моральной нормы;

– адекватно оценивает свои действия и действия других с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

– умеет аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

2.2.

Поведение на уроке

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– не выполняет элементарных требований, большую часть урока занимается посторонним делом, играет;

– часто отвлекается на посторонние предметы, вертится, постоянно отвлекается;

– на уроке скован, напряжен или часто отвлекается;

– иногда поворачивается, обменивается мнениями с товарищами, но отвлекается редко;

– выполняет требования учителя, но иногда отвлекается;

– сидит спокойно, внимателен, добросовестно выполняет все требования учителя.

2.3.

Поведение вне урока

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– часто нарушает нормы поведения, мешает окружающим;

– пассивен, движения скованы, избегает общения вне урока;

– не может найти себе занятие на перемене, переходит от одной группы детей к другой;

– активность ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку или мероприятию;

– активность выражена в меньшей степени, предпочитает занятия в классе, чтение и т.д.;

– высокая активность, с удовольствием участвует в общих делах.

3.

Успешность социальных контактов

3.1.

Взаимоотношения с одноклассниками

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– негативизм по отношению к сверстникам, постоянно ссорится, одноклассники его не любят;

– замкнут, пассивен, предпочитает быть один, другие ребята к нему равнодушны;

– предпочитает находиться рядом с одноклассниками, но не вступает с ними в контакт;

– сфера общения ограничена, контакт только с некоторыми сверстниками;

– мало активен,  но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются;

– общительный, коммуникативный, сверстники его любят, часто общаются.

3.2.

Отношение к учителю

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, неадекватно реагирует, обижается, плачет;

– избегает контактов с учителем, при контакте тревожен, замыкается;

– выполняет требования формально, не заинтересован в общении, старается быть незаметным;

– старательно выполняет все требования учителя, но от контакта с учителем уклоняется, за помощью обращается к сверстникам;

– дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все требования, в случае необходимости обращается за помощью;

– проявляет дружелюбие, стремится понравиться, часто подходит после урока.

4.

Эмоциональное благополучие

0 -

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

– преобладает агрессия или депрессия;

– выражены депрессивные проявления без причин, агрессивные реакции, часто ссорится с одноклассниками;

– отрицательные эмоции превалируют (тревожность, огорчение, страхи, вспыльчивость, обидчивость);

– эмоциональные проявления снижены, часто бывает в подавленном настроении;

– спокойное эмоциональное состояние;

– находится преимущественно в хорошем настроении, часто улыбается, смеется.

Высокий уровень – 44-50 баллов

Уровень выше среднего – 36-43 балла

Средний уровень – 26-35 баллов

Уровень ниже среднего – 21-25 баллов

Низкий уровень – менее 20 баллов

АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах

(модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.)

учащихся _______ класса  

Классный руководитель_______________________________________________

Фамилия, имя

I

критерий

II

критерий

III

критерий

IV

критерий

Общий

балл

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

2.1.

2.2.

2.3.

3.1.

3.2.

4

1

2

3

4

5

6

7

24

25

Всего:  _____________________________________________________________

Адаптировались _____________________________________________________

Низкий уровень адаптации _____________________________________________

Дезадаптированны (причина)

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

(Личностные УУД)

Цельизучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция для учащегося: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа: а, б и в. Выберите тот вариант ответа, который вам подходит, и обведите в кружок одну букву рядом с номером соответствующего вопроса»

1.

Как ты чувствуешь себя в школе?

а) мне в школе нравится;

б) мне в школе не очень нравится;

в) мне в школе не нравится

2.

С каким настроением ты идешь утром в школу?

а) с хорошим настроением;

б) бывает по-разному;

в) чаще хочется остаться дома

3.

Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

а) пошел бы в школу;

б) не знаю;

в) остался бы дома

4.

Как ты относишься к тому, что у вас  отменяют уроки?

а) мне не нравится, когда отменяют уроки;

б) Бывает по-разному;

в) мне нравится, когда отменяют уроки

5.

Как ты относишься к домашним заданиям?

а) я хотел бы, чтобы домашние задания были;

б) не знаю, затрудняюсь ответить;

в) я хотел бы, чтобы домашних заданий не было

6.

Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

а) нет, не хотел бы;

б) не знаю;

в) да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены

7.

Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

а) рассказываю часто;

б) рассказываю редко;

в) вообще не рассказываю

8.

Как ты относишься к своему классному руководителю?

а) мне нравится наш классный руководитель;

б) не знаю, затрудняюсь ответить;

в) я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9.

Есть ли у тебя друзья в классе?

а) у меня много друзей;

б) у меня мало друзей;

в) у меня нет друзей в классе

10

Как ты относишься к своим одноклассникам?

а) мне нравятся мои одноклассники;

б) мне не очень нравятся мои одноклассники;

в) мне не нравятся мои одноклассники

Бланк ответов анкеты мотивации

1.    а.  б.  в.

2.     а.  б.  в.

3.    а.  б.  в.

4.    а.  б.  в.

5.   а.  б.  в.

6.    а.  б.  в.

7.     а.  б.  в.

8.    а.  б.  в.

9.    а.  б.  в.

10.  а.  б.  в.

Обработка результатов

I. Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
  • нейтральный (средний) ответ оценивается в 1 балл;
  • ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  • 5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  • 4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  • 3-й уровень (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно  благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  • 2-й  уровень (низкая школьная мотивация). Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. 
  • 1-й уровень (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. 

II. Качественный анализ

Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса.

При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2 или 3 человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.

При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика знаний в 5 классе, направленная на определение уровня сформированности познавательных метапредметных умений.

Стартовая диагностика  знаний  в 5 классе, направленная на определение уровня сформированности познавательных метапредметных умений....

Самопрезентация. Критерии определения уровня сформированности информационной культуры учителя.

Эссе учителя истории и обществознанияГБОУ СОШ № 1392 им. Д.В. РябинкинаБулаш Татьяны Леонидовны...

Диагностика "Определение уровня сформированности этнокультурных компетенций учащегося"

Данный материал являетсмя одним из результатов работы региональной инновационной площадки "Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества в условиях ...

Диагностические материалы по определению уровня осознанности чтения

Данная диагностика позволяет выявить уровень развития такого метапредметного навыка, как осознанности чтения....

Диагностические материалы для определения уровня сформированности предметных результатов обучающихся 1 класса

в соответствии ФГОС образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (Входная  диагностика по предметам учебного плана)...

Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».

Методика исследования уровня сформированности экологической культуры у учащихся с нарушениями интеллектаУчитывая, что школьники с нарушениями интеллекта отличаются друг от друга по уровню развития поз...