Совместная деятельность по познавательному развитию «Признаки осени. Деревья»
методическая разработка

Барагина Ольга Николаевна

Совместная деятельность на прогулке, в процессе которой дети закрепляют базовые представления по теме "Осень. Признаки осени. деревья", исследуют живую природу, устанавливают логические взаимосвязи между происходящими изменгениями в природе, учатся ориентироваться по карте, измерять предметы при помощи условной мерки, знакомятся с новыми развивающими играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по познавательному развитию «Признаки осени. Деревья»

Задачи:

  1. Формировать представление о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее.

  1. Продолжать знакомить детей с многообразием родной природы – деревьями; побуждать устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей),

  1. Обогащать и уточнять представления детей о деревьях, учить наблюдать, развивать стремление исследовать объекты живой и неживой природы, применяя различные средства и инструменты, закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования, актуализировать умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, обогащать словарь в рамках лексической темы, развивать речевое дыхание.

  1. Развивать познавательский исследовательский интерес, любознательность, произвольное внимание, мыслительную активность, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать) и способы ее выполнения (как делать), понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, слева – справа) , закреплять представление о размерной линейке (большой – маленький, толстый – тонкий, длинный - короткий, высокий – низкий) ), умение ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствиями со знаками – указателями на схеме (карте).

  1. Побуждать детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, выполнять общую задачу, участвовать в коллективных играх

  1. Создавать условия для реализации  здоровьесберегающих технологий,  (прогулка на свежем воздухе, речевая гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамические упражнения, подвижная игра), развивать общую и мелкую моторику, основные виды движений.

  1. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к природе, стремление знать и любить свой край, держать в порядке свою территорию.

Оборудование и материалы: лупы в сумочках, сумка для воспитателя, карта, фото берез, липы и клена, и компостного ящика, мяч смайл, рюкзак для мяча, корзинка, железная лопата, грабли, бумажные пакеты, телефон.

Дети спускаются со ступенек, воспитатель предлагает построиться детям полукругом

В: С самого начала сентября мы ходили с вами в гости к деревьям, рассматривали и изучали их. Сегодня я приглашаю вас на очередную прогулку, чтобы продолжить знакомство с природой нашего участка.

Скажите пожалуйста: Какая сегодня погода? Какое небо? Есть ли ветер? (ответы детей) А какое сейчас время года вы не забыли?

Пальчиковая гимнастика:

Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)

Приходи!
(Зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)

Погляди!
(Ладони в стороны и вверх)

Листья желтые кружатся,
(Плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.
(Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет,
(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,
(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,
(«Птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.
(Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем
(Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем
(Топаем ногами)

Учим месяцы:
(Ладонями стучать по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
(Кулак, ребро, ладонь)

И еще: Для сегодняшней прогулки нам понадобятся инструменты – лупы. Вы сами положили их в сумочки и мы достанем их только тогда, когда я скажу!

Сегодня мы пойдем по карте. Мы уже знакомы с картой, я напоминаю вам, что места наших остановок  на ней обозначены красными кружками и я предлагаю вам рассмотреть карту и найти точку, из которой начнется наше сегодняшнее путешествие. А теперь посмотрите и скажите: в какую сторону мы сегодня отправимся? (ответы детей)

Хорошо! А теперь построимся в пары. Только у меня есть одно условие: девочка встает в пару с мальчиком.

Построились? - Запомните свою пар и не теряйте ее! Пока мы идем по маршруту, обозначенному на карте, вы будете помогать друг другу в пути.

Так в какую сторону мы отправимся? ( налево).

Дети вслед за воспитателем двигаются вдоль берез до калитки с собачкой.

(Справа от калитки  березы, на которых закреплены номера  3, 4, 5.Слева, то есть дальше по пути следования – березы с номерами 1 и 2).

Стоп! Что это нарисовано на карте? (собачка) А вы ее здесь видите? (на калитке). Ага! Теперь и я вижу. Значит мы пришли правильно!

Давайте построимся полукругом напротив березок с номерами 3. 4, 5, но пару свою не теряйте.

А теперь я вам хочу кое – что показать

Воспитатель достает из рюкзака фото березки, наклеенное на картон (формат А4).

Эту фотографию я сделала в конце сентября. Помните, тогда только начинался листопад и были очень сильные ветра? Узнаете? Где сделано это фото?. Давайте сравним фотографию с тем, что видим сейчас. Что изменилось? (листья пожелтели и почти все облетели). А теперь посмотрите под ноги. Что вы видите на земле, кроме листьев? (ветки) А почему они оказались на земле? (ответы детей). А сейчас первая и вторая пара погладит березку, которая на них смотрит. Только осторожно, не наступайте на корни деревьев!(3) Третья и четвертая следующую березку (4) , а последнююю березку погладит пятая пара (5)( дети гладят березы).

Останьтесь рядом с березками, которые вы погладили. Стволы березок гладкие или шероховатые (шероховатые). А как вы думаете, почему? Что есть на стволах? (трещины)

А вот это фото я сделала в начале сентября, когда вы только пришли в детский сад, на улице было довольно тепло и можно было наблюдать насекомых (воспитатель достет фото с муравьями на березе и показывает его всем) А в последнее время на прогулке  вы насекомых видите? (нет) А почему? (наступила осень: они спрятались в земле, под листьями, в коре деревьев).

Сейчас предлагаю достать из кармашков ваши лупы. Достали?  и рассмотреть трещины на березе: вдруг мы все – таки увидим какое – нибудь насекомое?  (дети достают лупы и рассматривают трещины на своих березах, воспитатель  обходит всех детей, они делятся впечатлениями).

А теперь давайте найдем свою пару и построимся  напротив калитки с собачкой! А я сфотографирую березки, чтобы мы знали. Какими они были в конце октября.

Воспитатель поднимает упавшую ветку и показывает ее детям:

Как вы думаете, что толще – ветка или березовый ствол? (ствол) А как вы думаете, все березки по тощине одинаковые или разные? (ответы детей)

Давайте проверим?

Одной рукой вы держите за руку свою пару, одна рука у вас свободна. Давайте вытянем свободные руки в стороны – длинные у нас руки? (Длинные). А давайте попробуем измерить толщину березовых стволов, используя длину руки. Сейчас каждая пара подойдет к своей березке, первая пара к первой, вторая ко второй итд. Только осторожно, не наступайте на корни деревьев!

А теперь пусть мальчики обнимут ствол березки рукой так, как будто обнимают друга, а девочки посмотрят, получилось у мальчиков обхватить весь ствол или нет? Каждая девочка смотрит на своего мальчика. Получилось? (нет). Хватит нам длины одной руки? (нет). А теперь очередь девочек. Они попробуют обнять березку двумя руками как подружку, а мальчики посмотрят, получилось у девочек или нет? (получилось)

Сколько рук нам понадобилось, чтобы обхватить весь ствол? (две).

А кому было труднее всего обнять березку ? (дети называют номер) Давайте вернемся на асфальтовую дорожку, построимся напротив берез и посмотрим,  ствол какой березы выглядит самым толстым? (дети смотрят и отвечают).

А теперь давайте заглянем в нашу карту, чтобы построить дальнейший маршрут.  Вы говорите, что нужно повернуть налево? Тогда строимся парами и идем..

Дети с воспитателем доходят до конца асфальтовой дорожки и сворачивают на тропинку, направо. Красный кружок на карте предлагает им сделать остановку у куста, на котором нарисован смайлик.  

Какой смешной! А вы его видите? (Дети находят мяч) воспитатель предлагает им поиграть в игру.

Игра с мячом «Слово наоборот». Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит начало фразы, ребенок заканчивает фразу словом, противоположным по значению.

Например: у клена лист большой, а у березы... маленький.

У березы кора светлая, а у клена...темная.

Дорога широкая, а тропинка ...узкая

Ствол толстый, а ветка...тонкая

Кусты низкие, а деревья...высокие

Летом на улице тепло, а осенью...холодно.

Палец короткий, а рука...длинная.

Снег белый, а земля ...черная.

Физкультурный зал расположен близко от нашей группы, а музыкальный, ...далеко.

Без друзей грустно, а с друзьями...весело.

Вам нравится этот мяч? Что мы будем с ним делать? Тогда возьмем с собой!

Сверим наш маршрут с картой. Куда нам идти? Тогда находим свою пару и вперед.

дети с воспитателем доходят по узкой тропинке, уводящей вглубь до своего участка, снова заглядывают в карту и видят кружочек на карте и липовый лист рядом, и останавливаются у красавицы липы.

Рассмотрим фотографию липы. Какие изменения произошли с ней? (ответы детей). Давайте я сфотографирую липу, чтобы мы могли потом вспомнить, какой она была конце октября.Есть еще обозначение на карте. (показывает детям точку и квадратик с кленовым листом) и у меня есть еще одна фотография. (показывает фотографию клена).

Скажите, что изменилось?Скажите, с какой стороны клена листва еще сохранилась? (справа) А почему осенью листья облетают с деревьев? (им не хватает питания, дерево готовится к зиме и сбрасывает листья, чтобы накопить сил до весны, когда нужно будет вырастить новые листочки)

Я сфотографирую клен, чтобы мы могли посмотреть, каким он был в конце октября

А теперь я попрошу каждого мальчика найти и поднять кленовый лист, а девочку липовый лист. (дети выполняют просьбу воспитателя)

На что похож кленовый лист? (на ладошку). А липовый ( на сердце).

А дерево похоже на человека? (да) Что общего у дерева и человека? (ответы детей)

Тогда давайте выполним упражнение «Расскажи стихи руками»

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Сильными, большими

Ноги - это корни          (раздвигают ноги шире)

Их расставим шире

Чтоб держали дерево (сжатый кулак ставят)

Падать не давали         (над другим кулаком)

Из глубины далеких    (наклоняются, складывают ладошки чашкой)

Воду доставали,             (разгибаются)

Тело наше - ствол могучий  (раскрытыми ладонями проводят вдоль тела

                                                 сверху вниз)

Он чуть-чуть качается          (покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой острой   (складывают ладошки шалашиком острым

                                                   концом вверх)

В небо упирается,                (поднимают соединенные руки вверх)

Наши руки - это ветви  (раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы

                                       направляют от себя)

Крону вместе образуют    (смыкают пальцы над головой)

В кроне им совсем не страшно (качают головой)

Когда ветры сильно дуют          (качают поднятыми руками)

Пальцы - веточками будут         (шевелят пальцами обеих рук)

Листья закрывают их                (прикрывают одну ладонь другой)

Как придет за летом осень        (поднимают вверх правую руку, затем левую)

 Разлетятся листья вмиг          (разводят руки в сторону).

А какие еще деревья кроме клена и липы есть у нас на участке? (береза, рябина, ольха)

Посмотрите себе под ноги. Много еще разных листьев у нас под ногами. Давайте поиграем в интересную игру, которая называется

«Лети, листок...». Для этого нужно построиться в хоровод.

 

Осень в гости к нам пришла,    

Дождь и ветер принесла.                      

Дети берутся за руки и идут по кругу.

Ветер дует, задувает,                    

С веточек листы сдувает.    

Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.

         

Листья на ветру кружатся              

И под ноги нам ложатся.

Ребята разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают

Ну, а мы гулять пойдем                

И листочки соберем.  

Берите по одному листочку,вставайте в круг и покажите мне свои листочки.   

(дети выполняют)

А теперь держите свои листочки крепче, потому что подул ветерок. Дуйте на листочки. Воздушная струя сильная, воздух уходит вперед. Щеки не надуваем. (дети дуют)

Ветер становится сильней (дети дуют сильней) .

А теперь ветер слабеет, дуйте несильно, слегка (дети выполняют).

А теперь играем дальше!               

 Воспитатель выходит на середину круга с корзиной и говорит:

«Листочек от рябинки – лети в мою корзинку.

Ребята, в руках которых листочки рябины, подбегают и кладут их в корзинку.

Липовый листок, лети сюда, дружок.

Листочек от березы, лети, не жди мороза

Кленовый листок, лети и ты, дружок.

Лети, листок ольховый,  хоть выглядишь, как новый.

Крепчают ветра  - и тебе пора!

Молодцы! Со всех деревьев листочки знаете!

Пора заглянуть в нашу карту и посмотреть, где мы еще не были?

Дети смотрят на карту и видят, что значков больше нет.

Наш маршрут окончен, но вы помните, что в группе у нас со вчерашнего дня висела фотозагадка. Я хочу показать вам ее еще раз. (воспитатель показывает детям фото компостного ящика)

Вы не смогли ее отгадать. А теперь сможете? (ответы детей). Попробуйте отыскать эту фотозагадку на участке и находят компостный ящик.

А для чего нам нужен этот ящик (чтобы складывать в него листья)

А для чего мы склыдываем туда листья? ( чтобы они перегнили, стали землей, тогда мы сможем присыпать этой землей оголившиеся корни деревьев на нашем участке, чтобы укрыть их от морозов зимой)

 А давайте рассмортим получше, что там происходит внутри? Доставайте свои лупы, они вам в этом помогут. ( воспитатель предлагает рассмотреть верхний слой листьев)

Вы видите какие – нибудь изменения или листья такие же как на земле? (такие же) Тогда давайте посмотрим глубже. Сделайте, пожалуйста, шаг назад (воспитатель достает из рюкзака раскладную железную лопатку, переворачивает слои листьев, добираясь до дальних)

Ребята, мы складываем в этот ящик листья с прошлой осени. Посмотрите, что произошло с прошлогодними листьями (сгнили, рассыпались, потемнели)

На что они похожи (на землю). Давайте посмотрим на них еще, может быть в них кто – то прячется? (воспитатель переворачивает слои в надежде обнаружить спрятавшихся насекомых, если насекомых нет, говорит детям, что они видимо выбрали себе другое место для зимовки. Если насекомые обнаружены, их рассматривают, затем укрывают слоем листьев)

Ребята. А у нас в компостном ящике еще есть место. У меня есть бумажные пакеты. А грабли спрятаны за беседкой. Может быть, мы уберем листья на участке? Согласны? (Да!)

Дети заканчивают прогулку уборкой участка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность как средство развития ребёнка в пришкольном интернате

Краткое описание методов совместной деятельности в работе с детьми-воспитанниками учреждения интернатного типа...

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей 6-7 лет с использованием экспериментирования. «Незнайка у ребят в детском саду».

Знакомство детей с понятием одушевленные и неодушевленные свойства тел, твердое, жидкое, газообразное состояние....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Фрукты"

Комплексное занятие с детьми среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему « В мире книг» для детей младшей группы

Цель:  обобщение первичных представлений  об окружающем мире по темам: животные (домашние и дикие), овощи и фрукты, произведения художественной литературы....