Формирование гражданской идентичности у обучающихся
статья

Топчий Наталья Владимировна

 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»
                                               К.Д.Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приложение36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация собственного инновационного общества

Формирование гражданской идентичности в процессе воспитания школьников.

 «Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...»
                                К.Д.Ушинский

    На  различных этапах истории России патриотизм и гражданственность россиян были одним из основных факторов, обеспечивающих жизнеспособность общества и государства.

Исконно духовной основой патриотизма было самосознание русского народа, формировавшееся под   многовековым влиянием православной церкви. Земля для русских воспринималась как святыня.

В начале ХIХ на смену патриотизму государственно - державному пришёл патриотизм иного рода – православно – самодержавный. Начинает широко звучать идея гражданственности. В 30 –е годы 20 столетия на первый план  вышли историческая наука и историческое образование. Ключевой доминантой стала национально – государственная идея, ориентированная на традиционные российские ценности.

В современных документах патриотизм рассматривается как один из факторов единения нации, как нравственная основа формирования активной жизненной позиции граждан, которая должна способствовать возрастанию их социальной и трудовой активности.

Патриотизм – понятие многогранное, многоаспектное, многовариантное.

Патриотизм

- любовь, преданность, привязанность к своему Отечеству, своему народу, родной земле, культурной среде

 - гордость за Отечество, его прошлое и настоящее

- осознание общности интересов  граждан государства  или членов нации

- готовность подчинять свои интересы общественным, жертвовать чем – либо во имя Отечества.

- стремление защищать интересы родины и своего народа

- готовность служить родине и защищать её от внешних и внутренних угроз.

Гражданственность  может рассматриваться как интегративное качество личности по нескольким составляющим:

Гражданственность

Социокультурная

Единство правовой, политической и нравственной культуры личности, а также культуры межнациональных отношений, традиций и обычаев граждан

Морально – нравственная

Опора на духовность  и величие духа, гражданский нравственный императив, гражданскую совесть и достоинство, убеждения личности, стремление к познанию истины в сочетании с уважением гражданского законодательства.

Когнитивная

Знание прав и обязанностей гражданина, истории государства и гражданского общества, его традиций и обычаев, а также гражданское сознание и самосознание.

Волевая

гражданская социально- политическая, морально – психологическая и профессиональная ответственность, готовность и долженствование, а также гражданская активность личности.

Поведенческая

Исполнение гражданских обязанностей и реализация гражданских прав, активное участие в гражданской жизни, совершение гражданских поступков, ориентированных на благо государства и общества.

Рефлексивно - регулятивная

Рассудительность, ответственность, гражданская ориентация и коррекция гражданской позиции, системы гражданских отношений

Патриотизм и гражданственность  - основные ценности, соединяющие отдельного человека, общество и государство.

С обоими понятиями  тесно связаны понятия «гражданская идентичность» и «национальная идентичность»

Первое означает осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.

Второе -  самоидентификацию с определенным политическим  (национальное государство) и культурным (национальная культура) обществом.

Формирование гражданской идентичности учащихся обусловлено особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Школа – единственный социальный институт, через который проходят  все граждане России. Опыт школьной жизни – один из важнейших в социальном опыте личности, и сложившееся в этот период отношение к жизни,  окружающим людям, духовным ценностям, гражданским правам и обязанностям является в дальнейшем определяющим на протяжении всей биографии человека.

Воспитание  таких качеств личности, как патриотизм и гражданственность – дело не одного дня.

Но эффективное воспитание гражданина и патриота своей страны невозможно и без участия семьи. Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства.

Факторы торможения  процесса гражданско – патриотического воспитания в современной России

  1. Отсутствие у России статуса  великой державы
  2. Уменьшение факторов внешней угрозы
  3. Устойчивое  представление молодых россиян о том, что на Западе жить лучше.
  4. Резкая  смена ценностных ориентиров, произошедшая в обществе 90-е гг.
  5. Обесценение  процесса воспитания
  6. Общее падение уровня культуры россиян
  7. Негативное влияние СМИ и Интернета на подрастающее поколение.
  8. Отчуждение  молодежи от народной  и классической  художественной культуры.
  9. Низкий уровень гражданских качеств педагогов.

С учетом сказанного проблема гражданского образования детей, формирования их гражданской идентичности является очень актуальной. Но

детство и юность является самой благодатной порой для привития гражданских и патриотических чувств.

Проблема экспериментального исследования назрела сейчас наиболее остро, поскольку в России до сих пор не преодолен кризис идентичности, подростки плохо представляют себе роль гражданина и патриота в жизни государства. А к чему может привести отсутствие правильного гражданского образования, мы можем видеть на примере Украины. Поэтому экпериментальное исследование направлено на выявление пробелов в знании подростков и проведение мероприятий, повышающих уровень гражданской идентичности учащихся.

Изучение сложившихся подходов к понятиям «гражданское образование», «гражданская идентичность».

Анализ распространенных форм и методов формирования гражданской идентичности учащихся.

Проведение классных часов по теме на этапе формирующего эксперимента.

Анализ результатов формирующего эксперимента.

В процессе решения названных задач предполагается использование следующих методов психолого-педагогического исследования:

Анкетирование по теме: «Гражданская идентичность учащихся» на основе материалов, разработанных кафедрой общей и социальной педагогике Воронежского государственного педагогического университета.

Тестирование по методикам: «Незаконченный тезис» и по модификации методики Дж. Винни (авт. М.В. Шакурова).

Формирующий эксперимент по теме: «Гражданская идентичность учащихся» в 8 классе.

Новизна работы в том, что проведенный эксперимент дал возможность выявить определенные пробелы в уровне знаний подростков в области гражданской идентичности и на основании результатов анализа анкетирования и тестирования, был подобран комплекс мероприятий, направленных на формирование основных компонентов гражданской идентичности. Проведение формирующих мероприятий дало свои положительные результаты. Все вышесказанное обусловило практическое значение работы, поскольку разработанные мероприятия можно применять на практике при формировании гражданской идентичности учащихся.

По своей структуре ВКР включает: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

гражданский идентичность воспитание


Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:

общее историческое прошлое и существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах, символах;

самоназвание гражданской общности;

общий язык, являющийся средством коммуникации;

общая культура (политическая, правовая, экономическая);

переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, связанных с реальными ситуациями в стране.

Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура, спорт, массовая информация), но первичной средой, которая формирует представление о Родине, родной культуре, о поведении, является семья.

Ученическое самоуправление.

Направления:

  1. Представительское (участие учащихся в решении классных школьных проблем и  принятии решений)
  2. Информационное (информирование обучающихся о школьных проблемах и путях  их решения, о деятельности органа самоуправления)
  3. Шефское (организация шефства старших над младшими)
  4. Организаторское  ( поддержка досуговых, социально - значимых инициатив детей.

В отечественной практике существуют две модели самоуправления.

  1. Иерархическая
  2. Модульно – динамическая (идущая от  А.С. Макаренко, И.П. Иванова, практики коллективного творческого восприятия).

Для определения уровня сформированности вышеуказанных компонентов гражданской идентичности были выбраны анкеты, разработанные на кафедре общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета.

В анкету, позволяющую выявить уровень сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности, включены 18 вопросов. Ответы на эти вопросы дают возможность определить уровень знаний подростков в сфере таких понятий, как «гражданин», «конституция», выявить знания о географических особенностях РФ, основных исторических событиях и достопримечательностях РФ.

Вопросы второй анкеты позволяют выявить, насколько у подростков сформировано чувство принадлежности к своей стране. В анкету включено также 18 вопросов, ответы на которые, отражают представления подростков о том, кто такой «Россиянин», может ли гордиться современный человек этим званием, насколько подросток отождествляет себя со своей страной.

Для определения уровня развития у подростков эмоционально-ценностного компонента была использована методика «Незаконченный тезис». Тестирование по этой методике позволяет определить уровень сформированности таких важных компонентов гражданской идентичности учащихся, как отношение к семье, к труду, к людям и к Родине. Кроме того, для тестирования учащихся была использована модификация методики Дж. Винни (автора М. В. Шакуровой). Эта методика позволила выявить общий показатель гражданской идентичности учащихся и уровни когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов. В опросник включено 12 тестов, ответы на которые дают возможность сделать вывод о стремлении подростков узнать как можно больше о своей стране, ее истории, традициях и обычаях, об уровне сформированности у них гражданских чувств.

Анкеты и тесты приложены ниже.

Анкета разработана сотрудниками кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета.

Анкета для подростков

Наша Родина - Российская Федерация. Ее будущее зависит в первую очередь от самих нас, ее граждан. Нам важно знать твое мнение о качествах настоящего гражданина, чтобы лучше организовать воспитательную работу. Для этого просим ответить на вопросы анкеты.

Ф.И.О. ______________________________

Класс ____________ Школа ______________

Гражданин - это ……..…………………………………………………….

Закон - это …………………………………………………………………

Конституция - это ………………………………………………………..

Быть гражданином - значит ………………………………………………

Гражданин имеет право ……………………………………………………

Гражданин имеет обязанности ……………………………………………

Используя предложенный список, определи качества:

а) которыми должен обладать гражданин,

 б) те, которые присущи тебе,

в) которые у тебя отсутствуют в настоящий момент, но ты хочешь развить их в себе.

Качества для выбора: честь, совесть, трудолюбие, бережливость, доброта, дисциплинированность, отзывчивость, требовательность, выдержка, сочувствие, исполнительность, настойчивость, справедливость, мужество, гордость, решительность, жизнерадостность, искренность, увлеченность, ответственность, энергичность, целеустремленность, милосердие, благородство, патриотизм.

Какими способами человек может выразить свою гражданскую позицию……………………………………………………………………

Какие государственные праздники РФ ты знаешь?

Я знаю:……………………………………………………………………………

Какие государственные символы РФ ты знаешь? Перечисли их.

Государственные символы:……………………………………………………………………

Какого числа наша страна празднует свой День рождения?

Свой День рождения Россия празднует ………………………………..

Кто управляет нашей страной?

Нашей страной управляет ………………………………………………..

Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.

Президенты РФ: …………………………………………………………..

Какие города РФ ты знаешь?

Я знаю ………………………………………………………………………

Какие реки РФ ты знаешь?

Я знаю ………………………………………………………………

Что такое достопримечательность?

Достопримечательность - это ……………………………………………

Какие интересные (особые) места есть в РФ, где бы ты хотел побывать или узнать о них?

Я бы хотел (а) увидеть ……….

Я бы хотел(а) узнать о ………………………………

Что есть в Москве, чем ты гордишься?

Я горжусь ……………………………………

Анкета

(разработка кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета).

Ф.И.О. _________________________________________

Класс ____________ Школа ______________

Закончи фразу. Россиянин - это……………………………………………………………………………

Чтобы тебя называли россиянином, обязательно ли быть русским?

а) да;

б) нет.

Когда говорят, что они настоящие россияне, кого ты вспоминаешь?

а) из исторических персонажей………………………………

б) из литературных героев…………………………

в) из героев кино- и телефильмов……………………

г) из твоих современников………………………………

д) из тех, кто тебя окружает…………………

Может ли современный человек гордиться тем, что он россиянин и почему?

а) да, безусловно (допиши)…………………………………

б) нет, особо нечем (допиши)…………………………

Чтобы тебя называли россиянином, обязательно ли жить на территории России?

а) да;

б) нет.

Имеет ли значение для твоих близких то, что их называют россиянами?

а) да;

б) нет.

Когда тебя называют российским школьником, ты:

а) не обращаешь на это внимания;

б) стыдишься;

в) потешаешься, иронизируешь;

г) воспринимаешь как должное;

д) слушаешь с удовольствием и гордостью.

Как ты считаешь, в РФ власть должна быть:

а) вся сосредоточена в руках сильного центра;

б) властные полномочия разделены между центром и местными органами;

в) местные органы должны обладать всей полнотой власти на своей территории;

г) мне безразлично.

В будущем ты хотел бы:

а) жить в РФ;

б) жить в РФ, работая для повышения ее благополучия и процветания;

в) жить в любом другом государстве, но не в РФ.

Считаешь ли ты себя россиянином?

а) да;

б) нет.

Если бы тебе было дано право решать, ты провел бы границы нашей страны:

а) по границам бывшей Российской Империи;

б) по границам СССР после ВОВ;

в) по границам СНГ;

г) по ныне существующим границам РФ;

д) мне все равно.

. Назови пять положительных характеристик россиян:

)……………………………………………………………………………

)……………………………………………………………………………

)……………………………………………………………………………

)…………………………………………………………………………….

)…………………………………………………………………………….

.Назови пять отрицательных характеристик россиян:

)…………………………………………………………………………….

)…………………………………………………………………………….

)…………………………………………………………………………….

)……………………………………………………………………………..

)……………………………………………………………………………..

Кто чаще напоминает тебе, что ты россиянин?

а) средства массовой информации;

б) родители;

в) педагоги;

г) твои друзья;

д) поп-звезды;

е) другое (допиши)…………………………………

. Россиянина можно определить (отметь не более 3-х вариантов):

а) по национальности;

б) по языку;

в) по религии;

г) по месту рождения;

д) по кругу общения;

е) по характеру;

ж) по внешности;

з) по имени, фамилии;

и) твой вариант

(допиши)…………………

. Есть ли в твоем окружении люди, с которых ты хотел бы брать пример?

а) да, это мой отец;

б) да, это моя мать;

в) да, это один из учителей в школе;

г) да, это мой друг или подруга;

д) в моем окружении таких людей нет;

е) да это человек шоу-бизнеса;

ж) да, это литературный персонаж;

з) нет, мне примеры не нужны;

и) твой вариант

(допиши)………

. Согласен ли ты с утверждением: мне все равно, кем себя считать (россиянином, европейцем, человеком мира) лишь бы жилось хорошо?

а) да;

б) нет.

.Обязательно ли для того, чтобы называть себя россиянином, быть религиозным человеком?

а) да, обязательно православным;

б) да;

в) нет.

Методика «Незаконченный тезис»

(разработана сотрудниками кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета).

Ф.И.О. ________________________________

Класс ____________ Школа ______________

«Незаконченный тезис» - отношение к семье.

В моём представлении семья - это…………………………

Я благодарен своим родителям за …………………………………………

Традиции моей семьи ………………………………………

Если бы я мог, то для семьи ………………………………

Я считаю, что счастливая семья - это………………………………

«Незаконченный тезис» - отношение к людям.

Я стремлюсь помогать людям, потому что…………………………

Я считаю, что любой человек, независимо от национальности, заслуживает уважения, потому что ………………………

Когда другие люди говорят неправду, то я ……………………………

Когда в моём присутствии обижают человека, я ……………………………

К верующим людям я отношусь (положительно/отрицательно), потому что ……………………………………………………………………………

Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью, то я…………

«Незаконченный тезис» - отношение к труду.

Для меня труд - это ……………………………

Я люблю доводить дело до конца, потому что ……………………………

Меня не надо дважды просить выполнить какое - то дело, потому что …………………………………………

Я могу организовать трудовое дело для ………………………………………

Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью в работе, то я…………………………………

Когда моя работа закончена, то я чувствую…………………………………………………………………

«Незаконченный тезис» - отношение к Родине.

В моём понимании Родина……………………

Я горжусь своей страной за то, ……………………………………

Я не уеду из страны, потому что ………………………………………

Мне нравится в своей стране……………………………

Для меня быть достойным гражданином страны, значит быть………………………………

Я могу сделать для своей страны ……………………

    Формирование гражданской идентичности учащихся обусловлено особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране. Религиозное, этническое, социальное и культурное разнообразие российского общества ставит перед системой образования трудную задачу содействовать обеспечению консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшению социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур.

Идентичность (от лат.Identicus – одинаковый, тождественный) означает уподобление себе подобным, одинаковость, совпадение с чем-либо.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Поскольку в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь наших детей, то одной из основных задач нашей школы должна стать задача гражданского воспитания школьника.

Таким образом, главная цель современного гражданского образования - воспитание гражданина с активной жизненной позицией, живущего в соответствии с ценностями демократического общества.

Работая учителем истории и исполняя обязанности классного руководителя я всё чаще думаю о том какую гражданскую  основу подводить под воспитание учащихся. И снова я подхожу к тому, что одним из важнейших факторов гражданского воспитания  является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура  -  это, прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.  Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи  лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера. 

      Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.

Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура, спорт, массовая информация), но первичной средой, которая формирует представление о Родине, родной культуре, о поведении, является семья.

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

когнитивный (познавательный

Программы курсов отечественной и всеобщей истории позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных в середине прошлого века во Всеобщей декларации прав человека. В ходе изучения истории и обществознания учащиеся получают представления о духовном развитии человека, о статусе личности в условиях различных цивилизаций, демократии, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, гражданского самосознания и терпимости.

Специфика содержания гражданского образования позволяет реализовывать его в следующих формах:

слайд

    Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности

Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в ...

Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.

Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...

О РОЛИ ГИМНАЗИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Идеи гражданского образования имеют особое значение для гимназии. У нас реализуется общегимназическая программа «Мы россияне». Данная программа ориентирована на внедрение русского этнокультурного комп...

Формирование гражданской идентичности обучающихся на уроках истории 5-11 классах

В статье характеризуются формы и методы формирования гражданской  идентичности  у  обучающихся 5-11классов на  уроках истории...