«Правила безопасного поведения в чуме для воспитанников старшей группы в условиях кочевья» интегрированное занятие
план-конспект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Панаевский детский сад “Красная шапочка”

 

 

 

 

 

«Правила безопасного поведения в чуме для  воспитанников старшей группы в условиях кочевья»

Интегрированное занятие

 

 

 

 

 

 

                                                                      Автор: Рогалева Оксана Георгиевна

                                                                      Воспитатель МБДОУ «Красная шапочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c. Панаевск, 2021

 

 

Интегрированное занятие

«Правила безопасного поведения в чуме для  воспитанников старшей группы в условиях кочевья»

Воспитатель: Рогалева Оксана Георгиевна

Образовательные задачи:

-дать представления детям о безопасном проживании ненцев в традиционных местах;

-познакомить детей с правилами поведения в чуме ;

 Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать связную речь;

-развивать слуховое восприятие;

-развивать координацию движений и речи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважение к коренным народам, к их труду традициям

Предварительная работа:

-рассматривание фотографий, альбомов о жизни, труде людей коренных национальностей,

-экскурсия в краеведческий музей детского сада

Наглядный материал:

-иллюстрации с изображением национальной одеждой (кукла в ненецкой н одежде);

- сюжетные картинки о быте и занятии ненцев;

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог: Ӈани торова ӈацекы! Культура является основой существования этноса. Не будет народной этнической культуры, не будет самобытности  и индивидуальности народа. Поэтому очень важно сохранить народные знания, так как без этнической культуры в суровых условиях тундры не выжить. Но прежде всего, чтобы поддерживать народную культуру нужно соблюдать правила безопасности в чуме и в тундре, соблюдая при этом традиции и обычаи. И сегодня я хочу начать занятие с древней легенды. А вы садитесь поудобнее и слушайте.

(Дети присаживаются на стулья)

Педагог: Кругом была вода! Одна вода! Так было всё сначала. В воде жил белый горностай и белая гагара, И больше в мире никого не пребывало. Хотите верьте, хотите нет, но так было сначала. Вот плавают они. Гагара, с удовольствием ныряет, А горностай, всё лапками гребёт и без конца вздыхает: «Гагара! Я больше не могу так жить! Ведь всё может случится! Из сил уж выбиваюсь я! Придётся, мне скоро утопиться...» «Ну что ты, милый друг! Не оставляй меня одну!» «Гагара! Мне земля нужна! Иначе, я скоро утону!» «Я с радостью, мой друг, тебе бы помогла, И землю подарила, если бы могла!» «Ты можешь сделать это! Поскорей нырни, И земли кусочек, со дна мне принеси!» «Ну хорошо, мой друг! Сейчас нырну И, может быть, земли кусочек принесу.» Нырнула в океан гагара, и на семь дней пропала. Вы не поверите! Она 7 дней, кусок земли искала! Нашла! И в клюве, горностаю принесла! «Гагара! Дорогая! Ты мне жизнь спасла!» - Воскликнул горностай . Кусочек этот, он в большую землю превратил. Вот так, - как ненцы утверждают, - однажды, горностай их землю сотворил.

Ребята вам понравилась легенда? Скажите мне о чём эта легенда?

(Воспитанники отвечают)

Правильно ребята, эта легенда о создании нашей земли. И чтобы наша планета земля существовала долго, нужно её беречь. Соблюдать все правила. Не мусорить, и не загрязнять её. А так же соблюдать правила безопасного поведения в чуме и по всей нашей тундре.

Педагог: Ребята вы не устали. Давайте с вами немного поиграем. У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотрите и расположите картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.

Коррекционно развивающее упражнение «Собери чум»»( 4 картинки с изображением последовательности собирания чума)

 

 

  1. Основная часть.

 

Педагог: Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль  приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: “Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой”,- не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические и эстетические правила. С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: “Во время еды нельзя болтать ногой,  не потягиваться за столом. Нельзя свистеть в чум- достатка не будет”. Приметы прививали детям самоуважение. Ребята а какие правила поведения за столом вы знаете? (воспитанники перечисляют)

Педагог: Правильно ребята за столом нельзя баловаться, бегать вокруг стола, нельзя трясти стол. А хотите послушать потешку ?

За столом сидела Белка, перед ней была тарелка, В ней из хлеба, масла, сала Белка дом сооружала. Так, друзья, не поступают и с едою не играют. За столом едят, друзья, баловаться здесь нельзя!

Педагог: В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку, оленеводу. Нельзя мальчикам мыть посуду, иначе “звери и птицы услышат звон посуды и разбегутся, тогда не будет удачи в охоте”. Девочкам мамы всегда наставляли: “Не забывай вытирать ноги. Когда  будешь взрослой – будешь неряхой, а дети будут всегда неопрятными”.

 

Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

Физминутка «Чум».

Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)

В лесотундре из жердей. (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)

Дом, мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в сторону)

По привычке кочевой.  Чум готов!

Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем»п ечь)

По -хозяйски растопить, (прыжок вверх)

И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)

Всех соседей пригласить!

Дети садятся за столы.

 

Педагог:  Ребята какие правила нужно соблюдать в чуме?

(Дети перечисляют правила)

В чуме прежде всего нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Какое опасное место вы знаете? Правильно это печка. Печка греет и обогревает чум, а так же на ней можно приготовить пищу. Ребята нельзя играть возле печки, а так же помещать на  неё различные предметы. Вы можете обжечься или опрокинуть нечаянно печь. И чтобы вы помнили правила, я вам раздам буклеты о пожарной безопасности. Давайте закрепим правила пальчиковой игрой:

На машине ярко – красной  (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)

Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук)

Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)

Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)

Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой)

Может оглушить (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)

Будем и водой, и пеной  (Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).

Мы пожар тушить.(Ритмично постукивают кулачками друг о друг)

И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони)

Сможем мы помочь (Ритмично похлопывают руками по бокам)

С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают)

Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладош)

 

Педагог: В чуме есть священное место называется “симзы”. По “симзы” дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту гером улетали на битвы и военные подвиги. За “симзы” находится священное место “си”. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин- это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода, реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны для главы дома, а для других членов- неприкосновенны. Место “не”для женщин находится – напротив “си”, у входа. Здесь женщина занимается всеми     домашними хлопотами.

Педагог: На столах у вас картинки, а картинки непростые, а разрезные. Собери картинку и скажи, кто на ней изображен?

Коррекционно-развивающее упражнение «Собери целое из частей»

Педагог вносит картину «Северный олень» (читает стихотворение):

Быстро мелькают легкие тени,

Мчаться зимою в тундре олени.

Не остановятся ни на минутку,

Ноги их быстры, уши их чутки.

 

Педагог: Ребята а вы любите играть в игрушки. У ненецких девочек  есть куклы Ӈухуко из утиных клювов. Нельзя допоздна играть в игрушки и оставлять их на улице. А вы какие правила знаете при обращении с игрушками?

(Дети отвечают на вопрос)

Ребята мелкие детали игрушек ни в коем случае нельзя глотать или засовывать в нос или рот. Это очень опасно и может привести к плачевным последствиям.

Педагог: Ненцы считают, что каждый клочок земли, леса, воды, сопки имеет своего хозяина. Поэтому детям запрещается самостоятельно ходить по тундре, говорят: “Хой' нямна хараси нен' ядэр '' – терсяда я яӈгу”. Ребята на этом наше занятие заканчивается , давайте с вами вспомним что нового мы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие?

(Воспитанники отвечают)

Берегите и любите свою землю, cвой дом и соблюдайте правила безопасного поведения в чуме!

 

 

Литература:

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.- Екатеринбург, 1995
  2. Е.Н. Окотэтто. Ненецкие загадки для детей - Санкт – Петербург, 2014.
  3.  Е.Н. Окотэтто. Ненецкий фольклор для детей- Санкт – Петербург, 2014.
  4. Н.Я. Кокорева. Ненецкий язык в детском саду Санкт – Петербург, 2008.
  5. Харючи Г.П. “Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса”;- Томск, c.81-97
  6. Хомич Л. В. Ненцы.- Санкт – Петербург, 1995

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_star_gr_po_bezopasnosti.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Панаевский детский сад “Красная шапочка”

«Правила безопасного поведения в чуме для  воспитанников старшей группы в условиях кочевья»

Интегрированное занятие

 

                                                                      Автор: Рогалева Оксана Георгиевна

                                                                      Воспитатель МБДОУ «Красная шапочка»

 

c. Панаевск, 2021

Интегрированное занятие

«Правила безопасного поведения в чуме для  воспитанников старшей группы в условиях кочевья»

Воспитатель: Рогалева Оксана Георгиевна

Образовательные задачи:

-дать представления детям о безопасном проживании ненцев в традиционных местах;

-познакомить детей с правилами поведения в чуме ;

 Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать связную речь;

-развивать слуховое восприятие;

-развивать координацию движений и речи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважение к коренным народам, к их труду традициям

Предварительная работа:

-рассматривание фотографий, альбомов о жизни, труде людей коренных национальностей,

-экскурсия в краеведческий музей детского сада

Наглядный материал:

-иллюстрации с изображением национальной одеждой (кукла в ненецкой н одежде);

- сюжетные картинки о быте и занятии ненцев;

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог: Ӈани торова ӈацекы! Культура является основой существования этноса. Не будет народной этнической культуры, не будет самобытности  и индивидуальности народа. Поэтому очень важно сохранить народные знания, так как без этнической культуры в суровых условиях тундры не выжить. Но прежде всего, чтобы поддерживать народную культуру нужно соблюдать правила безопасности в чуме и в тундре, соблюдая при этом традиции и обычаи. И сегодня я хочу начать занятие с древней легенды. А вы садитесь поудобнее и слушайте.

(Дети присаживаются на стулья)

Педагог: Кругом была вода! Одна вода! Так было всё сначала. В воде жил белый горностай и белая гагара, И больше в мире никого не пребывало. Хотите верьте, хотите нет, но так было сначала. Вот плавают они. Гагара, с удовольствием ныряет, А горностай, всё лапками гребёт и без конца вздыхает: «Гагара! Я больше не могу так жить! Ведь всё может случится! Из сил уж выбиваюсь я! Придётся, мне скоро утопиться...» «Ну что ты, милый друг! Не оставляй меня одну!» «Гагара! Мне земля нужна! Иначе, я скоро утону!» «Я с радостью, мой друг, тебе бы помогла, И землю подарила, если бы могла!» «Ты можешь сделать это! Поскорей нырни, И земли кусочек, со дна мне принеси!» «Ну хорошо, мой друг! Сейчас нырну И, может быть, земли кусочек принесу.» Нырнула в океан гагара, и на семь дней пропала. Вы не поверите! Она 7 дней, кусок земли искала! Нашла! И в клюве, горностаю принесла! «Гагара! Дорогая! Ты мне жизнь спасла!» - Воскликнул горностай . Кусочек этот, он в большую землю превратил. Вот так, - как ненцы утверждают, - однажды, горностай их землю сотворил.

Ребята вам понравилась легенда? Скажите мне о чём эта легенда?

(Воспитанники отвечают)

Правильно ребята, эта легенда о создании нашей земли. И чтобы наша планета земля существовала долго, нужно её беречь. Соблюдать все правила. Не мусорить, и не загрязнять её. А так же соблюдать правила безопасного поведения в чуме и по всей нашей тундре.

Педагог: Ребята вы не устали. Давайте с вами немного поиграем. У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотрите и расположите картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.

Коррекционно развивающее упражнение «Собери чум»»( 4 картинки с изображением последовательности собирания чума)

  1. Основная часть.

Педагог: Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль  приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: “Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой”,- не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические и эстетические правила. С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: “Во время еды нельзя болтать ногой,  не потягиваться за столом. Нельзя свистеть в чум- достатка не будет”. Приметы прививали детям самоуважение. Ребята а какие правила поведения за столом вы знаете? (воспитанники перечисляют)

Педагог: Правильно ребята за столом нельзя баловаться, бегать вокруг стола, нельзя трясти стол. А хотите послушать потешку ?

За столом сидела Белка, перед ней была тарелка, В ней из хлеба, масла, сала Белка дом сооружала. Так, друзья, не поступают и с едою не играют. За столом едят, друзья, баловаться здесь нельзя!

Педагог: В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку, оленеводу. Нельзя мальчикам мыть посуду, иначе “звери и птицы услышат звон посуды и разбегутся, тогда не будет удачи в охоте”. Девочкам мамы всегда наставляли: “Не забывай вытирать ноги. Когда  будешь взрослой – будешь неряхой, а дети будут всегда неопрятными”.

Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

Физминутка «Чум».

Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)

В лесотундре из жердей. (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)

Дом, мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в сторону)

По привычке кочевой.  Чум готов!

Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем»п ечь)

По -хозяйски растопить, (прыжок вверх)

И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)

Всех соседей пригласить!

Дети садятся за столы.

Педагог:  Ребята какие правила нужно соблюдать в чуме?

(Дети перечисляют правила)

В чуме прежде всего нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Какое опасное место вы знаете? Правильно это печка. Печка греет и обогревает чум, а так же на ней можно приготовить пищу. Ребята нельзя играть возле печки, а так же помещать на  неё различные предметы. Вы можете обжечься или опрокинуть нечаянно печь. И чтобы вы помнили правила, я вам раздам буклеты о пожарной безопасности. Давайте закрепим правила пальчиковой игрой: 

На машине ярко – красной  (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)

Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук)

Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)

Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)

Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой)

Может оглушить (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)

Будем и водой, и пеной  (Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).

Мы пожар тушить.(Ритмично постукивают кулачками друг о друг)

И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони)

Сможем мы помочь (Ритмично похлопывают руками по бокам)

С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают)

Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладош)

Педагог: В чуме есть священное место называется “симзы”. По “симзы” дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту гером улетали на битвы и военные подвиги. За “симзы” находится священное место “си”. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин- это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода, реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны для главы дома, а для других членов- неприкосновенны. Место “не”для женщин находится – напротив “си”, у входа. Здесь женщина занимается всеми     домашними хлопотами.

Педагог: На столах у вас картинки, а картинки непростые, а разрезные. Собери картинку и скажи, кто на ней изображен?

Коррекционно-развивающее упражнение «Собери целое из частей»

Педагог вносит картину «Северный олень» (читает стихотворение):

Быстро мелькают легкие тени,

Мчаться зимою в тундре олени.

Не остановятся ни на минутку,

Ноги их быстры, уши их чутки.

Педагог: Ребята а вы любите играть в игрушки. У ненецких девочек  есть куклы Ӈухуко из утиных клювов. Нельзя допоздна играть в игрушки и оставлять их на улице. А вы какие правила знаете при обращении с игрушками?

(Дети отвечают на вопрос)

Ребята мелкие детали игрушек ни в коем случае нельзя глотать или засовывать в нос или рот. Это очень опасно и может привести к плачевным последствиям.

Педагог: Ненцы считают, что каждый клочок земли, леса, воды, сопки имеет своего хозяина. Поэтому детям запрещается самостоятельно ходить по тундре, говорят: “Хой' нямна хараси нен' ядэр '' – терсяда я яӈгу”. Ребята на этом наше занятие заканчивается , давайте с вами вспомним что нового мы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие?

(Воспитанники отвечают)

Берегите и любите свою землю, cвой дом и соблюдайте правила безопасного поведения в чуме!

Литература:

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.- Екатеринбург, 1995
  2. Е.Н. Окотэтто. Ненецкие загадки для детей - Санкт – Петербург, 2014.
  3.  Е.Н. Окотэтто. Ненецкий фольклор для детей- Санкт – Петербург, 2014.
  4. Н.Я. Кокорева. Ненецкий язык в детском саду Санкт – Петербург, 2008.
  5. Харючи Г.П. “Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса”;- Томск, c.81-97
  6. Хомич Л. В. Ненцы.- Санкт – Петербург, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

Материал к уроку по теме "Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования"...

Правила безопасного поведения на занятиях по физической культуре.

Эти правила помогут не только добиться  высокого результата ученикам на уроках физической культуры, но и минимизоравть травматизм....

Группа МЖКХ 3 Безопасность жизнедеятельности (30.10.2020) Урок по теме "Правила безопасного поведения на автомобильном и железнодорожном транспорте"

Тема: "Правила безопасного поведения на автомобильном и железнодорожном транспорте".Задание1. Изучить материал по данной теме. См.файл3. Составить опорный конспект по теме урока.3. Разгадать...

Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»

Конспект занятия по профилактике  безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...