Внеклассное мероприятие "Почему мы так говорим?"
классный час (6 класс)

Васильева Лариса Владимировна

Внеклассное мероприятие "Почему мы так говорим?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_my_tak_govorim.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку  для учащихся 5-6 классов.  

«Почему мы так говорим?»

(о фразеологизмах)

  

План

 

1.     В чем сила фразеологизма.

2.     Игра «Кто быстрее».

3.     Конкурс «Найди пару».

4.     Игра «Поле чудес».

5.     Суперигра для победителей предыдущих конкурсов.

6.     Награждение знатоков русского языка.

 

 

 

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

                                                                               Н. В. Гоголь.

I. ВЕДУЩИЙ:

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Валится из рук          — «не клеится, не работается»;

голыми руками взять           — 'легко одолеть';

дать по рукам            —'наказать, отучить;

дать руку на отсечение        —'поручиться';

из рук в руки —'непосредственно';

как без рук     —'беспомощно';

легкая рука    —'удачное начало';

мастер на все руки  -'умелец';

не покладая рук        —'неустанно';

подать руку   —'помочь'.

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

 

Задания для учащихся проецируются на экран.

 

  1. Просмотрите сценку и ответьте на вопросы. (Выступление участников театрального кружка «Теремок»). 

 

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: — Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

—Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

- Все, следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? — удивились ребята и разжали кулаки.

- А   вот  какие,  слушайте!   Первая:   «Где  раки- зимуют?» Вторая: «Кто из своей кожи   вылезет?»   Третья:   «Кто   спит   с открытыми глазами?»

                                                                                                          (Н. С л ад ков.)

2. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

 

II. Игра «Кто быстрее?».

Подобрать по десять (можно  больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).


 

Нос

Задирать (задрать)  нос;.

вешать (повесить)  нос;

водить за нос;

зарубить на носу;

встретиться носом к носу;

клевать  носом;

не видеть дальше своего носа;.

бояться нос показать;

не показывать носа;

остаться с носом;

держать нос по ветру.

 

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

хлопать глазами;

говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);

пускать пыль в глаза (кому-нибудь);

глазом не моргнуть;

с глазу на глаз;

хоть  глаза  выколи;

смотреть чужими глазами;

открыть   (кому-нибудь) глаза;

как бельмо на глазу.

 

Нога

Унести ноги;

встать на ноги;

встать с левой ноги;

 потерять почву под ногами;

падать с ног; сбиться с ног; путаться под ногами;

ног под собой не чуять,

-одна нога здесь, другая там.

 

Язык

Язык проглотил;

прикусить язык;

найти общий язык;

сорваться с языка;

язык не поворачивается;

развязать  язык;

не сходить с языка (у кого-нибудь);

острый на язык;

язык до Киева доведет;

тянуть .за язык (кого-нибудь),

держать  язык   за  зубами.

 

 

Голова

Человек с головой;

морочить голову (кому-нибудь) ;

вскружить голову;

потерять голову;

не сносить головы;

отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь);

как снег на голову;

голова идет кругом;

свалить с больной головы на здоровую;

постоять головой (за что-нибудь) .

Зуб

Говорить сквозь зубы;

иметь зуб;

зуб на зуб не попадает;

в зубах навязло;

положить зубы на полку;

ни в зуб ногой,

скалить зубы;

попасть на   зуб (кому-нибудь);

зубы заговаривать.


 

 

III. 1.  «Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:


 

хоть иголки собирай

заваривать кашу

по чайной ложке

коломенская верста

чуть свет

повесить нос

жить душа в душу

сидеть сложа руки

 

ни зги не видно

воспрянуть духом

на ночь глядя

от горшка два вершка

как кошка с собакой

одним духом

расхлебывать кашу

не покладая рук


 

 

2. На плакате — надпись: «Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями   животного   мира»  — нарисованы комар, мышь, свинья, курица,  кот, рак, бык.

В своих ответах ребята называли такие идиомы:

как мышь на крупу, кот наплакал, когда на горе свистнет, брать быка за рога, комар не подточит, метать бисер перед свиньями,  носиться как курица с яйцом и т. п.

 

IV. Игра «Поле чудес».

 

Ведущий объявляет условия игры: на игровом поле лежат разные предметы (камень, горошек, ступа, решето, шляпа, рог, лыко), крутится вертушка. Играющий должен назвать фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка вертушки.

 

V. Суперигра.

 

Игрокам предлагаются четыре картины. На первой изображен веселый чертик и подпись: у черта на куличках; на второй — древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова пята; на третьей — буква «ять» и подпись: знать на ять; на четвертой — несколько насекомых и подпись: показать кузькину мать. Участники суперигры должны объяснить значение и происхождение выражений у черта на куличках, ахиллесова пята, знать на ять, показать кузькину мать.

Варианты ответов:

У черта на куличках — очень далеко. Первоначальное значение выражения «где-то далеко в лесу» Кулички, кулига — расчищенная лесная поляна.

Ахиллесова пята — уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына за пятку, окуная в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой в пятку.

Знать на ять — знать очень хорошо. «Ять», буква в дореволюционном русском алфавите, произносящаяся, как «е». Тот, кто писал правильно слова с «ять», считался грамотным человеком.

Кузькина мать (показать кузькину мать) — жестоко наказать. Кузька — небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Считался бичом крестьян: налетал на хлебные злаки и высасывал молодые зерна.

 

VI.

Подведение итогов, награждение победителей – активных участников игр и конкурсов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...