Образовательный проект "Самозащита - путь к успеху"
проект

Несинов Антон Александрович

Раздел содержит учебные пособия и методические материалы по теме "Самбо - самозащита без оружия"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Самбо» вид спортивного единоборства

Слайд 2

История спортивных единоборств. Самбо Борьба на заре человечества помогала сохранить людям жизнь и обеспечить себя питанием. Накопленный опыт передавался из поколения в поколение, и со временем борьба была осознана как средство физического развития и воспитания ценных прикладных навыков. Первобытные бои стали спортом после возникновения правил их проведения. Первым сведениям о спортивных боях около пяти тысяч лет: они упоминаются в вавилонском и индийском эпосах, китайских летописях, их изображения есть на древнеегипетских барельефах. У каждого народа есть свои национальные виды борьбы. И на территории бывшего СССР их практически столько, сколько народов. Опыт этих народов а также европейской и азиатской культуры, стали основой для САМБО.

Слайд 3

Понятие самбо САМБО - (аббревиатура, образованная от словосочетания « САМооборона Без Оружия » ) – вид спортивного единоборства и комплексная система самообороны, разработанная в СССР. Основателями САМБО стали: Анатолий Харлампиев, Василий Ощепков, Виктор Спиридонов.

Слайд 4

Философия самбо Самбо — относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала самбо служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Число приёмов в арсенале самбо непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства. Самбо — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину. Самбо включает наиболее эффективные приёмы и тактики различных видов спортивных единоборств, боевых искусств и народных видов борьбы: кулачного боя, русской, грузинской ( чидаоба ), казахской ( казакша курес ), татарской ( татарча корэш ), бурятской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств. Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. Эти ценности дали самбо силу пройти через суровые испытания временем, выстоять и закалиться в них. И сегодня дети, занимаясь самбо, не только учатся защищать себя, но и получают опыт достойного поведения, основанного на ценностях патриотизма и гражданственности. История самбо тесно связана с историей страны, историей её побед. Самбо - мощное средство осуществления идеи преемственности поколений.

Слайд 5

Философия самбо Самбо — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Слайд 6

Ф илософия самбо С самого начала самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как эффективное средство подготовки кадров для органов охраны правопорядка. С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» В. А. Спиридонов культивирует специфическую прикладную дисциплину — самозащита (сокр. САМОЗ). На базе «Динамо» происходило изучение различных единоборств, в том числе национальных видов борьбы народов мира, бокса и других ударных техник. Данное направление было закрытым и предназначалось исключительно для подготовки спецподразделений . В . Ощепков и его ученики

Слайд 7

История самбо Выпускник института дзюдо « Кодокан », обладатель второго дана В. С. Ощепков начинает преподавать дзюдо в качестве учебной дисциплины в Московском институте физкультуры, однако постепенно отходит от канонов дзюдо в поисках наиболее эффективных приемов, занимается обогащением и совершенствованием техники самозащиты, формируя основы нового вида единоборства. Боевое направление этого единоборства, подобное джиу-джитсу в дзю -до, преподаётся им на созданном в 1932 году военном факультете Московского института физкультуры. Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова. Огромный вклад в становление, развитие и распространение системы самозащиты без оружия внёс А. А. Харлампиев (один из учеников В. С. Ощепкова), который и самостоятельно изучал национальные виды борьбы разных народов. Неоценимый вклад в развитие самбо внёс Е. М. Чумаков (ученик А. А. Харлампиева). В наши дни борьба самбо представлена двумя направлениями: спортивным и боевым. С момента своего основания самбо рассматривалось как эффективное средство морально-волевого и всестороннего физического развития, повышения ловкости, силы, выносливости, воспитания тактического мышления, формирования гражданско-патриотических качеств. Уже в 1930-х гг. самбо входит в нормативы комплекса ГТО, разработанного при активном участии В. С. Ощепкова. Миллионы советских граждан с раннего возраста приобщались к основам самозащиты без оружия, укрепляли здоровье, воспитывали характер. Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года , когда Спорткомитет СССР включил самбо в число видов спорта, культивируемых в СССР. (Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля (самбо)).

Слайд 8

История самбо . Было принято решение об организации во всех республиках СССР системы подготовки самбистов, а также создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля (самбо), позднее ставшая Федерацией самбо . В следующем году прошёл первый чемпионат страны по новому виду спорта. 1941-45г. Начало Великой Отечественной войны прервало проведение чемпионатов СССР. Но война же стала жёсткой проверкой жизнеспособности самбо в боевых условиях. Спортсмены и тренеры, воспитанные самбо, с честью защищали Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии. Самбисты награждены боевыми орденами и медалями, многие из них стали Героями Советского Союза. В 1950-е годы самбо выходит на международную арену и неоднократно доказывает свою эффективность. В 1957 году, борясь с венгерскими дзюдоистами, советские самбисты в двух товарищеских встречах одерживают убедительную победу с общим счетом 47:1. Через два года самбисты повторили свой успех, уже во встречах с дзюдоистами ГДР. В преддверии олимпийских игр в Токио советские самбисты, борясь по правилам дзюдо, разгромили сборную Чехословакии, а затем победили чемпионов Европы по дзюдо, сборную Франции. В 1964 году советские самбисты представляют страну на Олимпийских играх в Токио, где дебютирует дзюдо. В результате триумфального выступления сборной СССР, занявшей второе место в общекомандном зачете, в Японии уже на следующий год создаётся собственная федерация самбо. Организуется обмен тренерами и спортсменами, переводится на японский язык методическая литература по самбо. Начинается процесс активного использования методик подготовки самбистов и способов ведения поединка в самбо для совершенствования дзюдо.

Слайд 9

История самбо В 1966 году на конгрессе Международной федерации любительской борьбы (ФИЛА) самбо официально признается международным видом спорта . Начался уверенный рост популярности самбо по всему миру. Уже на следующий год в Риге состоялся первый международный турнир по самбо, в котором приняли участие спортсмены Югославии, Японии, Монголии, Болгарии и СССР. В 1972 году проходит первый открытый чемпионат Европы, а в 1973 году — первый чемпионат мира, в котором приняли участие спортсмены из 11 стран. В последующие годы регулярно проводятся чемпионаты Европы, мира, международные турниры. Создаются федерации самбо в Испании, Греции, Израиле, США, Канаде, Франции и других странах. В 1977 году самбисты впервые выступают на Панамериканских играх; в этом же году впервые разыгрывается Кубок мира по самбо. В 1979 году проводится первый чемпионат мира среди молодёжи, а через два года — первый чемпионат мира среди женщин. Также в 1981 году самбо вошло в Боливарианские игры Южной Америки. Турнир по самбо в Риге 1967г.

Слайд 10

История самбо При всем активном развитии и росте международной популярности в 1970—1980-е годы самбо не было включено в программу Олимпийских игр. Однако, в это время, продолжая традиции массового развития, самбо широко распространялось в вузах страны. Через секции самбо университетов и институтов Советского Союза, спортивное общество «Буревестник» прошло большое количество студентов, которые сейчас, став успешными государственными деятелями, спортсменами, военными, учеными, составляют активную часть всероссийского сообщества самбо. При этом велась активная работа по развитию самбо по месту жительства и в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, подготовке высококвалифицированных спортсменов . В 1985 году было принято постановление Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту «О состоянии и мерах по развитию борьбы самбо», способствовавшее значительному увеличению количества спортивных школ, культивирующих самбо, росту общей численности занимающихся, совершенствованию подготовки спортсменов высокой квалификации. Под эгидой Госкомспорта СССР проводились соревнования по самбо среди военно-патриотических клубов на призы Национального Олимпийского комитета СССР. Борьба самбо стала единственным видом спорта из не олимпийских, получившим широкую государственную поддержку. На 1990-е годы пришелся тяжёлый для самбо период. В условиях перестройки особую популярность приобрели различные виды восточных единоборств, чему в значительной мере способствовал западный кинематограф, пропагандировавший эффектные приемы карате, айкидо, ушу и т. д. Ранее находившиеся под запретом государства, эти боевые искусства стали особенно притягательными для населения.

Слайд 11

История самбо Но уже в конце 1990-х — начале 2000-х годов происходит становление новой дисциплины — боевого самбо . Во многом это было связано с растущей популярностью смешанных единоборств, где воспитанники школы самбо доказали свою эффективность. Формирование и развитие боевого самбо позволило объективно оценить эффективность самбо на фоне различных видов и стилей боевых искусств, стало мощным стимулом совершенствования самбо. В 2001 году состоялся первый чемпионат России по боевому самбо. В 2002 году Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту издал постановление об утверждении новой дисциплины боевого самбо. 2000-е годы стали временем активного развития самбо, в первую очередь за счёт укрепления региональных федераций самбо, повышения уровня государственной поддержки, роста финансирования, улучшения уровня подготовки спортсменов, развития системы спортивно-массовых мероприятий

Слайд 12

Дисциплины и правила самбо Самбо включает в себя две дисциплины: спортивное самбо (борьба) и боевое самбо . В боевом самбо разрешены к использованию приемы спортивного самбо, а также действия, дозволенные правилами соревнований всех существующих единоборств (в том числе и ударная техника).

Слайд 13

ПРАВИЛ А САМБО В соревнованиях по самбо предусмотрено семь возрастных групп, представленных в таблице: Группа Возраст Младший возраст 11—12 лет Подростки 15 лет Средний возраст 15—16 лет Старший возраст 7—18 лет Юниоры 19—20 лет Взрослые 20 лет и старше Ветераны 35—39, 40—44, 45—49, 50—54, 55—59 лет, старше 60 лет В самбо предусмотрено деление по весовым категориям в зависимости от возраста и пола. В спортивном самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. Баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени. При удержании самбист, прижимаясь к сопернику головой или грудью, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд .

Слайд 14

Правила самбо Самбист может победить досрочно, если выполнит бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, проведёт болевой прием, наберёт на 8 (с 2015 года, до этого было 12 баллов) больше соперника. 4 балла присуждаются: -за бросок соперника на спину с падением атакующего; -за бросок соперника на бок без падения атакующего; -за удержание в течение 20 секунд. 2 балла присуждаются: -за бросок соперника на бок с падением атакующего; -за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего; -за удержание в течение более 10, но менее 20 секунд. 1 балл присуждается: -за бросок соперника на грудь, плечо, живот, таз с падением атакующего. Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лёжа, вынуждающее соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки — 3—5 минут чистого времени.

Слайд 15

ФОРМА ОДЕЖДЫ Современные правила предусматривают следующий костюм участника: специальные куртки красного или синего цветов ( самбовки ), пояс и короткие шорты, а также специальную обувь ( борцовки ). Куртки и пояса для самбо изготавливают из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки длиной до кисти, и шириной, оставляющей просвет до руки не менее 10 см. Полы куртки — не длинные, 15 см ниже пояса. Борцовки , представляют из себя, изготовленные из мягкой кожи ботинки с мягкой подошвой, без выступающих твёрдых частей (для чего все швы должны быть заделаны внутрь). Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищены покрытыми кожей войлочными прокладками. Шорты изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа, должны быть одноцветными и прикрывать верхнюю треть ноги. Исключаются застежки, карманы и другие жёсткие декоративные элементы. На официальных соревнованиях участники выступают в шортах и куртке одного цвета. Спортсмен, которого объявили первым, должен занять красный угол и надеть форму соответствующего цвета.

Слайд 16

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУРНИРЫ Крупнейшими международными соревнованиями по самбо являются: чемпионаты мира, чемпионаты Европы, чемпионаты Азии, серия этапов Кубка мира, турниры категорий « А » и « Б » . Этапы Кубка мира: - на призы президента Республики Казахстан, - мемориал Харлампиева, - памяти Астахова (Венесуэла), - Кубок мира (Марокко, Касабланка). Турниры категории « А » : - на призы президента Республики Беларусь, - открытый чемпионат США, - открытый чемпионат Африки (Касабланка), - мемориал Потапова (Владивосток), международный турнир на призы А. Аслаханова. Турниры категории «Б»: - мемориал Гордеева (Киргизия), - чемпионат Голландии, - чемпионат Великобритании, - Гран-при Парижа, - мемориал Рахимова (Таджикистан), - открытый чемпионат Братиславы (Словакия), - мемориал Доги (Молдавия),

Слайд 17

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТУРНИРЫ - Кубок стран Евросоюза, - мемориал Сантьяго Моралеса (Испания), - « Германиада » (Германия), - Кубок балканских стран, - мемориал Михайловича (Сербия), - мемориал Эйгиминаса (Литва), - на призы Маркарьяна (Армавир, Россия ). Захват . Боевое самбо

Слайд 18

Международные турниры Бросок.

Слайд 19

Известные самбисты Антипов Максим Леонидович — трёхкратный чемпион России, чемпион мира по самбо. Балачинский Сурен Романович — заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион мира по самбо. Борисенко Ростислав Юрьевич — заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион мира по самбо. Василевский Вячеслав Николаевич — мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион мира по боевому самбо. Галиев Венер Зайнуллович — двукратный чемпион мира (2008, 2009) по боевому самбо в весовой категории до 74 кг. Глориозов Евгений Леонидович — заслуженный мастер спорта по самбо, пятикратный чемпион СССР по самбо в полусреднем весе; доктор технических наук, профессор. Емельяненко Александр Владимирович — брат Федора Емельяненко, профессиональный спортсмен, выступающий в ММА. Емельяненко Фёдор Владимирович — на сегодняшний день самый известный российский самбист в мире, многократный чемпион мира по смешанным единоборствам, считавшийся в период с 2003-го по 2010-й гг. сильнейшим в этом виде единоборств. Камило Сергей Сергеевич (род. 1979) — чемпион России, чемпион Европы и чемпион мира по боевому самбо, мастер спорта России международного класса.

Слайд 20

Известные самбисты Каращук Альфред Фёдорович — заслуженный мастер спорта по дзюдо, мастер спорта СССР по самбо, двукратный чемпион Европы по дзюдо в составе команды СССР, трёхкратный чемпион СССР по самбо в среднем весе; кандидат технических наук. Куринной Игорь Игоревич — советский и российский самбист, трёхкратный чемпион мира, чемпион Европы, четырёхкратный обладатель Кубка мира по самбо. Минаков Виталий Викторович — четырёхкратный чемпион мира по спортивному самбо, заслуженный мастер спорта по самбо. Орловский Андрей Валерьевич — белорусский спортсмен, выступающий в смешанных единоборствах, одиннадцатый чемпион Ultimate Fighting Championship в тяжёлом весе (2005—2006). В мире MMA долгое время считался одним из ведущих бойцов. Получил прозвище « Питбуль » за свою хватку, поэтому носит капу с двумя торчащими клыками. Путин Владимир Владимирович — Президент России. В 1973 году получил звание мастера спорта по самбо. Пушница Александр Михайлович — трехкратный чемпион мира по самбо, двукратный чемпион Европы, девятикратный чемпион СССР, трехкратный победитель Спартакиад народов СССР. Заслуженный мастер спорта СССР (1980). Почётный гражданин города Омска, где ежегодно проводятся международные соревнования по самбо на призы заслуженного мастера спорта СССР Александра Пушницы . Самый титулованный советский самбист. Рахматуллин Раис Халитович — семикратный чемпион мира по самбо. Родина Ирина Викторовна — одиннадцатикратная чемпионка мира по самбо.

Слайд 21

Известные самбисты Романовский Кирилл Андреевич — трёхкратный чемпион СССР — 1969, 1970, 1972 гг., мастер спорта СССР международного класса, cудья международной категории, тренер секции самбо на кафедре физвоспитания НИЯУ МИФИ, доцент. Рудман Давид Львович — заслуженный мастер спорта по самбо, чемпион мира по самбо, шестикратный чемпион СССР по самбо, заслуженный тренер СССР, основатель Центра Образования «Самбо-70», почётный президент Международной федерации самбо (FIAS). Савинов Виктор Валерьевич — шестикратный чемпион мира по самбо, Заслуженный мастер спорта. С 2007 года в Харькове проходит турнир его имени. Майор милиции. Степанов Олег Сергеевич — советский дзюдоист и самбист, заслуженный мастер спорта СССР (1965), заслуженный тренер СССР. Бронзовый призёр Олимпиады в Токио по дзюдо (1964), шестикратный чемпион Европы, восьмикратный чемпион СССР по самбо. Тактаров Олег Николаевич — русский самбист, участник профессиональных и любительских боев по смешанным единоборствам Pride и UFC, победитель турнира UFC 6. Федоров Александр Сергеевич - первый чампион мира (Тегеран, 1973), многократный чемпион Европы и СССР, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, "король болевых приемов". Харитонов Сергей Валерьевич — чемпион Евразии по боевому самбо. Один из сильнейших россиян, выступающих в боях по смешанным единоборствам (ММА).

Слайд 22

Известные самбисты Харлампиев Анатолий Аркадьевич — один из создателей борьбы самбо, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР Хайбулаев Гусейн Асадулаевич — пятикратный чемпион мира, четырёхкратный чемпион Европы по самбо, «мистер самбо» Хасанов Мурат Русланович — одиннадцатикратный чемпион мира по самбо, председатель Комитета по физической культуре и спорту Республики Адыгея. Ципурский Илья Лазаревич — двукратный чемпион СССР по самбо. Чумаков Евгений Михайлович — четырёхкратный чемпион СССР (1939, 1947, 1950, 1951) по самбо, ученик Анатолия Харлампиева, заслуженный тренер СССР. Подготовил плеяду ярких спортсменов на базе спортивного клуба Государственного центрального института физической культуры «СКИФ». Среди его учеников — Олег Степанов, восьмикратный чемпион СССР; Генрих Шульц; Евгений Глориозов — пятикратный чемпион СССР по самбо; Анатолий Юдин; Илья Ципурский ; Виталий Дарашкевич — двукратный чемпион СССР по самбо; Александр Лукичев — двукратный чемпион СССР по самбо. Евгений Чумаков — автор более 200 пособий и публикаций по самбо. Юдин Анатолий Егорович — чемпион Европы, четырёхкратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта. Бугынин Максим Алексеевич — чемпион России и чемпион мира по боевому самбо; Азалшо Олимов — первый чемпион СССР и Европы по самбо из Средней Азии; Храмов Сергей — заслуженный мастер спорта пятикратный чемпион мира.

Слайд 23

Бросок .

Слайд 24

Болевой прием.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ
преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

I. Значение учебного предмета в системе общего образования

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическое воспитание в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), является универсальным средством формирования разносторонней
и гармонично развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями
в использовании форм, средств и методов обучения, воспитания и оздоровления.
Его содержание направлено на развитие физических качеств, двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурно-спортивной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.

Освоение учебного предмета «Физическая культура» создает условия для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, отражает результаты обучения, включающие положительную динамику личных показателей физического развития, физической подготовленности, физического совершенствования каждого обучающегося. Умения выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека.

В процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физического воспитания для организации учебной, внеурочной и досуговой деятельности.

Физическая культура и здоровый образ жизни подрастающего поколения – залог здоровья нации, основа национальной безопасности.

II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета

1. Проблемы мотивационного характера

В современных условиях значительное снижение мотивации обучающихся к учебному предмету «Физическая культура» связано с рядом причин:

несоответствие личностных интересов обучающихся и содержания программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам молодежи;

несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыки самостоятельной учебной деятельности с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов;

неэффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.

2. Проблемы содержательного характера

Содержание учебного предмета «Физическая культура» не в полной мере обеспечивает:

преемственность и взаимосвязь уровней образования – дошкольного, начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

интеграцию и равные возможности для обучающихся в использовании урочных, внеурочных и других форм обучения и средств физической культуры и спорта;

системность вариативного, разноуровневого подхода к процессу обучения предмету (с учетом состояния здоровья, физического развития и интересов обучающихся);

формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики;

единые подходы к критериям и методикам оценивания успеваемости обучающихся по учебному предмету;

механизмы педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

возможности использования в содержании программ и учебников модулей по традиционным, национальным и новым видам спорта.

3. Проблемы методического характера

В методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется:

созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта;

методикам выявления одаренных детей в области физической культуры;

современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

обновлению учебно-методических комплексов и программ мониторинга состояния физической подготовленности обучающихся образовательных организаций с учетом современных технологий;

созданию единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания;

развитию образовательных информационных ресурсов для учителей физической культуры;

созданию безопасных условий для проведения урочных и внеурочных форм занятий физкультурно-спортивной направленности;

современному оснащению спортивных залов инвентарем и оборудованием в соответствии с запросами участников образовательных отношений.

4. Кадровые проблемы

В кадровом обеспечении недостаточное внимание уделяется:

системе подготовки и дополнительного профессионального образования учителей физической культуры, не отвечающей современным требованиям в части формирования их компетенций в соответствии с запросами участников образовательных отношений;

процедуре аттестации учителей физической культуры, способствующей их профессиональному росту и выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий;

механизмам межведомственного сотрудничества (образование, спорт, здоровье, культура) по созданию скоординированных программ повышения квалификации педагогических работников физкультурно-спортивного профиля.

III. Цель и задачи Концепции

Целью преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – Концепция) является создание условий для обеспечения высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая культура», повышения его воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях на основе модернизации системы физического воспитания в соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами развития Российской Федерации в современном мире.

Задачи Концепции:

модернизация содержания учебного предмета на основе взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, с учетом новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

совершенствование учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения учебного предмета;

обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков, способствующих повышению личных показателей физического развития, физической подготовленности, освоению широкого социального спектра универсальных компетенций, необходимых для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурного образования;

расширение базы информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, технологического инструментария деятельности обучающихся и педагогических работников;

развитие кадрового потенциала в сфере физической культуры;

повышение у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и формирование навыков здорового образа жизни.

IV. Основные направления реализации

Многолетние традиции преподавания физической культуры в образовательных организациях – методические подходы, учебно-методические комплексы, исторически сложившаяся образовательная, научная, спортивная практика, педагогический опыт физического воспитания – представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования.

Основные направления реализации Концепции обеспечивают научно-обоснованный подход в обучении и преподавании учебного предмета, межпредметную интеграцию, единообразие образовательного пространства, преемственность на всех уровнях образования, включая дошкольный, создание системы индексации физического развития и физической подготовленности обучающихся, выявление и поддержку одаренных обучающихся на основе межведомственного взаимодействия, материально-техническое обеспечение и развитие кадрового потенциала.

1. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета

Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета определяется исходя из ключевых задач на каждом уровне общего образования.

На уровне дошкольного и начального общего образования у обучающихся следует обеспечить формирование познавательных интересов к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания. Приоритетами в обучении являются: получение знаний и умений выполнения базовых упражнений средствами гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости, координации, моторики; приобретение двигательного опыта и интеллектуального развития средствами различных видов спорта, не наносящих ущерба здоровью обучающихся; получение эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений через игровую деятельность.

На уровне основного общего и среднего общего образования необходимо обеспечить формирование у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств, профилактике и укреплению здоровья через:

реализацию образовательных программ на основе традиционных, прикладных и вновь развивающихся видов спорта, а также современных оздоровительных систем;

преподавание уроков с оздоровительной, общеразвивающей, спортивной и практико-ориентированной направленностью;

участие в деятельности школьных спортивных клубов;

демонстрацию обучающимися полученных компетенций через выполнение тестов Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания» и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

освоение дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, участие в соревновательной деятельности.

В целях обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета целесообразно:

усовершенствовать контрольные измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации с учетом необходимости тестирования знаний о физической культуре, способах физкультурной деятельности, основных физических качеств в соответствии с уровнем образования;

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, ориентированные на оптимальное сочетание обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагающей приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;

совершенствовать технологии проведения и содержание всероссийской олимпиады школьников по физической культуре;

регламентировать деятельность школьных спортивных клубов как одной из форм внеурочной деятельности;

модернизировать формы, средства и технологии преподавания учебного предмета в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств и иными особенностями обучающихся;

обеспечить системный подход в интеграции содержания учебного предмета с программами воспитания и социализации обучающихся с учетом использования ресурсов социальной среды;

совершенствовать формы, средства и технологии педагогического и медицинского контроля за занятиями физической культурой;

использовать ресурсы физкультурно-спортивных и иных организаций различной социальной направленности, в том числе для популяризации здорового образа жизни;

в ходе достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ учитывать необходимость формирования антидопингового мировоззрения и поведения.

2. Обновление учебно-методического обеспечения

и материально-технического оснащения

В целях обновления учебно-методического характера необходимо:

совершенствовать учебно-методические комплексы по физической культуре, в том числе с использованием электронных и мультимедийных технологий, с учетом приоритета самостоятельной работы обучающихся, а также механизмы их экспертной оценки;

совершенствовать процессы разработки, апробации и внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ;

использовать методические ресурсы различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам молодежи с учетом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, или временными ограничениями физической нагрузки;

разработать инструментарий для оценки физических способностей, спортивных интересов обучающихся и образовательного самоопределения в области внеурочной деятельности, включая автоматизированное интерактивное тестирование;

создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.

Для методического обеспечения деятельности учителя физической культуры целесообразно:

создание и организация деятельности информационных консультационных центров;

создание единой федеральной электронной библиотеки (базы) образовательных проектов, программ и модулей по учебному предмету, внеурочной деятельности лучших отечественных традиций и успешных мировых практик в области физического воспитания.

Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо:

разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурно-спортивной инфраструктуры;

обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций;

организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря;

обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций;

создать единую электронную базу спортивных сооружений, спортивных площадок и зон рекреации образовательных организаций.

3. Развитие информационных ресурсов

Реализация основных общеобразовательных программ в современных условиях предусматривает для обучающихся и педагогических работников необходимость развития образовательных информационных ресурсов, включающих:

форматы организации индивидуальной (совместной) деятельности обучающихся, сетевые модули для самостоятельного углубленного изучения программ по видам спорта, отдельных тем и разделов по физической культуре, спорту, физическому воспитанию;

банки современных средств диагностики результатов обучения, физического развития, определения уровня здоровья, физической подготовленности;

функционирование информационного центра, координирующего процесс развития учебного предмета (урочную и внеурочную деятельность) и его результаты.

4. Повышение кадрового потенциала

В целях укрепления кадрового потенциала необходимо:

модернизировать программы подготовки по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Физическая культура»);

обеспечить преемственность между образовательными программами общего, профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования;

совершенствовать механизмы дополнительного профессионального образования педагогических работников физкультурно-спортивного направления с учетом использования модульной системы и электронного обучения; личных запросов в части формирования (совершенствования) новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития; привлечения ресурсов профессиональных сообществ учителей физической культуры и спортивных федераций;

совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах;

разработать механизмы профессиональной поддержки учителей физической культуры, работающих в сельской местности, в отдаленных территориях, реализующих программы по адаптивной физической культуре; молодых специалистов;

совершенствовать систему оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе аттестацию, на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;

уточнить в профессиональном стандарте педагога требования к профессиональным компетенциям, необходимым для выполнения трудовой функции, в том числе по адаптивной физической культуре.

5. Формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни

Для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно:

обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры;

обеспечить условия для участия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах конкурсных мероприятий;

обеспечить в ходе реализации образовательных программ, включая внеурочную и соревновательную деятельность, сетевое взаимодействие с использованием ресурсов иных организаций (научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных), а также организаций дополнительного образования;

разработать механизмы формирования навыков здорового образа жизни, в том числе антидопингового мировоззрения и поведения через взаимодействие с семьей и родительским сообществом, создание и реализацию индивидуальных образовательно-воспитательных проектов.

V. Реализация Концепции

Реализация Концепции обеспечит модернизацию учебного предмета «Физическая культура» и будет способствовать разработке и апробации механизмов развития физкультурного образования в Российской Федерации.

Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных корпораций. 



Предварительный просмотр:

Документ подготовлен программой Росметод

Методические рекомендации

по проведению занятий по физической культуре в дистанционной форме

1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации», а также приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», в целях оказания методической помощи при проведении занятий по физической культуре в дистанционной форме.

2. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

3. Для организации дистанционного обучения используются специализированные программные ресурсы, информационно образовательные среды, технологические платформы и различные виды телекоммуникаций.

4. Под технологической платформой дистанционного обучения понимается совокупность программно-технических средств, направленных на предоставление услуг дистанционного обучения, включая администрирование учебных процедур и проведение учебного процесса на расстоянии.

5. Применяются следующие виды технологических платформ дистанционного обучения:

- кейс-технология – основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудио-, видео- и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучающимся при организации регулярных консультаций у педагогических работников. Для каждого обучающегося составляется индивидуальный план, где они получают кейс, содержащий пакет учебных пособий, мультимедийный видеокурс, обучающие программы на CD-ROM и электронную рабочую тетрадь;

- сетевые технологии – используются телекоммуникационные сети для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между педагогическим работником и обучающимся.

Виды сетевых технологий

Описание

Асинхронные технологии (реализуют распределенное обучение) – офлайн-обучение на основе средств коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга

форум

публичный обмен опытом, знаниями и любой другой информацией, предусматривающий создание тем, присоединение к существующим, написание сообщений или комментариев. Информация доступна всем участникам процесса, что позволяет в любой момент ответить или прочитать сообщение или комментарий. Все проведенные дискуссии можно прочитать и добавить свой ответ к ним в любое время

электронная почта

вид связи подходит только для персонального «адресного» общения

Синхронные технологии (дистанционное онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса предоставляет возможность непосредственного общения в реальном времени

видео-конференция

общение в непосредственном контакте с педагогическим работником и обучающимися

Текстовые конференции (чаты)

персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. При необходимости чат может быть публичным с тремя и более участниками процесса дистанционного обучения

6. Синхронные сетевые технологии предполагают создание виртуальных учебных классов с использованием средств видеоконференцсвязи и дополнительных инструментов совместной работы. Синхронные технологии требуют одновременного виртуального присутствия всех участников учебного процесса в классе и позволяют эффективно сочетать различные модели преподавания даже в рамках одного занятия. Используемые средства телекоммуникации играют огромную роль в организации обучения.

7. Частичный (временный) переход на изучение учебной дисциплине «Физическая культура» предполагает выполнение заданий, соблюдение режимов двигательной активности, выбор вида и формы занятий с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также в режиме самостоятельной работы.

8. Проведение занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» с использованием дистанционных образовательных технологий предусматривает преподавание теоретической составляющей учебной дисциплины.

9. Обучение по учебной дисциплине «Физическая культура» включает:

- аудио- и видеофизкультурные минутки;

- реализация проектов в области здорового образа жизни.

- размещение научно-популярных фильмов об истории происхождения различных видов спорта;

- размещение научно-популярных фильмов об истории развитии спорта;

- размещение научно-популярных фильмов о великих спортсменах.

10. Способы реализации применения дистанционных технологий для учебной дисциплины «Физическая культура» включают:

- дистанционные возможности электронного журнала (внутренний сервис обмена сообщениями, прикрепление фото, видео-, аудио- и текстовых материалов, создавать тренировочные и контрольные тесты для проверки знаний);

- сайты электронных ресурсов по учебной дисциплине «Физическая культура»;

- использование электронной почты;

- смс-оповещение;

- телефонное консультирование;

- видеоконференции;

- использование сервисов дистанционного обучения;

- использование электронных программ, обеспечивающих текстовую, аудио- и видеопередачу информации (мессенджеры, Skype, GoogleTalk и т.д.).

11. Применение дистанционных и информационных технологий дает педагогическому работнику при преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» возможность расширить дидактический арсенал, разнообразие используемых форм и методик преподавания.

12. Двигательная активность обучающихся обеспечивается с учетом возрастной группы, состояния здоровья, нозологии заболевания при отнесении к специальной медицинской группе, коррекции интенсивности, объема, времени нагрузки и т.д. индивидуально по согласованию с педагогическим работником.



Предварительный просмотр:

Методическое письмо

о преподавании учебного предмета

«Физическая культура»

в 2021-2022 учебном году

Составитель:

Щербак Александр Павлович,

канд. пед. наук, доцент,

заведующий кафедрой

физической культуры

и безопасности жизнедеятельности

ГАУ ДПО ЯО

«Институт развития образования»

Учебный предмет «Физическая культура» является обязательным для изучения на всех уровнях общего образования (таблица).

Таблица

Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Физическая культура»

Примерный учебный план

Объем нагрузки

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (от 08.04.2015 № 1/15)

в 1-4 классах в объеме трех часов в неделю

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015 № 1/15 в ред. от 04.02.2020 № 1/20)

в 5-9 классах в объеме двух или трех часов в неделю (в зависимости от варианта учебного плана)

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (от 28.06.2016 № 2/16-з)

в 10-11 выделяется на два года 210 часов

Нормативные документы

  • Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура»
    в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы
     (утв. 24.12.2018 г. на Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации)
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254 
    «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями от 13.03.2021 г.)
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 23.03.2020 г. № 117 
    «Об утверждении Порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов (в том числе общественных объединений), не являющихся юридическими лицами»
  • Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»);
  • Распоряжение Минпросвещения России от 05.12.2019 № Р-124 
    «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"».
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2020 г. № 1144н «Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке
    и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях
    »

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (выписка о санитарно-эпидемиологических требованиях к организации физического воспитания представлена в конце методического письма)


Использование электронных ресурсов в организации образовательной деятельности по учебному предмету

В соответствии с «Санитарными правилами СП 2.4.3648-20», при реализации образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен включать различные формы двигательной активности.

В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.

Примеры электронных ресурсов, которые могут использоваться для преподавания учебного предмета «Физическая культура»:

1) федерального уровня:

  • Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду
    и обороне» [сайт]. – Режим доступа:
    https://www.gto.ru/;
  • Движение [Электронный ресурс] // Ты сильнее. Минздрав предупреждает! [сайт]. – Режим доступа: http://www.takzdorovo.ru/dvizhenie/;
  • Спорт норма жизни // Национальный проект «Демография» [сайт]. – Режим доступа: https://norma.sport/about/;
  • ФГБУ Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания [сайт]. – Режим доступа: http://фцомофв.рф/;
  • Физическая культура Сайт для учителей и преподавателей физкультуры [сайт]. – Режим доступа: http://pculture.ru/oru/.

2) регионального уровня:

  • Региональный ресурсный центр по направлению «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» [Электронный ресурс] // ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» [сайт]. – Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1366;
  • Медиагалерея [Электронный ресурс] // Некоммерческого Партнерства
    СК «Буревестник - Верхняя Волга» [сайт]. – Режим доступа:
    http://sportclub.yar.ru/health-and-sport/.

Разработка рабочей программы

В соответствии со статьей 28 федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится:
разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации".

Рабочие программы учебного предмета «Физическая культура» и курсов внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» определяется ФГОС и соответствующей ему примерной основной образовательной программой на каждом уровне образования. К тому же, для разработки рабочей программы могут использоваться примерные рабочие программы по учебному предмету «Физическая культура», одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию:

Варианты региональных рабочих программ по учебному предмету «Физическая культура» с примерами календарно-тематического планирования размещены в информационно-образовательных ресурсах ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»:

С разъяснениями по реализации рабочих программ для обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе для занятий физической культурой, можно познакомиться в письме департамента образования Ярославской области от 08.06.2021 № ИХ.24-4291/21.

Рабочие программы по учебным предметам «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура», коррекционно-развивающим курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

Содержание рабочих программ учебных предметов «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура» и коррекционно-развивающих курсов
с использованием средств адаптивной физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется:

Для обеспечения реализации рабочих программ в ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» подготовлены методические рекомендации «Использование средств адаптивной физической культуры при реализации адаптированных образовательных программ начального общего образования» 
(сост.: А. П. Щербак, Ю. П. Вербицкая. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. — 124 с.).


Работа с одаренными детьми

Для подготовки к олимпиадам обучающихся по учебному предмету «Физическая культура» можно воспользоваться рекомендациями:

Для организации деятельности школьного спортивного клуба можно воспользоваться рекомендациями:

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2020 г. № 1144н, основанием для допуска обучающихся (за исключением инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) к физкультурным мероприятиям, массовым спортивным мероприятиям, выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО является наличие у него медицинского заключения с установленной первой или второй группой здоровья, выданного по результатам профилактического медицинского осмотра или диспансеризации. При этом оформление дополнительного медицинского заключения о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях не требуется.

Для допуска обучающихся (за исключением инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) с установленной первой или второй группой здоровья к некоторым физкультурным и спортивным мероприятиям, программа которых включает виды спорта с повышенными нагрузками и соответствующие риски для здоровья лиц, помимо медицинского заключения с установленной первой или второй группой здоровья требуется осмотр врача по спортивной медицине и проведение дополнительных клинико-лабораторных и функционально-диагностических методов обследования, на основании которых врачом по спортивной медицине выдается медицинское заключение о допуске
к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях.

Для допуска обучающихся (за исключением инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) с установленной третьей и четвертой группой здоровья к физкультурным мероприятиям, массовым спортивным мероприятиям, выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО требуется осмотр врача по спортивной медицине и проведение дополнительных клинико-лабораторных и функционально-диагностических методов обследования, на основании которых врачом по спортивной медицине выдается медицинское заключение о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях.

При направлении коллективной заявки от образовательных организаций (реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования) в которой указана информация об отнесении обучающегося к основной медицинской группе и (или) при наличии у обучающегося первой или второй группы здоровья медицинское заключение для допуска к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО не требуется.

Медицинское заключение о допуске по медицинским показаниям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом и (или) к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО оформляется врачом по спортивной медицине на основании наличия у лица установленной группы инвалидности и (или) ограничения здоровья.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации физического воспитания

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке.

Требования к открытым спортивным сооружениям

На собственной территории образовательной организации выделяется физкультурно-спортивная зона.

Спортивные и игровые площадки должны иметь полимерное или натуральное покрытие. Полимерные покрытия должны иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия.

Физкультурные мероприятия на сырых площадках и (или) на площадках, имеющих дефекты, не проводятся.

Беговые дорожки и спортивные площадки должны быть спланированы
с учетом необходимости отвода поверхностных вод за пределы их границ.

Для проведения занятий по физической культуре, спортивных соревнований допускается использование спортивных сооружений и площадок, расположенных за пределами собственной территории и оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Требования к закрытым спортивным сооружениям

В подвальных этажах и помещениях цокольного этажа не допускается размещение закрытых спортивных сооружений, кроме тира.

При размещении в общеобразовательных организациях спортивного зала выше 1 этажа, проводят шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие нормируемые уровни шума в смежных помещениях.

При спортивных залах оборудуются снарядные, раздевальные для мальчиков и девочек, туалеты, душевые. Площадь туалетов при спортивном зале должна составлять не менее 8,0 м2, душевых - 12,0 м2.

Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по спортивным сооружениям должны проводиться мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.

Допускается использование трансформируемого пространства для многофункционального назначения (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории) в соответствии с задачами образовательного процесса, при условии их оборудования согласно Правилам.

Требования к предотвращению возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний проводятся

  • распределение детей в соответствии с заключением о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой;
  • документирование и контроль за организацией процесса физического воспитания и проведением мероприятий по физической культуре (в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья), за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;
  • назначение мероприятий по закаливанию, которые организуются с согласия родителей (законных представителей) и проводятся с учетом состояния здоровья детей (молодежи);
  • работа по формированию здорового образа жизни и реализация технологий сбережения здоровья;
  • контроль за соблюдением правил личной гигиены;
  • проведение лабораторного контроля качества воды в ванне плавательного бассейна с одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели;
  • ежедневная влажная уборка помещений с применением моющих средств;
  • ежедневное протирание спортивного инвентаря и матов в спортивном зале с использованием мыльно-содового раствора;
  • ежедневное очищение ковровых покрытий с использованием пылесоса, а также их влажная обработка не реже одного раза в месяц;
  • проветривание спортивного зала после каждого занятия в течение
    не менее 10 минут.

Требования к проведению физкультурных и спортивных мероприятий

Расписание занятий составляются с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия организуются
с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Образовательной организацией обеспечивается присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах.

Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале.

Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия физической культурой должно составлять не менее 70%.

Требования к выполнению рабочей программы учебного предмета «Физическая культура»

При реализации образовательных программ должны соблюдаться следующие санитарно-эпидемиологические требования:

1. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть организованы в формах, отличных от урочных, предусматривающих проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований и иные формы.

2. В классном журнале оформляется лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения о его антропометрических данных, группе здоровья, медицинской группе для занятий физической культурой, номере необходимой учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

Для выполнения рабочих программ учебного предмета "Физическая культура", мероприятий программы воспитательной работы и курсов по выбору соответствующей направленности допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы, бассейны), расположенные за пределами собственной территории общеобразовательной организации, оборудованные в соответствии
с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест, предназначенных для занятий спортом и физической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к успеху"

Программа «Путь к успеху» социально-педагогической направленности, предназначена для работы с обучающимися 12-14 лет. Срок реализации программы в течение одного года. Общее количество часов – 68...

Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"

Диагностический  материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...

Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей "Путь к успеху" занятия 1-5

Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност...

Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей Путь к успеху занятия 6-11

Занятие «Стресс и саморегуляция. Снятие нервно-психического напряжения»Телесно ориентированное упражнение «Погода»Дыхательные упражненияРаздаточный материал «Алгоритм выполнения релаксационных упражне...

Образовательная программа социальной адаптации воспитанников детского дома "На пути к успеху"

Программа ориентирована на формирование у воспитанников детского дома внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (професси...

Образовательные технологии - путь к успеху!

Тезисы по определениям Образовательной технологии....

Путь к успеху наших школьников - образовательные олимпиады и конкурсы

Путь к успеху наших школьников - образовательные олимпиады и конкурсы...