План самообразования
рабочая программа (5 класс)

Экологическое воспитание младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx131.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»

Тема самообразовании:

 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


                                                                  Подготовила: Гоголева Алена Викторовна
                                                           воспитатель пришкольного интерната


п. Сосьва

2019 г.

Пояснительная записка

          Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Сохранение всего живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремлённости к прогрессу. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при форсированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране.

Таким образом, цель системы экологического воспитания младших школьников – развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности.

В 2019 г я начала работать по теме самообразованию «Экологическое воспитание младших школьников» Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии, но я думаю год экологии нужно продлевать каждый год.  Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологии в нашей стране и не только, но и во всем мире.

Цель:

Создание условий для воспитания гуманной, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества через активизацию познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей; способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  • Обучение – формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека, экологических проблемах и способах их решения; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды;
  • Развитие способностей к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде; стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
  • -изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  • -периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • - изучение нормативно-правовых документов;
  • - посещение семинаров, конференций;
  • - прохождение курсов повышения квалификации;
  • - ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  • - взаимопосещение открытых внеклассных мероприятий, организованных в школе;
  • -разработка мероприятий образовательной деятельности по экологическому воспитанию;
  • -подведение итогов анкетирования по экологии;
  • -проведение досугов, экологических, народных праздников;
  • -участие в муниципальных, всероссийских, межрегиональных, школьных, районных конкурсах.

Актуальность.

В Пояснительной записке "Программы общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации" отмечено, что одним из основных противоречий современной эпохи является всё более углубляющееся противоречие между обществом и природой. Проблема повышения экологически культурного уровня человечества сейчас стоит как никогда остро, так как она тесно связана с безопасностью дальнейшей жизни. Ведь с ростом уровня культуры растёт и степень ответственности человечества не только за свои поступки, но и за действия других людей, за сохранение своей среды обитания. На сегодняшний день у детей, как и у взрослых, преобладает потребительский подход к природе, низкий уровень восприятия экологических проблем как лично значимых. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения экологической культуры.

Существует несколько значений понятия «экология»:

1. Экология - наука об отношении растительных, животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды.

Экологические проблемы в трудах великих людей

Эрнест Геккель

Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой».

http://elenanovikova.ucoz.net/_si/0/67112194.jpg

https://avtor24.ru/spravochniki/ekologiya/ernst_gekkel_issledovatel_ekologii/

Ян Амос Коменский

 Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

http://elenanovikova.ucoz.net/_si/0/42809718.jpg

https://infopedia.su/17x4a5e.html

Виссарион Григорьевич Белинский  Ратовал за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

http://elenanovikova.ucoz.net/_si/0/37594630.jpg

http://iknigi.net/avtor-o-gazina/93773-teoriya-i-metodika-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-o-gazina/read/page-4.html

Константин Дмитриевич

Ушинский

Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников.

http://elenanovikova.ucoz.net/_si/0/15576624.jpg

http://studbooks.net/1938001/pedagogika/ushinskiy_prirode_pervonachalnom_obuchenii_detey

Экологическое воспитание обучающиеся должны получать непрерывно, но не назойливо. Этот процесс охватывает все стороны школьной и внешкольной жизни детей. Поэтому формирование экологической грамотности ребёнка происходит как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.

 Формы работы с детьми  

Тема мероприятия

Форма работы

Дгровая деятельность

сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные

Дистанционные всероссийские, региональные, районные, школьные конкурсы, олимпиады, турниры по интернету;

Беседы на экологическую тему

Беседы, презентации,

Поделки из природного материала

Выставки

Коллективная проектная деятельность

проекты

Экологический десант

Уборка территории

План работы с детьми

Формы

- образовательная деятельность по экологическому воспитанию;

-игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т.д.);

- опытно-исследовательская деятельность;

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- инсценировка сказок;

-участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету;

-проведение бесед на экологические темы;

- организация и участие в выставках поделок из природного материала, из овощей и фруктов;

- участие в общешкольных экологических акциях;

-организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;

-организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания;

-коллективная проектная деятельность.

Индивидуальная работа:

- работа с одарёнными детьми;

- подготовка детей к конкурсам;

- индивидуальная проектная деятельность.

План мероприятий с детьми на 2019-2021г.

Дата

Тема мероприятия

Форма работы

10.09

Что такое экология?

Беседа, презентация.

15.09

Дикорастущие и культурные растения нашего края.

Беседа, презентация.

23.09

Дикие и домашние животные всего мира. «Каких животных ты знаешь?»

Беседа, Игра – викторина с применением ИКТ.

28.09

Азбука правильного питания

Стенд

1.10

Что полезнее: фрукты или соки?

Беседа, просмотр видео.

4.10

Вред газировки: миф или реальность?

Просмотр видео, беседа.

20.10

Жизнь пластиковой бутылки

Презентация, беседа

28.10

Вред и польза жевательной резинки.

Просмотр видео, беседа.

11.11

Варианты отдыха на воде

Стенд

20.11

Влияние состава воды на здоровье человека

Просмотр видео, беседа.

27.11

Влияние мобильных телефонов на организм человека.

Беседа, Презентация

2.12

Чипсы: лакомство или яд?

Стенд

9.12

Автомагистраль, снег, растения и почва

Беседа, Презентация

15.12

Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности

Беседа, Презентация

20.01

Экологические проблемы моего села.

Беседа, презентация.

29.01

Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта.

Беседа, презентация.

5.02

Экологическая экскурсия в музей «Найотыр Маа»

Беседа, посещение музея.

20.02

Изготовление изделия из бумаги.

Беседа, презентация.

1.03

Фотовыставка «Природа нашей Югры»

Стенд

15.03

Мастерская изготовлении кормушек.

Презентация

4.04

Тонкий лёд

Беседа, презентация.

18.04

Весна - пришла

Беседа, презентация.

25.04

Ледоход

Беседа, презентация.

11.05

Экологический десант

Уборка территории

20.05

Что мы знаем о природе?

Беседа, презентация, прогулка.

План работы с родителями

Дата

Мероприятия

Форма работы

Сентябрь

Что нужно знать ребенку в начальной школе об экологии?

Родительское собрание: беседа, презентация, анкета.

В течении года

Привлечение родителей в участие акциях, конкурсах, проектах.

По приезду

Декабрь

Роль витаминов для укрепления здоровья.

Родительское собрание: беседа, презентация.

Май

Игра – викторина с участием родителей «Экология вокруг нас»

Игра в форме КВН.

План работы с социальными объектами

Мероприятия

Форма работы

Мероприятия совместные с музеем «Найотыр -  Маа»

Экскурсии (жилища)

Мастер-класс «Изготовление циновки»

Мастер-класс

Мероприятия  совместные с музеем «Найотыр -  Маа»

Экскурсии (одежда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (Үзбелемеңне күтәрү планы)

2015-2016 нчы елда югары категориягә аттестация үтүче татар теле һәм әдәбияты укытучысы Гыйльманов Дамир Шәрифҗан улының үзбелемен күтәрү планы....

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...