Представление педагогического опыта
материал

   Актуальность проблемы.

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Целомудровой Валентины Александровны

воспитателя ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»

Тема  моего педагогического опыта «Нравственное воспитание детей с ОВЗ»

Дата рождения:  27.04.1979г

Профессиональное образование: « Учитель начальных классов» по специальности  

 « Преподавание в начальных классах»

Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова РМ, диплом -регистрационный номер 219, дата выдачи 25.06.1999г.

Общий трудовой стаж: 21,9 год

Стаж педагогической работы:19,5 лет;

 в должности воспитателя-12,3года

Наличие квалификационной категории:  первая

Дата последней аттестации: 23.03.2017г.(Приказ № 234 от 23.03.2017г)

   Актуальность проблемы.

   В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности, жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

   Нравственное воспитание- это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

    Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним.

   В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

   Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.

   Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживания радости, а потом уже сопереживания горя.

   Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А.Аркин, причем подчеркивал, что ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Дети часто смеются без повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили его душевное состояние, разделили его радость.

   На развитие у ребенка представлений о морали, нравственном поведении оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей.       Воспитывая у ребенка сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, а затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться.
   Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
   Нравственные качества личности начинают складываться очень рано, уже в первые годы жизни. От того, как будет воспитан маленький ребенок в нравственном отношении, во многом зависит его будущее, его взаимоотношения с окружающими людьми, выполнение им своих обязанностей перед обществом и государством.

   Основная идея.

   Основную идею нравственного воспитания, я представляю в виде воспитания: духовности, гражданственности, патриотизма; гуманного отношения к людям, доброты, отзывчивости, милосердия; коллективизма, дружбы, товарищества; уважения и соблюдения законов общества; сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; здоровому образу жизни; бережного отношения к природе; культуры поведения воспитанников школы-интерната.

   Начиная работу над данной проблемой, я ставила перед собой следующие задачи:

  • создавать условия для проявления воспитанниками нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
  • изучать с воспитанниками нравственные культурные традиции, формировать чувство любви к Родине;
  • развивать творческую индивидуальность в каждом воспитаннике;
  • формировать у воспитанников желание вести здоровый образ жизни;
  • воспитывать уважение к нравственным нормам;
  • воспитывать в детях бережное отношение к природе;
  • развивать познавательный интерес.

   Известно, что формирование сознательного, активного строителя нового общества, развитие в нём творческих способностей, воспитание духовно-нравственных  свойств личности возможно лишь в коллективе. Коллективная деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, кроме поставленных ранее задач, активно решает задачи коррекционной направленности (развитие речи, обогащение словаря, активизация мыслительной деятельности).

   Теоретическая база.

   Отечественные ученые (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева и др.) заявили, что духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь. Пока ребенок растет и формируется, большое воздействие на него оказывает семья, однако, как только он попадает в коллективе, всё изменяется, появляются другие условия воздействия: это и учителя, и друзья, и все, кто их окружает.

   Я ориентирована на воспитание гражданина и патриота, а также на раскрытие способностей и талантов детей,  причем, должна находиться в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся и другими субъектами социализации с опорой на национальные традиции.

   Новизна.  

   Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением нравственного  воспитания школьников  с интеллектуальными нарушениями, научным обоснованием системы коррекционно-педагогического воздействия на нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями посредством воспитательных занятий, выявлением  условий развития нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие нравственных ценностей  детей с интеллектуальными нарушениями.

   Технология опыта.

   Воспитывая нравственное сознание, я учитываю ограниченные возможности здоровья воспитанников, возрастные особенности, уровень их речевого развития, мышления, памяти.

   Работая над проблемой, стараюсь воспитать в детях положительные черты характера и нравственные качества: чувства — совести, долга, веры, ответственности; облика — кротости, терпения, незлобивости; позиции — способности различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности преодолению жизненных испытаний.

   Эффективность нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от согласованной работы воспитателя и ребенка. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

   Осуществлять её необходимо с использованием следующих приёмов: воспитательных коррекционных занятий;

беседы;

рассказа;

 ролевых игр;

тренингов;

театрализованных представлений;

экскурсий;

целевых прогулок;

конкурсов;

викторин;

 проведения совместных праздников и мероприятий;

 организация выставок;

 изготовления поделок;

и методов:  убеждения, разъяснения, чтения, обсуждения, внушения и, конечно же, личного примера. Чтобы вся система воспитательных методов и приёмов была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие на воспитанника имело силу формирующего.

   Результативность опыта.

   Многолетняя работа по формированию положительных черт личности у детей с ОВЗ посредством нравственному воспитания дает положительные результаты. Уровень нравственных знаний этических норм моих воспитанников постоянно повышается. Это наблюдается у ребят и при выпуске из школы-интерната, и поступлении в училища.

   Нравственное воспитание- проблема всего общества. Это работа не 1 дня и даже не 1 года. Эта работа должна проводиться на протяжении всего времени, когда воспитанники находятся в школе.

   В своей деятельности использую следующие  направления в работе с воспитанницами:

    1.Нравственное воспитание 

- отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;

- нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;

- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;

- экскурсии в храм, краеведческий музей;

Приложение 1. «Мир вокруг нас»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/12/17/mir-vokrug-nas

Приложение 2. « День памяти жертв фашизма»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/09/13/den-pamyati-zhertv-fashizma

Приложение 3. «Мир моих интересов»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/10/22/beseda-prezentatsiya-mir-moih-interesov

Приложение 4. «Путешествие в страну  « Эмоций»»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/04/22/puteshestvie-v-stranu-emotsii

Приложение 5.« Сказки малочисленных  народов России»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/04/15/beseda-prezentatsiya-skazki-malochislennyh-narodov-rossii

- деятельность в области формирования правовой культуры;

- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.

- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.

   2.Патриотическое воспитание

 - воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к     Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;

Приложение 6. « Я частичка России»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/03/22/beseda-ya-chastichka-rossii

Приложение 7. « День памяти жертв фашизма»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/09/13/den-pamyati-zhertv-fashizma

« Я гражданин России», « День Защитника Отечества» и др.

   3.Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей;

Приложение 8. « Здоровым жить здорово»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/02/21/zdorovym-zhit-zdorovo

Приложение 9. « Детям знать полезно»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/05/16/beseda-prezentatsiya-detyam-znat-polezno

Приложение 10.«Наркотики, никотиномания и алкоголизм– три степени . ведущие вниз »

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/01/07/beseda-narkotiki-nikotinomaniya-i-alkogolizm-tri-stupenivedushchie

Приложение 11. « Как сохранить зубы здоровыми»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/09/13/beseda-prezentatsiya-kak-sohranit-zuby-zdorovymi

Приложение 12. «Как прожить без интернета»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/03/20/beseda-kak-prozhit-bez-interneta-0

Приложение 13. «Граница между детской шалостью и серьезными правонарушениями»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/02/15/besedagranitsa-mezhdu-detskoy-shalostyu-i-sereznym-pravonarusheniem

Приложение 14. « По дороге- не спеша»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/11/02/beseda-po-doroge-ne-spesha

«Огонь наш друг и враг», «Опасности на улице и во дворе», «Правила дорожного движения»,« Скользкая дорога»и др., а так же подвижные игры, веселые старты в течение учебного года.

    4.Трудовое воспитание-воспитание трудолюбия, добросовестного отношения ребенка к выполнению им трудовых обязанностей, которые на него возлагаются воспитателем, коллективом группы;

- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения.   Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.

Приложение 15. « Назови профессии»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/12/14/beseda-prezentatsiya-nazovi-prfessii

Приложение 16. « Кто кем трудится»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/12/14/beseda-prezentatsiya-kto-kem-rabotaet

   5.Художественно-эстетическое воспитание - развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

-организация и проведение праздников:

Приложение 17. Сценарий праздника «Новый год » ( в условиях пандемии)

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/12/17/stsenariy-2021-novyy-god-v-usloviyah-pandemii

Приложение 18.Открытое мероприятие « Малые жанры фольклора»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/09/09/malye-zhanry-folklora

Приложение 19.Открытое мероприятие « В сказку Новогоднюю…»

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2019/01/10/v-skazku-novogodnyuyu

участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.

-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.

     Наблюдая за ребятами, я пришла к выводу, что работа по воспитанию нравственной культуры дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в данном направлении  мною будет продолжаться.

   Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах  в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий.

Приложение 20. «Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями  ФГОС»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/12/14/model-organizatsii-dosuga-detey-s-umstvennoy-otstalostyu

Приложение 21. «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/12/14/russkie-narodnye-igry-kak-sredstvo-profilaktiki-povedencheskih

                                                      Список литературы.

1 Божович, Л.И., Нравственное формирование личности школьника в коллективе, 2000г.

2.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом.гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.

3.Журналы: Воспитание школьников.

4.Г.М. Дульнев»Учебно- воспитательная работа в коррекционной школе».

5.Г.А.Мишина и Е.Н.Моргачева» Коррекционная и специальная педагогика».

6.И.А.Каиров и О.С.Богданова «Азбука нравственного воспитания».

7..А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.

8.Специальная педагогика/Под. Ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.

9. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...