Игры с НЕСТАНДАРТНЫМ оборудованием ПУГОВИЦАМИ
методическая разработка

Спицына Людмила Александровна

Игры с пуговицами невероятно увлекательны ! Их любят без исключения все дети, с которыми в них играли. Яркие, красочные, всех форм ! В них приятно просто окунуть руку и перебирать, перебирать … А уж создавать с их помощью необыкновенные картины или играть в настольные игры тем более. Игры с пуговицами способствуют развитию творческого воображения, мелкой моторики, тактильных ощущений, сенсорных ощущений и восприятия, координации движений, пространственных представлений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, а так же снятию эмоционального напряжения. Работая в паре с другим ребенком (например, выкладывая картины из пуговиц на большом листе бумаги) ребенок так же учится коммуникации и взаимопомощи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_nestandartnym_oborudovaniem_pugovytsami.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Найди такую же.

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Высыпьте пуговицы на пол. Предложите малышу отыскать одинаковые пуговицы.

Большой - маленький

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Разложите с малышом пуговицы в мешочки по величине: большие – в большой мешок, маленькие – в маленький.

 Волшебный мешочек.

Цель: развитие тактильного восприятиия

Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице. Можно усложнить задачу для деток постарше: пусть ребенок расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.

Пуговичный теневой театр

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, воображения.
Рука с пуговицей находится между экраном и источником света. Меняем положение пальцев и пуговицы, на стене появляются совы, улыбки, поросята и собаки. Приближаем руку к экрану — фигурки уменьшаются, отдаляем — увеличиваются.

Подбрось, поймай, собери.

Цель: развитие ловкости, быстроты движений, концентрации внимания.
Ведущий показывает порядок выполнения движений: набрать в руку как можно больше пуговиц, сосредоточиться, подбросить пуговицы вверх и, резким движением развернуть руку ладонью вниз, поймать как можно больше пуговиц тыльной стороной ладони. Упавшие пуговицы собрать пальцами той руки, на которой сверху лежат уже пойманные предметы. Усложнение: После того, как упавшие пуговицы собраны необходимо подбросить пуговицы, лежащие на руке, и, резко перевернув кисть руки поймать их ладонью. Пойманные пуговицы - чистая победа. Чем больше пуговиц выиграл участник, тем больше у него очков.


Игры на развитие познавательной сферы.

Игры на развитие мышления

Продолжи закономерность.

Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики.

Можно предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности. Например, большая - маленькая, большая - маленькая и т. д., либо красная - синяя, красная - синяя и т. д., либо красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая, либо одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т. п., в зависимости от того, какие пуговицы вы подготовили для игры.

Коврики

Цельразвитие зрительного внимания, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве.

Возьмите небольшой лоскуток однотонной ткани (квадратный или прямоугольный) или лист цветного картона и предложите выложить ребенку узор в зеркальном отображении. Поначалу ребенок может выкладывать вслед за вами пуговку за пуговкой, впоследствии вы можете усложнить задачу: выложив половину, попросить ребенка завершить работу, либо, выложив свой узор полностью, попросить его выложить такой же узор на своем коврике.

Сортировка.

Цель: развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного восприятия, классификации.

Предложить ребенку разложить пуговицы по кучкам:

— В одной кучке пуговицы с двумя дырочками, в другой с 4-мя дырочками;

—Рассортировать по форме;

— разложить пуговицы по цветам.

Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.

Сколько пуговиц в коробке

Цель: развитие математических представлений, слухового восприятия.
15 мелких пуговок одного размера. Кладем их в 5 футлярчиков от киндер-сюрпризов и закрываем крышкой. В первый футляр — одну, во второй — две, и т. д.На слух нужно расставить коробочки в порядке возрастания количества пуговок.
Уголки

Цель: развитие логического мышления.
Расчертим лист бумаги клетками четыре на шесть, подбираем пуговицы двух цветов и играем  в уголки, занимая противоположные углы.

Башня

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, мелкой моторики, логического мышления.

Строим из 5 пуговиц разного размера башню. Решаем головоломку, переносим башню с квадрата на другой квадрат, соблюдая определенные правила.
1)перемещается только верхняя пуговица.
2)нельзя поставить большую пуговицу  на меньшую.

Счеты

Цель: развитие мелкой моторики, навыков счета.
Привязав крепкую нитку (или проволоку) с пуговицами между ножками стульев, можно запросто поиграть в счёты.

Цифры

Цель: развитие мелкой моторики, математических представлений.

Для дошкольников, знакомых с цифрами, подойдет следующая игра: нарисуйте различные цифры, пусть ребенок напротив каждой выложит такое же количество пуговиц

Пуговичное ожерелье

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, закрепление понятий цвет, форма, величина

Возьмите толстую прочную нитку (лучше веревку). Она должна быть такой длины, чтобы ожерелье по диаметру было меньше головы ребенка. Наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету (каждую пуговку наденьте на веревку при помощи иглы только в одно отверстие). Крепко завяжите нитку. Ожерелье готово. Пока ребенок маленький достаточно того, что он, перебирая пуговички, развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Позже, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, с помощью этого ожерелья можно проводить обучающие занятия, к примеру, такие как: «Изучаем цвета», «Учимся считать», «Большие – маленькие», «Найди одинаковые пуговички» и т. п.

Игры на развитие воображения

Картинки из пуговиц

Цель: развитие воображения, мелкой моторики, творческих способностей.

Картины из пуговиц.

Пуговицами можно рисовать картины. Для этих игр подберите пуговицы разного цвета и размера. Когда выкладываете рисунок, то все свои действия объясняйте малышу. Например, возьмите три пуговицы разного размера, положите их друг над другом. Получится снеговик. Ручки и метлу дорисуйте фломастером. В своем рассказе говорите малышу, не только, что это – снеговик, а и в какое время года его лепят, что он сделан из снега, поэтому холодный и т. д.

Когда ребенок научится выполнять задания без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков

Пуговичный  человечек

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Пушистая проволока и 5 пуговиц! Несколько движений, и человечек готов. Он может двигаться, сидеть, стоять на 1 ножке и кататься на качелях.
Пуговичное дерево

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Из глины, соленого теста, пластилина лепим дерево с ветвями. Втыкаем туда мягкие проволочки, закругляя края. Можно воткнуть зубочистки. И делаем пуговичные листья!

Пуговичные аппликации

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Пластилин размазываем пальцами по картону. Вдавливаем пуговицы, создавая причудливые узоры. На этой пластилиновой картонке пуговицы — цветы. Какая красивая клумба! На этой — пуговицы рыбки. А на этой — мыльные пузыри!

Украшение

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Слепили из пластилина поделку и украсили его мелкими разноцветными пуговками.

Колокольчик

Цель: развитие воображения, слухового восприятия.
Возьмем металлическую баночку от детского питания, или отрежем верх пластиковой бутылки. Прорежем в крышке отверстие и пропустим через него шнурок с пуговицей на конце. Такому колокольчику ребенок всегда найдет применение. Колокольчиков можно сделать несколько, из разных пуговиц и баночек. Затем прислушаться к издаваемым ими звукам.

Пуговицы на проволоке

Цель: развитие воображение, мелкой моторики.
Берем  гибкую проволоку и продеваем в нее пуговицы с двумя дырочками, чтобы получилась пуговичная ленточка.
Из этой ленточки мастерим какие угодно фигурки.

Игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти.

Запомни и воспроизведи.

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то  же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.

Пуговичное лото.

Цель: закрепление знаний о цветах и оттенках, увеличение объема зрительной памяти, развитие наблюдательности, зрительного внимания.

Дети получают цветные картинки с изображением предметов или сюжетные картинки и наборы пуговиц. Ведущий показывает детям пуговицу и спрашивает, какого она цвета. Тому, кто первый нашел соответствующий цвет ил оттенок у себя на картинке, ведущий отдает пуговицу, и ребенок на своем рисунке накрывает ею участок соответствующим цветом. Игра считается законченной, когда у ведущего закончились все пуговицы. Примечание: маленьким детям ведущий предлагает самим находить пуговицы в общем наборе и накрывать аналогичные цветовые участки на своем рисунке.

Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие).

Благодаря такому массажу мы активизируем так называемый "мануальный интеллект", стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма.

Упражнения для рук.

Погладить «пуговичную» поверхность, периодически погружая руки в пуговицы и захватывая как можно больше пуговиц в каждую ладошку.

- захватить пуговицы в кулаки, чуть приподнять и разжать руки.

- погрузить руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавать" в нем.

-наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку.

-сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватить "щепотку" пуговиц... отпустить.

-берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;

-те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.

- Поднять руки над поверхностью емкости и постараться высыпать пуговицы по одной.

- Набрать пуговицы в ладони, сложенные «лодочкой», и медленно высыпать в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями.

- Опустить руки в емкость и захватить как можно больше пуговиц, сжимая их между пальцами.

- Попробовать согнуть ладошки с пуговицами в кулачок и разогнуть не уронив пуговиц.

-Набирать пуговицы внешними сторонами ладоней и сбрасывать их по одной, стараясь не уронить.

Перекладывать пуговицы с места на место.

Расстёгивать и застегивать пуговицы, пришивать и отрывать их.

Найди предмет

Цель: развитие тактильных ощущений.

Спрячьте какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.

Рыбалка

Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.

Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправляемся на рыбалку в "пуговичное море". Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опусти руки в "пуговичное море" и вылови "рыбку".

(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).

— Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?

— Какого цвета твоя "рыбка"?

— Она легкая или тяжелая?

— Теплая или холодная?

А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?

Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)...?

Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» больше «рыбы».

Аквариум.

Цель: развитие тактильных ощущений, снятие напряжения.

Для игры потребуются миска с водой и несколько дополнительных пуговиц. Скажите ребенку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыбки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с водой), там уже "живут" три "рыбки" (положите в миску с водой три пуговицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших "рыбок" в аквариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аквариум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец! А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..» Комментарий. Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это, с одной стороны, позволит снять напряжение, с другой стороны, обогатит арсенал ощущений ребенка.

Упражнения для ног

-Опустите емкость с пуговицами на пол, чтобы ребенок мог свободно поместить туда обе ноги одновременно. Предложите ему погрузить в коробку голые ступни.

-совершать ступнями круговые движения;

-поглубже погрузить ступню в пуговицы, пошевелить пальцами ног;

- Предложить ему просто пошагать, поочередно опуская ступни в емкость. Поддержите ребенка, если он чувствует себя неустойчиво.

-перебирать пуговицы пальцами ног;

- перетирать пуговицы между ступнями;

-Захват пуговиц пальцами обеих ног каждой, упражнение выполняется стоя.

-Захват пуговиц пальцами обеих ног одновременно, упражнение выполняется сидя.

- поочередно каждой ногой выкладывать пуговицы друг на друга, как будто наклеивая.

-опустив ступни в пуговицы, «сверлить» пяткой ямку.

- Соединив пятки обеих ног, стараться сделать пальцами холмик из пуговиц.

- Пересыпать пуговицы пальцами ног из одной емкости в др

-Ходить по пуговицам, нашитым на коврик.

Комплекс кинезиологических упражнений.

Используя пуговицы для кинезиологических упражнений, мы развиваем умственные способности и физическое здоровье ребенка. Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет улучшить у ребенка память, внимание мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Особое внимание следует уделить кинезиологическим упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначаются, как социальная зона руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец находятся вне зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Поэтому упражнения проводятся так, чтобы были задействованы все пальцы. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Печатная машинка

Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движения «печатания». Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

Поднимание пуговиц

Предложите ребенку с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из емкости на стол, при этом в процессе должнй участвовать все пары одноименных пальцев обеих рук ( по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара - указательный палец правой руки и мизинец левой руки.

Скольжение пуговиц по подушечкам пальцев

Большим пальцем двигаем пуговицу по подушечкам от указательного пальца к мизинцу и обратно. Упражнение выполнять попеременно правой и левой рукой. Усложнение: выполнение движения одновременно двумя руками.

Расти, пальчик!

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.

Круги на ладошке.

Двигая пуговицу одним пальцем, рисуем круги на ладошке другой руки. Усложнение: рисуем круги всеми пальцами поочередно, как ведущей рукой, так и неведущей.

Сильные пальцы

Пуговицу держим одним пальцем правой и одним пальцем левой рук, сочетание пальцев произвольное или заданное другим ведущимю Можно использовать два одноименных пальца (например, указательные) разных рук или разноименные пальцы (например, мизинец и средний палец) разных рук. Производим силовые нажатия на пуговицу попеременно пальцем правой, а затем пальцем левой руки. Нажимающий палец выпрямлен, «поддающийся» палец согнут.

Шагающие пальчики.

Потом предложите «походить» по пуговицам пальчиками или «попрыгать» с одного ряда на другой ряд. Упражнение выполняется как ведущей, так и неведущей рукой.

Ловкие пальчики

На тыльной стороне ладони лежит большая пуговица, остальные рассыпаны на столе. С помощью двух пальцев этой же руки собрать пуговицы на столе по одной в емкость, не уронив при этом пуговицу, лежащую на руке. Усложнение: 1) количество пуговиц на тыльной стороне ладони увеличивается; 2) действия выполняются ведущей и неведущей рукой; 3) меняется сочетание пальцев в паре: большой и указательный, большой и безымянный и т. д. 4) действия выполняются двумя руками одновременно.

Большая - маленькая

Предложите ребенку набор различающихся по цвету, величине, форме пуговиц для хаотичного выкладывания на игровом поле. Процесс сопровождается речевым описанием каждой пуговицы: цвет, величина. Когда игровое поле сформировано, ведущий дает задание : «Покажи зеленую круглую большую пуговицу указательным пальцем правой руки» или «Покажи синюю маленькую квадратную пуговицу мизинцем левой руки». После выполнения нескольких заданий роль ведущего передается ребенку.

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

В какой руке пуговица?

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка. Эту игру можно также использовать в работе в парах с подгруппой детей.

Коллективная мозаика.

Цель: развитие коммуникативных навыков, творческого мышления.

Распределить пуговицы между детьми. Из всех имеющихся пуговиц выложить на столе коллективно сказочный цветок (животное, машину и т. д.). Нужно использовать все пуговицы каждого члена команды, а затем рассказать о том, что изображено. Дети сами определяют, кто будет рассказывать о «командном» цветке. Помимо этого, каждый имеет возможность высказать свое мнение и положить свою пуговицу, т. е. внести свой вклад в общее дело.

Каждый ребенок должен выбрать самую красивую, по его мнению, пуговицу и вместе с командой сложить определенный узор.

Забей гол в ворота

Цель: развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики.
Крышка от коробки из-под обуви. Рисуем футбольное поле, ворота лепим или делаем из маленьких коробочек. Два игрока щелбанами отправляют по очереди шайбу пуговицу в ворота друг друга.

Попади в цель

Цель: развитие мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков.

Ребята берут пуговицы определенных цветов. Бросают их в шляпу или какую-либо коробку. Пуговиц какого цвета в шляпе больше - тот и выиграл!

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

"Семейные истории".

Цель: налаживание коммуникации, коррекция эмоционально-волевого поведения, объединение.

Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, предостерегающих, мудрых или забавных, героями которых были мы сами и члены нашей семьи. Припишите их пуговицам. Так опыт и традиции вашей семьи перейдут к ребенку. Бессознательное ощущение своих "корней" создаст чувство уверенности и защищенности как у вас, так и у ваших сына или дочери.
Устройтесь удобно за столом, на ковре или на мягком диване. Включите приятную музыку. Достаньте коробку или шкатулку, в которой хранятся пуговицы. Вспомните, как не одно поколение женщин вашей семьи держали эту шкатулку в своих руках, складывая и перебирая пуговицы. Тихонько потрясите закрытую шкатулку с пуговицами над своим ухом и ухом ребенка, прислушиваясь к шепоту времени... Скажите: "В этой коробочке хранятся пуговицы, которые были на одежде — твоей, моей, бабушкиной, дедушкиной. Слышишь их разговор — они рассказывают друг другу и нам удивительные истории нашей семьи. Послушай, вот одна из них..."
Пример: "Есть в этой коробочке пуговичка с моего 
свадебного платья. Она маленькая, белая, блестящая, гладкая, прохладная. Давай найдем ее в коробке. Да, это она. Эта пуговица помнит нашу с папой свадьбу. Она помнит улыбки, пожелания счастья, много радости. Поэтому она приносит радость и счастье. Возьми ее в руку, сожми в кулаке, согрей ее. Чувствуешь, к тебе пришла радость? Теперь, если ты останешься дома один и тебе станет грустно, найди эту пуговичку, подержи в своих руках, и она придаст тебе силы. Пуговичка может дарить радость и другим. С кем бы ты хотел поделиться радостью? Скажи этому человеку что-нибудь хорошее".
Комментарий. Вы можете рассказывать истории о различных событиях, происходивших в вашей жизни, приписывая пуговицам чувство, окрашивающее данную историю. Таким образом вы создаете символы различных эмоциональных состояний, что способствует развитию коррекции эмоционально-волевого поведения вашего ребенка.

"Родословное дерево".

Цель: Налаживание коммуникации, гармонизация эмоционального состояния, формирование уважительного отношения к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите вертикальную линию в центре листа. Представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и попросите ребенка выбрать пуговицу, принадлежащую маме, и пуговицу, принадлежащую папе. Положите "мамину" пуговицу слева от ствола дерева, "папину" — справа. Скажите: "У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно и у нас. Сейчас мы вместе его нарисуем. Нижние ветви дерева принадлежат старшему поколению: твоим бабушкам и дедушкам. Причем, как с маминой, так и с папиной стороны. У папы есть мама и папа, и у меня есть мама и папа. Мы называем опору семьи "старшим поколением". Найди четыре самые большие пуговицы и расположи их на нижних ветвях: моих родителей — слева, а папиных родителей — справа. У старшего поколения появились дети: у моих родителей — я, у папиных — папа. Мы с папой называемся "средним поколением". Возьми две пуговицы поменьше — это я и папа. Расположи наши пуговицы над бабушкиными и дедушкиными ветвями. У нас с папой родился ты (твоя сестра, брат). Это — "младшее поколение". Поэтому найди пуговицу(ы) еще меньше и расположи их на самых высоких ветвях. Правда, красиво? Но дерево не может жить без корней. Корни нашего дерева — родители твоих бабушек и дедушек. Их называют "прадедами". Вот тебе самая большая пуговица, положи ее в основание ствола, туда, откуда растут у дерева корни".
Комментарий. Эта игра не только позволяет закрепить понятия "больше—меньше", но и формирует уважительное отношение к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.

"Бабушкина пуговица".

Возьмите пуговицу, которая когда-то была на одежде вашей мамы. Дайте ребенку подержать ее в руках и скажите: "Эта пуговица была на кофте твоей бабушки. Давай с тобой подумаем, что она "видела".
Игра может носить и другое название, если вы решите выбрать пуговицу, принадлежавшую другим членам вашей семьи. Придумывая рассказы, вы можете познакомить ребенка с различными социальными ситуациями и научить его вести себя в них, опираясь на опыт кого-то из родственников.

Пуговицы можно использовать для символизации режимных моментов. Это важно для развития самостоятельности и способности доводить дела до конца. Эта методика подробно описана в книге -Евстигнеевой, . Игры в сказкотерапии. Она позволяет родителям использовать пуговицы для организации режима дня ребенка.

Цикл «Режим дня»

Подберите 9 комплектов пуговиц, в отверстия которых пройдет толстая «цыганская» игла:

— 10 маленьких белых;

— 10 больших белых;

— 10 средних желтых;

— 10 средних зеленых;

— 10 средних коричневых;

— 10 средних фиолетовых (или сиреневых);

— 10 больших синих;

— 10 больших красных;

— 10 больших черных.

Из двух школьных ластиков и двух «цыганских» игл приготовьте устройства для нанизывания пуговиц (по принципу тех, на которые в магазинах раньше накалывали чеки). Далее мы будем называть их «держателями». Договоритесь с ребенком о значении пуговиц:

— маленькие белые — символ чистоты, обозначают гигиенические процедуры;

— большие белые — символ чистоты в доме, обозначают домашние дела (уборка, стирка, мытье посуды и пр.);

— желтые пуговицы — символ солнца и энергии, обозначают завтрак;

— зеленые пуговицы — символ покоя и гармонии, обозначают обед;

— коричневые пуговицы — символ физического здоровья, обозначают послеобеденный и ночной сон;

— фиолетовые пуговицы — символ сумерек, обозначают ужин;

— синие пуговицы — символ чувств и эмоций, обозначают разнообразные социальные контакты;

— красные пуговицы — символ активности, обозначают добрые дела и поступки (выдаются как вознаграждение);

— черные пуговицы — обозначают плохо сделанные дела или отказ от выполнения задания.

Вечером каждого дня вы планируете с ребенком следующий день. Проговариваете режимные моменты, обозначаете их пуговицей и последовательно выкладываете перед собой сверху вниз. Причем, верхняя пуговица символизирует дела на начало дня. Например, подъем, как проявление активности и хорошего дела, можно обозначить красной пуговицей. Далее — зарядка (тоже красная пуговица). Умывание (малая белая пуговица). Накрывание на стол (большая белая пуговица). Завтрак (желтая пуговица) и т. д. Завершает «пуговичную цепочку режима дня» сон (коричневая пуговица). Затем, совместно с ребенком, вы нанизываете пуговицы на «держатель» так, чтобы внизу оказалась пуговица, символизирующая «отбой», а сверху — символизирующая подъем красная пуговица. Таким образом, вы получаете символический распорядок дня, учите ребенка последовательности действий в течение дня, формируете навык планирования своего времени.

В первые дни ваших занятий, пока не сформирован навык осознания своих действий и их последовательности, вы выдаете ребенку за выполненное

действие (предусмотренное режимом) соответствующую пуговицу. Вместе с ребенком вы нанизываете ее на свободный «держатель». Кроме того, если ребенок положительно отличился или проявил себя с худшей стороны, вы награждаете его красной или черной пуговицей. Он может складывать их в отдельную коробочку.

Вечером вы подводите итоги дня. Ребенок сравнивает заполненные держатели, соотносит запланированные дела с реально выполненными. Если какие-то дела не были реализованы, вы совместно анализируете причины произошедшего. Возможно, в этом процессе вам пригодится коробочка с красными и черными пуговицами, которые ребенок получил за день.

Терпеливо работая по этой системе, вы постепенно добьетесь самостоятельности ребенка в планировании завтрашнего дня, научите его выполнять запланированное и оценивать свои действия.

Эта система позволит вам распределять употребление пищи ребенком в течение дня. Сложив завтрак ребенка в пакет, вы обозначите его желтой пуговицей, обед — зеленой и ужин — фиолетовой.

Так игры с пуговицами формируют навыки самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с нестандартным оборудованием для развития мелкой моторики

Картотека составлена по материалам книги О.А. Зажигиной "Игры для развития мелкой моторики рук с нестандартным оборудованием"....

Городской семинар "Использование педагогических технологий и нестандартного оборудования при обучении игры в волейбол на уроках физической культуры и на тренировочных занятиях"

Использование инновационных технологий на уроках физической культуры помогает повысить плотность урока, точность выполнения упражнений и заданий,развивает интерес к занятиям физической культуры. Если ...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Дети развиваются в движении. Поэтому дети с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи. Помимо речевого развития, игры с пальчиками развивают эмоциональну...

Игры с НЕСТАНДАРТНЫМ оборудованием БУМАГОЙ

Бумаги, как цветной, так и обычной, так же, как и картона, много в каждом доме. С этим материалом легко играть, ее не жалко выбросить, а уж варианты всевозможных поделок из бумаги трудно себе представ...

Игры с НЕСТАНДАРТНЫМ оборудованием ШНУРКИ (Веревка)

Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений паль...

Подвижные игры с нестандартным оборудованием

Нестандартное спортивное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из списанного инвентаря и подручных средств и материалов. Такое оснащение способствует к проведению но...