Совместная деятельность как средство развития ребёнка в пришкольном интернате
статья на тему

Миягашева Елизавета Александровна

Краткое описание методов совместной деятельности в работе с детьми-воспитанниками учреждения интернатного типа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миягашева Елизавета Александровна, воспитатель

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» Аскизского района Республики Хакасия

Совместная деятельность как средство развития ребёнка в пришкольном интернате

Пришкольный интернат – это особая жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок, имеющая ряд специфических особенностей, оказывающих большое влияние на развитие личности ребенка. Жизнь детей в учреждениях интернатного типа подчиняется жестко установленным требованиям, это касается как межличностного общения, так и разнообразных сфер деятельности.

В пришкольном интернате МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» в качестве одного из средств организации ведущей деятельности выступает совместная деятельность детей друг с другом и взрослыми.

В интернате практически нет места для самостоятельности, для свободного действия, поэтому именно в совместной деятельности возможно предоставление самостоятельности и свободы ребенку, когда он может предложить и реализовать собственные идеи, собственные формы работы.

Совместная деятельность – это пространство для практического общения и взаимодействия взрослых и детей. В совместной деятельности общение приобретает практический характер. Взрослые и дети общаются ради общей цели, общей деятельности, а не ради поддержания дисциплины и порядка. Каждый участник деятельности может выказывать свое мнение, выражать свое отношение. Дети в результате приобретают навыки общения, навыки устанавливания контактов друг с другом, навыки взаимодействия и координирования своих действий, дети усваивают образцы приемлемого общения и поведения, и что особенно важно, что это происходит в реальной ситуации, а не на теоретических занятиях, оторванных от практики. 

В совместной деятельности присутствует игровая форма, когда воспитанники вместе придумывают сюжет игры, правила и строго их придерживаются, координируют действия каждого участника. Игра является первым образцом собственно совместной деятельности детей. Это способствует формированию произвольности поведения, самоконтроля, ответственности. В игре дети легче устанавливают взаимоотношения между собой, учитывают мнения каждого. Организовываются игры так, что дети приводят их к концу самостоятельно. При планировании игры обязательно учитывается мнение каждого и охотно принимает всякое предложение.

Итак, в результате организации совместной деятельности и общения детей друг с другом и с другими взрослыми, воспитатели Аскизского пришкольного интерната получают возможность влиять на развитие ребенка, через его интересы, увлеченность, творчество. А их воспитанники в процессе совместной деятельности обучаются работать в группе, получают навыки сотрудничества, разделения труда; развиваются ответственность, взаимопомощь, самоконтроль. Они учатся ставить объективные оценки себе и окружающим, соотносить свои интересы с намерениями других и общей целью. В групповой работе дети учатся нести ответственность за свою деятельность и поступки, находить компромисс, избегать конфликтов и мирно решать их в случае необходимости.

В совместной развивающей деятельности взрослый не подавляет детскую самостоятельность, инициативу и творчество, а, наоборот, поощряет к активности ребенка и принятию самостоятельных решений, выступает как помощник, советчик, демонстрируя самостоятельное, ответственное поведение.

Таким  образом, специально организованная совместная деятельность ребенка и взрослого в пришкольном интернате Аскизского лицея-интерната, основанная на принципах авторства, свободы и самостоятельности, каждого участника процесса, позволяет сгладить отрицательные воздействия особенностей организации жизнедеятельности интерната.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Проект "Сладкий малыш на подоконнике...." в интегрированном классе....

Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната

В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...

Театрально-игровая деятельность, как средство развития речи ребёнка

Тема: Театрально-игровая деятельность, как средстворазвития речи ребёнка.Работаю учителем-логопедом в Синарском детском доме 12 лет. В нашем учреждении воспитываются дети разного возраста и разными об...

"Музыка как средство развития ребёнка" консультация для воспитателей ДОУ

Консультация для воспитателей ДОУ "Музыка как средство развития ребёнка....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Совместная деятельность по познавательному развитию «Признаки осени. Деревья»

Совместная деятельность на прогулке, в процессе которой дети закрепляют базовые представления по теме "Осень. Признаки осени. деревья", исследуют живую природу, устанавливают логические взаи...