Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Твёрдое - жидкое»
план-конспект

Терзи Татьяна Ивановна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Твёрдое - жидкое»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdoe_-_zhidkoe.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Твёрдое - жидкое»

Цель: Развитие способностей к преобразованию. Развитие у дошкольников познавательной активности, совершенствование исследовательских способностей.

Задачи:

Образовательные:

• формирование действий превращения;

• формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ;

• активизация словаря (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать, подбор антонимов.

Развивающие:

• развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества;

• развитие экологического сознания;

• развитие двигательных действий.

Воспитательные:

• воспитание бережного отношения к предметам ближайшего окружения.

Виды детской деятельностипознавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, двигательная.

Материалы и оборудование: кусок льда, молоток; у каждого ребенка деревянные палочки, кусок мела, стакан с водой, пустой стакан, кубики, карточки-символы твердых веществ (кружки красного цвета) и жидких веществ (кружки синего цвета, пластилин; подставка для поделок.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он пришел к нам с проблемой. Вчера рисовал красками, и у него сломалась кисточка. Незнайка узнал, что мы с вами занимаемся превращениями и просит нас превратить его сломанную кисточку в целую. Как вы думаете, мы сможем ему помочь, сможем превратить его кисточку в новую?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Незнайке, что такое превращение?

Ответы детей:

Воспитатель: «Превращение – это когда кто-то (что-то) изменится».

Воспитатель: Приведите примеры превращений.

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а когда возможно превращение?

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы опять станем исследователями, отправимся в нашу увлекательную научную лабораторию и попробуем выяснить, всегда ли возможны превращения. Незнайка отправится вместе с нами.

Воспитатель: А чтобы пройти в нашу лабораторию, вам необходимо сдать тест на исследователя – назвать противоположное по смыслу слово:

Дидактическая игра «Наоборот».

Твердый-жидкий

Горячий-холодный

Жесткий-твердый

Гладкий-шершавый

Глубокий-мелкий

Светлый-темный

Острый-тупой

Толстый-тонкий

Полный-пустой

Половина-целое

Чистый-грязный

Тяжелый-легкий

Горький-сладкий

Мокрый-сухой

Правда-ложь

Ясный-пасмурный

Полезный-вредный

Быстрый-медленный

Веселый-грустный

Высокий-низкий.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведем опыты. У вас на столе все, что понадобится для сегодняшнего исследования. У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте ее, постучите ей. Какая она?

Ответы детей : Твердая

Воспитатель: А теперь давайте каждый сломает палочку. Сколько теперь стало палочек?

Ответы детей: Две палочки.

Воспитатель: Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается?

Ответы детей: не получается.

Воспитатель: Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя.

Воспитатель: Возьмите кусочек мела. Для чего нужен мел?

Ответы детей:

Воспитатель: Мелом пишут в школе на доске, на асфальте. Посмотрите на него, пощупайте. Какой он? Что можно про него сказать?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь сломайте этот кусочек мела.

Воспитатель: Был один кусочек мела, а стало?

Ответы детей: Два.

Воспитатель: Попробуйте соединить два кусочка, чтобы получился один.

Дети пытаются соединить кусочки мела.

Воспитатель : вот и мел не получается у нас соединить обратно. А теперь отложите кусочки мела. Подумайте и ответьте на вопрос: деревянная палочка и мел – что у них общего?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, и палочка и мел – твердые. Если сломать что-то твердое: деревянную палочку, мел, камень разбить, сломать твердую игрушку – машинку, например, то твердое уже нельзя снова сделать целым – вы видели, что части палочки и части мела не соединяются. Ребята, а что будет, если вы сломаете веточку дерева или оторвете листочек?

Ответы детей:

Воспитатель: Дерево уже не будет целым – оторванный листочек обратно не приставишь. Поэтому нельзя ломать деревья и кусты – если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть кусочек льда. Сейчас мы его разобьем молотком и будет много кусочков.

Воспитатель : А теперь давай те все вместе попробуем их соединить. Получается?

Ответы детей:

Воспитатель: Лед твердый. Мы его разбили, сломали, и теперь кусочки не соединяются в целое.

Воспитатель: А теперь давайте проведем еще один опыт. У вас на столе стоит стакан с водой и пустой стакан. Попробуйте, сломайте воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два „кусочка“ воды.

Дети переливают часть воды (половину) из одного стакана в другой.

Воспитатель: У всех получилось две части воды? А теперь из двух частей сделайте одну.

Ответы детей:

Воспитатель: Очень хорошо. Воду мы разделили на две части, и потом из двух частей получилась одна целая вода. Значит, воду можно «сломать» и сделать опять целой. Почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Вода не твердая, а… (жидкая). Все жидкое можно разделить и потом снова сделать целым. Можно даже воду из всех ваших стаканов налить в большую кастрюлю.

Физкультминутка

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы по шире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

Дети садятся за столы.

Воспитатель раздает им по кусочку пластилина.

Воспитатель: Пластилин какой?

Ответы детей: Твердый.

Воспитатель: Давайте помнем его.

Воспитатель: А теперь пластилин твердый?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: А какой он?

Ответы детей: Мягкий.

Воспитатель: Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, и с куском мела разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина?

Ответы детей: Два.

Воспитатель: Пластилин твердый или жидкий?

Ответы детей: Твердый.

Воспитатель: Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте проверим – сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается, ребята?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Было два кусочка пластилина, а стал опять один.А теперь давайте ответим на вопрос: почему мел нельзя соединить, а пластилин можно?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, потому что пластилин мягкий. Пластилин сразу был мягким?

Ответ детей: Нет

Воспитатель: Когда он стал мягким?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое.

Воспитатель: А вот твердое нельзя сломать и снова соединить. Жидкости можно разливать и снова сливать вместе, наливать куда угодно – в стакан или в блюдце, в тарелку или в аквариум – вода очень легко изменяется, – то она круглая в стакане (показывает, то овальная в ладошке (наливает воду в ладонь, то квадратная (демонстрирует картинку с бассейном). А твердые предметы не меняются. Вот кубик (показывает, если мы его положим в стакан (кладет, то он останется таким же квадратным, и если на ладошку положим, то он не изменится. Если же кубик сломать, то он так и останется сломанным. Поэтому все твердое нельзя ломать – оно не станет целым.

Воспитатель: Ребята, так что мы ответим Незнайке? Сможем мы сделать его кисточку целой?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Но ты, Незнайка, не огорчайся. Мы подарим тебе новую кисточку. (Дарит)

Воспитатель: А сейчас приглашаем тебя поиграть с нами в игру.

Дидактическая игра «Что бывает твёрдым, а что бывает жидким.

Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Что бывает твёрдым, что бывает жидким. Я называю слово или показываю картинку, а вы должны сначала подумать, какое вещество оно обозначает – твердое или жидкое,а потом уже поднять символ: красный кружок – твердое вещество, синий кружок – жидкое вещество.

Воспитатель: Приготовились? Начали!

Жидкие вещества: суп, камень, компот, сок, керосин, бензин, духи в бутылочке, одеколон, нефть, йогурт, растворитель, кетчуп, сметана.

Твердые вещества: металл, дерево, керамика, стекло, камень, бетон, фарфор, пластмасса, золото, серебро.

Дети показывают соответствующие символы.

Воспитатель: На этом наша исследовательская деятельность сегодня заканчивается. Вы были все молодцы. Давайте попрощаемся с Незнайкой! И опять ждем его в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" для детей средней группы "Путешествие в осенний лес"

Развивать у детей музыкальный слух, певческий голос и творческие способности. Учить  различать тембр музыкальных инструментов.  Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах....

"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям "Коммуникация", "Познание". Тема «Одежда» (2 младшая группа).

Закрепление представлений об одежде и ее назначении; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматического строя речи....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»

Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...