Как добиться 100% посещаемости на родительских собраниях
статья

В статье представлены советы по повышению посещаемости на родительских собраниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_dobitsya_poseshchaemosti_rod_sobraniy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как добиться 100 % посещаемости родительских собраний?

Евсеенко Е. Д., учитель

ГБОУ школа № 4 Василеостровского района

Г. Санкт-Петербург

        Успешное решение задач воспитания, определённых приоритетным национальным проектом «Образование» невозможно без взаимодействия семьи и школы. Поэтому одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. Искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени». Родители хотят видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

Поскольку главной формой взаимодействия  классного руководителя с родителями является родительское собрание, то наша задача максимально привлечь внимание родителей к этому виду сотрудничества. Родительское собрание – это универсальная форма работы, позволяющая решать ряд задач:

- организацию коллектива родителей;

- их психолого-педагогическое просвещение;

- управление процессом воспитания;

- оказание помощи родителям в воспитании детей и т. д.

Как же сделать так, чтобы, невзирая на личную занятость, на нехватку свободного времени, возможно, даже на нездоровье убедить родителей поставить на первое место общение с учителем?

  1. Тематика родительских собраний продумывается только вместе с родителями. Обычно перед первым, организационным собранием раздаю родителям анкеты, в которых одним из вопросов является « О какой стороне воспитания вашего ребёнка вы хотели бы поговорить на родительском собрании?». Затем на собрании выбираем те общие вопросы, которые интересуют всех или большинство родителей. Причем, тематика собраний остается подвижной и корректируется на каждом следующем собрании. поскольку идет учебный процесс, возникают новые трудности и вопросы.                 В этой же анкете я спрашиваю родителей : «Хотели бы вы принять участие в проведении родительских собраний?» Отгадайте какой ответ из года в год я получаю? Правильно, «нет». Поэтому следующий момент это -
  2. привлечение родителей в проведение родительских собраний. Главный принцип успешности в проведении родительских собраний – никаких лекций и нравоучений. Только живой диалог. Возможно, в форме вопросов и ответов. Классный руководитель должен «зажечь» родителей желанием общаться и делиться опытом. В этой форме проведения родительского собрания главной составляющей успеха будет стертая грань между учителем и родителем. Я тоже человек, и я тоже мать, я тоже хожу на работу, и у меня также не хватает времени. Давайте думать вместе, как решать проблемы. Но при этом помня, что знаний у меня больше в отношении воспитания детей и стараться повернуть разговор в нужное русло. В этом отношении эффективна такая форма проведения родительского собрания, как
  3. творческие мастерские.  Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
  • Отношение педагога к родителям как  союзникам в воспитании детей (общение на равных)
  • Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания  родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
  • Самостоятельность решения творческих задач
  • Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
  • Умение работать в команде

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

  1. Необычность названия родительского собрания. Как показывает опыт, родители как дети, их притягивает всё неизвестное и необычное. Например, «Школа любящих родителей», «Сюрприз от любящих детей», « Заходите ко мне, гости, я вас чаем напою». Внутреннее содержание таких собраний может быть самым разнообразным, но интересным и актуальным, иначе в следующий раз на необычность названия наш умный родитель не откликнется.
  2. Привлечение детей к проведению родительских собраний. Это могут быть и театральные постановки, на сюжете которых будет разбираться конкретная педагогическая ситуация. Это могут быть ролевые игры, служащие основой для дискуссии. В конце концов, это может быть демонстрация достижений детей. Например, мы закончили работу над  проектом «Город, в котором мы живём» и показали нашу работу родителям. Т. е. идея привлечения детей в том, что редкий родитель не захочет посмотреть на таланты своего ребёнка.
  3. Очень оживляют и привлекают внимание родителей на собраниях психологические тренинги. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений  как между   родителями, так и между классным руководителем, психологом и родителями. В этом виде работы главное – это правильное определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений, а так же определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.

Например, на родительском собрании «Учитесь быть родителями», цель которого научить родителей оказывать психологическую поддержку своему ребёнку, знакомим мам и пап с упражнением прогрессивной релаксации. Зачем? За тем, что редкий родитель после трудового дня способен оказать какую – либо помощь ребёнку. Поэтому сначала сами приводим себя в чувства, а потом общаемся с ребёнком. Попробуйте:

  • сжать в полную силу кулак, отпустить напряжение и почувствовать расслабление. Затем тоже, но вполовину силы
  • согнуть в полную силу кисть к предплечью и расслабить. Затем тоже в пол силы.
  • согнуть в полную силу руки к локтям и расслабить. Затем тоже в пол силы.

Считается, что эти простые упражнения помогают максимально расслабиться после рабочего дня. и далее родитель сможет конструктивно мыслить и адекватно оценить обстановку. И потом уже предлагаем родителям провести небольшой эксперимент. Для этого необходимо разбиться на пары и по очереди каждому выполнить следующие задания (я предлагаю включиться в игру вам, коллеги):

- похвалить себя;

- похвалить другого;

- поругать себя;

- поругать другого.

(выполняя первое задание, участник хвалит себя за что-то. а партнер молча кивает головой)

- Как вы себя чувствовали в процессе выполнения задания? Что было легче: хвалить или ругать?

- Как вы думаете, почему?

- Кого было легче хвалить: себя или другого?

- Кого было легче ругать: себя или другого?

Т. е. тренинг дает возможность родителям понять, что чувствует ребенок, когда его ругают или когда хвалят. И что происходит между ребёнком и родителем в процессе такого способа решения проблем.

Надо помнить, что тренинг не получит логического завершения без оценки эффективности: т. е., получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.

  1. Родительские собрания должны быть ограничены по времени. Это очень важный фактор. Какими бы интересными и необычными не были бы родительские собрания, но если они будут чрезмерно долгими, то родители все равно рано или поздно перестанут их активно посещать. Это факт.

Вот те основные моменты, которые помогают мне добиться практически 100% посещаемости родительских собраний. Процесс трудоёмкий? Да. Требующий больших временных затрат? Да. Но, когда на лицо плоды твоего труда, всегда хочется продолжать, творить, искать что–то новое.

Коль скоро мы говорим о максимальном привлечении родителей на родительские собрания, то уместно будет вспомнить советы психологов:

  • Приходите на родительское собрание в хорошем настроении. Будьте предельно корректны и тактичны. Создайте атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения.
  • Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.
  • Обращайтесь к родителям только по имени и отчеству.
  • Заранее ознакомьте родителей с вопросами, которые планируете обсудить на родительском собрании.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Обязательно поблагодарите всех родителей, кто нашел возможность прийти на собрание.
  • Оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
  • Помните, все рекомендации, советы в адрес конкретного ребенка, пожелания его родителям, следует высказывать наедине.
  • Старайтесь не использовать ситуацию, когда родители собрались все вместе и, наконец, вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились.
  • Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.
  • Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.
  • Постарайтесь создать у родителей ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.
  • Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.
  • Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги.

Итак, главная наша цель – сформировать единое воспитательное пространство «семья – школа». Вместе с родителями мы, учителя, учимся общению с ребёнком: ведь от того, насколько правильно будет построено общение ребёнка и родителей, будет зависеть многое, если не все его воспитание. И, безусловно, ведущая роль в просвещении родителей по вопросам воспитания детей отводится родительским собраниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Профилактика правонарушений, состояние дисциплины в школе, анализ посещаемости и пропусков без уважительной причины»

Выступление на общешкольном родительском собрании   «Профилактика правонарушений, состояние дисциплины в школе, анализ посещаемости и пропусков без уважительной причины»...