Аналитический отчет на конкурс учитель года
статья

аналитический отчет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet_bergen_m.v.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой конкурс

«Учитель года Алтая – 2022»

Аналитический отчёт

учителя истории

первой квалификационной категории

МКОУ «Ниж-Суетская  СОШ им. А. Карпенко»

Суетского района

Алтайского края

Берген Маргариты Владимировны

с. Нижняя Суетка

2021

    Меня зовут  Берген Маргарита Владимировна,  учитель первой квалификационной категории истории и обществознания   МКОУ «Ниж-Суетская  СОШ им. А. Карпенко» Алтайского края, Суетского района, с. Нижняя Суетка.  

    С раннего детства я мечтала стать учителем. Мой выбор первоначально  родители не поддержали, сказав, подумай профессия трудная и ответственная, но творческая и нескучная. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора. Все эти годы я работаю под девизом «Творить, пробовать, искать и развиваться».

Моё жизненное кредо: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» (В.А. Сухомлинский). Суть в том, что   любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы. Если только  вдуматься, у меня есть  ребята, которых я заразила любовью к  предмету истории  и которые решили связать свою жизнь тоже с  профессией – учитель.

         Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Получение знаний рассматривается как средство для решения задач, связанных с интеллектуальным и духовно-нравственным развитием личности учащегося, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры, активизацией его потенциальных возможностей, развитием критического мышления. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется системно - деятельностным подходом  к образованию.

             Общие проблемы, актуальные для системы образования (снижение культурного уровня, потеря читательской культуры, безграмотность, снижение мотивации к процессу обучения), определили и проблематику моей работы.

Следуя веяниям ФГОС я выбрала тему самообразования «Использование современных технологий  в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования».

Цель: использование современных педагогических технологий для повышения профессионализма и повышение и качества обручения истории и обществознания.

Задачи:

  В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся через систему творческих заданий ;
  • развивать умение рассуждать и мыслить;
  • формировать навыки  индивидуальной и коллективной  работы;
  • приобщать к историческому, культурному и духовному богатству родного Отечества (через уроки и внеклассные мероприятия);
  • выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических  особенностей учащихся;
  •  организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований.

 Ведущая идея.

Я считаю, что повышения положительной мотивации к предмету и качества знаний учащихся можно добиться через эффективные виды деятельности: активная работа с материалом и творчество учеников.     В соответствии с темой самообразования я изучаю  и  использую в своей деятельности современные педагогические технологии и технологию «Образовательное  путешествие»,  разнообразные формы, методы и приемы обучения, а также принцип сотрудничества и систему деятельностного метода обучения, одна из форм которого «обучение в команде». 

     Наибольший интерес, результативность  в деятельности  учащихся вызывает групповая работа (динамические пары, команды, группы), так как  создаёт ситуацию успеха для каждого участника образовательного процесса,  дает ощущение творческого единения,  перспективу личного  роста, приращение знаний, уверенность в себе.  

Сущность опыта

Своим ученикам я предлагаю различные виды творческих заданий:

1. Метод проектов и технологии образовательного путешествия, помогают  формировать компетенции учащихся: планировать свою деятельность, работать с информацией, подбирать аргумента, факты из своего жизненного опыта, представлять свой результат творческой деятельности на уроках, конкурсах.

2.Составить опорную схему, синквейн и т.д. Во время этой работы ученик тщательно изучает термины, отбирает нужный материал. Так как ученик несколько раз просматривает материал, часть информации запоминается непроизвольно.

3. Проблемно- поисковая технология.

  Эта технология основана на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Идеи обучения на этой основе впервые были высказаны Д.Дьюи. В отечественной педагогике теория и практика проблемно - поискового обучения разрабатывалась в трудах Л.С.Выготского, Л.Рубенштейна, М.Н.Снаткина, А.М.Матюшкина, И.Я.Лернера.

   Общие черты:

- направленность на обучение мышлению и  процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;

- постанова учащегося в позиции исследователя, первооткрывателя;

- столкновение учащихся  противоречиями между новыми и прежними представлениями;

- рефлексивная деятельность учащегося, как в интеллектуальном, так и в эмоционально - личностном плане;

- выдвижение и постановка проблемы и сбор данных, проверка гипотез, обобщение.

4. Технология моделирующего обучения (учебные игры).

 В отличие от традиционного обучения, дидактические игры выполняют вспомогательную роль: иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально - привлекательный фон. В развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятия решений и  достигнутых результатов. Наиболее часто в учебном процессе используются такие виды игр: игры – ситуации, сюжетные игры, интеллектуальные игры, игры – имитации, состязательные игры, коммуникативные игры, игры – процессы (уроки обществознания в 7 классе «Потребительская корзина», «Реклама, обмен, торговля» и т.д.)

5.Графически отобразить прочитанную информацию. Такой вид работы помогает собрать материал в единую картину, развивает творческие способности, умения работать в группе (чаще всего это групповые задания), анализировать и проводить аналогии и т.д.

Закономерным итогом подобной работы становится приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания творческих проектов, реферативных и  проектно - исследовательских работ.    Я считаю, что очень важно создать на уроках благоприятную эмоциональную атмосферу. Это вселяет уверенность в ребенка, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.    

   Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ.  Для того, чтобы видоизменять процесс преподавания и рационально организовывать познавательную деятельность  учащихся я применяю компьютерные технологии обучения, организую работу с ресурсами Интернет на уроке двумя способами: в режиме on-line, с непосредственным доступом в Интернет и опосредованным доступом в Интернет.  В этапы урока включаю  информационные средства обучения: презентации, аудио - и видеофрагменты, электронные энциклопедии и учебники, справочную, художественную и энциклопедическую литературу,  школьной и сельской библиотек, а также материалы из фондов школьного музея (воспоминания очевидцев, фотографии и архивные документы из летописи школы и села», творческие работы предыдущих выпускников                                                                                                                   Недостаточно вызвать первоначальный интерес у учащихся, нужно его постоянно поддерживать и расширять.  

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями помогают существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить  как образовательные, так и  задачи воспитания  всесторонне развитой,  творчески свободной личности.  Деятельность бессмысленна, если отсутствует  некий продукт, либо достижения. 

Одним из результатов самообразования учителя является повышение качества преподавания предмета. Самый главный результат для меня - это неподдельный интерес и желание учеников участвовать в познании и изучении преподаваемым мною дисциплинам - истории и обществознанию.  

    Положительным результатом моей работы является то, что в классах, в которых я работаю, наблюдается  позитивная динамика оценки и качества знаний учащихся по истории и обществознанию.  

Не менее важной является участие в обмене опытом и  его распространение через размещение материалов в сети Интернет. 

     Опыт работы (публикации разработок уроков, мероприятий, рабочих предметных программ, работу в школьном музее) размещаю на страницах мини сайтов образовательных порталов  «Инфоурок», «Прошколу», «Образовательная социальная сеть», школьный сайт.  

Так же  помогают  творческие конкурсы. Они  призваны стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме, в работе с дополнительной литературой, они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир.

  Таблица 1    Результаты участия в  конкурсах

год

Всего учащихся

уровень

мероприятие

результат

 2011г.

4

Муниципальный

Краеведческая работа «Алтай жемчужина России»

награждены дипломами участников

2011г.

1

Муниципальный

«75 лет на страже дорог»

участник

2013г.

1

Региональный

«Пожарная ярмарка»

лауреат

2014г.

3

Региональный

Интернет – викторина «Никто не забыт, ничто не забыто!»

участие

2012

1

Муниципальный

Викторина «История памятников России»

3-е место

2013

1

Муниципальный

Викторина «Забытая война»

2 место

2013

6

Муниципальный

Конкурс «Я и мой район»

1 место

2014

2

Региональный

Исторический марафон «Великая отечественная война»

участие

2014

1

Всероссийский

Международный дистанционный конкурс «Военный эрудит»

1 место

2017

4

Муниципальный

Муниципальная олимпиада  по истории и обществознанию

1 место по истории

2,3 место по обществознанию

2018

1

Региональный

Краевая олимпиада по истории

участие

        

    Дистанционные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности, сотрудничеству между педагогом и школьником.

   Результатов не так много, но  я планирую продолжить работу в данном направлении: мы будем принимать активное участие в олимпиадах и конкурсах для развития собственного потенциала.

        Мысль Б. Паскаля «Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен» выражает моё стремление  как педагога к самосовершенствованию, к профессиональному росту в своей деятельности.    

             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт для конкурса "Учитель года Алтая - 2018"

Методическая тема: «Формирование у учащихся мотивации к занятиям физической культурой».Цели и задачи:цель: формирование разносторонне физически развитой личности, ...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...

Аналитическая записка (для участия в муниципальном педагогическом конкурсе «Учитель года»)

Я, Селиверстова Виктория Викторовна, считаю себя  ответственным, творчески работающим учителем, преданным выбранной профессии, ориентирующимся в современных психолого-педагогических концепциях об...

Конкурсное испытание «Я - учитель» для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".

Конкурсное испытание «Я - учитель» для  конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Эссе "Гражданская позиция современного учителя".  В современной сис...