рабочая программа по СВПО 9 класс
рабочая программа (9 класс)
рабочая программа по СВПО 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс». М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение слагаемого выбора профиля обучения в 9 классе отводится 1 час в неделю
( 34 часа).
Цель курса – оказание психолого– педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.
Задачи курса:
- Сформировать у обучающихся представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам.
- Способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.
- Обеспечить школьников способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
- Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Данный курс является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей. Этот курс знакомит обучающихся с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих слов обеспечивает учащимися принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, а также позволяет им сделать выбор соответствующего модуля (военные профессии, строительство и архитектура и т.д.).
Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор.
Также целесообразно предложить обучающимся сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и реальное «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать « педагогически - провокационную» ситуацию столкновения таблиц принятия решения. Работа с ними позволит обучающимся формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно» соотносить аргументы « за и против» совершаемого выбора профиля.
Завершается ориентационный курс индивидуальными и групповыми консультациями, процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/уметь
- представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности.
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | |
Всего | Практические занятия | ||
1 | Твои возможности без границ | 6 | 1 |
2 | Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда | 5 | 1 |
3 | Рынок труда и образовательных услуг | 6 | 1 |
4 | Пути продолжения образования и приобретения профессии | 4 | 1 |
5 | Притязания человека и его профессиональная карьера | 4 | 1 |
6 | Принятие решения о выборе профиля обучения | 4 | 1 |
7 | Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории | 3 | 1 |
8 | Индивидуальные и групповые консультации | 2 | |
Итого | 34 | 7 |
Календарно- тематическое планирование
Дата | № | Название темы | Кол-во часов | Примечание | |
план | факт | ||||
Твои возможности без границ | |||||
1 | Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы | 1 | |||
2 | Понятие профиля обучения. Право на собственное содержание образования. | 1 | |||
3 | Возможности и ограничения. Вера в успех. | 1 | |||
4 | Противоречия мира профессионального образования и профессионального труда. | 1 | |||
5 | Человек как «деятель» общественной пользы. | 1 | |||
6 | Интерес к собственному будущему. Выполнение эвристических заданий | 1 | |||
Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда | |||||
7 | Особенности индустриального общества и постиндустриального. | 1 | |||
8 | От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальности. | 1 | |||
9 | Изменения, происходящие в обществе, и их влияние на жизнь человека. | 1 | |||
10 | Самобытность человека в меняющемся мире. | 1 | |||
11 | Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Выполнение эвристических заданий. | 1 | |||
Рынок труда и образовательных услуг | |||||
12 | Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура. | 1 | |||
13 | «Синие», « белые» и «золотые» воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знаний. | 1 | |||
14 | Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. | 1 | |||
15 | Человек как субъект выбора. Индивидуальные и профессиональные качества человека. | 1 | |||
16 | Помощники человека в поиске работы. | 1 | |||
17 | Образование и профессия. Выполнение эвристических заданий | 1 | |||
Пути продолжения образования и приобретения профессии | |||||
18 | Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. | 1 | |||
19 | Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). | 1 | |||
20 | Рынок образовательных услуг. | 1 | |||
21 | Риски предстоящего выбора. Выполнение эвристических заданий. | 1 | |||
Притязания человека и его профессиональная карьера | |||||
22 | Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. | 1 | |||
23 | Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех. | 1 | |||
24 | Способы согласования притязаний человека с требованиями к его профессиональной деятельности. | 1 | |||
25 | Определение и характеристика « формулы успеха». Практическая работа. | 1 | |||
Принятие решения о выборе профиля обучения | |||||
26 | Определения понятия « готовность к принятию решения» | 1 | |||
27 | Характеристика компонентов и вариантов профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения. | 1 | |||
28 | «Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля обучения. | 1 | |||
29 | Согласование рационального и интуитивного в выборе. Практическая работа. | 1 | |||
Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории | |||||
30 | Значимость способностей в выборе профиля обучения и пути продолжения образования. | 1 | |||
31 | Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы. | 1 | |||
32 | Критерии готовности к принятию решения о выборе обучения. Практическая работа. | 1 | |||
Индивидуальные и групповые консультации | |||||
33 | Консультации: уточняющие и корректирующие выбор профиля обучения. | 1 | |||
34 | Информирование о возможностях получения психологической и медицинской консультативной помощи специалистов. | 1 | |||
Итого | 34 |
Содержание
Твои возможности без границ (6 ч).
Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы. Понятие профиля обучения. Право на собственное содержание образования. Возможности и ограничения. Вера в успех. Противоречия мира профессионального образования и профессионального труда. Человек как «деятель» общественной пользы. Интерес к собственному будущему. Выполнение эвристических заданий.
Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда (5 ч).
Особенности индустриального общества и постиндустриального. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальности. Изменения, происходящие в обществе, и их влияние на жизнь человека. Самобытность человека в меняющемся мире. Слагаемые оценки труда ученика старшей школы, студента, современного профессионала. Выполнение эвристических заданий.
Рынок труда и образовательных услуг (6 ч).
Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура. «Синие», « белые» и «золотые» воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знаний. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Человек как субъект выбора. Индивидуальные и профессиональные качества человека. Помощники человека в поиске работы. Образование и профессия. Выполнение эвристических заданий.
Пути продолжения образования и приобретения профессии (4 ч).
Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Риски предстоящего выбора. Выполнение эвристических заданий.
Притязания человека и его профессиональная карьера (4 ч).
Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех. Способы согласования притязаний человека с требованиями к его профессиональной деятельности. Определение и характеристика « формулы успеха». Практическая работа.
Принятие решения о выборе профиля обучения ( 4 ч).
Определения понятия «готовность к принятию решения». Характеристика компонентов и вариантов профиля обучения. Факторы выбора профиля обучения. «Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля обучения. Согласование рационального и интуитивного в выборе. Практическая работа.
Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории (3 ч ).
Значимость способностей в выборе профиля обучения и пути продолжения образования. Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы. Критерии готовности к принятию решения о выборе обучения. Практическая работа.
Индивидуальные и групповые консультации (2 ч).
Консультации: уточняющие и корректирующие выбор профиля обучения. Информирование о возможностях получения психологической и медицинской консультативной помощи специалистов.
Учебно- методическое обеспечение
- С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (учебное пособие), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006.
- С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (книга для чтения), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006
Приложения:
- Ваше будущее профессиональное образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся.
№ п/п | Области знаний. | Очень. | Нравиться. | Не нравиться. |
1 | Математика. | |||
2 | Русский язык. | |||
3 | Литература. | |||
4 | История. | |||
5 | Обществознание. | |||
6 | География. | |||
7 | Биология. | |||
8 | Физика. | |||
9 | Химия. | |||
10 | Технология. | |||
11 | Иностранный язык. | |||
12 | Информатика, программирование. |
2. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
1 – продолжить обучение в вузе;
2 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;
3 – работать;
4 – пока не знаю.
3. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9 класса?
1 – продолжить обучение в школе;
2 – продолжить обучение в профильных 10 – 11 классах;
3 – учиться экстерном;
4 – учиться в вечерней школе;
5 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;
6 – пока не знаю.
4. С какой сферой деятельности вы связываете свою будущую профессию.
№ п/п | Сферы деятельности | Да. | Нет. |
1 | Техника, производство, материальные технологии. | ||
2 | Информационные техника и технологии. | ||
3 | Медицина. | ||
4 | Строительство. | ||
5 | Транспорт. | ||
6 | Торговля. | ||
7 | Сервис, обслуживание населения, услуги. | ||
8 | Педагогика. | ||
9 | Экономика, организация и управление. | ||
10 | Армия, милиция. | ||
11 | Право, юриспруденция. | ||
12 | Психология. | ||
13 | Искусство. | ||
14 | Фундаментальная наука. | ||
15 | Литература, история. | ||
16 | Другое. | ||
17 | Пока не знаю. |
5. Какое образование имеют ваши родители?
№ п/п | Образование. | Мать. | Отец. |
1 | Неполное среднее. | ||
2 | Среднее. | ||
3 | Начальное профессиональное (например, профессионально – техническое училище. ) | ||
4 | Среднее профессиональное (например, техникум, колледж. ) | ||
5 | Высшее. | ||
6 | Не знаю. |
6. Какие профессии имеют ваши родители?
№ п/п | Профессии. | Мать. | Отец. |
1 | Рабочие массовых профессий. | ||
2 | Рабочие высокой квалификации. | ||
3 | Служащие. | ||
4 | Медицинские работники. | ||
5 | Педагоги, учителя, преподаватели. | ||
6 | Научные работники. | ||
7 | Торговые работники. | ||
8 | Военнослужащие, милицейские работники. | ||
9 | Экономисты, бухгалтеры. | ||
10 | Работники сферы услуг, сервиса, обслуживания. | ||
11 | Работники искусств. | ||
12 | Управляющие, менеджеры. | ||
13 | Юристы | ||
14 | Другое. | ||
15 | Не знаю. |
7. Если бы вам предоставился выбор профильных 10 -11 классов, то такой профиль вы бы выбрали?
№ п/п | Профиль обучения. | Да. | Нет. |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 |
8. Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности и профильных 10 – 11 класса?
№ п/п | Факторы выбора. | Да. | Нет. |
1 | Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя. | ||
2 | Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении. | ||
3 | Профессии родителей. | ||
4 | Школьные предметы, которыми бы вы хотели углублённо заниматься. | ||
5 | Художественная литература, кино – и видеофильмы, СМИ. | ||
6 | Собственный практический опыт профессиональной работы. | ||
7 | Примеры и опыты друзей, знакомых. | ||
8 | Советы родителей или других родственников. | ||
9 | Рекомендации учителей. | ||
10 | Дополнительное ( внеклассное) образование. | ||
11 | Пока ничего не повлияло, выбор не сделан. |
9. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии ( а также специальности, должности, места работы).
№ п/п | Факторы выбора. | Да. | Нет. |
1 | Соответствующий вашим особенностям характер работы( умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.) | ||
2 | Благоприятные условия работы ( характеристики рабочего места , напряженность рабочего графика и др.) | ||
3 | Возможность постоянного повышения квалификации. | ||
4 | Сообразность задатков вашей личности. | ||
5 | Возможность профессионального роста, успешной карьеры. | ||
6 | Востребованность на рынке труда. | ||
7 | Достаточная престижность профессии. | ||
8 | Достойный уровень оплаты труда. | ||
9 | Ничего, просто нравится такая профессия. |
10. Какие предложения вы считаете необходимо осуществить в 10 – 11 классах для вашего успешного профессионального самоопределения?
№ п/п | Предложения. | Да. | Нет. |
1 | Увеличить объем информации о мире труда и профессий, соответствующих им путей продолжения образования. | ||
2 | Ввести в школах преподавание профориентационных курсов. | ||
3 | Увеличить возможности диагностирования и самодиагностирования профессионально важных качеств. | ||
4 | Увеличить объём сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях. | ||
5 | Чаще проводить экскурсии на различные предприятия. | ||
6 | Организовать технологические и предпрофессиональные практики. | ||
7 | В профильных классах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии. | ||
8 | Предоставить возможность выполнения проб выбора профиля обучения. | ||
9 | Приблизить содержание образования к практической деятельности людей. | ||
10 | Учитывать устремления и склонность учащегося в уровне преподавания школьных предметов. | ||
11 | Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения. |
| |
12 | Ничего менять не надо. |
11. Что может помешать вам осуществить ваши профессиональные планы?
№ п/п | Препятствие. | Да. | Нет. |
1 | Неправильный выбор места продолжения образования , профессии, специальности, профильных 10 – 11 класса. | ||
2 | Трудности получения профессионального образования и освоения профессии. | ||
3 | Неполнота знаний об особенностях выбранной профессии. | ||
4 | Недостаточная подготовленность к профессиональному образованию. | ||
5 | Невысокая вероятность найти работу по специальности, резкие изменения рынка. | ||
6 | Проблемы со здоровьем. | ||
7 | Семейные обстоятельства. | ||
8 | материальное положение семьи. | ||
9 | Недостаточное знание своих качеств и способностей. | ||
10 | Другое. | ||
11 | Ничего не может помешать. |
12.Если бы вам был предоставлен свободный доступ в Интернет, какие сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов?
№ п/п | Интерес – сведения. | Да. | Нет. |
1 | Сведения о различных заведениях профессионального образования, правилах приёма в них. | ||
2 | Рассказы о разных профессиях и путях их получения. | ||
3 | Тесты для диагностирования своих профессиональных ваших качеств. | ||
4 | Требования на вступительных экзаменах в различных учебных заведениях профессионального образования. | ||
5 | Перспективы изменения регионального рынка труда на ближайшие 10 лет. | ||
6 | Возможности и условия получения профессионального образования за рубежом. | ||
7 | Списки учебных пособий( книги, видеофильмы, CD,DVD и др.)по профориентации и профессиональному самоопределению; условия их приобретения. | ||
8 | Общение со сверстниками о выборе будущей профессии. | ||
9 | Другое. | ||
10 | Ничего не нужно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/11/picture-23412.jpg)
Рабочая программа по СВПО "Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования" (элективный ориетационный курс)
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-840684-1602345319.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/26/picture-1417543-1661525474.jpg)
Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....