Учебные сессии для мотивированных детей (Из опыта работы)
статья

Работа с мотивированными детьми.. . Как ее можно организовать? Ключевые слова: мотивированные дети, конкурсно-олимпиадное движение, учебные сессии, способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolova_l.n._podporozhe.statya.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

                   

             

                     Учебные сессии для мотивированных детей.

                                            Из опыта работы

      Ключевые слова: мотивированные дети, конкурсно-олимпиадное движение, учебные сессии, способности.

  В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей. Поэтому выявление таких людей должно начинаться уже в начальной школе.

Национальной образовательной стратегией – инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и в тесной связи с ним предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Создание целостной системы работы с талантливыми детьми все более актуальной становится и в Ленинградской области.  Государственная Программа «Современное образование Ленинградской области», областной закон «О мерах государственной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в Ленинградской области», региональная программа  «Поддержка школ со стабильно высокими образовательными результатами» Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области предусматривают возможность развития и поддержки  наиболее способных школьников, расширения их познавательных интересов и интеллектуальных умений.

  Работа с одаренными детьми является частью Программы развития МБОУ «Подпорожская средняя общеобразовательная школа №8»   и предусматривает возможность развития наиболее способных  школьников, расширение базы их познавательных интересов и интеллектуальных умений. Раннее выявление, обучение  одаренных детей  составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми обучающимися становится всё более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

    Анализ участия   учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, муниципальных и региональных этапах олимпиад показывает, что в педагогическом коллективе МБОУ «Подпорожская СОШ №8» есть  категория мотивированных на успех  детей. Вместе с тем, возможности и способности творческого обучения не всегда в полной мере можно реализовать.

  Чем сильна наша школа?   В школе высокий творческий потенциал коллектива и дети, мотивированные на успех,  результативность работы педагогического коллектива с мотивированными детьми (учащиеся школы становятся победителями и призерами муниципального этапа олимпиады школьников, различных конкурсов, смотров).  Устойчивые традиции школы позволяют развивать творческие, интеллектуальные способности детей. У  нас есть опыт работы на  муниципальных сессиях («погружениях») в рамках подготовки  учащихся школ Подпорожского района к ЕГЭ по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, истории.

  Работая на учебных сессиях, педагоги приобретают опыт работы с одаренными детьми, появляется необходимость анализа и обобщения опыта работы, конструирования педагогических средств, применение которых позволит эффективно и действенно организовать работу с мотивированными детьми. Осуществление данного проекта дает возможность коллективу школы  заявить о себе и своем творческом потенциале на уровне района,  позволяет заявить  о  потенциале образовательной организации через формирование традиций, через участие большого количества детей в традиционных мероприятиях, которые позволяют развивать творческие, интеллектуальные способности детей.  

  У педагогического коллектива школы есть и научный задел. Основной задел образовательной организации МБОУ «Подпорожская СОШ № 8» по проблеме работы с одаренными детьми составляют научно-методические и практико-ориентированные разработки педагогов школы: «Создание ситуации успеха для учащихся» (Григорьева О.И., учитель начальных классов), «Развитие способностей на уроках математики в начальной школе. Формы и методы  работы» (Боженкова Н.М., учитель начальных классов),  «Организация и руководство индивидуальным проектом учащегося при реализации ФГОС» (Макарьева И.Л., учитель информатики), «Информационно-коммуникационное сопровождение обучения математике»  (Майорова Н.В., учитель математики).   Выступления на заседании районного методического объединения  учителей русского языка и литературы «Опыт работы по подготовке учащихся к олимпиадам» (Ермолова Л.Н., учитель русского языка и литературы), РМО учителей английского языка (Мещерякова Н.А., учитель английского языка).

   Тем не менее, при всех сильных сторонах образовательного учреждения  проблемным полем нашей деятельности остается отсутствие высоких результатов на региональном уровне при наличии творческого педагогического коллектива и мотивированных учащихся.  

   Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Поэтому возникла идея создание условий для  непрерывной успешной подготовки мотивированных детей к участию в конкурсно - олимпиадном движении посредством организации и проведения учебных сессий.

       Как возникла эта идея? Анализ участия школьников в конкурсно-олимпиадном движении дает понять, что в школе есть мотивированные на успех дети, они показывают хорошие и даже отличные результаты участия в олимпиадах и конкурсах  на муниципальном уровне. В образовательной организации есть творчески работающие педагоги, которые уделяют достаточно много внимания подготовке обучающихся к участию в КОД в рамках учебных часов и через  самостоятельную подготовку учащихся. Но мы видим, что эта работа не всегда дает положительный результат. Значит, необходимо в рамках  внеурочной   деятельности организовать занятия для мотивированных детей. Но проводить их в течение учебного года сложно, т.к. это приведет к перегрузке и ученика и учителя. Так возникла идея учебных сессий, в рамках которых проводятся занятия по подготовке мотивированных на успех учащихся.

        Чем интересна эта идея? Во-первых, занятия на растянуты на весь учебный год, они проводятся в течение 2-3 месяцев, 1 раз в  неделю или  один раз в две недели.  Во-вторых, занятия с детьми проводит не только тот учитель-предметник, который у них работает, но и другие педагоги. При этом, в начальной школе кроме учителя начальной школы занятия ведёт  учитель-предметник из основной школы. В-третьих, мы думаем, что подготовку к участию в КОД лучше начинать с начальной школы. Это и преемственность между начальной и основной школой, да и дети этого возраста наиболее восприимчивы ко всему новому, у них ещё есть интерес.

          Новизна предлагаемых решений инновационного образовательного проекта «Учебные сессии по предметам гуманитарного и научно-естественного циклов для подготовки к КОД мотивированных детей 4 – 8 классов» заключается в том, что  будет разработана и внедрена в практику система непрерывной подготовки мотивированных детей к конкурсно - олимпиадному движению, разработаны дополнительные рабочие программы по организации работы с мотивированными детьми. Учащимся предоставлена возможность сетевого взаимодействия других образовательных организаций (Центр детского творчества, Политехнический техникум) и школы.

       Мы понимали, для того чтобы разработать  и внедрить систему учебных сессий по предметам гуманитарного и научно-естественного  циклов для подготовки к КОД мотивированных детей 4 – 8 классов, необходимо решить ряд организационных задач:

  • создать организационно управленческие условия деятельности педагогического коллектива по разработке и реализации проекта, в том числе разработать пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование педагогов – участников проекта;
  • разработать  перспективный  план работы по внедрению проекта в образовательный процесс школы, циклограммы основных мероприятий по реализации проекта;
  • сформировать пакет разработок по методике подготовки и проведения различных мероприятий, развивающих познавательную деятельность учащихся;
  • изучить возрастные и психологические особенности детей, мотивированных для участия в КОД;
  • повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, участвующих в проекте,  по вопросам  возрастных и психологических особенностей детей, мотивированных для участия в КОД.

       Необходимо было  апробировать  и внедрить в образовательный процесс школы  предметные сессии для мотивированных детей. Для этого разработать программы учебных сессий по предметам гуманитарного и научно-естественного циклов для подготовки к участию в КОД мотивированных детей 4 – 8 классов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.  

          В 2020- 2021 учебном году мы  апробировали  идею организации и проведения учебных сессий по предметам гуманитарного и научно-естественного циклов для подготовки к участию в  конкурсно-олимпиадном движении мотивированных детей 4 – 8 классов. Эти учащиеся во время учебных сессий, которые были организованы в ноябре и декабре 2020 года,  имели возможность посещать курсы «Занимательное обществознание» (учитель обществознания Богомолова В.С.), «Инфознайка» (учитель информатики Макарьева И.Л.), «Алгоритмы и их исполнители»(учитель информатики Шлендик А.Ю.), «Тайны и секреты русского языка»(учителя начальной школы Григорьева О.И., Лукина И.С.), «Занимательный русский»(учитель русского языка Пименова А.А.), «Занимательная математика» (учителя начальной школы Онькина Ю.Н., Цветкова Н.А.), «Британский клуб» (учитель английского языка Мещерякова Н.А.), «Deutsch mit Hans Hase»(учитель немецкого языка Пузикова О.Н.), «Шаг в математику»(учителя математики Майорова Н.В., Ольшина Е.В.), «Загадочный микромир»(учитель биологии Мартынова Н.А.). Цель этих курсов  – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности.

  Некоторые   занятия таких учебных курсов, как «Занимательное обществознание, «Тайны и секреты русского языка» проводили учащиеся старшей школы, являющиеся  победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. И слушателям курсов, и проводившим их одинаково было интересно: одним – готовиться к занятию и проводить его, а другим – выполнять задания, данные им  старшеклассниками.

     Занятия учебного курса «Загадочный микромир» проводились в лаборатории на базе МБОУ ДО «Центр детского творчества». Учитель биологии  Мартынова Н.А. -   преподаватель центра. Некоторые занятия по информатике были организованы на базе ГБПОУ ЛО  «Подпорожский политехнический техникум» и проводились преподавателями данного учебного заведения.

    Учащиеся 4 – 8 классов, мотивированные на успех, в течение 2020-2021 учебного года, участвуя в конкурсно-олимпиадном движении, показывали  хорошие результаты.  Наши ребята – победители и призеры муниципального этапа региональной олимпиады по базовому курсу информатики и ИКТ среди учащихся 7 – 8 классов,  муниципальных соревнований по робототехнике (учащиеся 8 класса), победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Живая классика», учащаяся 5-го класса. В  районной  интеллектуальной  викторине  «Победный маршрут» ученики нашей школы стали призерами.   Среди учащихся 4 – 8 классов -  победители на муниципальном уровне в игре «Инфознайка», победители и призеры в международной игре по математике «Кенгуру», международной игре-конкурсе «Русский медвежонок».

 На  муниципальной конференции «Дарование» учащиеся 4-го класса стали призерами секций «Математика» и «Русский язык». В региональном конкурсе экскурсоводов победителем в номинации «Живая память» признана учащаяся 4 класса нашей школы. Призером  муниципального конкурса чтецов «Колокол памяти» стал также наш  четвероклассник. Было бы некоторым лукавством утверждать, что все эти дети посещали учебные сессии, но большая их часть из этих школьников занималась на курсах.

           Олимпиады и конкурсы  стимулируют интерес учащихся к   приобретению новых знаний, предоставляют возможность само реализоваться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с  заданиями. 

             Не менее полезной стала работа на учебных сессиях и для педагогов школы. Учителя приобрели новый опыт по работе с новыми учебными программами, смогли повысить психолого-педагогическую компетентность по вопросам  возрастных и психологических особенностей детей, мотивированных для участия в КОД.

    Организация и апробация учебных сессий для мотивированных на успех детей стала темой не только административных совещаний, но заседаний школьных методических объединений. Работающие на сессиях педагоги

 обменивались опытом по работе с мотивированными детьми  с другими учителями – предметниками.  

    Большую помощь в работе с мотивированными детьми оказывали и оказывают  педагог-психолог школы (педагогическое сопровождение) и зав. школьной библиотекой (обзор научной, познавательной и справочной литературы и для педагогов и для учащихся).

         Конечно, говоря об определенных успехах, нельзя не сказать о трудностях. Одна из них – это уменьшение количества мотивированных детей. Но даже если они есть, то мы понимаем, что такие дети заняты во внешкольной деятельности (музыкальная и  художественная школы, спортивные секции). Вторая трудность – позиция родителей. С одной стороны, родители не против, чтобы их ребенок был успешен, участвовал в различных конкурсах, олимпиадах, занимал призовые места. Но… Участие в олимпиадах приводит к пропускам уроков. А если ещё ребенку предстоит ехать на региональный этап…

         В 2021-2022 учебном году мы продолжаем работу по организации и проведению учебных сессий для мотивированных на успех детей, и как говорится, пойдем дальше: к участию в учебных сессиях в этом году мы привлекаем  учащихся 3-х классов. Работаем над созданием  творческой группы (команды школьников), готовящихся к олимпиадам, которая позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах.

        Возможно, несколько амбициозно звучит, но нам хотелось бы стать инициаторами и организаторами проведения таких учебных сессий для мотивированных детей школ района. Ведь тогда у школьников появится возможность общаться со своими сверстниками, да и занятия могут проводить не только  педагоги нашей школы, но и учителя из других образовательных учреждений.

     Работая с одарёнными детьми, мы пришли к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. А это можно сделать не только через индивидуальную работу с учащимся, но и через организацию и проведение учебных сессий.  Как утверждал  английский философ Фрэнсис  Бэкон: «Врождённые дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью учёных занятий».

   

       Авторы: Ермолова Любовь Николаевна, учитель  русского языка и литературы;

                      Лукина Ирина Сергеевна, учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание воспитательного пространства в рамках творческого развития детей (из опыта работы)

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, единое воспитательное пространство...

Партнерство детского сада и семьи в физическом воспитании детей (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов и родителей в нашей прогимназии происходит в разных видах деятельности. Это взаимодействие вышло уже на уровень партнерства. Физическая культура-один из способов партнерства с...

Одаренные дети. Из опыта работы

В данной статье описывается опыт работы учителя английского языка Пискуновой Т.Г с одаренными детьми в учебной и вне учебной деятельности....

Одаренные дети. Из опыта работы

В данной статье описывается опыт работы учителя английского языка Пискуновой Т.Г с одаренными детьми в учебной и вне учебной деятельности....

Поддержка и развитие одаренных детей (из опыта работы)

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка ...

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Переход на новые образовательные стандарты в 5-6 классах. Какие изменения у педагога, у детей (из опыта работы)?

Переход на новые образовательные стандарты в 5-6 классах. Какие изменения у педагога, у детей (из опыта работы)....