Живая и неживая природа.
методическая разработка

Барагина Ольга Николаевна

Экологическая прогулка для старших дошкольников,, которая поможет педагогу дать детям базовые понятия, на знании которых будет строиться дальнейшая экологическая работа в старшей и подготовительной группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoprogulki_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Живая и неживая природа.

1.Обобщить и систематизировать представление детей о живой и неживой природе, зафиксировать внимание на том, что эти понятия тесно связаны между собой.

2.Рассмотреть объекты живой природы на прогулочном участке, уточнять и развивать представления об известных деревьях и кустарниках, познакомить с новыми экологическими объектами.

3. Донести до детей мысль о том, что человек – часть живой природы, его жизнь тесно связана с ней.

4. Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе, стремление наблюдать за ней, быть готовым ей помочь.

Ребята, сегодня у нас не совсем обычная прогулка. Мы с вами начнем знакомиться с природой наших участков.

А что же такое природа?

Это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. Природа бывает живой и неживой.

Живая природа – те предметы, которые могут дышать, двигаться, питаться, жить, развиваться и умирать. То есть это все живущие вокруг нас животные и растения. Человек – тоже часть живой природы.

К неживой природе относится воздух, солнце, ветер, вода, почва, камни, облака, полезные ископаемые итд.

Всему свое время, и пока наши растения радуют нас веселым шумом и зеленой листвой, мы будем говорить о живой природе.

Я предлагаю вам прогулку по экологической тропе детского сада. Давайте мы рассмотрим объекты живой природы: деревья, кустарники, которые имеются на прогулочном участке нашего детского сада.

Воспитатель предлагает детям обойти вокруг детского сада, назвать знакомые природные объекты, уточнить представления об их внешнем виде, поделиться сведениями о них. Кроме известных объектов, называет детям кустарники или деревья, которые им неизвестны. (не более трех новых объектов).

Прогулка по территории детского сада

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на деревьях и кустарниках созрели плоды, семена (шиповник, рябина, дуб итд.) и предлагает назвать время года и месяц (осень, сентябрь).

А осень, как мы знаем, сезон сбора урожая. Вот наши деревья и кустарники и вырастили урожай, и позаботились о будущем сезоне, спрятав самое ценное –семена. Где прячутся семена у растений, мы с вами обязательно рассмотрим на следующей прогулке, а пока мне хочется узнать, хорошо ли вы помните, какие условия нужны растению для роста и развития? (тепло, свет, воздух, вода, почва, питание).

После этого предлагается еще вопрос для размышления:

Солнце, воздух, вода – все это можно назвать природой? (Да) Все это живая или неживая природа? (неживая). Значит, живая природа тесно связана с неживой и не может существовать без нее.

Вот как, оказывается, интересно устроено все кругом. Ребята, не забывайте, что мы с вами – тоже часть живой природы. Мы тоже не можем жить без воды,  воздуха, нам также необходимы тепло и свет.

 С древних времен природа окружала человека, и его жизнь была тесно переплетена с жизнью природы, сменой сезонов. От благополучия природы напрямую зависело благополучие человека.

Например, если из – за холодов вымерзал урожай на полях и огородах, людям трудно было переживать зиму, они голодали. Но со временем человек оторвался от природы. Если на полях замерзнет урожай, можно будет купить этот урожай у других стран.

Современный человек, занятый своими проблемами, редко вспоминает о том, что он - часть природы. И поэтому забывает заботиться о ней. А мы с вами сегодня попрорбуем вспомнить то, о чем иногда забывают взрослые.

Давайте подумаем, то же приносят в нашу жизнь растения, что они нам дарят, чем делятся с нами? (дети отвечают, воспитатель дополняет ответы)

Воспитатель берет в руки мяч и предлагает детям сыграть в игру

«Мяч лови – все, что знаешь, назови».

Дети называют все, чем растения делятся с человеком, что дарят ему. Воспитатель уточняет, дополняет, помогает ребенку яснее и полнее выразить мысль.

Итак, мы с вами выяснили, что растения

- Радуют нас своей зеленью, цветами.

- Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

- Угощают нас вкусными плодами и ягодами.

- Укрывают нас от жары, дождя, ветра.

- помогают нам излечиваться от болезней и укреплять здоровье.

- служат нам в быту, потому что из них сделана мебель.

- помогают получать знания, реализовывать таланты, предавать и получать опыт. (книги, бумага).

И это еще далеко не весь перечень того, какую пользу приносят растения человеку.

А что же мы с вами делаем для растений в природе?

 (Дети называют два, три действия, направленных на сохранение природных объектов, но в основном вспоминают то, как ели с кустарников вкусные ягоды, прятались под тень деревьев итд.) Вот видите, нам легко вспомнить, чем природа радует нас и помогает нам. А мы? Часто ли помогаем природе? Бездумно срываем цветы и листья с деревьев, рвем траву, трясем за стволы тонкие деревца.

А можно и нужно относиться к природе бережно и внимательно. И мы будем этому учиться. А сейчас я предлагаю вам закончить прогулку и пройти на наш прогулочный участок и сыграть в подвижную игру «Раз – два – три, к этому дереву беги»

Вот мы и узнаем, а хорошо ли вы знаете деревья и кустарники своего участка?

Подвижная игра «Раз – два – три, к этому дереву беги».

Ну что ж, ребята, сегодня мы с вами вспомнили то, что уже знаем о природе и узнали кое – что новое. Продолжим разговор на следующей экологической прогулке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....

Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"

Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...

Световые явления в живой и неживой природе

презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

УРОК1_Живая и неживая природа

В ходе этого урока учащиеся:выявят признаки живых организмовнаучатся сравнивать живые организмы от неживых телузнают, что живые организмы образованы другими веществами, не такими как неживые телапозна...