Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструирование»
рабочая программа

Татьяна Щербак

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Легоконструирование" - позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "ЛЕГОконструирование"40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13 имени Героя Советского Союза Г.К.Кулика муниципального образования Тимашевский район

Утверждено

решением педагогического совета

 МБОУ СОШ №13(протокол №1 от30.08.2021 г)

Председатель ___________________А.Н.Олейников

«___»______________2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

 «Легоконструирование»

Уровень образования – начальное общее образование, 1-4 классы

Количество часов – 135 часов

Возраст обучающихся 6,5-9 лет

Направление - общеинтеллектуальное

Форма проведения занятий – еженедельные регулярные занятий, 2 часа в неделю

Программа разработана Щербак Татьяной Александровной, педагогом-организатором МБОУ СОШ №13

на основе ФГОС начального общего образования

с учётом основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №13

с учётом методического пособия Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГОконструирование» для обучающихся 6,5-9 лет разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего  образования МБОУ СОШ №13  с использованием авторского издания Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.

Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.

Курс «ЛЕГОконструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

        Цель программы:  - развитие начального  научно-технического мышления,   творчества   обучающихся   посредством   образовательных конструкторов Лего.

Задачи программы:

- развивать образное мышление ребёнка, непроизвольную память;

- развивать умение анализировать объекты;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;

- закладывать основы бережного отношения к оборудованию;

- закладывать основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и коллектива в целом;

- формировать  умение самостоятельно решать поставленную задачу и искать собственное решение;

- подготовка к участию в конкурсах и соревнованиях по лего-конструированию.

Одной из задач реализации ФГОС НОО  является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. Главным отличием является ориентация образования на результат на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО.

Актуальность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO  позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.

Особенностью данной программы является развитие коммуникативных умений  в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение    личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты, обозначенные в «Программе воспитания МБОУ СОШ №13», в   модуле 3.2. «Курсы внеурочной деятельности».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

· вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

· формирование в кружках, секциях и детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

· создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

· поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

· поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

На изучение курса «ЛЕГОконструирование» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю продолжительностью 35 минут, во 2-4 классах – 34 часа, по 1 занятию в неделю.

                                         Содержание курса

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).

1-2 класс (68 ч)

Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, справа – слева, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше и др.) Геометрические формы в окружающем мире.

Способы соединения деталей. Конструирование по образцу, схеме, творческому замыслу. Конструирование по технологической карте. Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон. Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. Конструирование моделей «Танцующие птицы», «Умная вертушка» «Обезьянка-барабанщица» и др.

Свободное конструирование

3 -4 класс(68 ч)

Вводное  занятие. Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. Конструирование по схеме, по образцу, по технологической карте и собственному замыслу. Колесо. Ось. Ременная передача. Блоки и шкивы. Применение блоков  для изменения силы. Модель  «Машина с толкателем» Модель  «Тележка». Модель «Эскалатор» Модель«Подъемный кран»и др. Творческие проекты. Составление схем собственных  моделей. Конструирование собственных моделей. Изготовление моделей для соревнований

Планируемые результаты освоения курса

        В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания

ценностного отношения к отечественному культурному наследию;

  1. Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей 

представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении познавательных задач, выполнении экспериментов, создании проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе данной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  1. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания). 

Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы со справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности.

4. Физического воспитания и формирования культуры здоровья осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения коммуникативной компетентности в общественно полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

8. Экологического воспитания. 

экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов курса; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Метапредметные результаты

  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
  • умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
  • формирование социально адекватных способов поведения;
  • формирование умения работать с информацией.

Предметные результаты

1 -2 класс Предметными результатами изучения курса по программе «Легоконструирование» дети будут знать:

- ступенчатые способы соединения деталей и их виды;

- правила по технике безопасности труда;

- правила поведения на занятиях;

будут уметь:

- выбирать нужные детали для конструирования;

- соединять детали различными способами;

- планировать свои действия;

- объединять детали в различную композицию;

- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;

- работать в коллективе;

- находить сильные и слабые стороны конструкций;

- грамотно выражать свои мысли.

3-4 класс

- способы соединения подвижных деталей и их виды;

- виды аккумуляторов конструктора и способы их подсоединения;

- алгоритмы конструирования подвижных механизмов;

- правила по технике безопасности труда;

- правила поведения на занятиях;

будут уметь:

- соединять детали различными способами;

- характеризовать различные соединения;

- объединять детали в различную композицию;

- работать в коллективе;

- находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;

- отстаивать свой способ решения задачи;

- грамотно выражать свои мысли.

Тематическое планирование кружка внеурочной деятельности

  «Легоконструирование»

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

1-2 класс

68

Вводное  занятие. Разноцветная лесенка.

2

Конструирование по схеме.

2

Конструирование по образцу.

2

Конструирование способом «Мозаика».

2

Конструирование по образцу и схеме.

Игры с конструктором «Лего».

2

Конструирование по творческому замыслу

2

Конструирование по образцу и творческому замыслу.

2

Конструирование по технологической карте.

2

 Техника безопасности при работе с компьютером.

Названия и назначения всех деталей конструктора.

2

Программирование. Мощность мотора.

2

Программирование. Звуки. Надпись. Фон

2

Блок «Цикл»

2

Мотор и ось

2

Зубчатые колёса

2

Датчик наклона и расстояния

2

Червячная зубчатая передача

2

Кулачок

2

Рычаг

2

Шкивы и ремни

2

Модель «Танцующие птицы». Ременные передачи.

2

Модель «Умная вертушка».  Влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка.

2

Модель«Обезьянка-барабанщица». Изучение принципа действия рычагов и кулачков.

2

Модель «Голодный аллигатор»

2

Модель «Рычащий лев»

2

Модель«Порхающая птица»

2

Конструирование собственных моделей.

Соревнования  роботов

2

Покорители космоса.

2

Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон.

2

Техника безопасности при работе с компьютером.

Названия и назначения всех деталей конструктора.        

2

Конструирование по образцу и схеме.

Игры с конструктором «Лего».

2

Конструирование по образцу и творческому замыслу.

2

Конструирование по технологической карте.

2

Конструирование собственных моделей.

2

Конструирование собственных моделей.

Выставка собственных моделей.

2

3-4 класс

68

Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером

2

Конструирование по творческому замыслу.

Конструирование собственных моделей.

2

Техника безопасности при работе с компьютером.

Названия и назначения всех деталей конструктора.

2

Колесо. Ось.

2

Поступательное движение конструкции  за счет вращения колёс.

2

Конструирование по образцу и схеме.

Модель «Машина с толкателем»

2

Конструирование по образцу и схеме.

Модель« Тягач с прицепом»

2

Творческий проект «Тележка»

2

Защита проекта «Тележка»

2

Конструирование собственных моделей.

Соревнования  роботов

2

Блоки и шкивы. Применение блоков  для изменения силы.

2

Блоки и шкивы. Применение блоков  для изменения силы.

2

Конструирование по образцу и схеме.

Модель «Подъемный кран»

2

Конструирование по технологической карте. Модель «Эскалатор»

2

Ременная передача. Модель «Крутящий столик»

2

Ременная передача. Модель «Крутящийся  стульчик»

2

Творческий проект «Живые картинки»

2

Защита творческого проекта  «Живые картинки»

2

История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению.

2

Сбор моделей по представлению.

2

Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению.

2

Игры с конструктором «Лего».

2

Конструирование по технологической карте.

Модель гоночного автомобиля

2

Игры с конструктором «Лего».

2

Творческий проект «Автомобиль будущего»

2

Защита  проекта  «Автомобиль будущего»

2

Космические корабли

2

Игры с конструктором «Лего».

2

Конструирование по технологической карте.

Колесо обозрения

2

Строительство по замыслу детей

2

Дом на колесах

2

Составление схем собственных  моделей.

2

Конструирование собственных моделей.

2

Изготовление моделей для соревнований.

Соревнования среди 4 классов.

2

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИ1Я

Учебно-методическая литература для учителя

1.  Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.

3.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education: «Первые механизмы» (набор конструктора 9656);

4.Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education «Машины, механизмы и конструкции с электроприводом» (набор конструктора 9645 или 9630).

Учебно-методические средства обучения

1.Учебно-наглядные пособия:

  • схемы, образцы и модели;
  • иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
  • мультимедиаобъекты по темам курса;
  • фотографии.

2. Оборудование:

  • тематические наборы конструктора Лего;
  • компьютер;

Электронно-программное обеспечение:

  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • музыкальный центр;
  • демонстрационный экран;
  • демонстрационная доска для работы маркерами;
  • магнитная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер;
  • интерактивная доска.

Методическое обеспечение программы:

Интернет-ресурсы:

  1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
  2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
  3. http://www.lego.com/education/
  4. http://www.wroboto.org/
  5. http://www.roboclub.ru/
  6. http://robosport.ru/
  7. http://lego.rkc-74.ru/ 
  8. http://legoclab.pbwiki.com/
  9. http://www.int-edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...