Доклад "Дистант: плюсы и минусы"
материал

Мусина Зухря Фатиховна

В работе рассматриваются плюсы и минусы дистанционного обучения школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distant_plyusy_i_minusy.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на РМО учителей

"Дистанционное обучение" - трудности и преимущества"

Не так давно в системе образования появилась новая форма обучения – дистанционная. Многие смотрят на этот вид обучения как на что-то нестандартное, новое, диковинное и, в какой-то степени, даже странное. И это не удивительно. Все новое, до сих пор неизвестное, всегда вызывает неприятие большинства. Но страх перед неизвестным и боязнь новых технологий не должна останавливать человека на пути своего развития.

    Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. И дистанционное обучение у многих детей, ассоциируется с очередной компьютерной игрой. Педагогу же без опыта дистанционной работы очень сложно организовывать  обучение в надлежащем темпе и объёме.

Но вот, в связи с эпидемией коронавируса многие школы, колледжи и вузы в России перешли на дистанционное обучение. Казалось бы, для онлайн-образования есть все необходимое: широкий набор интернет-ресурсов, учебники в цифровом формате и даже электронный журнал и онлайн-доска. Школьники и студенты созваниваются с преподавателями по видеосвязи и таким образом посещают занятия, не выходя из дома: удобно, безопасно, а главное – знания продолжают поступать в растущие организмы.

Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие семьи и школы оказались не готовы к такому резкому переходу на удаленный формат обучения. Учителя тоже жалуются на гигантскую нагрузку и неорганизованность школьников, а родители (в основном те, у кого малыши) вообще недовольны от тонны домашних заданий, которые им теперь приходится постоянно выполнять вместе с ребенком, внимательно следя, чтобы он не просто сидел с планшетом, а действительно занимался. Да и сами дети часто не в восторге от того, что им приходится учиться, когда, казалось бы, все официально ушли на каникулы. Согласитесь, сидение в своей комнате в домашней футболке с кучей гаджетов под рукой – не лучшие условия для поднятия дисциплины.

Внезапное погружение в дистант выявило плюсы и минусы этой системы.

В процессе дистанционного обучения учащийся, наверняка, столкнется с непредвиденными обстоятельствами, которые будут ему мешать. К примеру, в самый неподходящий момент может отключиться свет или выйти из строя компьютер. А интернет может оборваться прямо во время важного онлайн-семинара, и ученик ничего с этим не сможете поделать. Удаленное обучение делает обучающихся зависимыми от технических средств.

Минусы:

  1. Многодетные семьи и учительские семьи, где родители сами являются учителями, оказались в неравных условиях: сразу всем детям организовать дистанционное обучение физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо.
  2. В онлайн-уроке трудно включить всех учащихся в общее обсуждение, даже организовать диалог. Обычно в дискуссии участвуют 15–20% присутствующих.
  3. Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения строить онлайн-обучение, многие из них не различают дистанционное и электронное обучение.
  4. Сложность организации групповой работы, которая необходима для деятельностного образования.
  5. Методы, используемые в определённых предметах (физика, математика), где требуется выполнение практической работы непосредственно учеником (собрать экспериментальную установку, выполнить построение циркулем), оказываются неэффективными при дистанционном обучении.
  6. Ввиду недостаточного опыта дистанционного обучения много времени приходится тратить на техническую организацию урока. На сегодняшний день объём материала меньше и качество онлайн-урока ниже, чем обычного школьного урока, проведённого в классе.
  7. Из дистанционного обучения практически вылетают дети с ОВЗ, особенно гиперактивные дети.
  8. Односложные ответы учеников. Трудности в формировании связного монологического высказывания ученика. Преобладание текста-примитива. Например: «Самолет – быстрота, комфортность, надежность».
  9. Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач.
  10. Очевидно, требуется сайт для управления процессом дистанционного обучения.

К недостаткам дистанционного обучения могу отнести невозможность заменить живое общение между учителем и учеником. Никакие новые технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние ребенка, выстроить так систему работы, чтобы ученик «зажегся» данной темой. Такое занятие не принесет никаких результатов, если учащийся не может отвлечься от каких-либо собственных проблем, а рядом нет внимательного педагога. Не сможет ребенок осилить программу и, если что-то не получилось на первом этапе, а усидчивости нет.

Говоря о школьном дистанционном обучении, среди минусов зачастую выделяют полную свободу действий. Действительно, если за ребенком не следить - он, вполне вероятно, вообще забросит учебу. Интернет-семинар контролировать крайне трудно. Разумеется, если система дистанционного образования в школах будет разработана и продумана до мелочей (как контролировать детей, проводить тестирование и так далее), то такая форма даст видимый прогресс и максимальные результаты. В противном случае дистанционное образование просто еще больше отдалит детей от образовательного процесса. Так что плюсы и минусы дистанционного обучения школьников - вопрос очень спорный.

Привлекает всеобщая доступность дистанционного обучения. В каждом  образовательном учреждении найдутся ребятишки, теряющие уроки по независящим от них причинам: дети с ограниченными физическими возможностями, временно потерявшие возможность заниматься в школе из-за болезни, Дистанционные занятия могут стать единственной формой работы, позволяющей полностью пройти учебную программу, получить более высокие оценки, поучаствовать в конкурсах и олимпиадах. Это и есть новый подход к образованию – индивидуальный подход к обучению в сочетании с социальной адаптацией детей.

  Плюсы:

  1. Ребенок учится самообразовываться, что важно в современном мире.
  2. Семья может быть мобильной и обеспечить возможность учебы для ребенка везде, где есть интернет.
  3. Большинство обучающихся и учителей обеспечены всеми необходимыми техническими устройствами для дистанционного обучения.
  4. Отсутствуют лишние мероприятия – школьные линейки, дежурства.
  5. Учителя имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее удобные и комфортные для них.
  6. Обучение индивидуально, что исключает потребность в репетиторстве.
  7. Появляется больше свободного времени.
  8. Возможности интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео- и аудиоконтента, что способствует не только удержанию внимания, но и развитию клипового мышления.
  9. В нынешних условиях родители могут участвовать вместе с детьми в учебном процессе. Можно сказать, что они стали активными его участниками.
  10. Стеснительные ученики стали более активно проявлять себя в онлайн-уроках.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

Перспективы развития дистанционного обучения в России

Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Широкое распространение дистанционного обучения в России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы.
  Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что  позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

- Мультимедийность - озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;

- Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

- Использование потокового аудио и видео.

- Многообразие  контрольных и тестовых заданий;

- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;

- Общение слушателей между собой.

-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....

Плюсы и минусы сотовой связи

Для чего ребенку нужен мобильный телефон? Как научить его правильно с ним обращаться? Материал для родителей....

Плюсы и минусы гласности.9/11 классы

Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока  для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с ...

Педсовет "Плюсы и минусы использования ИКТ"

В Настоящее время нельзя представить урок без использования интерактивной доски, компьютера, но всегда ли это полезно?...

Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.

Эта статья о том, что метод учебных проектов  в настоящее время имеет место быть, и даже берет преимущество в практической деятельности ученика и учителя. Метод способствует социализации школьник...

Метод учебных проектов. Плюсы и минусы.

Статья о значимой роли научных проектов как для учеников так и для учителей, которая помогант в воспитании, и открывает глаза на многие проблемы общества....

Классный час "Плюсы и минусы виртуального общения

В последнее время все чаще и чаще как дети, так и взрослые проводят все свое свободное время в социальных сетях. Насколько  это необходимо, и не влечет ли за собой определенные риски? Конечно, се...